Педагогический потенциал технологии «портфолио» и его использование при анализе деятельности педагога (методические рекомендации) ГОУ ДПОС «Смоленский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Портфолио учителя как форма оценки его профессионализма и результативности работы.
Advertisements

ДС 172 Воспитатель года 2017 Тишкова И.А. Консультация для педагогов Портфолио как творческая форма
ПОРТФОЛИО это набор работ учителя, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину; это спланированная заранее индивидуальная.
1 ПОРТФОЛИО классного руководителя. 2 Портфолио классного руководителя – это альтернативный способ контроля, ориентированный на повышение эффективности.
ПОРТФОЛИО учителя как средство оптимизации деятельности педагога.
Рекомендации по созданию и наполнению. В ней создайте папки с названиями : 1. Общие сведения 2. Мое самообразование 3. Мои достижения 4. Методическая.
ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ. 1. Портфолио - это набор материалов, демонстрирующих умение учителя: - решать задачи своей профессиональной деятельности; - выбирать.
Презентация портфолио форма проведения экспертизы (аттестации), в ходе которой аттестуемый представляет материалы, свидетельствующие о его профессионализме.
Аттестация педагогических кадров. Критерий I. Владение современными образовательными технологиями и методиками.
«Портфолио» учителя как средство оптимизации деятельности педагога.
Портфолио члена МО ФИО ФИОМОУ И т.д.. Папки-портфолио всех педагогов требуют значительного места в кабинете зам.директора и не могут быть рационально.
ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА. РОЛЬ ПОРТФОЛИО Одним из наиболее современных методов профессионального развития является метод « Портфолио ». Он предназначен для.
Практические рекомендации по работе методических объединений учителей- предметников Фатхеева Фарида Мусеевна, методист информационно-методического отдела.
Понятие портфолио Визитная карточка - совокупность сведений о человеке. Досье - собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление.
Работа заместителя по ВОР с педагогами при подготовке к аттестации Кузьмина Елена Сергеевна, Зам.зав. по ВОР.
ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА специальных дисциплин Основное портфолио по экспертному заключению.
Система работы с педагогом в межаттестационный период Старший воспитатель МБДОУ 85 Соколова Анна Валерьевна.
Титульный лист фамилия, имя, отчество учителя, полное название образовательного учреждения, в котором работает учитель, преподаваемый предмет, название.
Семинар - практикум «Портфолио учителя». Сущность портфолио Портфолио (от англ. portfolio) - портфель, папка для важных документов Портфолио в образовании.
Цель создания портфолио учителя Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей.
Транксрипт:

Педагогический потенциал технологии «портфолио» и его использование при анализе деятельности педагога (методические рекомендации) ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей Методист СОИУУ Ковалькова Л. М г. Смоленск

ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей Портфолио, как новое средство оценивания, неразрывно связан с идей обучения в течение всей жизни. Принятие и дальнейшее развитие парадигмы практико-ориентированного обучения приводит к большому использованию альтернативных методов оценивания, одним из которых является технология портфолио: Портфолио педагога – новое средство оценивания значимых результатов профессиональной деятельности учителя. Это индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его обучающихся, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени.

ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей Основная цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста педагога. Следствием использования профессионального портфолио педагога для представления его профессиональных достижений может быть появление нового аспекта – собственно аспекта развития, самореализации и самоконтроля в построении профессиональной карьеры. Портфолио обеспечивает возможность рефлексии и самооценки, а главное служит средством поддерживающим профессиональный рост педагога, позволяющий проектировать и контролировать его этапы, задачи, формы их реализации.

ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей В практике сформировались следующие направления использования портфолио в профессиональной деятельности учителя. 1. Применение портфолио для презентации профессионального мастерства учителя. 2. Применение портфолио для развития навыков обобщения и систематизации педагогического опыта, учета индивидуальных особенностей учителя. 3. Применение портфолио для оценки результативности процесса профессиональной деятельности. 4. Применение портфолио для оценки качества профессиональной деятельности педагога.

ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей Применение портфолио для презентации профессионального мастерства учителя: Особенностью использования портфолио данного вида является развитие опыта выявления существенных, наиболее значимых показателей профессиональной деятельности. Возможно использование портфолио - презентации для представления педагога на педагогическом совете, для встречи с родителями обучающихся, представителями местного сообщества, на конкурсах профессионального мастерства. Структура портфолио – презентации 1. Информация об учителе 2. Тема портфолио 3. Содержание результатов портфолио 4. Разделы портфолио

ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей Модель портфолио - презентации Пример Разделы презентаций Позиции презентации 1. Информация об учителеФИО, - квалификационная категория 2. Тема портфолио Портфолио учителя как форма оценки его профессионализма и результативности работы 3. Содержание разделов Представлены основные позиции презентации I. Раздел Общие сведения об учителе личный листок по учету кадров; Автобиография; аттестационный лист; курсовая подготовка; награды

ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей Разделы презентаций Позиции презентации II. Раздел Самоанализ педагогической деятельности Основные цели педагогической деятельности: Развитее личности обучающегося, его творческих способностей, интереса к учению формирование желания и умения учиться; Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и к окружающему миру; Освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; Создание наиболее благоприятных условий для сохранений и совершенствования психического и физического здоровья учащихся; Сохранение и поддержка индивидуальности обучающихся.

ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей Разделы презентаций Позиции презентации III. Раздел Результаты педагогической деятельности Представлены в форме диаграмм качества знаний учащихся на начало и конец этапа обучения, графики, таблицы и т.д. IV. Раздел Научно-методическая деятельность Выступления на семинарах; конференциях; мастер–классы Опытно-экспериментальная деятельность; Конспекты открытых уроков V. Раздел Внеурочная деятельность по предмету Внеклассные занятия по предмету; Предметные недели и олимпиады; Программы кружка «За страницами учебника» VI Раздел Кабинет – творческая лаборатория учителя Представлены методические и дидактические единицы, составляющие работу учителя с предметом (план работы, информационное обеспечение предмета, дидактические материалы, средства для внеурочной работы и др.)

ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей Применение портфолио для развития навыков обобщения и систематизации опыта, учета индивидуальных особенностей педагога Данный вид портфолио является эффективным средством решения задачи подготовки учителей, классных руководителей к аттестации, конкурсу, ориентирует на развитие индивидуальности учителя. Может состоять из традиционных частей, как «Портрет», «Портфолио работ», «Портфолио материалов», а может иметь и иную, заданную самим ОУ учреждением структуру. Предназначен для внутреннего использования, поэтому возможности педагогического проектирования здесь достаточно широки.

ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей Модель Портфолио педагога лицея Раздел: Портрет Разделы Формы представления Профессиональная биография Эссе, аналитический материал, содержащий самоанализ педагогической деятельности Профессиональная экспертиза Отзывы, экспертные заключения Раздел: Портфолио работ Виды деятельности Формы представления результатов

ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей Педагогическая деятельность Разделы Формы представления Реализация учебной программы Тематическое планирование Разработки отдельных тем Реализация внеурочных мероприятий Планы-программы внеурочных мероприятий, праздников Подготовка к предметным и над предметным олимпиадам; предметным неделям План-программа подготовки к предметным неделям, олимпиадам Научно-методическая деятельность. Повышение квалификации Курсовое и внутрифирменное обучение Образцы курсовых и контрольных работ, выполненных при прохождении программ повышения квалификации. Образцы проектных предложений, подготовленных в ходе обучения на внутриучилищных семинарах (памятки, анонсы, обучающие модели и др.) Обобщение и развитие педагогического опыта Тезисы выступлений на семинарах, педагогических и методических советах, статьи в сборниках, в том числе внутриучилищных Планы открытых мероприятий (урочной и внеурочной формы)

ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей Разделы Формы представления Разработка методической темы Планы работы над училищной и индивидуальной методической темами Инновационная деятельность Программы спецкурсов, аналитические справки по результатам апробации спецкурсов Научная работа План-конспект по актуальной проблеме (теме) обучения Организационная деятельность Информационная поддержка учебной программы Нормативные документы по предмету Классное руководство Планы работы классного руководителя Планы-программы тематических классных часов

ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей Раздел: Портфолио документов Виды деятельности Формы представления Достижения Благодарности Дипломы и сертификаты участия в педагогических конкурсах, смотрах, грамоты участников олимпиад Образовательные сертификаты Программы спецкурсов, аналитические справки по результатам апробации спецкурсов Другие свидетельства План-конспект по актуальной проблеме (теме) обучения Раздел: Портфолио материалов Виды деятельности Формы представления Работы учащихся Сочинения, тесты, контрольные, и др. Социально- педагогическая диагностика Аналитические справки о результатах выполнения срезовых, контрольных работ, курсовых, дипломных, сдачи ВКК Сведения о трудоустройстве выпускников

ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей Модель портфолио куратора 1. Визитная карточка участие группы в социальных акциях, конкурсах, олимпиадах; данные отсева студентов, (учащихся) с указанием причин: по неуспеваемости, из-за личностных причин; статистика успеваемости обучающихся; статистика по количеству студентов, занимающихся дополнительным образованием; участие куратора в семинарах, лабораторных, педагогических советах; мероприятия, проводимые в группе: праздники, организация экскурсий, посещение театров, музеев, выставок; взаимодействие с родителями; общественная активность В портфолио прилагаются: отзывы студентов о кураторе анкетирование, опросы учащихся, студентов; фотографии о проведении различных акций, внеклассных мероприятий; планы проведения внеклассных мероприятий; отзывы родителей; отзывы преподавателей, работающих в группе; размышления о проблемах в группе и пути их разрешения; копии сертификатов, грамот, дипломов об успехах группы.

ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей Применение портфолио для оценки результативности процесса профессиональной деятельности В самой технологии содержится потенциал оценки процесса обучения. Этот потенциал проявляется при сочетании форм качественной и количественной оценки материалов портфолио. В этом случае каждая позиция портфолио оценивается в баллах, что позволяет проследить и характеризовать результативность процесса профессиональной деятельности, сопоставить между собой характеристики профессиональной деятельности членов педагогического коллектива по группам (методобъединениях), внутри и между педагогами одной или разных категорий. Характеристика портфолио учителя-предметника за учебный год Ф.И.О. ____________________________________________________ Дата заполнения ___________________________________________ 1. Профессиональное мастерство Баллы 1.1 Подтвержденный (заключениями, открытыми уроками, выступлениями на семинарах) перечень используемых технологий по 3 балла за технологию 1.2. Подтвержденный (тематическими планами, текстами) перечень разноуровневых программ спецкурсов) по 2 балла за программу

ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей 1. Профессиональное мастерство Баллы 1.3. Отсутствие замечаний по соблюдению валеологических правил организации образовательного процесса) по 1 баллу Всего баллов по разделу II. Профессиональная квалификация 2.1. Курсы повышения квалификации, областные семинары (перечень). Семинар- 1 балл, курсы ПК 72 часа – 2 балла, курсы ПК 144 часа – 4 балла Всего баллов по разделу III. Профессиональные достижения 3.1. Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам (предметным, межпредметным, дополнительного образования) – указывается количество, достижения, уровень Баллы 4 балла – 1 место 3 балла – 2 место 2 балла – 3 место 1 балл - участие 3.2. Качество обученности (по каждой группе) группа средний балл 3.3. Результаты итогового экзамена группа средний балл

ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей 3.4. Обеспечение опыта на педагогических советах, семинарах, конференциях 2 балла за выступления 3.5. Обобщение опыта в средствах массовой информации научных и методических изданиях (указываются название, оценивается каждая публикация) 2 балла за статью Всего баллов по разделу Всего баллов по разделам портфолио Подпись педагога Всего баллов по портфолио Заключение заместителя директора или председателя МО Общие показатели портфолио: _________________ Выше среднеучилищных ______________________ Средние ______________________________________ Ниже средних ________________________________ Область достижений (указывается один или несколько разделов портфолио Подпись зам.директора/председателя МО_______________________

ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей Форма сводного количественного анализа характеристики портфолио учителя предметника п/п Разделы и позиции портфолио Баллы портфолио по учебным годам Профессиональное мастерство 2Профессиональная квалификация 3Профессиональные достижения Области достижений

ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей Форма сводного количественного анализа характеристики портфолио учителей предметников п/п Ф.И.О. педагога Разделы и позиции портфолио Профессиональное мастерство Профессиональная квалификация Профессиональные достижения Иванова С.П. 2Сергеева А.П. 3Алексеенкова Н.И. Заместитель директора/председателя МО _____________________

ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей Портфолио для оценки качества профессиональной деятельности педагога Получило распространение при проведении аттестации, конкурсов педагогического мастерства. Материалы для аттестационного портфолио собираются в течение 5 лет (межаттестационный период при повторной аттестации). Соискатели на основе показателей профессиональной квалификации, содержащихся в пунктах экспертного заключения должен определить, какими материалами следует представить в портфолио. Портфолио методиста Показатели профессиональной квалификации Материалы портфолио 1. Научно-методическая компетентность аттестуемого - Знание нормативно-правовой документации по профилю деятельности Данные профессионального тестирования - Понимание задач методической службы, умение прогнозировать содержание методической деятельности План работы МО

ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей Показатели профессиональной квалификации Материалы портфолио - Повышение профессиональной квалификации - Самообразование Тема самообразования Аннотированный список литературы - Курсы повышения квалификации Сертификаты и свидетельства о прохождении программ ПК - Работа в методических объединениях, методических комиссиях, советах и т.д. Отчеты о методической работе по учебным годам Выступления на пед советах, методических советах, конференциях, семинарах Тезисы, планы 2. Психолого-педагогическая компетентность - Знание современных психолого-педагогических концепций образования взрослых и их реализация в профессиональной деятельности Данные профессионального тестирования - Владение разнообразными методами распространения методических знаний (устные, наглядные, интерактивные, исследовательские и др.) Отчеты о методической работе по учебным годам (разделы, «пропаганда методического опыта») Аналитические отчеты презентации

ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей Показатели профессиональной квалификации Материалы портфолио Индивидуальный стиль профессиональной деятельности методиста целенаправленность, системность, конструктивность) Отзыв специалиста (на методическую разработку, открытое методическое мероприятие) 3. Организационно-методическая деятельность - Организация повышения квалификации педагогов, - разработка и реализация образовательных программ Тексты программ, планы семинаров - Создание пакетов учебных материалов Авторские программы, методики, рекомендации - Методическое консультирование Лист консультаций (за год) с указанием даты, темы, ФИО, должности консультируемого

ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей Показатели профессиональной квалификации Материалы портфолио 4. Аналитическая деятельность - Анализ профессиональной деятельности педагогических работников, результативности и тенденции образовательного процесса (по профилю методической деятельности) Аналитическая справка по профилю методической деятельности (например, анализ деятельности учителей-предметников, преподающих предметы одной образовательной области) - Обобщение, анализ и распространение результативного опыта коллег (в масштабе предметной секции, ОУ, района, региона)- Экспертная оценка уровня квалификации педагогов, авторских методик) Статьи, презентации, отзывы - Создание банка данных (картотек) методической литературы, УМК, инновационных технологий, педагогических достижений Базы данных (в бумажной и электронной форме) - Описание педагогического опыта Статья, сообщение - Обмен опытом (организация открытых уроков, мастер-классов, творческих групп, проблемных семинаров, конференций, педагогических чтений, выставок) Планы проведения открытых уроков, мастер-классов (фрагменты годовых планов)

ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей Показатели профессиональной квалификации Материалы портфолио 5. Научно-методическая и экспериментально-исследовательская деятельность - Рецензирование, аннотирование учебно- методической литературы Аннотированный список методической литературы - Подготовка статей, пособий, программ развития и др. Статьи, пособия - Создание собственных инновационных разработок Описание авторских инновационных разработок - Моделирование нового педагогического опыта путем организации, проведения самостоятельного исследования (ОЭР, диссертационного исследования) План и программа ОЭР, план работы над исследованием (диссертацией)

ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей Итак, подведем итоги Портфолио – это идея, процесс и результат. Это альтернативный способ оценивания и контроля достижений педагога (учебных, профессиональных, творческих). Это эффективное средство самопрезентации педагога, а также средство стимулирования его творческой активности и саморазвития, самообразования. В идеале портфолио педагога образовательного учреждения должно быть едино, а его содержание соответствовать всем вышеуказанным направлениям оценки качества профессиональной деятельности. При создании единого, универсального варианта портфолио его формирование должно отвечать следующим условиям: - включать все основные направления профессиональной деятельности педагога; - состав материалов должен представлять совокупность знаний, умений и навыков, опыта профессиональной деятельности в разнообразных формах оценки и презентации профессионального опыта, таких как тестирование, экспертиза, формы педагогического анализа, продукты педагогического творчества (статьи, обзоры, аналитические справки, эссе и др.) – в электронном виде и бумажных носителях; - обеспечивать возможность качественной и количественной оценки каждого материала, включенного в портфолио.

ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей Благодарю за внимание!