Подходы к разработке образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО Москва, 2014 г. Васюкова Наталья Евгеньевна, научный сотрудник.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида 20»
Advertisements

Система работы с родителями в условиях модернизации дошкольного образования 1.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Образовательная программа МБДОУ Широкинскийдетский сад разработана в соответствии: 1. Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» от
Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
Подходы к разработке образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО Москва, 2014 г. Васюкова Наталья Евгеньевна, научный сотрудник.
Образовательный стандарт: - нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Е.Д. Макарова, к.п.н., зав.отделом дошкольного и начального образования ГАОУ.
«Государственные требования (стандарты) дошкольного образования определяют направление проектирования образовательных программ, являющихся средством развития.
Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад с.Алексеевка» - разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
ВВЕДЕНИЕ ФГОС ДО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФГОС ДО Кириллов Иван Львович, зам. директора по.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
Проектирование ООП ДО в контексте с ФГОС ДО Проектирование ООП ДО в контексте с ФГОС ДО Л. В. Сотникова, методист МБОУ «ИМЦ»
БУЯНОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО НАУЧНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСТВА, СЕМЬИ.
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Основы организации педагогического процесса с детьми дошкольного возраста o Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от ФЗ;
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) 1.
Для Вас, родители, краткая презентация образовательной программы.
Транксрипт:

Подходы к разработке образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО Москва, 2014 г. Васюкова Наталья Евгеньевна, научный сотрудник МИРО, канд.пед.наук

ООП регулируется документами : 1. ФЗ « Об образовании в РФ » 273 от ( пункт 6 статьи 12):« Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. 2. Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г « Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования » определяет структуру и объем образовательной программы, условия ее реализации. 3. Сан ПиН от г. определяют требования к организации образовательного процесса. 4. Профессиональный стандарт педагога ( приказ Минтруда и соц. защиты РФ от Н

« Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности » ( п.2.1. ФГОС ) « Программа формируется как программа психолого - педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования ( объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования » ( п ФГОС ) « Программа разрабатывается и утверждается организацией самостоятельно в соответствии со Стандартом и с учетом Примерных программ » ( п ФГОС ) « Структурные подразделения ( группы ) в одной организации могут реализовывать разные программы » ( п ФГОС )

Назначение ООП – мотивированное обоснование содержания образовательного процесса с учётом его типа, вида, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Задача образовательной организации - разработать не саму программу ( она уже на 60% определена выбранной Примерной общеобразовательной программой ), а обосновать выбор ПООП, добавить свое содержание и показать модель организации педагогического процесса в конкретном учреждении, позволяющую реализовать поставленные задачи.

Закон об образовании Примерная образовательная программа ФГОС ДО Образовательная программа дошкольного учреждения Основная часть, обеспечивающая необходимый минимум содержания до 60% Часть, формируемая участниками образовательного процесса до 40% Образовательная программа дошкольного образования « Образовательная программа дошкольного образования « Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта » ( п.2.9. ФГОС ).

Модель 1. Дополнение ПООП отдельной парциальной программой Содержание ПООП Региональный компонент ( программа на определенное количество часов ) Модель 2. Включение регионального компонента в содержание ПООП Модели соотношения содержания основной части и части, формируемой участниками образовательных отношений Модель 3. Включение региональной программы и содержания дополнительного образования Модель 4. Включение регионального компонента и дополнительного образования в содержание ПООП

ООП содержит три раздела : ООП содержит три раздела : определяет общее назначение учреждения, значимые характеристики контингента детей, цели, задачи, принципы и подходы к формированию программы, планируемые результаты. 1. Целевой описывает образовательную деятельность по 5 образовательным областям ; формы, способы, средства реализации программы, обеспечивающие полноценное развитие личности детей. 2. Содержательный устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы. 3. Организационный «В каждом разделе отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений» (п.2.11 ФГОС)

1. Целевой раздел 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка : информация о названии, статусе, типе и виде организации, ее местоположение, учредитель, количество дошкольных групп, численность детей и педагогов на момент составления программы, особенности учреждения ( например : приоритетные направления деятельности ; особый контингент детей – одаренные, с ОВЗ ; национально - культурные, демографические, климатические и др.) Цели и задачи реализации программы ( берутся из ПООП или п и п ФГОС + свои, исходя из особенностей учреждения ) Принципы и подходы к реализации программы ( берутся из Примерной общеобразовательной программы или п ФГОС + свои, исходя из особенностей учреждения ) 1.2. Планируемые результаты ( берутся из Примерной общеобразовательной программы + свои, исходя из особенностей учреждения )

