L/O/G/O Формирование аналитической компетентности руководителей учебных заведений на основе автоматизированных информационных систем ДОНЕЦКИЙ ИППО КАФЕДРА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методика организации научно- исследовательской деятельности педагогов.
Advertisements

Квалификационные характеристики работников образования.
ДВГУПС ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ». ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИЯ:
РОЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УПРАВЛЕНИИ, ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И.
L/O/G/O Формирование аналитической компетентности руководителей учебных заведений на основе автоматизированных информационных систем ДОНЕЦКИЙ ИППО КАФЕДРА.
Особенности организации деятельности над исследовательской работы Блажен, кто вырваться на свет Надеется из лжи окружной. В том, что известно, пользы нет,
Организация исследовательской деятельности учащихся Блажен, кто вырваться на свет Надеется из лжи окружной. В том, что известно, пользы нет, Одно неведомое.
Компетентностный подход на уроках биологии. Учитель биологии Барон О.А.
Общие сведения Научно-исследовательский семинар 2 курса «Методы социологических исследований»
МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 3 » Система методической работы в МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 3»
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Программа эксперимента «Мониторинг качества образования в современной школе»
Муниципальное образовательное учреждение «Большетарховская общеобразовательная средняя школа» 2008/2009 учебный год.
Проектирование компонентов учебных модулей на основе компетентностного подхода Крылова Ольга Николаевна проректор по научно-методической работе; Богатенкова.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Мониторинг и управление качеством образования Кто владеет информацией, тот владеет всем. Ли Якокка.
Г Учитель начальных классов Кушеварова Наталья Викторовна «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Роль методического объединения классных руководителей в современной школе Из выступления Савеловой на коллегии Минобрнауки России 11 февраля 2009 года.
Транксрипт:

L/O/G/O Формирование аналитической компетентности руководителей учебных заведений на основе автоматизированных информационных систем ДОНЕЦКИЙ ИППО КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ И ПСИХОЛОГИИ Научно-исследовательская лаборатория

Руководитель Коваль Наталья Николаевна Коваль Наталья Николаевна, методист НМЦ менеджмента образования и педагогических инноваций Сайт:

Научный консультант: Некрасова И.Н., кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедры менеджмента образования и психологии. Проектные менеджеры: –Евсеева М.Г., кандидат филологических наук; –Крнев М.Н., заведующий центром международной интеграции.

Цель формирования аналитической компетентности руководителей учебных заведений как системообразующей составляющей управленческой деятельности

Способствовать овладению теоретическими знаниями о роли и функциях аналитической составляющей менеджмента образования. Способствовать овладению теоретическими знаниями о роли и функциях аналитической составляющей менеджмента образования. ЗАДАЧИ Провести конструктивную и инструментальную операционализацию понятия «аналитическая компетентность» как предмета прикладного психолого-педагогического исследования. Провести конструктивную и инструментальную операционализацию понятия «аналитическая компетентность» как предмета прикладного психолого-педагогического исследования. Проанализировать эмпирическую базу по теме, изучить и выделить структурные компоненты процесса формирования аналитической компетентности руководителей учебных заведений. Разработать программу профессиональной подготовки руководителей учебных заведений к аналитической деятельности по управлению образовательным учреждением.

Презентовать модель профессиональной подготовки руководителей учебных заведений по формированию аналитической компетентности управленческой деятельности. Презентовать модель профессиональной подготовки руководителей учебных заведений по формированию аналитической компетентности управленческой деятельности. Сформировать навыки использования руководителями учебных АИС в целях формирования аналитической компетентности, оптимизации процесса управления учебными заведениями. Сформировать навыки использования руководителями учебных АИС в целях формирования аналитической компетентности, оптимизации процесса управления учебными заведениями. Совершенствовать и оптимизировать навыки самоанализа управленческой эффективности у руководителей учебных заведений. Создать предпосылки для дальнейшей самостоятельной деятельности руководителей учебных заведений по совершенствованию своей аналитической компетентности. ЗАДАЧИ

Донецкая ОШ I-III ст. 69 (зам. директора – Курбатов Николай Николаевич) База лаборатории: Донецкая ОШ I-III ст. 97 (директор – Костенко Ирина Анатольевна) Донецкая ОШ I-III ст. 118 (зам. директора – Сугак Людмила Андреевна) Енакиевский УВК «Специализированная школа ІІ ст. - лицей ИТ» (директор – Дехтярева Ольга Викторовна) Макеевская ОШ I-III ст. 108 (зам. директора – Иващенко Ирина Викторовна)

