ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН (по итогам международного симпозиума в г. Рига) ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН (по итогам международного симпозиума в г. Рига) доцент каф. педиатрии и неонатологии ИПО, к.м.н. Карпук Н.Л., доцент кафедры анестезиологии, реаниматологии, скорой медицинской помощи ИПО, к.м.н. Иванов С.К., ассистент каф. госпитальной терапии, к.м.н. Михайловская Т.В.
Сателлитный симпозиум по вопросам медицинского образования (21-22 октября 2014)
Stephen Ludwig, MD James M. Callahan, MD Детский госпиталь, Филадельфия, США
Общие тенденции развития медицинского образования Компетентностный подход в обучении
Общие тенденции развития образования использование активных методов обучения интеграция фундаментальных наук с клиническим опытом подход, основанный на компетенциях в разработке учебной программы раннее и непрерывное вовлечение студентов в процесс ухода за больными улучшенные методы оценки непрерывное профессиональное развитие профессорско-преподавательского состава
Медицинское образование прошлое настоящее Недостаточный внешний контроль за образовательным процессом Контроль со стороны внешних объединений и организаций (агентств, обществ, ассоциаций). Появление регуляторных механизмов. Приобретение этой тенденцией международного характера
прошлое настоящее Недостаток или отсутствие знаний о теории образования или перенос принципов обучения из других областей Возможность обучения в области медицинского образования Медицинское образование
прошлое настоящее Общая оценка обучающихся (резидентов) Более специфичные инструменты и техники оценки компетенций. Преподаватели должны знать как использовать эти инструменты оценки Медицинское образование
прошлое настоящее Образование, основанное на учебном времени (обучение за определенный период времени) Образование, основанное на времени и компетенциях (конечных результатах обучения) Возможно, в будущем, продвижение компетентностной модели Медицинское образование
прошлое настоящее Центральное место в образовательном процессе занимает преподаватель (учитель) Фокус в образовательном процессе на обучающемся, а не на преподавателе Медицинское образование
прошлое настоящее Обучение всему, что необходимо знать Информация накапливается все быстрее и быстрее. Нет программы, по которой можно научить всему Медицинское образование
прошлое настоящее Медицинское образование
Модель обучения взрослых Особенности взрослых обучающихся: – наличие определенного опыта – самостоятельность, самоорганизация – внутренняя мотивация – желание реализовывать полученные знания на практике и др. Активное развитие теории обучения взрослых
Углубленное изучение Мотивация к обучению – внутренняя, а не внешняя (экзамены и тесты) Личное развитие оценивается и ожидается Активное обучение, такое как, обучение на основе задач и проектов практикуется и поощряется Множество возможностей для групповых и совместных работ Самостоятельное учение поощряется Знание - преподносится как одно целое, и в интегрированном виде Высокие требования преподавателей Немедленная и информативная обратная связь Возможность для повтора и исправления ошибок На студентов (обучающихся) возложена ответственность за пациента
Принципы перехода к компетентностному подходу прошлое настоящее – Письменные экзамены – Устные экзамены – Клиническая оценка (общая оценка, выставляемая преподавателями в процессе обучения) – Образование, основанное на компетенциях – оценка конечного результата освоение конкретных разделов, дисциплин, навыков и т.д. отражаемое в учебном плане фокус на симуляцию, моделирование действия, выполнение действия и т.д. – Обучение, основанное на этапном принципе освоения практических навыков Система приобретения умений и навыков, предусматривающая освоение отдельных элементов, и проходящая через все уровни подготовки
Общие («ядерные») компетенции Медицинские знания Работа с пациентом (уход за пациентом) Межличностные/коммуникативные навыки Профессиональный характер (профессионализация) Практико-ассоциированное обучение и развитие Системный подход к организации практики
Компетенции Суб-компетенции Отдельные элементы (манипуляции, действия и т.д.)
Работа с пациентом (уход за больным) 1: Собрать необходимую и достоверную информацию о пациенте 2: Организовать и обеспечить уход за больным, который будет являться безопасным и эффективным 3: Обеспечить преемственность терапии 4: Принять осознанные диагностические и терапевтические решения 5: Разработать тактику ведения пациента и обеспечить ее реализацию
Методы и техники обучения Классические методы обучения (лекции, работа в малых группах, рабочие группы, др.) Симуляция – как техника обучения Обучение у постели больного и многие другие
Обучение у постели больного Важный аспект в обучении врача Обучающийся выполняет в клинике комплекс различных ролей, приобретает необходимые умения и навыки
Делает Показывает как Знает как Знает Принципы оценки клинических навыков Пирамида Миллера
Оценка уровня практической подготовки и готовности к самостоятельной деятельности Виды самостоятельной профессиональной деятельности (активности) Главный вопрос, на который необходимо ответить при оценке сформированности у обучаемого профессиональной деятельности (активности): Доверите ли Вы обучающемуся выполнять профессиональную деятельность без присмотра?
Пример вида профессиональной деятельности Уход за здоровым новорожденным – Знать состояния матери, которые могут повлиять на ребенка – Провести комплексное обследование на выявление врожденных аномалий развития – – Беседовать с мамой ребенка на понятном для нее языке – Обеспечивать взаимодействие с педиатром по обеспечению ухода за ребенком и др.
Подобно тому, как в баскетболе игрок сначала учится отбивать мяч, ловить и передавать его….
Затем игрок учится вести мяч, перемещаться по полю и бросать мяч в кольцо….
И, наконец, он осваивает сложные командные схемы нападения, прорыва и защиты… И становится профессиональным командным игроком !
Этапы и взаимодействие элементов обучения
Изменения в образовательном процессе на современном этапе в РФ Использование подхода, основанного на компетенциях Использование активных методов обучения Усовершенствование симуляционных лабораторий Разработка курсов по коммуникативным навыкам Вертикальная и горизонтальная интеграция учебной программы Профессиональное развитие профессорско- преподавательского состава
Разработано достаточно много хороших моделей медицинского образования – у каждой из них есть свои сильные стороны, но, ни одна из них не является совершенной Необходимо стремиться к разработке собственной системы образования, которая наилучшим образом соответствует собственным ресурсам, уникальным историческим и культурным ценностям
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!