ГАОУ ДПО НСО Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Центр культурологического и религиоведческого образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция и структура курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Advertisements

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. 21 июля 2009 года президент РФ Д.А. Медведев заявил о поддержке сразу двух идей, высказанных лидерами крупнейших.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
«Введение комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» с г.» Родительское собрание.
Основы религиозных культур и светской этики (орксэ)
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
1 Поручение Президента РФ 2 августа 2009 г. Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения (в 2010г. в 19 субъектах.
Концепция и структура курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
Итоги апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» C. Л. Т ЕТЕРИНА, заместитель директора Департамента общего образования.
Основа для разработки Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса "Основы религиозных культур.
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации Краснова Наталья.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации Министерство образования Московской области.
В ведени е обязательного комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса "Основы религи- озных культур и светской этики"
Для Вас, уважаемые родители! О введении курса «Основы религиозных культур и светской этики »
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Ползюкова О.Н Выбор модуля комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Министерство образования Московской области. Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений Московской области комплексного.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Транксрипт:

ГАОУ ДПО НСО Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Центр культурологического и религиоведческого образования Актуальные вопросы введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в штатном режиме в ОУ НСО Н.Н. Попова, директор Центра культурологического и религиоведческого образования НИПКиПРО

Статья Президента РФ В.В. Путина. Россия: национальный вопрос. Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности. (стр. 15). Владимир Путин. Россия сосредотачивается. Ориентиры. Москва. ОЛМА Медиа Групп 2012 г.

Социальные и моральные вызовы, на которые призвано ответить современное образование: Морально-нравственная дезинтеграция общества; Низкий уровень доверия и социальной солидарности; Нарушение преемственности поколений; Недостаток гражданского, патриотического самосознания; Рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций; Снижение ценности производительного труда, творчества и образования; Усиление миграционных процессов; Снижение ценностей семейной жизни; Ослабление физического, социального и психического здоровья населения;

Для чего вводится предмет «Основы религиозных культур и светской этики»? Введение предмета ОРКСЭ определяется необходимостью существенного усиления воспитательных функций общеобразовательных учреждений во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиозными организациями, другими субъектами социализации ребенка. ОРКСЭ направлен на духовную консолидацию российского общества, укрепление его традиционных нравственных основ средствами образования. 4

Начиная с 90-х годов ХХ столетия Русская православная церковь напоминает о проблемах духовно-нравственного развития общества. Для образовательной системы разрабатываются курсы: Истоки, курс ОПК Бородиной и др. В Новосибирской области с 2002 г. реализуется авторский курс протоиерея Бориса Пивоварова «Православная культура России»

17 января 2011 г заключено Соглашение о сотрудничестве между министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области и Новосибирской Епархией Русской Православной Церкви в сфере образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи.

Основные события в истории вопроса: декабря 2007 г. на конференции в г. Калуге были согласованы позиции Минобрнауки России и РПЦ по организации конструктивного сотрудничества органов управления образованием, институтов повышения квалификации работников образования с религиозными организациями по вопросам удовлетворения духовно- нравственных образовательных потребностей граждан.

Закон «Об образовании» Статья 14. Общие требования к содержанию образования 2. Содержание образования должно обеспечивать: формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности; (абзац введен Федеральным законом от N 309-ФЗ) Мысль об исключительной важности нравственной консолидации общества и необходимости его морального оздоровления была последовательно проведена в Посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 2007, 2008 и 2009 гг. В связи с этим были внесены изменения в Закон «Об образовании»:

ФГОС В 2009 г. был принят новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(ФГОС НОО ), в котором закреплено данное требование Закона и основой содержания образования становится Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В каждом ОУ разрабатывается программа духовно- нравственного воспитания учащихся. Курс ОРКСЭ обеспечивает содержание этой работы.

