Читать- это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное- вот в чём главное. (К. Д.Ушинский)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в УМК УМК «Школа России» в контексте требований PIRLS.
Advertisements

Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы Выступление на семинаре учителя ГБОУ СШ 19 Смирновой Александры Михайловны 18 февраля.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Реализация системно- деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 125 с углубленным изучением математики» г. Снежинск Учитель истории и обществознания.
Семинар – практикум « Формирование и развитие универсальных учебных действий ( УУД ) обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности : организация работы.
Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
Авторы технологии развития критического мышления через чтение и письмо Чарльз Темпл Курт Мередит Джинн Стил Джинн Стил.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Выполнила: уч. биологии Андреева Ю.В. Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей 29.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ. Читательская компетентность предполагает понимание (общее, полное, критическое) информации поиск конкретной информации.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Д. Дидро Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия 86 Ассоциированная школа ЮНЕСКО.
Ваш заголовок Подзаголовок Современные образовательные технологии в рамках реализации ФГОС Мякушин А.И. – учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа.
Упорова В.П. МАОУ «СОШ 2» г. Краснокамск. обоснование, разработка и апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих.
Блочно-зачетная система преподавания как способ развития словесно- логического мышления и творческих способностей учащихся. Тема педагогической концепции.
Технология продуктивного чтения технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Транксрипт:

Читать- это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное- вот в чём главное. (К. Д.Ушинский)

МБОУ средняя общеобразовательная школа 120 Ленинский район Нижнего Новгорода Копасова Любовь Евгеньевна, учитель русского языка и литературы

Исторический контекст становления инновационного педагогического опыта Овладение читательской компетенцией - основа общекультурного уровня человека, способного в дальнейшем заниматься самообразованием. Неразрывная связь со всеми предметами - влияние на качество их усвоения, в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.

Источник педагогического опыта Противоречия: необходимостью обучать смысловому чтению, начиная с начальной школы (ФГОС, Примерные программы), формировать умения чтения как универсальных учебных действий (Концепция универсальных учебных действий), с одной стороны, и отсутствием работ, раскрывающих сущность понятия «смысловое чтение», его особенности и специфику, с другой; Неподготовленностью обучающихся к работе с печатной продукцией разных классов и современными требованиями информационного общества. Требованиями формирования социокультурной адаптивной личности ребенка и разрозненным характером знаний учащихся. Необходимостью формирования читательской компетенции обучающихся и отсутствием в действующих программах системы письменных текстов, их классификаций, форм репрезентации, содержательных характеристик.

Ведущая проблема преподавания русского языка и литературы в общеобразовательной школе Каким должно быть процесса обучения русскому языку и литературе в общеобразовательной школе, чтобы эффективно развивались умения читательской компетенции учащихся?

Теоретическое обоснование инновационного педагогического опыта Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (американские педагоги К. Мередит, Ч. Темплу, Д.Стилл, русские педагоги-практики А.Бутенко, Е.Ходос) Разные подходы в определении понятия «читательская компетенция» (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, Э.Ф. Зеер, И.М. Осмоловская и др.) Национальная программа поддержки и развития чтения (Э.А. Орлова) Международные исследования PISA, PIRLS, посвященные изучению уровня развития Reading Literacy (компетентности чтения), видов текстов.

Основные цели обучения русскому языку и литературе в общеобразовательной школе – Формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций, обеспечивающее готовность и способность учащихся к дальнейшему самообразованию и саморазвитию. формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

Ведущая идея опыта Успешное формирование читательской компетенции при условии использования системы методов и приемов работы с текстами разных видов, обработки информации на уроках русского языка и литературы в сочетании с разработанными дидактическими материалами.

