Тренинг для тренеров Вебинар 2 08.04.2014. План вебинара I.Типы групп и особенности их ведения II.Роли участников в группе III.Групповая динамика: ввод.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Соединение традиционных и интерактивных технологий на уроках трудового обучения Учитель трудового обучения Трибухина Е.А.
Advertisements

Как «слушать» и «слышать» подростка Практическое руководство для заинтересованных родителей.
МОУ ООШ 16 г. Киселёвска Интерактивное обучение в начальной школе.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ» Плужникова Х.В.
Подготовка Бизнес – тренеров нового формата КОМАНДА ПРОФЕССИОНАЛОВ L&D Camp 2011 Москва 4 июня 2011.
Интерактивные методы обучения. «Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше.
Презентация к уроку по психологии (11 класс) на тему: Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Мотивация осознанной профориентации старшеклассников Тренинговая работа Автор Е.В. Брылова, к.пс.н., педагог-психолог МАОУ Гимназии 16 Люберцы 2014.
Семинар 3 Технологии креативного мышления «Шесть шляп»
Чтобы выжить, организация должна сохранять устойчивость. Для этого организация развивает и сохраняет свои структуру и культуру. Сотрудники организации.
Творческая группа Технология группового взаимодействия как средство формирования и развития УУД Руководитель: Баранова Т.Л.
Интерактивные методы обучения в технологии современного урока Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Умётская СОШ» Пугаёвой Людмилы Валентиновны.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Руководители: Виноградова Ирина Васильевна. Специальность: учитель истории; психолог и преподаватель психологии. Любимова Светлана Владимировна. Специальность:
Интерактивные методы обучения в начальной школе Из опыта работы учителей начальной школы МОУ СОШ 15 им. Г. Е Николаевой г. Томска.
« По-моему, они играют совсем не так,- говорила Алиса. - Справедливости никакой, и все так кричат, что собственного голоса не слышно. Правил нет, а если.
«Педагогическое мероприятие с родителями» демонстрирует практический опыт взаимодействия с родителями. Форма проведения – родительское собрание.
Транксрипт:

Тренинг для тренеров Вебинар

План вебинара I.Типы групп и особенности их ведения II.Роли участников в группе III.Групповая динамика: ввод понятия IV.Механизмы влияния на группу (стимулирование, фасилитация, модерация, лабиализация, демонстрация) V.Межличностная коммуникация: особенности подачи и приема информации, значение вопросов в процессе коммуникации, невербальная коммуникация

І. ТИПЫ ГРУПП И ОСОБЕННОСТИ ИХ ВЕДЕНИЯ Типология тренингов Открытые (группа формируется из всех желающих) Закрытые (корпоративные, заказные)

Группы по однородности Гомогенные группы (однородные) Гетерогенные группы (разнородные) - по полу - по возрасту - по статусу - по виду деятельности - по опыту работы - по региону

Стили общения с аудиторией по возрасту Детская (игровой стиль) Молодежная (эмоции + логика) Зрелая (полезная информация) Пожилого возраста (почтительная) Смешанная (соединение стилей)

Алгоритм обучения взрослого Что Вы знаете? (актуализация имеющегося опыта) Получение новой информации Использование новой информации (чем она полезна, как работает. Практика) Анализ, обсуждение, обратная связь

ІІ. РОЛИ УЧАСТНИКОВ В ГРУППЕ Название ХарактеристикаСильные стороны Слабые стороны Исполнитель Консерватизм, дисциплина, надежность Исполняет планы и идеи Часто отсутствует гибкость, медленная реакция на изменения Председатель Уверенный, внушает доверие Мотивирует, понимает цели и ресурсы, способствует принятию решений Не особо творческий, может не отличаться интеллектом Активист Динамичен, взвинченный, но легко остывает Оспаривает, оказывает давление, находит обходные пути Поддается на провокации, бывают порыва горячности Генератор идей Умный, оригинальный, развиты творческий способности Придумывает оригинальные идеи, решает трудные задачи Могут быть слабы в общении и руководстве