21 июля 2009 года на встрече с религиозными лидерами Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев принял решение поддержать идею о преподавании в российских школах «дисциплин, направленных на духовно-нравственное просвещение», предметов по основам религий. Из речи Президента РФ 21 июля 2009 г.

«Напомню норму Конституции России. В статье 14 говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. При этом каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакую – это статья 28. Я думаю, что мы должны подчеркнуть и безусловную важность соблюдения этих фундаментальных конституционных положений на каждом этапе реализации согласованных планов»

Международные нормы: « Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать, чтобы такие образование и обучение соответствовали их собственным религиозным и философским убеждениям» (Конвенция ООН о борьбе с дискриминацией в области образования Протокол 1 к Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод)

Поручение Президента от 2 августа 2009 г. Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения в 2010 году в 18-ти субъектах Российской Федерации, а с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы православной культуры; основы исламской культуры; основы буддийской культуры; основы иудейской культуры; основы мировых религиозных культур; основы светской этики. для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей).

Распоряжение Правительства РФ от 29.X р Утвердить: план мероприятий по апробации в годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики", включающего: основы православной культуры; основы исламской культуры; основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур основы светской этики (далее - план).

Принципы апробации (1 этап): 1. Соблюдение конституционных принципов светского характера российского государства, отделения религиозных объединений от государства и их равенство перед законом. 2. Сотрудничество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, с религиозными организациями. 3. Содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению. 4. Обеспечение учета запросов граждан на изучение их детьми основ культуры религий и светской этики.

Из речи Президента РФ 21 июля 2009 г. …каждый нормативный акт в этой сфере, видимо, должен будет пройти соответствующую общественную экспертизу.

Межведомственный координационный совет Состав совета утвержден приказом Минобрнауки России. В него входят представители: 1. Религиозных организаций. 2. Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации и аппаратов Полпредств. 3. Минобрнауки России, Рособразования, Минрегиона России, Минэкономразвития России. 4. РАН и РАО. 5. ФИРО и АПКиППРО и координатор группы разработчиков учебно-методического обеспечения курса. Кроме того, при Минобрнауке РФ действует Общественный совет.

Из речи Президента РФ 21 июля 2009 г. Ученики и их родители (законные представители) должны будут самостоятельно выбрать предмет обучения. Выбор учеников и их родителей, конечно, должен быть абсолютно добровольным – это важнейшее дело. Любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и будет абсолютно контрпродуктивным.

формирование этического самосознания; содействие улучшению взаимоотношений детей и родителей; повышение интереса к истории и культуре страны, своей родословной, семейным традициям. Ожидаемые эффекты введения курса:

Министр образования и науки РФ А. А.Фурсенко прокомментировал цели и характер нового учебного курса : 1. Ребята смогут узнать об истории и культуре основных религий, ценностях светской этики. 2. Задача которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании. 3. Все мы разные, но мы живем в одной стране и должны учится уважать ценности представителей всех культур». 4. «Для нас всех важно, чтобы с самого начала было предусмотрено главное: свобода выбора дается именно родителям и ученикам, главным заказчикам образовательного процесса» 5. «Это абсолютно светский курс который будут вести обычные учителя.

По словам Святейшего Патриарха Кирилла, введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» позволяет, при всем многообразии мировоззренческих взглядов, сформировать у учащихся единую систему ценностей. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на ХIХ Международных Рождественских чтениях в январе 2011 года отметил: «Родительская аудитория свидетельствует о положительных переменах в сознании детей, изучающих основы традиционных религиозных культур».

Концепция курса ОРКСЭ Курс культурологический («культуроведческий»), т. е. светский (гражданский), а не вероучительный. Модули варианты курса ОРКСЭ для добровольного выбора: 5 модулей по основам религиозных культур (Православие, Ислам, Иудаизм, Буддизм, Мировые религиозные культуры) 1 модуль - Основы светской этики Содержание ОСЭ основывается на общих для всех Россиян гражданских нравственных нормах и ценностях.

