Постовалова Г.М.
Очень часто родители жалуются на то, что их ребенок «в последнее время совсем обленился!». Многие из них сталкиваются с такой ситуацией, когда дети до определенного момента проявляли трудолюбие, активность, ярко выраженную увлеченность чем-то конкретным, но в один момент резко прекращают интересоваться всем, отказываются заниматься домашними делами, учиться, чаще просто бездельничают, проводя время перед экраном телевизора или компьютера.
Основной ошибкой родителей при этом становится принуждение ребенка к чему-либо и постоянные наставления.
В основном лень является защитной реакцией психики ребенка, когда от него хотят больше, чем он может. Насильно заставлять его что-то делать не выход, ведь целью данном случае является внутренняя мотивация самого ребенка, необходимо заинтересовать его.
Но и тут не стоит перегибать палку, ведь к лени детей может подталкивать и оценочное восприятие. Другими словами, он может рассуждать так: «Зачем мне это делать, если за это не ставят оценки? А что мне будет, если я это сделаю?». Любой ребенок никогда не бездействует, он постоянно что-то делает, но важно направить его активность в нужное русло, чтобы она была «продуктивной».
Зачастую дети, начиная лениться, берут пример со своих родителей. То есть, если папа или мама часто и подолгу лежат на диване перед телевизором, то вряд ли это подействует на ребенка, как стимул к активности. Или наоборот, если родители чересчур перегружены работой, и ребенок видит, что учиться и работать это очень тяжело и отбирает много сил.
Психологами выделен ряд причин детской лени и пути решения этих проблем.
Усталость Зачастую родители чересчур перегружают ребенка множеством кружков и секций, так к определенному периоду у него накапливается усталость и нехватка сил. Решение: уменьшить степень занятости ребенка, предоставить ему больше свободного времени, время для отдыха, восстановления сил, смены деятельности.
Отсутствие смысла работы Отсутствие смысла чего-либо добиваться, к чему-то стремиться, например: «Зачем я буду учить стихотворение, если меня не спросят?». Решение: следует объяснить ребенку, что он учится и получает новые знания только для самого себя, а не для кого-то другого (например, не для учителя).
Непосильность работы Часто оказывается, что многие учебные задания слишком трудны для ребенка из-за несоответствия его возрастным и психологическим особенностям и несоизмеримы с его возможностями. Решение: индивидуальные беседы-консультации с учителями о причинах такого объема работы.
Отсутствие интереса к работе Дети не могут что-либо делать без удовольствия, не могут долго терпеть напряжение и дискомфорт. Решение: совместный поиск родителями и учителями мотивации к работе (поощрения, призы, награды и т.д.).
Лень как проявление страхов Это только кажется, что ребенок ленится, на самом деле он боится низкой оценки результатов своей работы другими или собственной низкой самооценки. Решение: индивидуальная работа с психологом, избавление от страхов и фобий; интерес со стороны родителей ко всем его начинаниям и обязательная эмоциональная поддержка при неудачах.
Отсутствие уверенности в себе Во всем, за что ни берется ребенок, он предвидит неудачу, на всяком пути препятствия кажутся ему неодолимыми, поэтому он легко отступает, сходит с дистанции. Решение: необходимо проводить с ребенком психологические занятия и научить его позитивному мировосприятию, всячески способствовать поднятию его самооценки.
Астенический тип личности Самый сложный в борьбе с ленью случай. У таких детей (да и у взрослых людей) слабое чувство жизни, внутри него постоянно идет сопротивление всякой обязанности, любому «надо». Решение: занятия с психологом, часто решением бывает так же и занятие ребенка каким-либо видом спорта.
Гедоническая лень Безделие и праздность у такого ребенка распространяется на все виды деятельности. Решение: родителям или психологу необходимо проводить с ребенком беседы о философии жизни, о том, как важно осознавать такой принцип действия в этом мире - «Как аукнется, так и откликнется».
Позитивная лень С такой ленью особо бороться не стоит, ведь она приводит ребенка к рациональным решениям, к, некоторого рода, его личным маленьким изобретениям. Типичный пример: лень идти изобретается велосипед.
Но самым важным является то, что, обнаружив у ребенка склонность к лени, родители в первую очередь должны сами понять, что же именно происходит с их чадом и, уже исходя из этого, искать пути решения проблемы.
Источники: sympaty.net, еlfikarussian.ru chtodelatesli.net tppt/com –шаблон презентации