Форматы мышления 1. Мышление Организация мышления Форматы мышления Неформатное мышление эпохи постмодерна - Сублимированное мышление Первичное мышление.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Advertisements


Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.

Набор игр Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает.
Рисуем параллелепипед Известно, что параллельная проекция тетраэдра, без учета пунктирных линий, однозначно определяется заданием проекций его вершин (рис.
Классный руководитель 10 класса: Валиахметов Т.Ш..
Ценностные ориентации старшеклассников Психолого-педагогическое исследование развития ценностных ориентаций старшеклассников сош 5 г. Искитим.
Урок-обобщение (7 класс – алгебра) МОУ "СОШ 45 г. Чебоксары" Кабуркина М. Н.1.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
Развивающая викторина для детей "Самый-самый " Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 7 ст. Беломечётской.
Тем, кто учит математику, Тем, кто учит математике, Тем, кто любит математику, Тем, кто ещё не знает, Что может полюбить математику Посвящается…
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Работа учащегося 7Б класса Толгского Андрея. Каждое натуральное число, больше единицы, делится, по крайней мере, на два числа: на 1 и на само себя. Если.
38% 62% Да Нет 77% 23% Да Нет 64% 36% Да Нет 34% 66% Семейные отношения, не освященные таинством венчания Семейные отношения, не признанные церковью.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
Транксрипт:

Форматы мышления 1

Мышление Организация мышления Форматы мышления Неформатное мышление эпохи постмодерна - Сублимированное мышление Первичное мышление Философское мышление Христианское мышление Научное мышление Восточное мышление 2

Мышление Вслед за Андреем Парибком будем называть мышлением процесс проживания как своей, мысли, извлеченной из поля разума 3

Мышление очень трудно определить Оно не сводится к «тексту», к внутреннему монологу. Слова лишь формализуют мысль, переводят ее в форму, допускающую трансляцию Мысль нельзя представлять себе только как образ, совокупность образов или метафор. Метафора – опорный конспект мысли, ее скоропись, но не сама мысль Мысль, конечно, не является действием. Между мыслью и действием лежит, как минимум, стадия технологизации Мысль – это не рефлексия – взгляд на себя извне – хотя рефлексия способна пробудить в человеке мышление Мысль – это и не понимание, но понимание "схватывает" мысль, переводит ее в образ, метафору или текст 4

Ключевым в понятии мысли является возникновение личного иного Мысль превращает в представимое, допустимое, рефлексируемое то, чего ранее для данного человека не было Лингвистически это вполне понятно: разве не «мысль» есть то, что формально превращает «немыслимое» в «мыслимое»? В известном смысле мышление есть антитренинг – поиск знаковости, ролевая игра без правил 5

Мысль можно рассматривать как своеобразный антикризис По Майклу Крайтону: «Кризис есть ситуация, при которой совокупность обстоятельств, ранее вполне приемлемая, вдруг, с появлением какого-то нового фактора, становится совершенно неприемлемой...» Мысль же превращает неприемлемую (возможно, по условию задачи) конфигурацию противоречий во вполне приемлемую или даже в единственно приемлемую 6

Организация мышления Мышление может быть организовано несколькими разными способами, причем, когда и если определенная структура удерживается, а переход от одной структуры к другой рефлектируется, мышление становится дисциплинированным и сильным, приобретает способность к саморазвитию 7

«Лестница мышления» ? Триалектика Диалектика Монолектика Алектика ? Мышление-без- мышления ? 8

Предмет познания Методология Рабочие онтологии Научные дисциплины Междисцип- линарные исследования Пространство Время Предельная онтология, трансценденция 9

Ось «пространство – время» включает в рассмотрение: принцип историзма системный оператор причинности и анти причинности системные принципы (всеобщей связи явлений, связи системы, подсистемы и надсистемы) 10

Базовая растяжка «Креста познания» может быть удлинена. Тогда верхний полюс представляет собой принятую исследователем эпистему – его внутренний ответ на вопрос, что есть истина, и как она устанавливается? 11