Исследователь ресурсов Экстараверт, энтузиаст, любопытный, общительный Ищет и исследует новые возможности, развивает контакты, ведет переговоры Теряет интерес к делу, когда исчезает энтузиазм Критик-аналитик Рассудителен, объективен, интеллектуален Анализирует, видит альтернативы, обдумывает возможные результаты Имеет недостаток энергии и слабые способности вдохновлять других Душа команды Общителен, восприимчив, уступчив Предотвращает конфликты, слушает, коммуникатор В критических ситуациях может быть нерешителен Завершитель Старательный Честный Спокойный Ищет ошибки, следит за целями и расписанием Склонен беспокоиться, неохотно берется за новое дело Наблюдатель Спокоен, молчалив, не активен Может занимать нейтральную позицию в конфликте Фактически не участвует в групповых процессах

Классификация ролей (Р.Шинглер) Альфа БеттаГамма ОмегаР лидер, импонирующий группе, побуждающий, программирующий эксперт, имеющий специальные знания, которые группе всегда требуются или она их высоко оценивает преимущественно пассивные и легко приспосабли- вьющиеся члены группы, старающиеся сохранить свою анонимность самый крайний член группы, который отстает от коллектива по причине неспособности, какого-то отличия от остальных или страха противник, оппозиционер, активно выступает против лидера

Ещё немного о ролях в группе… Не все роли могут и должны присутствовать в группе Количество ролей и их распределение зависит от количества участников группы Роли участников могут меняться со временем Один участник может брать на себя несколько ролей Проявление ролевых позиций участников может регулировать тренер

ІІІ. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА: ВВОД ПОНЯТИЯ Принцип двухслойного пирога в любой межличностной коммуникации ОТНОШЕНИЕ форма взаимодействия, впечатление; имеет субъективный характер ДЕЛО содержание, предложение; имеет объективный характер ПРИМЕР Одежда: Дело – защита от холода Отношение – влияние на благосклонность к нам других людей СООБЩЕНИЕСООБЩЕНИЕ

Групповая динамика Изменение во времени системы отношений в группе Проявляется в поведении, соблюдении \ не соблюдении социально принятых норм (снятие погонов, переход на ты и т.п.) Тренер может управлять групповой динамикой: чем больше структуры тренинга, тем больше влияние тренера на групповую динамику

Структура групповой динамики Причины, которые влияют на состояние группы Состояние системы отношений в группе Отношения Динамические характеристики Скорость изменения отношений

IV. МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ НА ГРУППУ

Стимулирование влияние на поведение человека внешними факторами побуждение к действию Рекомендации, комментарии тренера Похвала, одобрение, конструктивная критика Делегирование полномочий Использование интерактивных методов работы с группой, мини- групповая работа, дискуссии, обсуждения «Кто из членов группы готов высказаться?», «Что вы думаете и чувствуете?», «Поделитесь своими мыслями?»

Фасилитация Способствование повышению продуктивной активности в группе Процесс оказания помощи группе в выполнении задачи, решении проблемы или достижении целей Активный обмен информацией в группе Тренер принимает роль катализатора, который «не участвует в реакции, но ее ускоряет» Примеры: - «Мария, мы ещё не слышали Вашего мнения?», «Артур, как Вы думаете, какой принцип здесь работает?», «Петр Иванович, мы Ваше мнение услышали, давайте теперь выскажутся и другие участники»; - возможность участников писать на флипчарте - проведение мозгового штурма

Модерация Настройка группы на работу Направление группы в нужное русло Структурирование работы группы (регламент, порядок выступления, удерживание временной рамки тренинга, блоков) Инструктирование Логика, анализ, чувствование группы, ее динамики Акцент моментах, которые направлены на решение задачи