ПЛАН ЗАНЯТИЙ НА 2015 г. Дата Место проведения Тема Форма проведения Веб-пространство ИППО Аналитическая компетентность руководителя как актуальная тема в современных исследованиях в образовании Инструктивно- методический вебинар Веб-пространство ИППО Особенности ТАРРОС «Landrail», регламентация технологии анализа Методическая он-лайн мастерская Донецкий ИППО Ознакомление с системой информационного обеспечения ТАРРОС «Landrail», формирование целей и задач школы на основе АИС Семинар-практикум Донецкий ИППО План и план-сетка работы школы, система внутришкольного контроля на основе на основе ТАРРОС Семинар-практикум Веб-пространство ИППО Проектирование системы анализа результатов деятельности образовательного учреждения Методическая он-лайн мастерская Веб-пространство ИППО Презентация системы анализа результатов деятельности образовательного учреждения Методический он-лайн калейдоскоп Донецкий ИППО Экспертно-аналитическая оценка проектов системы анализа результатов деятельности образовательного учреждения.. Методические рекомендации по оптимизации Заседание лаборатории

L/O/G/O Аналитическая компетентность руководителя как актуальная тема в современных исследованиях в образовании

Проблема педагогического анализа в трудах ученых - педагогов. 1. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Педагогика, Кухарев Н.В. Педагог-мастер, педагог-исследователь. Гомель, Топоровский В.П. Аналитическая компетентность педагога. М.; Планета Жилина А.И. Системный подход в современном научно- педагогическом исследовании. СПб.: ЛОИРО, Игнатьева Е.Ю. Менеджмент знаний в образовании. СПб.: ЛОИРО, 2007.

Понятия Компетенция Компетентность Профессиональная компетентность Аналитическая компетентность Управленческая деятельность Аналитическая деятельность

Компетенция (от лат. «competeo» добиваюсь, соответствую, подхожу) это знание, опыт, умение по кругу вопросов в которых кто-либо хорошо осведомлен) Компетентность это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области. Таким образом, компетентность проявляется в деятельности

Профессиональная компетентность педагога качественные действия работника, обеспечивающие эффективность решения профессионально-педагогических проблем и типовых профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической или научно-педагогической деятельности, и зависит от квалификации, общепринятых ценностей морали и этики, владения образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опрос, индивидуальные и групповые интервью) и психолого-педагогической коррекции, жизненного опыта, постоянного совершенствования и внедрения в практику идей современной педагогики, методов обучения и преподавания учебных дисциплин и предметов, использование научной литературы и других источников информации для создания современных форм обучения, внедрения оценочно-ценностной рефлексии.

Содержание профессиональной компетентности педагога социально-психолого-педагогическая дидактическая специальная методическая информационная управленческая научно-исследовательская общекультурная коммуникативная рефлексивная

И. А. Абрамова «… аналитическая компетентность как бы пронизывает все остальные виды профессиональных компетентностей. … Проявление отдельных компонентов аналитической компетентности в других видах профессиональных компетентностей не исключало факта существования этого вида компетентности, но затрудняло выделение её в самостоятельный вид»

Аналитическая компетентность Аналитическая компетентность педагога это комплекс интеллектуальной логической и интеллектуальной эвристической составляющих педагогической деятельности, в который входят: анализ, синтез, сравнение и аналогии; обобщение и конкретизация, абстрагирование, генерирование идей, преодоление инертности и критичности мышления.

Управленческая деятельность П.И. Третьяков отмечает, «управленческая деятельность - это труд, затрачиваемый на выполнение подпроцессов управления (прогнозирования, планирования, принятия решений, контроля и регулирования), которые состоят из функций (целеопределение, педагогический анализ, прогнозирование, планирование, организация исполнения, контроль, регулирование и коррекция) и образуют целостный процесс управления.

Ю.А. Конаржевский педагогический анализ; планирование; организацию; внутришкольный контроль; регулирование.

М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури организация; планирование; мотивация; контроль.

Н.В. Кузьмина гностическая; проектировочная; конструктивная; организаторская; коммуникативная.

А. Файоль планирование; организация; распорядительство; координация; контроль.

В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов педагогический анализ; целеполагание и планирование; организацию; внутришкольный контроль и регулирование.

В.А. Якунин формирование целей; сбор информации; прогнозирование; принятие решения; организация исполнения; коммуникация; контроль и оценка результатов; коррекция.

B.C. Лазарев, М.М. Поташник, А.М. Моисеев планирование; организация; руководство; контроль.

Л.И. Фишман целеполагание; планирование; организацию; регулирование и коррегирование; контроль; анализ.

П.И. Третьяков информационно-аналитическая; мотивационно-целевая; планово-прогностическая; организационно-исполнительская; контрольно-оценочная; регулятивно-коррекционная.

В.П. Сергеева анализ; целеполагание и планирование; организационную деятельность; контроль и регулирование.