Новые требования к учителю 1. Необходимость учитывать интегральный характер курса при преподавании даже единственного модуля. 2. Умение переключиться на преподавание другого модуля, если изменится выбор учеников и их родителей. 3. Курс изначально выстроен в духе ФГОС со всеми вытекающими последствиями, прежде всего, необходимостью реализовывать системно - деятельностный, а не знаниевый подход (т. е. проводить занятия по ОРКСЭ с помощью привычного начитывания лекций и выполнения заданий не получится).

Роль учителя: К.Д.Ушинский считал «Нравственное влияние учителя является основой воспитания»; Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл: « Учитель занимает уникальное место в обществе. Он передаёт новым поколениям опыт, знания, ценности- всё то, что накопил народ и всё человечество за свою историю. От его трудов во многом зависит, как будет думать, чувствовать и поступать человек в своей жизни. А значит, от него зависят дальнейшие пути развития общества»

Собор во имя святого благоверного великого князя Александра Невского Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Часовня святителя Николая АПРОБАЦИЯ в НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

В апробации ОРКСЭ 2010/11 г.г. в Новосибирской области принимали участие учащихся, 1500 учителей. Преподавание курса ОРКСЭ проходило в четвертых/пятых классах в 1027 школах НСО. Родителями (законными представителями) были выбраны следующие модули:

По итогам апробации курса в 2011/12 г.г в школах 77 регионов РФбыл сделан следующий выбор модулей: основы светской этики 41% основы православной культуры 29% основы мировых религиозных культур 20% основы исламской культуры 6% основы буддийской культуры 1% иудейской 0,10%

Готовность к г. Численность обучающихся в 4 классах ( на сентябрь 2012 г-2013 г.г) чел. основы светской этики чел. (56,3%) основы православной культуры чел. (26,8%) основы мировых религиозных культур чел.(16,8%) основы исламской культуры -13 чел. (0,1%) основы буддийской культуры -0 основы иудейской культуры - 0

Соответствующий социологический опрос был недавно проведен во всех регионах, участвовавших в эксперименте по введению нового предмета: Социологи установили, что курс «Основы религиозных культур и светской этики» способствует формированию этического самосознания детей и улучшению взаимоотношений детей и родителей. «Дети стали больше общаться с родителями, обсуждая услышанное на уроках, что говорит о большом воспитательном потенциале курса»

Введение курса ОРКСЭ в систему НОО ОУ проходит в 2 этапа: 1 этап – апробация ноябрь 2011 г. Апробация комплексного учебного курса ОРКСЭ имела своей основной целью выявление как объективной потребности общества в данной тематике, его готовности адекватно воспринимать сложности духовных исканий и нравственного самоопределения молодого поколения россиян, так и на оценку уровня профессиональных возможностей и продуктивных образовательных установок учителей, участвующих в данном образовательном проекте. 2 этап – введение курса в штатном режиме в систему НОО ОУ во всех субъектов РФ –ноябрь 2011 г. - сентябрь 2013 г.

ОРКСЭ в штатном режиме: Распоряжение Правительства РФ 84-р от «Об утверждении прилагаемого плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах РФ комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» Комплексный учебный курс для общеобразовательных учреждений ОРКСЭ с 1 сентября 2012/13 года вводится в обязательную часть образовательной программы 4-ого класса начальной школы в объеме 34 часа (1 час в неделю в течение учебного года), т.е. в штатном режиме начальной школы в ОУ всех субъектов Российской Федерации

ОРКСЭ в штатном режиме: дополнения к Распоряжению Правительства Приказ Минобрнауки России от г. 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, основного общего образования и среднего (полного ) образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. 1089». Условия соотнесения содержания ГОС2004 и ФГОС. Этим приказом внесены изменения и дополнения в ГОСы 2004 г., с тем, чтобы к изучению ОРКСЭ могли приступить и те школьники, которые начали учёбу ещё до введения ФГОС. Приказ Минобрнауки России от г. 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Министерством образования Российской Федерации». О введении предметной области «Основы духовно- нравственной культуры народов России».