Демонстрация эталонное поведение, знание материала. Например, показать на практическом примере, как работает та или иная методика. При возможности, демонстрацию проводит сам тренер или же с помощью специального видеоролика

Лабилизация процесс осознание собственной неспособности, несостоятельности быть эффективным в какой-то ситуации (касается как человека, так и группы) Стадии: 1.«Я чего то не умею» (тренерская интервенция («ложкой по лбу»), упражнение с реальными усилиями, замечания, обратная связь от участников, ролевая игра, анализ видеосъемки) 2.«Это мне нужно и полезно» 3.«Я могу научиться этому здесь и сейчас»

Как тренер, обращайте внимание в группе на… Регламент работы Правила группы (+ нормы) Обращение к опыту участников Отношения в группе Активность участников Усвоение участниками информации Обратную связь

V. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ Формы коммуникации Монолог (один говорит) Диалог (двое говорят) Полилог (говорят три и более человека – беседа, дискуссия…)

Схема межличностной коммуникации УЧАСТНИК сообщение Ввод понятий Восприятие Интерпретация Отношение Мнение Оценка Ввод понятий Восприятие Интерпретация Отношение Мнение Оценка Общее поле коммуникации Наблюдаемое поведение

Каналы восприятия информации Визуальный % людей имеют доминирующий визуальный канала восприятия -58% информации воспринимается визуально -картинки, видео, схемы… = наглядность -«Посмотрите на эту задачу с другой стороны…», «На мой взгляд, это выглядит так…» Аудиальный % людей имеют доминирующий аудиальный канал восприятия -35% информации воспринимается аудиально -вся информация, которая поступает с помощью голоса -«Я слышу в Вашем мнении конструктивный подход», «Прислушайтесь к его словам – они звучат достаточно громко!» Кинестетический (все, что связано с телесными ощущениями) -5-15% людей имею доминирующий кинестетический канал -7% информации воспринимается содержательно -все, что можно воспринимать тактильно (писать маркером, вырезать, клеить…) -«Вы схватываете это на лету!», «Почувствуйте, какой потенциал в нем заложен!»

В зависимости от доминирующего канала восприятия… от визуала можно требовать быстрого решения задач; от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала; от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого (ему нужно дать время все прочувствовать) !!! Проанализируйте, какой у Вас доминирующий канал восприятия? (усвоение информации, анализ собственной речи)

Вопросы в коммуникации Закрытые (да\нет, конкретная информация) Имеете ли Вы опыт вождения автомобиля? В каком городе Вы родились? Открытые (развернутый ответ) Почему Вы думаете, что нужно идти именно туда? Как Вы относитесь к повышению налогов? Что для вас означает Родина? *** Проясняющие Что Вы имеете ввиду? Наводящие Нравится ли Вам наш город? Вы же согласны с тем, что курение вредно для здоровья? Риторические Сколько можно это терпеть? И когда уже ты изменишься? Альтернативные Какой чай вы предпочитаете – зеленый или черный? Уточняющие Правильно я вас понимаю, Вы считаете, что…?

Невербальная коммуникация

Важное в коммуникации Восприятие собеседника, а не своё (чужое) представление о нём Умение корректно передавать информацию Задавать проясняющие вопросы Умение слушать и слышать Использовать разные каналы передачи информации Эмоциональная устойчивость, избегание конфликтов (или же умение с ними справляться) Помнить о конвенции, нормах Высказывать собственное мнение, а не только оценку

ЛИТЕРАТУРА 1. Мерманн Э. «Коммуникация и коммуникабельность» 2. Завьялова Ж. «Энергия бизнес- тренинга. Путеводитль по разминкам» 3. Вачков И. «Психология тренинговой работы», «Мозговой штурм» 4.«18 программ тренингов. Руководство для профессионалов», под редакцией В.А.Чикер

ВОПРОСЫ. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Дорогу осилит идущий!