Организация проектной и исследовательской деятельности школьников Петрозаводск, 2014 г. Вяйзинен Марина Александровна marinen1@rambler.ru Музыкальная Творческая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Advertisements

Технология проектного обучения возникла в начале прошлого столетия в США. Первоначально она была известна под названием «метод проектов» и (или) «метод.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Организация творческой исследовательской деятельности.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКА. Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь?
Научно-исследовательская деятельность школьников.
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
Реферат. Научно - исследовательская работа. Проект.
Роль различных источников информации при организации исследовательской деятельности школьников.
. Презентацию подготовила: Гамаюнова Е.Ю. Использование элементов исследовательской деятельности на уроках в начальной школе.
Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если: Способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, также умений переносить их в новые ситуации;
Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Формирует мотивацию,
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской,
Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Учитель информатики Фролова Е.А. МОУ СОШ 22 г.Томска.
Развитие навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников Выполнила учитель начальных классов Гусева Т.В.
Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных.
Транксрипт:

Организация проектной и исследовательской деятельности школьников Петрозаводск, 2014 г. Вяйзинен Марина Александровна Музыкальная Творческая Лаборатория В рамках российско-финляндского проекта «Музыка: обучение с увлечением»

Цель и задачи

Исследовательское обучение Сформированность исследовательских умений и навыков становится сегодня элементом новой образовательной парадигмы, когда фундаментальность образования связывается не с объемом усвоенных знаний, а с объемом индивидуального познавательного опыта, опосредуемого в тех или иных компетенциях. Исследовательское обучение

Педагогу для успешного сопровождения исследовательской деятельности школьников необходимо: Знать основы методики исследования Понимать сущность исслед-го обучения Систематически развивать общие исслед-е умения и навыки у школьников Быть носителем культуры научного исследования

Американский психолог Д.Гилфорд выделил 2 вида мышления: дивергентное (творческое) – тренируется на задачах, имеющих несколько правильных ответов конвергентное (логическое) – активизируется в задачах, имеющих единственный правильный ответ. Не умаляя значения развития логического мышления, следует отметить, что именно в ходе дивергентного типа развиваются важнейшие исследовательские навыки, характеристики креативности: оригинальность, гибкость, беглость мышления. Дивергентное (творческое) и конвергентное (логическое) мышление

Наименование Дословный перевод с ин. яз. Характерные черты Определение понятия Примечание 1 Реферат 2 Экспериментальная работа 3 Проект 4 Описательная работа 5 Исследовательская работа Основные типы творческих работ учащихся

Основные элементы образовательной программы Образовательная программа, выстроенная в соответствии с идеей исследовательского обучения, включает три относительно самостоятельных подпрограммы: 1. Тренинг; 2. Исследовательская практика; 3. Мониторинг.

Тренинг Видеть проблемы; ставить цель; планировать моделировать; задавать вопросы выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; качественно и количественно описывать компоненты объекта; определять существенные признаки объекта; классифицировать; наблюдать; экспериментировать; создавать и структурировать тексты; составлять на основании письменного текста таблицы, схемы, графики; составлять тезисы, аннотацию, рецензию письменного текста; высказывать суждения; анализировать; делать умозаключения и выводы; оценивать деятельность по заданному алгоритму…

Развитие умений давать определения понятиям Описание: Велимир Хлебников – поэт и писатель XX века, яркий представитель футуристической литературы, основатель языка – «зауми». Характеристика: Велимир Хлебников – неординарный писатель, скромный, внимательный и чуткий к людям, природе, мировой истории. Сравнение: Велимир Хлебников – советский поэт, в отличие от В.Маяковского ни разу не написавший произведения по заказу властей. Обобщение: Велимир Хлебников – поэт и писатель XX века, яркий представитель футуристической литературы, стоящий в одном ряду с такими писателями как В.Маяковский, Д.Бурлюк, А.Кручёных.

Проектное обучение Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Работа по методу проектов требует от учителя создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель становится педагогом широкого профиля. Для этого он должен обладать высоким уровнем культуры и творческими способностями. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала.

Учитель в проекте – это… энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели; специалист, обладающий знаниями и умениями в различных областях; организатор деятельности; консультант, организующий доступ к информационным ресурсам; руководитель (в вопросах планирования времени и т.п.); координатор группового процесса; эксперт, анализирующий результаты проекта.

Типы проектов 1. Тип проекта по доминирующей деятельности учащихся: информационный проект; творческий проект; игровой проект; прикладной, практико-ориентированный проект; 2. Тип проекта по продолжительности проведения: краткосрочные; средней продолжительности; долгосрочный проект (12 месяцев); 3. По характеру контактов: среди участников школы или класса; региональные; международные; 4. По количеству участников: личностные (индивидуальные); парные; групповые.

развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности; развивает творческие способности; ориентирует на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования. Преимущества метода проектов:

Проектное обучение Паспорт учебного проекта: проблема; проектирование (планирование;) поиск информации; продукт; презентация.

Выбор формы продукта проекта Создание видеофильма; создание сборника музыкальных произведений с иллюстрациями; создание веб-сайта любителей музыки…; создание книги; сочинение песни на тему…; создание необычных музыкальных инструментов из подручных материалов; создание плаката-викторины; создание музыкальной игры, которую можно было бы использовать на занятиях для закрепления материала; создание дневника путешественника; создание путеводителя по городу для виртуальной экскурсии.

Основные понятия научных исследований Объект; Объект; предмет; предмет; цель; цель; гипотеза; гипотеза; задачи; задачи; методы. методы.

