ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА Летом 1941 года на Ленинград шла группа армий "Север", общей численностью 500 тысяч человек, под командованием генерал-фельдмаршала.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА Автор: Журавель С.А. Летом 1941 года на Ленинград шла группа армий "Север", общей численностью 500 тысяч человек, под командованием.
Advertisements

К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне годов посвящается… Автор работы: Старцева Дарья МАОУ СОШ 63, 4 «Г» класс Руководитель: Лютина.
Блокада Ленинграда 8 сентября января дня.
900 дней мужества 8 сентября 1941 г. – 27 января 1944 г.
22 июня 1941 г. Германия пересекла границы нашей страны. Темп наступления войск составлял 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда отводилось особое место.
Зажги огонек…. В жизни у каждого коренного ленинградца есть три дня в году, которые он не забудет никогда. Один трагический, день скорби и печали, напоминания.
Выполнила: студентка 1 курса РиСО Белова Мария. В жизни у каждого коренного ленинградца есть три дня в году, которые он не забудет никогда. Один трагический,
С с Летом 1941 года на Ленинград шла группа армий "Север", общей численностью 500 тысяч человек. Последняя железная дорога, соединяющая Ленинград со страной,
Не шумите вокруг - он дышит, Он живой еще, он все слышит... Как из недр его вопли: "Хлеба!" - До седьмого доходят неба... Но безжалостна эта твердь. И.
Посвящается к дню снятия Блокады Ленинграда Учитель начальных классов: Хижа Н.К г.
Что значит Родину любить Что значит Родину любить Дискуссионный клуб.
8 сентября 1941 г. – 27 января 1944 г. Патриотическая неделя старшей группы 5 « Капелька ». «70 лет со дня прорыва блокады Ленинграда ». Подготовила презентацию.
В СПОМНИМ, КАК ЭТО БЫЛО……. Блокада Ленинграда осада немецкими и финскими войсками во время Великой Отечественной войны города Ленинграда ( ныне Санкт.
Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. Население довоенной Москвы – 4 миллиона 215 тысяч людей, после призыва в.
И. . Блокада - кольцо окружения города военными силами противника.
Мужество жителей блокадного Ленинграда. Блокада – это система мероприятий направленная на изоляцию какого- либо объекта от внешних связей на суше, в воздухе,
Блокада Ленинграда. Против нас полки сосредоточив, Враг напал на мирную страну. Белой ночью, самой белой ночью Начал эту страшную войну.
В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские.
Работа выполнена учителем ГОУ СОШ 667 г.Санкт-Петербурга ГОУ СОШ 667 г.Санкт-Петербурга Калекиной И.Л.
Блокада Ленинграда Мы не помнить об этом не вправе…
Транксрипт:

ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА

Летом 1941 года на Ленинград шла группа армий "Север", общей численностью 500 тысяч человек, под командованием генерал-фельдмаршала фон Лееба. Леебупоручалось уничтожить части Красной армии, расположенные в Прибалтике, развить наступление, захватить все военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом

8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили у истока Невы город Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши.

Началась 900 дневная блокада Ленинграда.

На момент установления блокады в городе находилось 2 миллиона 544 тысяч человек, в том числе 400 тысяч детей.

Дети блокадного Ленинграда росли, работали и учились под разрывы бомб и снарядов, в условиях холода и голода.

В первый год войны были установлены нормы хлеба и продуктов питания. В сентябре 1941 г. для детей были установлены следующие нормы на месяц : крупа и макароны гр, мясо – 400 гр, жиры – 500 гр, сахар и кондитерские изделия гр, рыба – 300 гр.

Хлеб и продукты стали выдаваться по карточкам. По октябрь включительно продовольственные карточки отоваривались полностью. С ноября фактическая реализация продуктов питания осуществлялась в зависимости от их наличия в городе и от объемов завоза. В первую декаду декабря 1941 года продовольственные карточки не были отоварены вообще.

В ЛЕНИНГРАДЕ НАЧАЛСЯ ГОЛОД! Из писем изъятых военной цензурой (из архивных документов управления ФСБ по С.-Петербургу и области [материалы Управления НКВД по Ленинградской области]).: "... Жизнъ в Ленинграде с каждым днем ухудшается. Люди начинают пухнуть, так как едят горчицу, из нее делают лепешки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь ". "...В Ленинграде жуткий голод. Ездим по полям и свалкам и собираем всякие коренья и грязные листья от кормовой свеклы и серой капусты, да и тех-то нет". "...Я был свидетелем сцены, когда на улице у извозчика упала от истощения лошадь, люди прибежали с топорами и ножами, начали резать лошадь на куски и таскать домой. Это ужасно. Люди имели вид палачей.

В городе резко возросло количество краж, убийств с целью завладения продуктовыми карточками. Начались налеты на хлебные фургоны и булочные. В пищу шло все. Первыми были съедены домашние животные. Люди отдирали обои и ели остатки клейстера, с аптечек съедалось всё что было пригодно в пищу: касторка, вазелин, глицерин. Варили суп из столярного клея.