Но в тот момент, когда эпистема становится операциональной и инструментальной, операциональным и инструментальным становится сам исследователь: Он обязан положить на рабочий верстак самого себя, то есть, помыслить и допустить изменение себя и своей предельной онтологии 12

Мышление Коммуникация Рефлексия Понимание Смещение Деятельность 13

Форматы мышления Формат мышления представляет собой способ когнитивной со организации социосистемных процессов Формат «прописан» во всех социосистемных процессах и определяет их конкретно-исторические особенности Формат задает структуру и функционал всех общественных институтов Формат непосредственно влияет на ценностные категории, нормы морали, правовые механизмы, культурные рамки 14

Базовые форматы мышления Первичный формат (мифологическое мышление) Античный формат (философское мышление) Христианский формат (богословское мышление) Сциентический формат (натурфилософское мышление) Формат «дзен» (восточное мышление) 15

В отличие от способа мышления, который сугубо индивидуален, формат мышления коллективен и стремится к глобальности Кризис формата мышления не обязательно непосредственно приводит к кризису социосистемных процессов и общественных институтов. Эти институты могут продолжать существовать по инерции, хотя и теряют всякую способность к развитию 16

По Сергею Шилову: Кризис формата мышления, если он не привел к фазовой катастрофе, стимулирует создание «кентавров»: государственных или надгосударственных образований, искусственно и целенаправленно смешивающих форматы Примеры: Эллинизм (кризис античного формата) Возрождение (кризис богословского формата) ? (кризис научного формата) 17

1. Содержание, смысл формата, определяющие его номинализацию Какое мышление задано этим форматом? 2. Предмет мышления, характерный для данного формата О чем мыслим? 3. Структура организации мышления Как, в каких рамках, в какой внутренней системе отсчета, преимущественно каким способом человек мыслит? Описание формат мышления 18

4. Структура аргументации – опорный элемент (базовая технология мышления), содержание (замыкающая технология мышления), способ, инструмент, механизм аргументации –Вокруг чего аргументация строится, на что она опирается? –Как мы доказываем истинность того или иного убеждения? Какими способами? Какими инструментами? –Что задает механизм аргументации? –Что является критерием истины? 19

5. Структура рефлексии Как организована когнитивная рефлексия? 6. Генерируемая онтология –Как устроен мир, в том числе – пространство и время? –Что такое развитие? –Можно ли познать мир? –Можно ли транслировать результат познания? –Как ты соотносишься с миром? –Как жить с собой? С другими? С целым? 20

7. Рамки для идентичности, внутри которых может быть определен данный формат Если я так мыслю, то кто я? 8. Институт воспроизводства формата мышления Как научиться правильно мыслить? 9. Институт развития формата мышления Как помыслить новое и иное? 21

10. Генерируемое форматом мышления общественное устройство Как должно быть устроено общество (государство)? 11. Язык формата мышления На каком языке правильно мыслить? 12. Социальные функции мышления Зачем мыслить именно так? 13. Свойства и особенности Чем это мышление выделяется на фоне других? 22

Доля людей, способных к самостоятельному и независимому мышлению снижается от поколения к поколению, что еще раз свидетельствует о кризисе индустриальной фазы развития В настоящее время людей, к мышлению не способных, но симулирующих, изображающих его настолько велико, что их правильно назвать немыслящим большинством В таком же смысле, мыслительную деятельность имитируют компьютерные программы – генераторы текстов Объект, организующий сознание не мыслящих, будем называть мышлением без мышления. Предмет такого квази-мышления не определен и случаен, способом аргументации служат эмоции Неформатное мышление эпохи постмодерна 23

Из способов организации мышления почти исчезли «чистые» мыслительные практики Современное беспорядочное мышление (мышление без мышления) потеряло не только триалектическую и диалектическую, но, во-многом, и обыденную составляющую. Мистическое мышление редуцировано до суеверного Операторы мышления не используются или используются в упрощенном виде 24

Формой квази мышления, характерной для современного общества, является сублимированное мышление Сублимированное мышление не способно на то, чтобы производить новую информацию или организовывать новую деятельность – его функция состоит в обслуживании потребностей семантической среды Носители такого мышления используют не свои словами, мыслят чужими тезисами, усредненными суждениями, стереотипными конструктами, которые формулируют примитивное подобие картины мира. Иное, новое в таком мышлении отсутствует полностью 25

