Художественные средства выразительности русского литературного языка. Автор: учитель русского языка и литературы Художественные средства выразительности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
Advertisements

Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Фигуры речи и тропы Справочные материалы. Фигура речи Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности.
Изобразительные художественные средства Фонетический (фоника) Лексические (тропы) Синтаксический (стилистические фигуры)
1 Презентация Презентация по теме «Выразительные средства языка» Выполнили обучающиеся Выполнили обучающиеся 8 класса 8 класса Владимирова Алина и Владимирова.
Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.
ТРОПЫ Эпитет Метафора Гипербола Олицетво-рение Перифраз Сравнение В переводе с греч. языка – приложение, прилагаемое. Эпитет – это особое, образное определение,
Изобразительно- выразительные средства Подготовка к ЕГЭ.
Занятие кружка «Родное слово» Автор: Курган Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 6 г. Бикина Хабаровского края.
Художественно – выразительные средства текста. Работу выполнили учащиеся 10 класса МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Баннов Артем, Соседова Татьяна.
Художественный стиль речи Особенности: Образность Образность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных.
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа 14 Тест по теме: «Изобразительно- выразительные средства языка» Учитель.
Анализ выразительности речи Задание В8. Компетенции выпускников: Языковая - знание и соблюдение всех норм литературного русского языка; Лингвистическая.
«…единственно нужное размещение единственно нужных слов» (Л. Толстой о труде поэта и писателя)
Художественный стиль речи Особенности: Образность Образность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных.
Презентация к мастер - классу «Выразительные средства языка» урок литературы в 11 классе Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы.
Автор презентации: Галиевская Татьяна Алексеевна МКОУ «Ложкинская ООШ»
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ.
Электронное пособие о языковых средствах выразительности «изобразительно-выразительные средства языка» Разработала Понакшина Татьяна Николаевна, учитель.
Транксрипт:

Художественные средства выразительности русского литературного языка. Автор: учитель русского языка и литературы Художественные средства выразительности русского литературного языка. Автор: учитель русского языка и литературы Яковлева Татьяна Борисовна Мир слов – бесконечный океан. Понимать этот мир – значит понимать жизнь.

Цели и задачи. Познакомиться с некоторыми художественными средствами выразительности русского литературного языка( с тропами и фигурами речи). Познакомиться с некоторыми художественными средствами выразительности русского литературного языка( с тропами и фигурами речи). Рассмотреть примеры их использования в русской литературе. Рассмотреть примеры их использования в русской литературе. Научиться самостоятельно строить тропы и фигуры речи. Научиться самостоятельно строить тропы и фигуры речи. Проверить свои знания и умения тестом. Проверить свои знания и умения тестом. Понять структуру задания В8 ЕГЭ по русскому языку и освоить его выполнение. Понять структуру задания В8 ЕГЭ по русскому языку и освоить его выполнение.

Троп- (греч. «поворот») (греч. «поворот») оборот речи,в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения боль- шей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространённые виды тропов: Аллегория,гипербола,ирония,литота,метафора,метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха,сравнение, эпитет.

Гипербола- образное преувеличение. Литота- подчеркнутое преуменьшение. Сооотнесите иллюстрации с определениями и объясните свой выбор. Сооотнесите иллюстрации с определениями и объясните свой выбор. В сто сорок солнц закат пылал… В.Маяковский … а сам с ноготок. Н.Некрасов

Ирония о- ооо- осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. - Признаком иронии является д д двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов.) (И. Крылов.) (в обращении к ослу) (в обращении к ослу) - троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки.

Гротеск - П ПП Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер Градоначальник с фаршированной головой (у Салтыкова –Щедрина) (у Салтыкова –Щедрина)

Перифраза- Докажите, что перед вами примеры перифразы. Докажите, что перед вами примеры перифразы. перифраза-употребление вместо слова или имени описательного сочетания. Великаны земли. Зелёный друг. Корабли пустыни. Голубые дороги. Первая перчатка.