Украденное детство

У всех диагноз - дистрофия

Самое тяжёлое время для детей блокадного Ленинграда были декабрь 1941 и январь 1942 годов. После зимних каникул из-за большой смертности многие школы закрылись. Те же школы, которые остались, оказались полностью на обеспечении персонала и детей. Отопление было печное, в помещениях было очень холодно. Занятия проводились по 25 минут. Дети сидели в шубах и валенках. После занятий производилась заготовка дров для отопления помещений.

Занятия в начальных классах

«Девчонка руки протянула. Потом она на них легла. Все думали, она заснула, А, оказалось, умерла. Никто не проронил ни слова, И, вновь, превозмогая стон, Учитель вымолвил, что снова Уроки после похорон». Они впервые познали друг друга, когда и те и другие умирали друг у друга на глазах и на заснеженных улицах города, и за партой, и у классной доски

Из воспоминай юных блокадников: Хорошо помню, как мы пришли в свою школу 359. Занятия проводились 3 раза в неделю по 3 урока в день. Все учебные классы располагались в северном крыле здания, поскольку оно было наименее опасным при артиллерийских обстрелах. В школе было печное отопление, но поскольку дров было мало и отапливалась лишь меньшая часть здания, в классах было холодно. Занимались в пальто, валенках. Заданий на дом мы не получали. Писать приходилось редко из-за того, что онемевшие от холода руки плохо слушались, а чернила замерзали. В случае воздушной тревоги занятия прекращались, и мы переходили в бомбоубежище, расположенное в здании рядом со школой.

« Никогда, ни до, ни после, я так не старалась учиться, как в тот страшный год» Отличник учебы 4-го класса средней школы 10 тимуровец Виктор Смирнов (12 лет)

Из воспоминаний - Я не пропустила ни одного урока. Было время, когда в школу приходило не больше двух- трех человек. Голодные, усаживались мы в нетопленном мрачном классе за парты. И, несмотря на разрывы снарядов, внимательно ловили каждое слово таких же голодных, измученных блокадой учителей. Дома при коптилке усердно выучивала я заданное, и тетради вела так старательно и красиво, что теперь смотрю и диву даюсь: как я могла. Да я писала, я могла. Я крепко верила, что этим я приближаю час победы и помогаю фронту.

По распоряжению Ленсовета в конце декабря 1941 г. - начале 1942 г. в школах начали прекращать занятия. Тем не менее в соответствии с решением Ленгорисполкома для всех детей были проведены новогодние елки. Ёлка в палате детской больницы

Для детей фронтовиков билеты были бесплатными. Из воспоминаний: На праздничный обед нам разнесли по тарелке горячего супа с лапшой из серой муки и с маленьким ломтиком черного поджаренного хлеба, а на второе - кашу с мясной котлеткой. Суп дети съели, а второе и хлеб сложили в баночки и унесли домой, чтобы поделиться с членами своей семьи. Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина.

Ленинград был городом-фронтом, и все дети вели себя как фронтовики. В школу и домой шли по той стороне улицы, которая была наименее опасна при артиллерийских обстрелах. Поскольку еще с 22 июля 1941 г. было известно, что и немцы, и финны намеревались использовать против ленинградцев отравляющие вещества, в школу ходили с противогазами.

Тренировочная эвакуация учащихся

Осенью 1942 года активизировалась работа комсомольских и пионерских организаций. Основной задачей воссозданных тимуровских команд стала забота о семьях воинов-фронтовиков и инвалидах войны. Для семей фронтовиков тимуровцы заготавливали дрова. В госпиталях навещали раненых, выступали перед ними с концертами, читали им книги, газеты, писали письма родным и знакомым, когда бойцы не могли этого сделать сами.

Помогали кормить и поить тяжело раненных, мыть полы, убирать палаты, чинили белье В детских домах помогали воспитателям. Надо было заготовить дрова для печки в школе, убрать помещения, отвести домой малышей, выпустить боевой листок, помочь ослабевшим соседям и товарищам.

В госпитале

«Преодолей себя» говорили себе ленинградские дети, когда с весны до самого октября работали на полях. Городу нужны были овощи. Три года по пять месяцев руками ленинградских школьников город эти овощи получал. Всего вкусили: и жары и дождей, и заморозков, и грязи. В два, в три раза перевыполняли норму ребята, собирали рекордные урожаи. « Все болит, все ломит, руки черные исцарапанные, работали до горизонта и обратно», - будет вспоминать потом бывшая школьница Нина Ива нова.

Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети беспощадной волею судьбы оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.