Можно предположить, что сублимированное мышление возникло, когда стереотипы вышли из-под контроля людей и сформировали информационные конструкции, независимые от человека, но по-своему разумные Сублимированное мышление довольно широко представлено в литературе, оно представлено во многих жанрах. Ф.Лейбер в романе «Серебряные яйце главы» называл такие книги «тончайший слово помол»... Самое яркое его описание дано Р.Киплингом в поэме «Томлинсон»: «Мы просеяли много газет, и книг, и ураган речей, И много душ, у которых он крал, но нет в нем души своей»… 26

Сублимированное мышление не способно на то, чтобы производить новую информацию или организовывать новую деятельность Избыток энергии/информации пока не находит выхода в деятельности и наращивает дополнительные «слои» смыслов Много возможностей Размытое чувство ответственности Когда информация выходит из-под контроля, и наши мысли «начинают сами думать за нас» Сублимированное мышление 27

Страх, заглянув вглубь себя и своих желаний и стремлений – ничего толком не увидеть Псевдо-рефлексия – конструкции из слов и понятий, которые ничего не несут под собой, а лишь используются человеком для бесконечного самолюбования и самоповторения «Я лишь песчинка в этой бесконечной вселенной… а вокруг меня серая масса…» Страх смерти выражается в желании доказывать всем свою уникальность Сублимированное мышление 28

Первичное мышление Первичное мышление мифологично – это мы должны помнить по первым годам собственной жизни Предметом мышления являются, прежде всего, вещи: то, что можно увидеть, а лучше потрогать. Предметом мышления также могут быть зримые образы, в том числе – сны и галлюцинации Первичное мышление, как правило, дуалистично, но может поддерживать и триалектические формы 29

По своей структуре первичное мышление не опирается на те или иные непреложные истины (догматы), оно слабо формализовано или не формализовано вообще Для картины движения мысли характерна постоянная смена направлений: пространство мышления организовано в виде простой изотропной решетки 30

Аргументация опирается на трансовые состояния, доказательством всегда служит личный опыт в форме экстатического переживания. Инструментом аргументации является миф (часто, в форме сказки), способ аргументации – коммуникация, беседа, вводящая слушателя в транс Формат предполагает рефлексивную работу только с самим собой 31

Пространство сложное, время является простым, его свойства признаются не существенными. Формат описывает развитие в языке креационизма Мир познаваем, но результаты познания не могут быть транслируемы Этика не вполне определена, всегда локальна опирается, скорее, на эстетические представления и не рефлексируется. Характерен локальный релятивизм 32

Результаты не редактируемы, не транслируемы, обычно, не отделены от носителя, но неизменно сразу же переводятся в действие (мышление прямого действия) Формат воспроизводится в рамках рода или особого института включения в род Развитие не институционализируемо: появление института приводит первичный формат мышления к кризису, который может быть преодолен отделением философии от религии 33

Формат задает социальное устройство, совместное с существованием рода или племени Данный тип мышления работает со страхами, «приручая их». Суеверий много, но они классифицируются и включаются в систему ритуалов Скрипты генерируются данным типом мышления и также включаются в систему ритуалов 34

Первичное мышление телеологично, не предполагает выбора и какой-либо свободы (оно фатально), организовано через сетку скриптов. Оспособленными к мышлению считаются единицы – оно уникально и сакрально Пример: Израиль, Коза Ностра, мезолитические индейские племена Характерный язык – древнееврейский 35

Философское мышление, которое можно определить, как «преодоление мифологии или же бегство от нее» Предметом является окружающий мир, заданный в лексических конструкциях Мышление монадно, плюралистично: На Олимпе же Богов бессмертных много, кто-нибудь да согласится нам помочь… Пространство мышление образует набор не соорганизованных рамок – фреймов Античное мышление 36

