Содержание 1. Понятие о смысловом чтении. 2. Виды чтения. 3. Этапы работы с текстом и формирование навыков извлечения информации из текста 4. Виды текстов:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология продуктивного чтения технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Advertisements

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом ШМО учителей русского языка и литературы.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Анализ метапредметных и предметных результатов по обучению чтению научно- популярных текстов Секция 2 Бондаренко Т.М., учитель начальных классов IКК, Солдаткина.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Учитель математики ГБОУ СОШ 77 Доброумова Ольга Викторовна.
Смысловое чтение. Уровни понимания текста Школа педагогического мастерства.
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Как рецензировать ответ Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям: Правильность и полнота изложения фактов, выводов,
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Т ЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Применение ТРКМ на уроках в начальной школе Презентация учителя начальных классов Нижнегорской ОШ I- III ступеней.
Министерство образования и науки РФ Министерство образования Московской области ГОУВПО « Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»
« Эффективность педагогической технологии критического мышления с позиций проблемы формирования мотивации учения на уроках географии» учитель географии:
Транксрипт:

Содержание 1. Понятие о смысловом чтении. 2. Виды чтения. 3. Этапы работы с текстом и формирование навыков извлечения информации из текста 4. Виды текстов: сплошные и несплошные; художественные и нехудожественные тексты. 5. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения. 6. Способы критического прочтения художественной литературы. Дифференциальный алгоритм чтения.

Одно из требований ФГОС - обучение на основе принципов метапредметности. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, понимание его смыслового содержания. В связи с этим появилось новое понятие – смысловое чтение. Смысловое чтение – это вид чтения, когда нужно не только прочитать текст, но и дать оценку информации, откликнуться на содержание.

откликнуться на содержание дать оценку информации прочесть

Понимание текста – это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, под текстовой, концептуальной.

Виды информации в тексте Что содержит информация Роль данной информации Фактуальная События, факты, герои, время и место действия, движение сюжета и т.п. Позволяет увидеть внешнюю сторону текста. (О чем в тексте сообщается открыто) Концептуальная Замысел автора, его позицию, систему взглядов, подход к фактам. Служит объединяющим началом текста (основная идея текста, его главный смысл) Подтекстовая Скрытая, дополнительная информация, смысл которой становится понятным лишь в процессе переработки и анализа фактуальной и контекстуальной информации. Позволяет по-новому увидеть и понять его концептуальную информацию (о чем читается «между строк»).

Небольшая разница Один восточный властелин увидел сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть! Ты проживёшь долгую жизнь и переживёшь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил предсказателя. Придворные удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён?» спрашивали они. На что последовал ответ: «Всё зависит от того, как сказать то, что сказано». 1. О чем этот текст? (Фактуальная информация) 2. Какими мыслями хотел с нами поделиться автор? Почему он так назвал свой рассказ? (Концептуальная информация) 3. Что можете сказать о властелине, о толкователях, о придворных? (Подтекстовая информация)

На что необходимо обратить внимание, чтобы были понятны последующие события? - Безусловно, на сон властелина о выпавших зубах. Почему можно смело утверждать, что сон плохой? - Сильное волнение, которое испытывает властелин, и озабоченность, с которой его выслушивает толкователь снов, уже создают атмосферу тревоги, ожидания каких-то неприятностей и бед. Но властелин не знает значения этого сна, почему же он так встревожен? - Да ведь зубы-то выпали не у кого-то, а у него, причем выпали один за другим! Самое тревожное, что выпали все зубы! Что ему предвещает такой сон? А вот тут мы можем только предполагать, истолковывать сон, причем толкование может быть самым разным: один скажет, что этот сон к войне, другой к утрате власти, третий к смерти властелина и т.д., но в любом случае подтекст уже прочитан и описан.

Задача учителя - развивать умение читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации: с пониманием основного содержания (просмотровое чтение); с полным пониманием содержания (изучающее, аналитическое чтение); Нужно учить владеть всеми видами чтения, умению переходить от одного его вида к другому в зависимости цели получения информации.