Метафора- Сонное озеро города (А.Блок). Сонное озеро города (А.Блок). Могилы домов (А.Блок). Могилы домов (А.Блок). Весенних запахов и ветров пулемёт (В.Хлебников). Весенних запахов и ветров пулемёт (В.Хлебников). Море неба, заяц тучи, крови снегири (В.Хлебников). Море неба, заяц тучи, крови снегири (В.Хлебников). Хребты веков, железки строк (В.Маяковский). Хребты веков, железки строк (В.Маяковский). Моих слов соловьи (Б.Ахмадулина). Моих слов соловьи (Б.Ахмадулина). Сугробов белолобые телята (Б.Ахмадулина). Сугробов белолобые телята (Б.Ахмадулина). Пальцы ивняка (М.Исаковский). Пальцы ивняка (М.Исаковский). Бык воспоминаний (Л.Мартынов). Бык воспоминаний (Л.Мартынов). Ручей улыбки (М.Светлов). Ручей улыбки (М.Светлов). Серебряная ложка луны (Ю.Мориц). Серебряная ложка луны (Ю.Мориц). Острый остров сиротства (Б.Ахмадулина). Острый остров сиротства (Б.Ахмадулина). Сугробов груди белые (В.Фёдоров). Сугробов груди белые (В.Фёдоров). перенос названия на основе сходства (скрытое сравнение). Объясните метафоры, на чём основано сходство. Объясните метафоры, на чём основано сходство.

Метонимия-перенос имени: 1. с вместилища на содержимое-блюдо, стакан (еда и посуда). 2. с материала на изделия из него- медь (металл и медные деньги). 3. с места, населённого пункта на его жителей- вся деревня над ним смеялась. 4. с действия на его результат-остановка(место, действие и расстояние).5. с организации на её сотрудников- фабрика забастовала. Синекдоха- особый вид метонимии- перенос наименования с части на целое и наоборот (мы все глядим в Наполеоны, читать Гоголя). Приведите свои примеры метонимии и синекдохи. Приведите свои примеры метонимии и синекдохи.

Эпитет- яркое, образное определение. Эпитет- один из самых ярких и распространённых тропов. Понаблюдаем за эпитетами, характеризующими закат: Эпитет- один из самых ярких и распространённых тропов. Понаблюдаем за эпитетами, характеризующими закат: По цвету: алый, багровый, багряный, бронзовый, густой, густо- красный, дымящийся, жёлтый, жидкий, зелёный, золотистый, золотой, красный, кроваво-красный, кровавый, кровяной, лимонный, малиновый, мутный, неяркий, огненный, огнистый, оранжевый, ослепительный, палевый, … По цвету: алый, багровый, багряный, бронзовый, густой, густо- красный, дымящийся, жёлтый, жидкий, зелёный, золотистый, золотой, красный, кроваво-красный, кровавый, кровяной, лимонный, малиновый, мутный, неяркий, огненный, огнистый, оранжевый, ослепительный, палевый, … По психологическому восприятию: великолепный, величественный, грустный, зловещий, изумительный, красивый, ласковый, мрачный, нежный, печальный, пленительный, покойный, приятный, тихий, томный, торжественный, тревожный, угрюмый, усталый, холодный, чудесный,… По психологическому восприятию: великолепный, величественный, грустный, зловещий, изумительный, красивый, ласковый, мрачный, нежный, печальный, пленительный, покойный, приятный, тихий, томный, торжественный, тревожный, угрюмый, усталый, холодный, чудесный,… Задание: составьте ряд эпитетов к существительному лицо (1 вариант), к существительному звук (2 вариант).

Способы выражения сравнения в русском языке СПП с придаточным сравнения. (Он говорил спокойно, будто ничего не произошло). СПП с придаточным сравнения. (Он говорил спокойно, будто ничего не произошло). Сравнительный оборот. (Застыл, как изваяние). Сравнительный оборот. (Застыл, как изваяние). Сущ. В Д.П. с предлогом подобно. (Жужжало подобно пчеле). Сущ. В Д.П. с предлогом подобно. (Жужжало подобно пчеле). Сущ. В Т.П.(Завертелся волчком). Сущ. В Т.П.(Завертелся волчком). Наречие модели по-…ому, по-…ему, по-…и.(Ходить по-утиному). Наречие модели по-…ому, по-…ему, по-…и.(Ходить по-утиному). Фразеологические обороты.(Бежать как на пожар). Фразеологические обороты.(Бежать как на пожар). Сущ. В И.П. в роли сказуемого или приложения.(Глаза как блюдца). Сущ. В И.П. в роли сказуемого или приложения.(Глаза как блюдца). Задание. Задание. Составьте свои примеры к каждому способу. Проанализируйте отрывок стихотворения А.Галича: Опоздавшие гости Прерывают куплет Их вбивают, как гвозди, Ибо мест уже нет.

Олицетворение- Наделение животных и неживых существ качествами человека. Этот стилистический приём доказывает, что мы когда-то были язычниками. Никого не удивляют фразы: ветер рыдает, листочки шепчутся, река устала, лес спит… Этот стилистический приём доказывает, что мы когда-то были язычниками. Никого не удивляют фразы: ветер рыдает, листочки шепчутся, река устала, лес спит… Никого не удивляют такие рисунки: они делают нас ближе к природе.