по мнению педагогов-психологов, возраст лет наиболее благоприятен для усвоения детьми основ культурологического понимания такого явления, как религия; социально-психологические особенности обучающихся данного возраста (эмоционально-ценностное восприятие, бесконфликтность, мягкость доброта, сопереживание) созвучны содержанию курса ОРКСЭ; к 4-ому классу, как правило, установлены доверительные взаимоотношения между учителем начальной школы, обучающимися и их родителями, что способствует эффективности усвоения курса ОРКСЭ; в 4-ом классе отсутствует дополнительная умственная и эмоциональная нагрузка, вызванная увеличением количества изучаемых предметов на второй ступени образования, сменой педагогов и другими факторами. Выбор 4-ого класса обусловлен несколькими причинами:

По месту в учебном плане, и по содержанию курс ОРКСЭ служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Место курса в учебном плане:

ОРКСЭ в штатном режиме Система оценки знаний по вводимому курсу: Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок (пункт 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании»); Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и др.). (Решение коллегии Минобрнауки от 20 марта 2012 г.).

ОРКСЭ в штатном режиме (2013 г.) Приказ Минобрнауки России 1060 от (зарегистрирован в Минюсте рег ). 1. В абзаце первом пункта 12.4: слова "Основы духовно-нравственной культуры народов России" заменить словами "Основы религиозных культур и светской этики*"; дополнить сноской * следующего содержания: "*По выбору родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.". 2. В пункте 4 таблицы пункта 19.3 слова "Основы духовно-нравственной культуры народов России" заменить словами "Основы религиозных культур и светской этики". Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) / от «О соответствии учителей, привлекаемых к преподаванию курса ОРКСЭ».

ОРКСЭ в штатном режиме Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) / от «О соответствии учителей, привлекаемых к преподаванию курса ОРКСЭ». Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. Документ о прохождении повышения квалификации по курсу ОРКСЭ.

Базовые правовые и нормативные основы апробации и введения в штатном режиме предмета ОРКСЭ в ОУ субъектов РФ Закон «Об образовании» (2007 г., ст.14), устанавливающий приоритет духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся; Поручение Президента РФ ( ) и Распоряжение Председателя Правительства РФ ( ); ФГОС начального общего образования; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Примерные программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе; Распоряжение Правительства РФ 84-р от г.; Приказ Минобрнауки России 69 от ; Приказ Минобрнауки России от ; Приказ Минобрнауки России 1060 от (зарегистрирован в Минюсте рег ); Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) / от «О соответствии учителей, привлекаемых к преподаванию курса ОРКСЭ. ) от 18 декабря 2012 г. N 1060 г. Москва 39

Перспективы развития курса ОРКСЭ Член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, проректор по научной работе Ростовского государственного педагогического университета, ученый секретарь Южного отделения РАО Данилюк А.И г. 1. Разработка методического обеспечения курса(решение МКС ): 6 учебно-методических пособий для учителей: 6 рабочих тетрадей для обучающихся; 6 комплектов мультимедийного сопровождения. 2. Разработка новой концепции курса (Решение Комиссии по вопросах религиозных объединений при Правительстве РФ от 04 октября 2011 г.): Начальная школа – пропедевтический курс (4 класс, 1 час в неделю); Основная школа – системное изучение модулей в течение ряда лет, интеграция содержания модулей с содержанием гуманитарных предметов, воссоздание культурно-исторического мира России.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

За информацией обращаться: Центр культурологического и религиоведческого образования НИПКиПРО Консалтинговый сервис; дистантное консультирование: в формате телефонной связи р.т. 8(383) mail.ru Взаимодействие участников регионального методического объединения и техническая поддержка через электронную переписку, систему on-lain Skyp – orkse-24