Мальчишки - разведчики, токари, пахари, поэты, мыслители, артисты, охранители городов, целители ран - они выдержали войну и победили вместе со взрослыми. Молодые пожарные охраняли Таврический дворец, Эрмитаж, они помогли сохранить Смольный. Подростки вставали к заводскому станку, заменяя ушедших на фронт отцов и старших братьев. Они тушили бомбы-зажигалки, помогали раненым и продолжали учиться. Юные ленинградцы в двух-трёх километрах от фашистов рубили лес, таскали тяжеленные брёвна к лесным дорогам. Гибли от вражеских снарядов, работали от темна до темна, по пояс в снегу, под ледяным дождём.

В лет дети вставали у станков

Многие дети писали стихи, вели дневники. Один из таких дневников потряс весь мир. Это дневник Тани Савичевой. Он хранится в музее Пискарёвского кладбища. "Женя умерла 28 декабря в час. утра 1941 г. Бабушка умерла 25 января 3 ч. Дня 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля 2 ч. Ночь 1942 г. Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. Дня Савичевы умерли. Умерли все".

В Петербурге открыта мемориальная доска в память о Тане. "В этом доме Таня Савичева написала блокадный дневник годы", - написано на доске в память о ленинградской девочке. Также на ней начертаны строки из её дневника: "Осталась одна Таня".

Его написала Марина. Ей было 5 лет, она хотела есть, боялась воздушных тревог... Её мама объяснила Мариночке, что во всём виноват Гитлер. И тогда Марина решила написать ему... Вот это письмо. «Гитлер, ты нас обижаешь, - написано на листочке в клеточку, выдранном из тетради. - Мы сидим в коридоре. Мы не кушаем саечки. Гитлер, до свидания. Марина». - Вы знаете, что такое саечки? Это такая ленинградская белая булка… Самый вкусный на свете хлеб. Марина не умерла в блокаду.

Старшей из них Гале не исполнилось еще и четырнадцати. Младшей было двенадцать. По утрам младшая просила старшую сестру: «Полежим сегодня подольше, Галя». Но Галя уже успела усвоить блокадную мудрость: если хочешь остаться, жив, не смей давать себе никаких поблажек. Двигайся, действуй, бодрись. В любую погоду они ждали на обочине бойцов, шедших с фронта и на фронт. И радушно предлагали: « Кому воды?». Большой дом на Троицком поле был до войны заполнен людьми сверху донизу. А в блокаду на всех пяти этажах оставались только две сестрёнки…

Подвиг Ленинграда состоит в том, что люди находили в себе силы мечтать и работать, помогать слабым, читать, учиться и учить детей. Сила Ленинграда была в том, что даже маленькие дети были мужественными людьми, такими, как их родители и старшие товарищи.

Юные герои Они потушили десятки тысяч зажигательных бомб, сброшенных с самолетов, дежурили морозными ночами на вышках, стояли в очередях за хлебом, возили воду из проруби на Неве, ловили шпионов и диверсантов.

Самый великий подвиг школьников Ленинграда состоит в том, что они учились. Учились несмотря ни на что, а рядом с ними навеки сохраниться в истории города прекрасный мужественный образ ленинградского учителя. Они стоят одни - других. И те и другие из мерзлых квартир, сквозь стужу и снежные заносы шли в такие же мерзлые, оледеневшие классы, и одни учили, а другие учились.

«Зажги огонёк» Писатель Лев Успенский вместе с писателем Николаем Корнеевичем Чуковским однажды на разбомбленной лестнице увидели фанерку с надписью « Зажги огонек», а рядом лежали лучинки (маленькие щепочки), и горел маленький, сделанный заботливыми руками огонек. На лестнице, на третьем этаже, был провал. Это двое ребят, единственные, которые остались во всем доме, хотели помочь людям.

В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль «За оборону Ленинграда» В блокадных днях Мы так и не узнали: Меж юностью и детством Где черта?.. Нам в сорок третьем Выдали медали И только в сорок пятом Паспорта.

Памятник "Цветок жизни" (бетонный памятник возвышается на высоком берегу небольшой речки Лубья, он посвящён юным ленинградцам, погибшим в годы блокады).

Памятник "Дневник Тани Савичевой "

Памятник "Разорванное кольцо" "Потомок, знай! В суровые года Верны народу, долгу и Отчизне. Через торосы Ладожского льда, Отсюда мы вели Дорогу жизни. Чтоб жизнь не умирала никогда".

Пискарёвское мемориальное кладбище. Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане – мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты- красноармейцы. Всею жизнью своею Они защищали тебя, Ленинград…

Надпись на стене Пискаревского мемориального кладбища Вломились враги в броню и железо одеты. Но с армией вместе встали рабочие, школьники, учителя, ополченцы города. И все как один – сказали они: - Скорее смерть испугается нас, чем мы испугаемся смерти.

Памятник детям блокады в г.Красноярске

Памятник «Детям блокады» г.Ярославль

Тем, кто родился после, войны, многого уже не понять, и того что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить эта в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности. Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. А от нас с вами зависит, чтобы она не ушла навсегда.

Минута молчания …