Изучающее чтение Просмотровое чтение Ознакомительное чтение Задача - максимально полно понять содержание текста с возможным последующим воспроизведением Задача - получить лишь самое общее представление о содержании текста, понять, о чём идёт речь Задача - выяснить, что именно пишется по интересующему читателя вопросу

Цель - получение общего представления о материале. Основные совершаемые действия: знакомство с заголовками и подзаголовками, отдельными фрагментами текста, выделение ключевых слов и понятий, смысловых опорных пунктов, оценка с точки зрения достоверности информации, выделение важных абзацев, основной и второстепенной информации.

Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту. Полнота понимания текста определяется возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читающего, какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и осмысления с привлечением других видов чтения. Выделяют четыре подвида просмотрового чтения:

Подвиды просмотрового чтения Ориентировочное. Основная задача читающего – установить, относится ли данный материал к интересующей его теме. Обзорное. Направлено на выделение главной мысли текста. Понимание главной мысли в данном случае практически невозможно. Конспективное – для выделения основных мыслей. Реферативное – для выделения основных мыслей. Все подробности опускаются как несущественные для понимания главного.

отсутствие установки на последующее использование полученной информации быстрый темп чтения выбор (выделение, подчеркивание и т.п.) информации, относящейся к кругу интересующих вопросов фиксация только тех языковых фактов, которые дают возможность судить о теме текста

Умения, необходимые для ориентировочного чтения Предвосхитить тематику текста по заголовку, подзаголовку, иллюстрации. Просмотрев текст, сказать, о чём он, определить его тематику и основную цель. Определить самые общие сведения, которые соотносят текст с определённой областью знаний. Обнаружить смысловые опорные точки. Определить соответствие текста интересам читающего, оценив содержащуюся в нём информацию с точки зрения правдоподобности, актуальности и перспективности её использования.

1. Внимательно прочитайте заголовок текста, постарайтесь вникнуть в его смысл, определить главную мысль текста. 2. Прочитайте первое предложение текста. Сопоставьте его содержание с заголовком. 3. Прочитайте первый абзац. Сопоставьте его содержание со своим представлением о главной мысли текста. 4. Просмотрите все остальные абзацы, сопоставляя их содержание с представлением главной мысли текста и обращая особое внимание на содержание первых предложений абзацев. 5. Сформулируйте вопрос: «О чём повествуется в тексте?»

Цель - определение сути сообщения через решение задач: 1. выделение главной мысли текста; 2. интерпретация прочитанного ограничивается вынесением самой общей оценки и определением соответствия текста задачам читателя.

1. определять смысловую структуру текста и отбирать главные мысли в тексте; 2. интерпретировать на основе самой общей оценки текста; 3. определять соответствие текста задачам читающего; 4. отличать основную информацию от второстепенной; 5. находить различие в двух или более текстах, сравнивать содержание текстов; 6. соотносить информацию, заключённую в тексте, с информацией, полученной из других источников, или с личным опытом ; 7. находить аргументы, подтверждающие высказывания.

1.Задания, обучающие рациональным приёмам извлечения информации. 2.Задания, используемые с целью контроля понимания содержания текста.

Для этого могут быть выполнены следующие универсальные учебные действия: 1. быстро просматривать текст, 2. выделять главные мысли текста, 3. формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, 4. объяснять порядок частей (инструкций),содержащихся в тексте, 5. ставить перед собой цель чтения, 6. обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, 7. выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста, 8. высказывать оценочные суждения и свою точку зрения, 9. оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте, 10. подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, 11. связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, 12. оценивать текст с точки зрения дальнейшей перспективы использования.

1. Определите структурный компонент текста, в котором содержится тема (вводная часть, основная часть). 2.Установите, какая проблема обсуждается в тексте. 3. Прочитайте заглавие и скажите, о чем идет речь в тексте. 4. Определите вопросы, которые рассматриваются в тексте (текстах). 5. Читайте абзац за абзацем, отмечая в каждом предложения, несущие главную информацию и предложения, в которых содержится дополнительная информация. 6. Отмечайте смысловые блоки, давая им краткие названия, отражающие суть. 7. Определите степень важности абзацев, отметьте абзацы, которые содержат ключевую информацию, и абзацы, которые содержат второстепенную по значению информацию. 8. Обобщите информацию, выраженную в тексте, в смысловое (единое) целое.