Г. Ельникова Педагогический анализ (постановка цели и заданий, прогнозирования). Планирование (планирование и программирование). Организация (управление и самоуправление). Контроль и регулирование (или организация и мотивация).

От «качества» проведенного педагогического анализа зависит «качество» всех последующих функций управления (целеполагания, планирования, организации и контроля), следовательно, анализ является системообразующей управленческой функцией, как в самостоятельном виде деятельности, так и составной (базовой) части остальных функций управленческого цикла.

Анализ Многие исследователи считают, что с анализа начинается управленческий цикл и им же он заканчивается, что соответственно определяет его положение в управленческой деятельности. Основное назначение педагогического анализа как функции управления школой, по мнению Ю.А. Конаржевского, состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы.

Анализ Без реализации данной функции управления нельзя конкретно, точно определить цели и задачи управленческой деятельности, обоснованно принимать решения. Эта функция - одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, требующая интеллектуального напряжения личности и сформированности аналитического мышления, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценки роли и места каждой части, сведение частей в единое целое, установление связей системообразующих факторов.

Анализ Эффективность управленческой деятельности во многом определяется тем, как руководители школы владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности директора школы приводит на этапе выработки цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой и необоснованности принимаемых решений.

Сухомлинский В.А. «Сильным и опытным становится педагог, умеющий анализировать свой труд».

Анализ Особенность функции анализа заключается в том, что в отличие от многих других функций управления, в ней очень сложно определить формализованный порядок и способ ее осуществления, в результате чего это наиболее сложная и трудоемкая функция в структуре управленческого цикла, поэтому именно анализ во многом определяет приравнивание управления к искусству.

Анализ Именно благодаря анализу руководитель образовательного учреждения может выявить проблему, что является главной его задачей как управленца. На основе анализа проблемы можно определить где (цель), как (план), с какой силой (контроль) и зачем (результат) «ударить».

Эффективность управления процессами функционирования и развития образования должна быть обеспечена повышением аналитической составляющей профессиональной деятельности руководителей образовательных учреждений. Таким образом, аналитическая компетентность руководителя школы является ключевой составляющей управленческой деятельности.

Аналитическая деятельность Среди функций управления как видов управленческой деятельности системообразующей будет аналитическая, которая является основой процесса управления образовательной системы. Она служит основанием для целеполагания и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы и средства выполнения управленческих решений, обеспечивает проведение контроля, диагностической оценки достигнутых фактических результатов, позволяет регулировать все происходящие в школе процессы.

Схема аналитической деятельности в управлении Аналитическая деятельность управления – это осуществление на основе анализа обоснования управленческих действий (функций) для достижения цели.

Управленческий цикл Функции обоснования: –анализа (педагогического анализа); –целеполагания; Функции действия –планирования; –организации; –руководства; –контроля.

Домашнее задание Работа с основными понятиями темы. Провести диагностику педагогического коллектива.

Основные методы психолого-педагогического исследования: …Человек, претендующий на членство в научном сообществе должен не только разделять ценности в этой сфере человеческой деятельности, но и применять научный метод как единственно допустимый… О.Конт Т.Кун - фаза «нормальная наука», фаза революционная наука преемственность критичность, опровержимость, проверяемость, причинность. Нормативный процесс научного исследования: 1. Выдвижение гипотезы 2. Планирование исследования 3. Проведенре исследования 4. Интерпретация данных 5. Опровержение или неопровержение гипотезы 6. В случае опровержения гипотезы - формулировка новой. Исследования Фундаментальные Прикладные ( без учета практического эффекта) (для решения конкретной практической задачи)

Типы психолого педагогических исследований: Критические Поисковые (пилотажные) Воспроизводящие Экспериментальные (констатирующий и формирующий) Основные общенаучные исследовательские методы: Теоретическое исследование (классификация, обобщение, сравнение, теоретический анализ) мысленный эксперимент Эмпирическое исследование (наблюдение, измерение (тестирование), эксперимент) таблицы, графики, расчеты, диаграммы Метод моделирования (использование модели - аналога исследуемого объекта, аналогии, заключения, методы индукции математическая статистика) 1. Наблюдение 2. Архивный метод (контент-анализ) 3. Анкетирование 4. Тестирование Эффект Хотторна (не сообщать цели и гипотезу исследования), эффект социальной фасилитации (социально желательные ответы), эффект плацебо (внушение и самовнушение)

Формирование экспериментальной выборки: Дизайн конструирования экспериментальной группы - контрольная и экспериментальная группы Стратегия построения группы – привлечение реальных групп, рандомизация Численность группы - до 100 чел, в контрольной и экспериментальной не менее 35-ти чел. ( из соображений применения матстатистических методов обработки, так как коэффициенты корреляции 0,35 при ошибке измерения а=0,05 будут значимы)

L/O/G/O Ваши вопросы