Аргументация логична и построена на рассуждении. Доказательство производится через убеждение, для чего используется сначала миф, затем своеобразное сочетание мифа и логики, наконец, собственно логика. Рефлексия возможна с помощью учителя, она всегда – в диалоге 37

Пространство простое, время сложное, структурированное, сотворенное и конечное Мир, однако, развивается эволюционно, а не спонтанно, он многовариантен Мир признается познаваемым, и познаваемость транслируема, но только очень немногим людям – философское мышление сугубо элитарно Формат задает нравственный и логический релятивизм, но требует формализации собственной идентичности и «верности своим» 38

Результаты мышления транслируемы, нередактируемы, могут быть отделены от носителя. В действие не переводятся – на это наложен прямой запрет. Результаты образуют Школу мышления, которая является институтом и воспроизводства, и развития данного формата Мышление активно санирует суеверия, управляет скриптами, рефлектирует страхи (однако, их «прирученность» при этом пропадает) 39

Примеры: Античная Греция, Рим «золотого века» и упадка Характерные языки – греческий, латынь Характерное устройство государства – просвещенное «нечто» (просвещенная демократия, просвещенная монархия, государь-философ). Обязательно поддерживаются определенные формы демократии – по крайней мере, среди элиты 40

Христианское мышление Теологичность Страх Божий вместо страха смерти Догматичность, но не косность Подавление суеверий и скриптов Сложная структура времени, телеологичность Сложная структура пространства, небесная вертикаль В основе лежит – solo … Или, может быть, primo? 41

Христианское мышление Духовная вертикаль – противоречие между: Небесным миром и Земным миром Смерть – переход в другое состояние бытия Поиск истины за гранью реальности Если есть доверие, нет необходимости в доказательствах. Неверное утверждение может быть положено в основу правильного вывода – многовариантная фатальность 42

Развитие христианского мышления Изучение Творца через Откровение (католический этап) – Ранний период – от Иерусалимского до Эфесского Собора (431 г.) и запрета изменений Никео-Цареградского Символа веры – Средний период – от Эфесского до Софийского собора (880 г.) – Поздний период – до тезисов Лютера (1517 г.) 43

Изучение Творца через результат Творения, которое познается опытным путем (протестантстский этап) Ранний период – реформация vs контрреформация (XVI – XVII века) Средний период – секуляризация (XVIII век) Поздний период – господство науки (1789 – 1969 гг.) На каждом этапе развития христианское мышление отделяется от Церкви и далее утилизируется миром 44

По Михаилу Дубровскому: Изучение Творца через процесс Творения, которое познается через Человека, как образ и подобие творца Сегодня должен начаться третий этап, нужен (и)новый шаг от начала Какой он? 45

Сложное христианское мышление Необходимо достроить тралектический баланс: Знание – Понимание (осмысление) – – Мышление Знанием занимается богословие, пониманием – герменевтика Мышление дефициентно Христианское мышление включает категории и нормы, работает с фреймами (пределами) 46

Базовое различие христианского и первичного форматов мышления: Использует логику, причем применяет оба пути решения противоречия между частным и общим – дедуктивное мышление (втянуто через Аристотеля) и индуктивное (непосредственно из Евангелия) Базовое различие христианского и античного форматов мышления: Опирается на Откровение и не позволяет себе ни морального, ни логического релятивизма 47

Базовое различие христианского и научного форматов мышления: христианское мышление рефлективно работает с Откровением. Базовое различие христианского и восточного форматов мышления: результаты христианского мышления транслируемы, редактируемы, отделяемы от носителя, переводимы в деятельность. Образуют канон. 48

Откровение – основа христианского формата мышления Проблемы Откровения: только I век или в последствии тоже? только глобальное Откровение или возможны и малые (личные) откровения? только семантическое откровение или другие тоже? язык Откровения? 49

Транслируемая познаваемость мира (причем, для всех, а не для избранных, эгалитарность) Тринитарность Время (развитие, эсхатология, конечность времени) Свобода при наличии ответственности. Верность своему при уважении другого Мышление и мыслекоммуникация христианина оформлены в Протокол (Символ веры лежит в основе административного Протокола) Христианские ценности в мышлении 50

