Формирование ИКТ- компетентности на уроках информатики М.Ю. Секачев Учитель информатики МБОУ «СОШ 12 г.Горно-Алтайска»
ИКТ-компетентность Понятие ИКТ-компетентности определяется через понятие ИКТ-грамотности. ИКТ-грамотность – это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. ИКТ-компетентность – это уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ- грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
Информатика ИКТ-грамотность ИКТ-компетентность Компетентность школьника в решении реальных проблем и задач, возникающих в жизненных ситуациях
Подходы, применяемые для формирования ИКТ-компетентности Практико- ориентированный подход: Разработка практико- ориентированных проблемных задач и заданий Традиционные подходы: Словесные методы (объяснение, лекция, беседа, работа с учебником) Наглядные методы (иллюстрация, демонстрация презентаций, компьютерного и сетевого оборудования, работы программных продуктов и т.д.) Личностно- ориентированный подход : Метод проектов
Предметы «Компьютерные сети» и «Устройство ПК» имеют высокую терминологическую и техническую нагруженность, поэтому необходимо применять наглядные методы. Наглядные методы
Иллюстрация работы портов сетевого оборудования Наглядные методы
Разработано и применяется более 50 презентаций по 4 предметам. На уроках «Устройство ПК» и «Компьютерные сети» широко используется демонстрация комплектующих ПК и сетевого оборудования, а также работа программного обеспечения с использованием интерактивной доски. Наглядные методы
Компьютерные сети: Примеры задач: 1. Как в домашних условиях организовать локальную сеть с выходом в Интернет? 2. Какое материально-техническое оснащение требуется для монтажа локальной сети? Примеры заданий: 1. На плане квартиры составить схему домашней локальной сети с расположением Активного устройства, проводов и розеток. 2. Используя схему расположения проводов витой пары относительно коннектора RJ-45, изготовить патч-корд (провод для подключения сетевой карты компьютера и сетевой розетки). Практико-ориентированные проблемные задачи и задания
Устройство ПК (персонального компьютера) Примеры задач: 1. Определиться какое оборудование надо использовать, чтобы собрать игровой компьютер. 2. Выяснить какие параметры необходимо учесть при выборе монитора. Примеры заданий: 1. Подключить к компьютеру принтер и произвести настройку драйверов. 2. Произвести замену процессора на материнской плате. Практико-ориентированные проблемные задачи и задания
Информационная безопасность Примеры задач: 1. Какой пароль можно считать безопасными, а какой нет. 2. Как защитить данные от прочтения при передачи по сети. Примеры заданий: 1. Придумать несколько безопасных паролей для своих сетевых ресурсов. 2. Выбрать программу для безопасного хранения информации на Flash-носителе. Практико-ориентированные проблемные задачи и задания
Тип проекта: коллективный, краткосрочный. Время работы над проектом: учебный год (7 недель). Участники проекта: учитель информатики, учащиеся 11 класса. Постановка проблемы. Построение полнофункционального, динамичного, легко администрируемого веб-сайта силами преподавателя и учащихся, не предъявляющего особых требований к квалификации администратора и не предполагающего значительных финансовых затрат. Цель работы определение содержательной основы сайта и оптимальной системы технической реализации его создания и администрирования. Задачи проекта - выбрать программное обеспечение для создания сайта школы; - разработать структуру сайта; - приобщить к работе над сайтом педагогов, учащихся школы. Метод проектов. Проект «Создание личного сайта»
Заключение Применяемые методы развития ИКТ- компетентности хорошо вписываются в системно–деятельностный подход и позволяют формировать систему знаний по предмету. Собственная учебная деятельность учащихся становится источником внутреннего развития, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Какова деятельность – такова и личность. Вне деятельности нет личности.