Конструктор урока в рамках системно-деятельностного подхода Пуртова О.С., учитель английского языка МАОУ «СОШ32»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методический конструктор урока. Этап мотивации Нестандартный вход в урок. Отсроченная отгадка. Ассоциативный ряд. Удивляй!Удивляй! Фантастическая добавка.
Advertisements

Реализация плана урока. Продуктивное задание – это переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, преобразование информации для решения.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Калако Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 4», педагогический стаж – 20 лет Педагогическое кредо учителя: Увидеть в ребенке лучик, чтобы.
Методы ТРИЗ технологии. Особенности использования ТРИЗ технологии в начальной школе.
Технология развития критического мышления Методическое совещание
Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
Из опыта работы учителя истории и права Серяевой Н.А. МОУ СОШ 6 г.Вольска.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Диагностика развития УУД Презентацию выполнила учитель Пелеговской оош Смирнова Н.Ф.
Тема : « Атмосфера и ее роль для живых организмов »
Школьный старт педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе.
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Осипченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32 Грачёва Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32.
Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
«Основы деятельностного метода обучения». «Это очевидно, что мы рождены для деятельности» Цицерон Марк Туллий, 1 в. до н.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Транксрипт:

Конструктор урока в рамках системно-деятельностного подхода Пуртова О.С., учитель английского языка МАОУ «СОШ32»

1. Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом. Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода 5. Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя. 4. Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации. 3. Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован конструктор ситуационных задач Илюшина. 2. Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.

ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) развитие творческого воображения (РТВ) общая теория сильного мышления (ОТСМ) теория развития творческой личности (ТРТЛ)

ТРКМ (Технология Развития Критического Мышления) это Способность ставить новые вопросы Вырабатывать разнообразные аргументы Принимать независимые продуманные решения

Роль учителя Традиционный урок Урок, построенный по ТРКМ 1. информирующая (рассказать); направляет усилия учеников в определённое русло 2. контролирующая (добиться выучивания); сталкивает различные суждения; создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений; 3. оценивающая (оценить усердие). дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы; подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

Приёмы и техники, осуществляющие достижение поставленных целей на уроке в рамках системно-деятельностного подхода. Леонькова Е.А., учитель английского языка МАОУ «СОШ 32»

Начало урока Приём Отсроченная отгадка Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Формирует: умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами.. Приём Фантастическая добавка Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Приём Удивляй! Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует: умение анализировать; умение выделять и формулировать противоречие.

Актуализация знаний. Приём Шаг за шагом. Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Автор - Е.Д.Тимашева (г.Люберцы). Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала. Пример. На уроке иностранного языка ученики шагают к доске. И каждый шаг сопровождают названием какого- нибудь вида транспорта, членов семьи, профессий, хобби или чего-то ещё. Приём «Жокей и лошадь» Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский.. Приём Да-нет. Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия: умение связывать разрозненные факты в единую картину; умение систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга.

Приём Развивающий канон Описание: Прием на развитие логического мышления. Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях. Приём Я беру тебя с собой» Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов. Формирует: умение объединять объекты по общему значению признака; умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение; умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов; умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

Изучение нового материала. Приём Хорошо-плохо Описание: универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие. Формирует: умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации; умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»); умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли. Приём Целое-часть. Часть-целое Прием на развитие логического мышления.

Приём «Послушать – сговориться – обсудить». Приём интерактивного обучения. Данный приём способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки. Автор - Приём Лови ошибку Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.

Приём Своя опора Универсальный приём, сворачивающий информацию. Автор приема преподаватель и разработчик ТРИЗ-методик из Ростова- на-Дону Сергей Сычев. Формирует: умение выделять главную мысль; умение устанавливать связи между объектами; умение представлять информацию в «свернутом виде». Приём «Толстый и тонкий вопрос» Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия.

Обсуждение и решение проблем. Стратегия ИДЕАЛ Это стратегия технологии развития критического мышления. Стратегия позволяет формировать: умения определять проблему; умение находить и формулировать пути решения проблемы; умение выбирать сильное решение. Пример. Тема урока «My health»

Приём «Фишбоун» (рыбный скелет) Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Пример. Иностранный язык: Голова – множественное число существительных. Верхние косточки – исчисляемые и неисчисляемые существительные, исключения. Нижние косточки - правило Хвост- знать правило употребления существительных в единственном и множественном числе. Приём Обратный мозговой штурм Обратная мозговая атака преследует цель поиска и устранение возможных недостатков. Метод исключает управление поиском, но помогает преодолеть психологическую инерцию (привычный ход мышления, опирающийся на прошлое знаний об объекте), сдвинуть мысль с мертвой точки и в то же время не позволяет остановиться, где нужно. Пример. Tom has his birthday today. A cake is on the table. He likes his holiday. But he is sad. What should we do to help him? Развитие творческого мышления

Решение учебных задач. Приём Морфологический ящик Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах. Копилка слов исключений, составление синонимичных и антонимичных рядов, копилка вопросительных слов, копилка модальных глаголов и т.д. Приём Создай паспорт Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану

Контроль знаний, обратная связь. Приём Рюкзак Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими.

Приём «Хочу спросить» Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке.. Формирует: умение задавать вопросы; умению выражать свое эмоциональное отношение к ответу. Формирование умения задавать вопросы. Приём Вопрос к тексту Универсальный приём, работающий на повышение интереса к учебному материалу. Формирует: умение содержательно формулировать вопросы; умение оценивать границы своих знаний. Приём "Ромашка" Блума Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.

Рефлексия. Приём "Телеграмма" Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись. Приём «Шесть шляп» Рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке. Формирует: умение осмысливать свой опыт; умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам; ценностное отношение к окружающему миру и самому себе. Приём Райтинг Приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приема в переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования оценки с учеником. Формирует: умение объективно и регулярно оценивать свой труд. Райтинг можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера.

Полезные ссылки - Центр системно-деятельностной педагогики « Школа 2000 …» Портал "Сетевое образование. Экспертиза. Учебники" Цифровой конструктор урока (разработчик Селихова Татьяна Юрьевна.) Селихова Татьяна Юрьевна. - ОТКРЫТЫЙ УРОК: - о режиссуре нескучных уроков в современной школе, премудростях социо-игрового стиля обучения и деловых подсказках в таблице-бабочке для профессионалов (как молодых, так и уже умудрёных педагогическим опытом) - Фестиваль педагогических идей « Открытый урок ».