Оксюморон-совмещение несовместимого. Антитеза-противопоставление. Градация (нарастающая и убывающая)-приём нагнетания синонимов. Инверсия- обратный порядок слов. Сооотнесите иллюстрации с определениями и докажите. Сооотнесите иллюстрации с определениями и докажите. Определите художественные средства : «…жизнь на земле будет невоообразимо прекрасной, изумительной» (А.Чехов); да - нет, сила страсти -холод ума; долгий миг, богатый нищий, сон наяву; животные лесные весне радовались. Определите художественные средства : «…жизнь на земле будет невоообразимо прекрасной, изумительной» (А.Чехов); да - нет, сила страсти -холод ума; долгий миг, богатый нищий, сон наяву; животные лесные весне радовались. Толстый и тонкий. Подниматься было тяжело, ноги уставали, последние метры преодолел ползком. Молодая старушка.

Строение предложения. Анализируя примеры, определите, что такое 1. парцелляция, 2. анафора, 3. эпифора, 4. синтаксический параллелизм, 5. эллипсис, проверьте себя по словарю. Анализируя примеры, определите, что такое 1. парцелляция, 2. анафора, 3. эпифора, 4. синтаксический параллелизм, 5. эллипсис, проверьте себя по словарю.словарю Мы сёла - в пепел; грады - в прах; В мечи – серпы и плуги. В.Жуковский. Он… тоже пошёл. В магазин. Сигарет купить

Асиндетон- бессоюзие. Полисиндетон- многосоюзие. Чего достигает автор, используя такой прием, как асиндетон или полисиндетон? Чего достигает автор, используя такой прием, как асиндетон или полисиндетон? и рифмы лёгкие навстречу им бегут, и рифмы лёгкие навстречу им бегут, И мысли в голове волнуются в отваге, И мысли в голове волнуются в отваге, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута - и стихи свободно потекут. А.Пушкин. Всё кругом. Страшное, грубое, липкое, грязное, Жёстко-тупое, всегда безобразное, Медленно-рвущее, мелко-нечестное, Скользкое, стыдное, низкое, тесное… Но жалоб не надо; что радости в плаче? Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе. Гиппиус.doc

Апосиопезис (умолчание)-намеренный отрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность. Нет, я хотел… быть может, вы …я думал… А.Пушкин. Риторическое обращение - подчеркнутое обращение. Поля! Я предан вам душой. А.Пушкин. Риторический вопрос - привлекает внимание, не требует ответа. Быть или не быть? (В.Шекспир) Риторическое восклицание - восклицание, передающее особое чувство. Составьте свои примеры апосиопезиса, риторических восклицаний, риторических обращений, риторических вопросов. Составьте свои примеры апосиопезиса, риторических восклицаний, риторических обращений, риторических вопросов.

Задания и ответы Тест.doc Тест.doc Тест.doc Задание В8. doc Задание В8. doc Задание В8. doc Задание В8. doc Ответы на задания теста.doc Ответы на задания теста.doc Ответы на задания теста.doc Ответы на задания теста.doc Ответы на задание В8. doc Ответы на задание В8. doc Ответы на задание В8. doc Ответы на задание В8.doc

Список используемой литературы Львова С.И. Уроки словесности в 5-9 классах: пособие для учителей «Дрофа», 1996 г. Львова С.И. Уроки словесности в 5-9 классах: пособие для учителей «Дрофа», 1996 г. Тропы и фигуры речи.doc Тропы и фигуры речи.doc Тропы и фигуры речи.doc Тропы и фигуры речи.doc Далецкий Чеслав. Риторика: Учебное пособие.- М.: Омега-Л, 2004 Далецкий Чеслав. Риторика: Учебное пособие.- М.: Омега-Л, 2004 Аннушкин В.А. История русской риторики. М Аннушкин В.А. История русской риторики. М Зарецкая Е.Н. Риторика. М Зарецкая Е.Н. Риторика. М Михальская А.К. Основы риторики. Учебное пособие для учащихся кл. М Михальская А.К. Основы риторики. Учебное пособие для учащихся кл. М Лингвистический энциклопедический словарь. Гл. ред. В.Н.Ярцева М. Советская энциклопедия 1990 Лингвистический энциклопедический словарь. Гл. ред. В.Н.Ярцева М. Советская энциклопедия 1990 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, версия 2005 г. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, версия 2005 г.