Взаимосвязь содержания целевого раздела Особенности учреждения находят отражение в конкретизации целей и задач своего учреждения, - поясняют выбор Примерной общеобразовательной программы и парциальных программ отражаются в планируемых результатах

2. Содержательный раздел 2.1. Описание образовательной деятельности ( по возрастам и 5 образовательным областям, со ссылками на ПООП + свое содержание ) 2.2. Описание форм, способов, методов организации образовательного процесса ( в т. ч. индивидуальный подход, поддержка детской инициативы и др.) 2.3. Коррекция нарушений развития детей ( если предусмотрено программой ): специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ 2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников

2.1. Описание образовательной деятельности Примеры содержания, которое может входить в часть, формируемую участниками образовательных отношений : Обучение детей играм в шашки, шахматы Сбор коллекций, создание мини-музеев Дополнительная работа по конструированию Посещение музеев города совместно с родителями и т.д. Организация клуба юных экологов Социально- коммуникат. развитие Познават. развитие Проектная работа с указанием тематики (например, «История моей семьи», «Мы живем в Капотне» и т.д.) Знакомство с профессиями родителей и т.д. Расширенное содержание по знакомству с родным городом (указывается конкретно) Неделя безопасности дорожного движения

Примеры содержания, которое может входить в часть, формируемую участниками образовательных отношений ( продолжение ): Речевое развитие Художественно -эстетическое развитие Физическое развитие Проектная работа по созданию самодеятельных книг сказок, выпуск журналов или газеты. Организация работы театральной студии Обучение детей грамоте Реализация парциальной программы (например, по знакомству с русской культурой, изобразительному творчеству и т.п. Организация детской мини-библиотеки Литературные гостиные в районной детской библиотеке и т.д. Музыкальные вечера (знакомство с оркестром и классической музыкой) Посещение совместно с родителями детских спектаклей Реализация проектов, направленных на приобщение детей к спорту Обучение плаванию Освоение элементов спортивных игр (футбол, хоккей, лыжи) Организация усиленного закаливания и т.д.

Вариант 1: содержание программы можно представить в виде таблицы: Вава Образов. области Возрастная группа Основное содержание ( заданное ПООП ) Вариативная часть ( формируемая участниками образовательных отношений ) Познава - тельное развитие Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подгот. к школе группа Освоение и использование сенсорных эталонов …. Расширение кругозора …. Познавательно - исследов. деятельность …. Конструирование из строительного и природного материала, бумаги. … - Использование плоскостной геометрической мозаики, пазлов. - Проект « Моя семья » - Конструирование из конструктора Лего, крупных блоков модуля. … Худож.- эстетич. развитие

Вариант 2: основное содержание и вариативная часть пишутся отдельно. Основное содержание программы : Вариативное содержание программы : Образова - тельные области Возрастная группа Основное содержание ( заданное ПООП ) Виды детской деятельности Образова - тельные области Возрастная группа Содержание, формируемое участниками образовательных отношений Виды детской деятельности

2.2. Формы, способы, методы организации образовательного процесса Перечень форм организации образовательного процесса ( возможно в виде таблицы, применительно к каждой образовательной области и видам детской деятельности ) Образователь - ные области Приоритетный вид деятельности Формы организации деятельности ( берутся из УМК к ПООП + свои ) « Социально - коммуникативное развитие » Игровая Трудовая Коммуникативная Самодеятельные игры детей, игры с правилами, творческие игры, трудовые поручения, дежурства, совместный труд, коллективные работы « Художественно - эстетическое развитие » Изобразительная Музыкальная деятельность Восприятие литературы Самостоятельная и групповая творческая деятельность ( рисование, лепка, аппликация, художественное конструирование, детский дизайн ), музыкальные занятия, чтение, игры - драматизации « Познавательное развитие » Познавательно - исследовательская Конструирование Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, исследования, дидактические и конструктивные игры « Речевое развитие » Коммуникативная Беседы, творческое рассказывание, отгадывание загадок, словесные и настольно - печатные игры, сюжетные игры, ситуативные обсуждения « Физическое развитие » Двигательная Игровая Гимнастика, занятия в зале, бассейне, на улице, элементы спортивных упражнений, соревнования, праздники, подвижные игры, физкультминутки

2.2. Формы, способы, методы организации образовательного процесса ( продолжение ) Характер взаимодействия детей со взрослыми : уважение к личности ребенка, учет его индивидуальных потребностей и возможностей, признание его полноценным участником образовательных отношений, поддержка положительной самооценки ребенка, уверенность в собственных возможностях и способностях Характер взаимодействия детей друг с другом : « создание условий для позитивных доброжелательных отношений между детьми »; развитие коммуникативных способностей, позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками ( п ФГОС ) Способы и направления поддержки детской инициативы : через « создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, недирективную помощь, поддержку самостоятельности ( п ФГОС ), разработка индивидуальных программ реабилитации детей - инвалидов.