Деятельностный аспект педагогического опыта Поэтапное формирование читательской компетенции учащихся основной школы 5-6 классы 7 класс 8 класс 9 класс Характер и виды чтения Осмысленное чтение, понимание, пересказ учебного текста Владение ознакомительным, изучающим, просмотровым видами чтения Владение изучающим, просмотровым чтением Понимание коммуникативной темы, цели чтения. Умение организовывать процесс чтения

Организация в структуре и содержании печатных изданий Ориентация в содержании учебника по оглавлению. Ориентация в содержании параграфа по шрифтовым выделениям. Ориентация в содержании учебника по оглавлению, заголовкам параграфов. Ориентация в содержании параграфа по ключевым словам. Ориентация в содержании статьи (параграфа) по ключевым словам на основе просмотрового чтения. Анализ содержания текстовой информации Выделение главной и второстепенной информации Выделение известной и неизвестной, иллюстрирующей и аргументирующей информации Подбор из текста Подбор цитат из текста Перевод информации из одной знаковой системы в другую Самостоятельное формулирование вопросов по содержанию текста. Составление сложного, простого плана. Создание текста на основе плана. Нахождение в тексте ключевых слов, объяснение их значения. Проведение маркировки текста (делить на части). Составление тезисного плана. Создание текста на основе плана, знакового конспекта. Нахождение в тексте ключевых слов, объяснение их значения. Проведение маркировки текста (делить на части). Создание текста на основе информации таблиц, схем. Создание текста на основе информации таблиц и схем. Оценивание степени понимания содержания текста. Составление конспекта текста. Создание текста на основе информации схем и таблиц.

Антиципация – предвидение событий Антиципация – прогнозирование содержания текста по средствам зрительной наглядности (рисункам, шрифтовым выделениям) Антиципация – прогнозирование содержания текста по его началу. Антиципация – прогнозирование содержания текста по анализу названия, содержания эпиграфа, средствам зрительной наглядности (схемам, таблицам). Антиципация – прогнозирование возможного развития основной мысли текста до его чтения. Рецензирование текста Анализ текста с точки зрения полноты и точности информации Анализ текста с точки зрения полноты и точности информации. Рецензирование чужого текста с точки зрения соответствия определенным требованиям. Рецензирование чужого и собственного текста с точки зрения соответствия определенным требованиям.

Приемы работы с текстом на уроках литературы Анализ образа конкретного героя. Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту. Составление вопросов к тексту аналитического характера. Рассказ от имени героя. Работа с иллюстрациями к произведению. Театрализация. Составление плана произведения. Творческие задания.

Этапы работы над текстом предтекстовый текстовый послетекстовый

Приемы технологии развития критического мышления Приемы активного чтения: Прием «Чтение с пометами», Прием «Толстые и тонкие вопросы», Прием «Чтение с остановками». Приемы активизации ранее полученных знаний: Прием «Ассоциация» Прием «Ключевые слова», Прием «Да – нетка» Приемы графической организации учебного материала: Прием «Составление кластера», Прием «Перепутанные логические цепочки». Приемы, требующие творчества учащихся: Прием «Синквэйн», Прием «Цветопись», Прием « Пятиминутное эссе». Методы и приемы, используемые при групповой работе: Прием «Учебный мозговой штурм», Прием «Письмо по кругу». Маркировочные таблицы: Прием «Знаю – хочу узнать – узнал», Прием «Чтение с пометками и таблица INSERT».

Новизна опыта Создание системы работы по формированию читательской компетенции школьников, способствующей повышению успеваемости детей, формированию умения работать с разными видами текстов на разных школьных предметах в соответствии с новыми стандартами с использованием системно-деятельностного подхода и современных образовательных технологий.

Результативность опыта Диагностика успеваемости учащихся

Диагностические данные по изучению сформированности читательской компетенции у обучающихся 6 б класса (комплексная диагностическая работа).

Трудоемкость опыта Отсутствие конкретных методик и четких критериев оценки уровня сформированности читательской компетенции школьников. Большие затраты времени учителя при диагностике и отслеживании динамики формирования читательской компетенции учащихся. Неготовности значительной части педагогического коллектива к обучению учащихся работе с текстами, отсутствия единых подходов к проблеме формирования навыков работы с текстами учителей разных предметов.

Диссеминация опыта Описание опыта «Формирование читательской компетенции современного школьника» на сайте (2014 год) Школьное методическое объединение учителей русского языка и литературы, 2013 год.