Включает все действия по выявлению, интерпретации и созданию новых смыслов: 1. отбор важных и второстепенных фактов; 2. ответы на вопросы и постановку вопросов; 3. все виды свёртывания информации; 4. выделение основных и дополнительных мыслей; 5. комментарии и объяснения; 6. рефлексию оценку прочитанного и создание собственных смыслов; 7. выражение мнений и позиции в различных жанрах письменных работ (эссе, рецензия, отзыв, статья, доклад, презентация).

Предположим, вам поручено подготовить доклад «История развития вычислительной техники». Вы находите нужную литературу, затем приступаете к чтению. Сначала вы используете приёмы ориентировочного чтения: просматриваете выбранные издания и файлы. Далее идёт работа с уже отобранными источниками поиск конкретных фактов, имен; здесь используются приёмы поискового чтения. Теперь должны быть использованы приёмы аналитического чтения (выделение ключевых слов, составление плана, конспекта, тезисов, схем, таблиц, списка использованной литературы; подбор цитат).

При аналитическом чтении необходим навык постановки вопросов по ходу чтения. Это вопросы такого типа: О чем это говорит? Какие вопросы здесь возникают? Как эта мысль раскрывается дальше? Подтвердилась ли ваша догадка?

В процессе работы над учебно-научными текстами можно отрабатывать это умение, начав с чтения параграфа учебника с карандашом в руках: сформулировать тему параграфа в форме вопроса, при чтении делить текст на смысловые фрагменты и на листе бумаги (параллельно, по ходу чтения) записывать вопросы к каждому фрагменту, письменная переработка (составление плана, тезисов), применять различные графические приемы визуализации. Крайне важно направлять действия учащихся (через различные задания, шаблоны) так, чтобы вопросы плана, формулировки тех или иных положений, название узлов параграфов давались «своими словами» – это важнейший показатель понимания текста.

это уровень критического восприятия освоенной информации: Согласен я или не согласен с автором? Почему? Если в статье изложено несколько позиций, то какая из них представляется мне более убедительной? Составление (синтез) своего ответа на вопрос после оценки информации.

описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и т.д.); повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов); рассуждение (сочинение- размышление, комментарий, аргументация своего мнения). графики; диаграммы; схемы (кластеры); таблицы; географические карты и карты местности; план помещения, местности, сооружения; входные билеты; расписание движения транспорта; карты сайтов.

Приёмы, удобные для работы со сплошным текстом: Чтение с остановками Стратегии: "Вопросительные слова", «Ромашка вопросов», ИНСЕРТ «Таблица-синтез» Приёмы «Мозаика проблем», стратегия обучения решению проблем «ИДЕАЛ» «Уголки» и другие.

Во время чтения на полях делаются пометки: знак «v» - знакомая информация - «Я это знал!»; знак « - » - информация противоречит тому, что знал или думал; знак« +» - новая информация; знак «?» - многое осталось неясным и хотелось бы получить более подробную информацию по данному вопросу. Чтение с использованием данного приёма учит анализировать, сопоставлять новые знания с имеющимися, интерпретировать, применять информацию.

Данная стратегия используется для развития рефлексивного восприятия информации. Она побуждает ученика к диалогу с текстом, к критическому осмыслению его содержания. При первом восприятии текста заполняются первые две графы, а третья при просмотре содержания первых двух. При чтении текста можно предложить обучающимся читать в паре, что может впоследствии перерасти в умение вести диалог с текстом. Ключевые моменты текста (сообщения) На чем остановилось внимание? Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня? (Анализ) Вывод

«Тонкие» вопросы«Толстые» вопросы В эту колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа ………..? ………….? …………..? В эту колонку записываются вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа ……………..? ………………?

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. 1. На стадии вызова это будут вопросы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. 2. На стадии осмысления содержания приём служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения. 3. На стадии рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

Приём «Концептуальная таблица» полезен, когда предполагается сравнение объектов. По горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, по вертикали – критерии, по которым сравнение происходит. Например, этот приём может быть использован при изучении и сравнении басен Эзопа «Ворон и лисица» и И.А. Крылова «Ворона и лисица».