Что тебе особенно интересно? Что ты уже знаешь об этом? Чего ты еще не знаешь? А что бы ты хотел узнать? Примерно так, можно выйти на проблему исследования. Мы рассматриваем проблему в аспекте исследовательской работы как «разрыв» между двумя состояниями: 1) чего-то не знаем, но хотим знать и 2) исследовали и узнали. Когда проблема сформулирована, видна цель исследования. Сформулировать проблему – это уже наполовину ее решить. А.Эйнштейн А.Эйнштейн Сформулировать проблему – это уже наполовину ее решить. А.Эйнштейн А.Эйнштейн

Объект и предмет исследования Объект исследования – это процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и на которое обращено внимание исследователя. Предмет исследования – это способ видения объекта; это своего рода ракурс, та точка зрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, признаки, связи изучаемого; – это определенный аспект изучения объекта.

Предмет исследования Предмет исследования – это та сторона (аспект, точка зрения, «проекция»), с которой исследователь познает целостный объект, выделяя в нем главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта; ПРЕДМЕТ в рамках ОБЪЕКТА определяет более узко-конкретную область деятельности исследователя; в отличие от объекта, формулировка ПРЕДМЕТА несет в себе явную информацию о цели исследования; один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений. Предмет исследования чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию.

Темы и проблемы учебных занятий, вопросы, возникающие на острие обсуждения Доклады и сообщения учащихся, наиболее интересные сочинения и задания Рекомендуемый учителем список тем исследований Собственные вопросы и интересы учащихся Как возникают темы исследований?

Актуальность Новизна Потребность практики Тема исследования Как правильно выбрать тему исследования?

1 …отражать суть темы, цель исследования 2 …быть краткой 3 …быть написана грамотно Формулировка темы должна…

«Забыто ли имя Н.И. Пирогова?»; «Анализ некоторых вопросов…»; «К вопросу о …»; «К изучению…»; «Вопрос…»; «Исследование…»; «Изучение…»; «Анализ…»; « С цепочкой родительных падежей …». Неудачные формулировки темы

Цель – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска. Цель исследования Цель исследования – это то, чего хочет достичь учащийся в своей исследовательской работе. Цель характеризует основной замысел (результат) работы.

Гипотеза – обоснованное предположение о том, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат. Гипотеза - научно обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке. Гипотеза Гипотеза Гипотеза – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений, истинное значение которого не определено Гипотеза – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений, истинное значение которого не определено.

РЕТРОСПЕКЦИЯ - (от лат. retro – назад и specto - смотрю) – обзор прошедших событий, мысленное обращение к прошлому, выявление его тенденций; ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ – распространение этих тенденций на будущее, распространение выводов, полученных в результате изучения одной части явления, на другую часть этого явления. Предвидение Предвидение

Формулирование гипотезы «если…, то…»; «это возможно, если…»; «будет обеспечено, если…»; «будет осуществляться эффективно при наличии (при условии)…»; «использование (создание)…позволит обеспечить…» и др.

Способы проверки гипотез ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ЭМПИРИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОПОРА НА ЛОГИКУ И АНАЛИЗ ДРУГИХ ТЕОРИЙ НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Задачи исследования Задача – это цель преобразования конкретной ситуации. Задача представляет собой звено, шаг, этап достижения цели. Выверенный по порядку следования исследования перечень теоретических, методических и экспериментальных задач, последовательное решение которых приводит к результатам.

Теоретические и практические результаты

1. Поиск информации. Обработка материалов. 2. Преобразование данных. Проведение экспериментов (констатирующий, формирующий, контрольный). 3. Визуализация и анализ данных. Интерпретация и представление результатов (представление данных в наглядной форме). Выбор методов

Изучение теоретического материала; выделение проблемы, постановка цели и задач исследования; формулировка рабочей гипотезы; освоение методики исследования; сбор собственного экспериментального материала; обработка материала; обобщение, анализ, выводы; представление исследовательской работы. Этапы исследовательской деятельности учащихся

С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а у ч а щ и х с я Р а б о т а научного р у к о в о д и т е л я Развитие авторской позиции юного исследователя Теоретические курсы Освоение методики Практические исследования Обработка данных Представление результатов Выбор темы, определение проблемы, изучение публикаций, формулировка гипотезы Проверка гипотезы при сборе данных и проведении экспериментов Анализ и выводы (оценка результатов), оформление работы Создание теоретической базы Подбор методик к задачам Составление плана работы Подбор методик обработки результатов Составление плана презентации

Проект : создание плаката-викторины… создание учебной игры… создание комплекса методических заданий… создание фильма… создание дневника путешественника… создание путеводителя по городу для… создание презентации (веб-сайта)… создание информационного документа: бюллетень, листовка, газета Учебное исследование: ЗАДАНИЕ: продумать объектную область для практической работы ЗАДАНИЕ: продумать объектную область для практической работы

1. Рогова О.Б., Смирнов Н.В. Научно-исследовательская работа школьников Карелии: методические материалы. - Петрозаводск; 2. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности; сайт ПГУ «Шаг в будущее»; сайт журнала «Исслед. работа школьника»; Сайт «Сеть творческих учителей» - Интернет-портал для сообществ учителей, работающих в среднем образовании и использующих или планирующих использовать ИКТ в учебном процессе; 6.researcher.ru - портал исследовательской деятельности учащихся. Публикуются статьи по методологии, методике и практике исследовательской деятельности учащихся, даются ссылки на другие Интернет-ресурсы. ЛИТЕРАТУРАЛИТЕРАТУРА