В науке факт не дооформлен, как категория Остается ли «факт» в христианском мышлении? Неопределенность факта, вероятностность факта, множественные и кратные факты Факт, как намерение (воля) Троичность факта. Вместо факта, как рефлексии ощущения, факт, как рефлексия или номинализация деятельности – деятельностная форма познания Современное (сложное) христианское мышление 51

Характерный язык – латынь Характерная форма государственного устройства – феодальная монархия, вассалитет Примеры: средневековые государства, Ватикан, Женева при Кальвине Современное (сложное) христианское мышление 52

Формат атеистичен, являет собой «уход от Бога» в том же смысле, в котором античное мышление – уход от мифа Мышление гуманистично, натуралистично, опирается на природу, монадно, догматично, логично, математично Пространство мышления выстроено иерархически Научное мышление 53

Аргументация и доказательства основаны на опыте, логике, математике. Обязательна воспроизводимость результатов другими исследователями. Допускаются неаристотелевы логики Работает с любыми предметами, нормами, категориями, пределами, выделяя из них постулаты, принципы и инварианты. Важнейшими принципами являются принцип измеримости и принцип относительности Научное мышление 54

Формат организует последовательную многоуровневую рефлексивную работу с опытом. Пространство воспринимается простым и бесконечным, оно неразрывно связано со временем, которое при этом остается сложным. Это делает научную онтологию принципиально парадоксальной, что было показано Геделем и создателями квантовой механики Мир единственен, но вероятностен Научное мышление 55

Мышление организовано свободным, право на него дается при наличии профессиональной компетенции (цеховой или корпоративный подход) Пространство мышления иерархично, причем иерархия задается самим исследователем Постулируется верность истине, а не человеку Мораль отрицается, как элемент формата мышления Логический релятивизм запрещен Институтом воспроизводства является вся система образования, институтом развития – университет и до некоторой степени отраслевые НИИ. Научное мышление 56

Мир познаваем. Результаты транслируемы, редактируемы, отделены от носителя, технологизированы, структурированы в виде научной дисциплины Страхи и суеверия запрещены Со скриптами формат не работает, но пространство скриптов является очень бедным Характерные языки: немецкий, английский, язык математики (русский язык) Примеры: государства Западной Европы, прежде всего, Германия в Новое и Новейшее время, ярче всего – вторая половина XIX века Научное мышление 57

Буддистское, сложное мышление, опирающееся, в конечном счете, на само себя Отрицает разделение «субъект – объект – метод», поэтому не работает с «предметом». Структура мышления очень сложная, изменчивая, текучая («вода»), организована как читта – чистое мышление Восточный формат 58

Аргументация подразумевает прохождение адептом пути Учителя, опирается на ментальную бдительность, как форму рефлексии, механизмом аргументации является осознание, в качестве инструмента присутствует коан (парадокс) Допускаются Не-Логики Рефлексия очень сложная, многоуровневая, встроенная, многопространственная, управляемая, личная и парная Восточный формат 59

Время сложно и циклично. Пространство сложно и трансформируемо. Мысль может управлять пространством Связь пространства и времени существует, но она гораздо более сложна, чем в научном формате Мир един-в-множестве и множествен-в- единстве. Отсюда равная приязнь (и неприязнь) как к эволюционизму, так и креационизму Множественность мира управляема Восточный формат 60

Мир непознаваем, это, однако, может быть транслируемо. Технологизация не запрещена, но считается нежелательной Этика задается Учителем и, как правило, подразумевает верность целому Структура мышления, обучения и познания кастовая, воспроизводится обществом в целом Мир телеологичен, но задачей является выход из состояния движения к цели Восточный формат 61

Формат уничтожает скрипты, не интересуется суевериями (дело нижних каст) и меняет содержание страхов на противоположное, тем самым снимая их Характерный язык – санскрит Пример: Индия Восточный формат 62

63

64

Интересно отметить, что первичное и христианское мышление имеют много общего, а, равным образом, античное и научное. Понятно, что восточное мышление является для европейского мира привнесенным 65

Первичное мышление Античное мышление Христианское мышление Научное мышление 66