Линии сравнения Басня Эзопа Басня И.А. Крылова Название«Ворон и лисица»«Ворона и лисица» Герои басни Ворон, лисица. Ворона, лисица. Композиция Мораль в конце басни.Мораль в начале басни. Из чьих уст звучит мораль? Лисица становится в позицию автора, читает ворону мораль: «Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове…» Из уст автора: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна…» Можно ли прочитать по ролям? нетда Каким языком написана басня? Прозаическим.Поэтическим.

Используется при изучении неизвестного ранее произведения. Количество остановок при чтении должно быть определённым. Задания и различные виды вопросов (простые, уточняющие, интерпретационные, творческие, оценочные, практические) формулируются в соответствии с уровнями познавательной деятельности по Б.Блуму (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка). На стадии вызова - обращение к личному опыту детей, обсуждение заглавия, прогноз содержания рассказа. На стадии осмысления содержания текст читается отрывками, анализируется и осуществляется прогноз дальнейшего развития сюжета, проверяются предположения. На стадии рефлексии - осмысление текста как единого целого, с использованием различных форм работы: творческого письма, эссе по впечатлениям от рассказа, сочинения- рассуждения, дискуссии, совместного поиска.

эссе бортовой журнал различные виды дневников: дневник - художественный альбом, дневник с цитатами из произведений и комментариями, письменное интервью с целью взаимообмена мнениями различные варианты портфолио Синквейн - пять строк: 1)тема или предмет (имя существительное) 2)описание предмета (два имени прилагательных или причастия) 3)действие предмета (три глагола) 4)фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к предмету. 5)синоним, расширяющий, уточняющий, обобщающий смысл предмета или темы (одно слово).

Для активизации чтения нужно заранее знать, что прежде всего следует отыскивать в каждом смысловом отрезке текста. Для этого и разработан дифференциальный алгоритм чтения. С его помощью можно разбивать каждый самостоятельный фрагмент текста на отдельные логические элементы (потому алгоритм и назван дифференциальным).

В произведениях художественной литературы с точки зрения нравственной проблематики ключевыми являются понятия, определяющие вечные ценности: «красота», «добро», «любовь», «честь», «патриотизм» и т.д. С точки зрения литературоведения – «сюжет», «композиция», «жанр», «идея» и т.д.

Для проверки понимания смысла прочитанного можно предложить обучающимся задания: Расскажите о собственном опыте, связанном каким-либо образом с утверждением автора? Можете ли привести пример по теме высказывания? Проведите опыт, подтверждающий научное высказывание. Если это возможно, найдите в тексте те абзацы, которые содержат подтверждения и основные аргументы к ним. Если аргументы изложены по-другому, попробуйте построить их, используя при этом предложения из разных абзацев. Найдите абзац, в котором содержится вывод, и подтвердите его основаниями из текста. Переформулируйте определения, правила, выводы, переведите прочитанное на «свой» язык; Представьте основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков; Потренируйтесь в запоминании прочитанного (пересказ, повторение определений, правил).

Задача учителя заключается в том, чтобы сформировать навык чтения по данному алгоритму, то есть доведенное до автоматизма умение грамотно и глубоко анализировать текст.

Литература 1.Гузеев, В.В. О скрытом контексте в технологии развития критического мышления [Текст] 2.В.В.Гузеев // педагогические технологии. – – С Даутова, О.Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении [Текст] / О.Б.Даутова, О.Н.Крылова / Под ред. А.П.Тряпициной.- СПБ.: КАРО, Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке [Текст]: пособие для учителя / С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. - М.: Просвещение, Загашев И. Умение задавать вопросы. // Перемена, весна 2001 (4). – С. 8– Загашев И. Как решить любую проблему. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, – 128 с. – («Школа мастера») 7. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : «Альянс «Дельта», – 284 с. 8. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. – СПб. : «Альянс «Дельта», – 192 с. 9. Опыт применения технологии РКМ на уроке XXI века: метод. материалы для учителя [Текст] / Под ред. О.Н.Крыловой – СПБ.: Аграф, Фонтанова, А. Технология, которая позволяет нам стать другими [Текст] / А.Фонтанова // Газета «Первое сентября» от 16 января Халперн, Д. Психология критического мышления [Текст] / Д.Халперн.- СПБ., 2000.