2.3. Коррекция нарушений развития детей 2.3. Коррекция нарушений развития детей (если предусматривается) В данном разделе указываются : специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий осуществление квалифицированной коррекции нарушений развития детей.

Программы коррекционной направленности « Подготовка к школе детей с задержкой психического развития » ( С. Г. Шевченко ) « Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада » ( Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина ) « Обучение и воспитание детей с фонетико - фонематическим недоразвитие речи », « Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи » ( Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина ) « Коррекционно - развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта » ( Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева ) « Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения » ( Л. И. Плаксина ) и др..

2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников В данном разделе могут быть указаны : изучение образовательных потребностей и интересов родителей ; дни открытых дверей ; консультативная поддержка семей ; клубные формы работы ; участие семей в образовательной работе с детьми ( досуги, викторины, конкурсы, акции, детско - родительские проекты и пр.; обеспечение информационной открытости ( работа интернет - сайта организации, выпуск информационных буклетов ; организация тематических выставок и др.; вовлечение родителей в государственно - общественное управление, поддержка образовательных инициатив семей в выборе образовательных программ, работа Управляющего совета. спектр дополнительных образовательных услуг,

3.1. Режим пребывания детей в организации В данном разделе указывается : продолжительность пребывания детей в организации, режим работы организации ( могут быть указаны выходные дни, каникулы, проведение летней оздоровительной кампания и пр.), режим работы групп с разной продолжительностью пребывания ( кратковременного, полного, продленного дня, круглосуточные ) и их наполняемость ( п.2.5. ФГОС ), режим дня детей с учетом возрастных особенностей 3. Организационный раздел

Режимные моменты Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подгот. группа Прием детей на улице Свободная деятельность в группе Утренняя гимнастика Подготовка к завтраку, завтрак, Организованная образовательная деятельность (занятия) Подготовка к прогулке, прогулка Возвращение с прогулки Подготовка к обеду, обед Подготовка ко сну, дневной сон Подъем детей, закаливающие процедуры Подготовка к полднику, полдник Свободная деятельность в группе, кружковая работа Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой Пример 1 Организация режима дня детей в холодный период

3.2. Психолого - педагогические условия реализации программы « Учет потребности детей в признании, в общении, в познании, в движении, в проявлении активности и самостоятельности, в доброжелательном внимании, в сотрудничестве и взаимопонимании … Признание ребенка детским сообществом как партнера по игре ». Исходя из этого, « образовательная работа строится на диалогическом общении взрослого с детьми, с опорой на эмоционально - смысловую составляющую образовательного процесса ». Педагог формирует « обучающееся детское сообщество, в котором ребенок чувствует себя успешным и уверенным, обеспечивает детям возможность общаться друг с другом, свободно выбирать способы и средства своей деятельности ». Он бережно относится к видению мира самим ребенком, к проявлению его самостоятельности и активности, тем самым сохраняя индивидуальность ребенка. ( цитаты из программы « Истоки »)

3.3. Процедура оценки индивидуального развития детей Экспресс - диагностика с опорой на показатели развития ( изПООП ) Норма развития : диагностика не проводится Мониторинг освоения образовательной программы дошкольного образования ( указываются показатели развития ) Низкие оценки по отдельным параметрам : усиление индивидуальной педагогической работы по соответствующим направлениям Низкие оценки по большинству параметров : Психологическая диагностика Норма развития : пед. работа в соответствии с планом

3.4. Традиционные события и праздники Месяцы года ПраздникиДосуги, конкурсы Городские, мероприятия Сентябрь День знаний « Веселые старты » Октябрь Осенняя ярмарка « Осенний марафон » Ноябрь Спектакль театра кукол Городская неделя игры Декабрь Новогодний маскарад Январь Неделя зимних игр и забав « Зеленый огонек » Февраль Семейный досуг « А ну - ка, папы » Март Концерт для женщин Турнир района « Веселые шашки » Апрель Поездка в планетарий Май Выпуск в школу Например :

3.5. Методические материалы и средства обучения Перечень используемых методических пособий, методик, технологий, обеспечивающих реализацию содержания программы Вариант таблицы : Перечень средств обучения : печатные : учебные пособия, книги для чтения, рабочие тетради, раздаточный материал и т. д.; электронные образовательные ресурсы : мультимедийные доски, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. п.; аудиовизуальные средства : видеофильмы, слайды ; наглядные пособия : плакаты, карты настенные ; демонстрационные пособия : гербарии, муляжи, макеты, модели и пр.; учебные приборы : компас, барометр, глобус и т. д.) Образователь - ные области Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготови - тельная к школе группа Социально - коммуник. Познавательное разв. Худож.- эстетич. развитие и т. д.

М ЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ Р АННИЙ ВОЗРАСТ М ЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ С ТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Образные игрушки Развивающая предметно - игровая среда Предметы домашнего обихода Техника и транспорт Атрибутика ролевая - Маркеры пространства - Бросовые материалы, предметы - заместители - Развивающая среда творческих видов деятельности Музыкальные игрушки и оборудование Материалы и оборудование для художественного творчества Игрушки и оборудование для театрализованной деятельности Развивающая среда для познавательно - исследовательской деятельности Дидактические игрушки и наглядные пособия Конструкторы Игрушки и оборудование для экспериментирования, в т. ч. динамические игрушки Библиотека ( стационарная или передвижная ) Средства ИКТ : интерактивные игрушки Средства ИКТ : интерактивная доска Средства ИКТ : ПК / ноутбуки / планшеты с развивающими играми Развив. среда для укрепл ения здоров ья Спортивное оборудование Оздоровительное оборудование Оборудование участка Оборудование участка 3.6. Материально-техническое обеспечение программы

Этапы работы над общеобразовательной программой ДОУ 1. Анализ текущей работы: содержания реализуемой программы и методического обеспечения, уровень освоения реализуемой программы детьми, оптимальная нагрузка на ребенка, уровень квалификации педагогов, создания необходимых условий … и т. д. 2. План поэтапного перехода на работу по ФГОС ( на 1-2 года ) Осмысление содержания образовательного процесса : выбор ПООП и УМК к нему, разработка вариативной части программы, парциальных программ, разработка модели образовательного процесса создание необходимых условий … и т. д. 3. Утверждение ООП на педсовете, издание приказа по организации.

Ценность основной образовательной программы в организации: для педагогов образовательной организации – осмыслить цели и задачи своей деятельности, представлять конечный результат своей деятельности, увидеть ее перспективы для руководителя – ценно то, что в процессе создания ОП деятельность организации приобретает упорядоченный характер, позволяет увидеть перспективы развития, оценить сильные и слабые стороны, качественно подготовиться к процедуре лицензирования, аттестации и аккредитации; позволяет осознанно и целенаправленно управлять образовательным учреждением; для родителей – возможность принять участие в пед.процессе, выбирать и корректировать его содержание; реализуется их право на информацию об образовательных услугах; для СОШ, принимающей в дальнейшем ребенка на обучение (особенно в комплексах!) – это возможность налаживания содержательных взаимосвязей между дошкольной организацией и начальной школой, возможность не только подхватывать и развивать дальше имеющие у ребенка личностные качества, опираться в дальнейшем учебном процессе на имеющие знания, умения и навыки, но и влиять при необходимости на содержание ООП ДОО на этапе ее разработки. Разработка ОП в организации будет способствовать росту профессионализма педагогов и руководителя, обеспечит осознанный выбор каждой организацией основных, парциальных и коррекционных программ, обеспечит вовлечение в образовательный процесс родителей и ближайшего социального окружения.

Многофункциональный образовательный комплекс

Первоначальная задача многофункционального комплекса – выстроить целостную образовательную систему. Дошкольное образование ПООП « Истоки » ПООП « От рождения до школы » ПООП « Детский сад – дом радости » ПООП « Золотой ключик » Начальное основное образование Среднее общее образование Цикл учебных предметов ВУЗ ы технические ВУЗ ы гуманитарные ВУЗ ы художест.- творческие Предметы по выбору Цикл учебных предметов Дополнител ьное образование УМК « Школа России » УМК « Начальная школа XXI века » Система Д. Эльконина – В. Давыдова Организ а - ции СПО Библио - теки музеи Спортив - ные организа ции Дополнительно е образование

Для выработки концепции образовательной системы комплекса необходимо провести аналитическую работу, которая позволит : разработать модель комплекса, - осмыслить социальные, организационные и образовательные подсистемы, - выявить противоречия и проблемы, - выработать приоритеты, - определить необходимость введения инноваций

Смысл и ценность образовательной модели многофункционального комплекса в том, чтобы выразить целенаправленность образовательного процесса в организации, выстроить преемственные связи между разными ступенями организации, определить себя как живой единый организм, способный обеспечить целостную педагогическую систему, где каждый элемент, часть, сохраняя свою особенность, работает вместе с другими в слаженном ритме, продолжая и поддерживая друг друга.