Лекция 5 Обучение как составная часть педагогического процесса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекционные вопросы 1. Предмет и задача методики преподавания 2. Основные методы преподавания 3. Педагогический процесс Тема 1. Методика преподавания управленческих.
Advertisements

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методы преподавания информатики в младших классах.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Формы занятий в школе ( традиционный подход ). ФГОС НОО Организация детей в учебной и внеурочной деятельности.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Методический семинар «Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании»
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ЦПП) Педагогический процесс – это процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования.
Образование единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи,
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
Основные понятия Слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ, путь достижения цели. Метод означает способ достижения цели, определенным.
Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И. Песталоцци.
Организация и содержание практического обучения Выполнила: методист Максимова Л.И.
Методы и формы организации учебного процесса. Метод (от греч. «методос» - путь) - это способ реализации целей обучения и воспитания; способ взаимосвязанной.
Среди безликих нот и звуков Творишь ты в мрачной пустоте. Всё это для детей и внуков, Чтоб не остаться в темноте… (Ван Узилс)
Типология уроков Урок является сложной педагогической системой и разделяется на типы по признакам: Вводный урок. Урок изучения нового материала(первичного.
Транксрипт:

Лекция 5 Обучение как составная часть педагогического процесса

1. Дидактические основы обучения 2. Содержание обучения 3. Методы обучения 4. Формы обучения

1. Дидактические основы обучения

1. Дидактика 2. Методика воспитательной работы

(от греч. didaktikós поучающий, относящийся к обучению)- отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения.

Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке ( ) для обозначения искусства обучения.

научное обоснование практики обучения.

закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения.

- Общую дидактику - Частные дидактики (предметные методики)

К основным понятиям дидактики относятся «обучение» и его составные части: «учение», «преподавание».

Обучение – это целенаправленное общение, в ходе которого усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.

1. двусторонний характер обучения – содержит взаимосвязанные процессы – преподавание и учение.

Преподавание – это деятельность учителя по: - передаче информации; - организации учебной деятельности; - оказанию помощи при затруднении в обучении; - стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся; - оценке учебных достижений учащихся.

Учение – это деятельность ученика по : - освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков ; - решению учебных задач, самооценке учебных достижений.

2. Обучение, реализуясь через различные виды учебной деятельности, ориентировано, на интеллектуальное и когнитивное развитие человека.

Компоненты, продукты обучения : - знания, умения, навыки ; - мировоззрение личности ; - кругозор и эрудиция ; - качество ума, интеллектуальное развитие личности - умение учиться, потребность приобретать и пополнять знания ; - навыки самообразования.

3. Если учёный познаёт объективно новое в ходе исследования явлений, процессов, то ученик в процессе обучения открывает и усваивает субъективно новое, т.е. то, что уже известно науке и человечеству.

4. Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют качество знаний и умений. Внешние критерии - академическая успеваемость.

5. Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями (государственный стандарт, программы, учебный год, урок и т.п.).

2. Содержание обучения

это конкретный объем знаний, умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний.

Содержание обучения имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества.

Отобранная информация передается обучающимся при помощи определенных средств обучения, источников информации (слово обучающего, учебное пособие, наглядные и технические средства).

Научность Последовательность Историзм Систематичность Связь с жизнью Соответствие возрастным возможностям Доступность

Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация.

система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности.

стандарт образования отражает обязательства, с одной стороны, государства перед своим гражданином (гарантия необходимого уровня образовательных услуг), а с другой гражданина перед государством в области образования достижения определенного стандартом уровня образованности).

сохранение единого государственного пространства; обеспечение качества образования; основа для оценки уровня образования выпускников, а также оценки деятельности ОУ; основа для установления нормативов и расчетов финансирования в системе образования.

минимум содержания обучения по основным образовательным программам, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Федеральный компонент определяет те нормативы, которые едины на пространстве России. Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии и др. Они относятся к компетенции регионов. Вузовский компонент содержания образования, отражает специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.

государственный стандарт содержания образования находит отражение в учебном плане ОУ.

продолжительность обучения (в учебных годах); недельная учебная нагрузка; число учебных часов по каждой дисциплине и т.д.

Содержание образования, представленное в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных программах.

нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по отдельному учебному предмету

1. Объяснительная записка. 2. Содержание образования: тематический план, содержание тем. 3. Методические указания (вопросы к зачету, литература и т.д.).

3. Методы обучения

Слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ достижения целей. В педагогике «метод» – это способ обучающей работы учителя по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалам.

элемент метода, выражающий отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения.

Существуют различные классификации методов обучения

Словесные Наглядные Практические

Беседа Рассказ Объяснение Лекция Дискуссия

Демонстрация натуральных объектов Демонстрация наглядных пособий Демонстрация опытов Наблюдения учащихся, Показ

Опыты, упражнения, учебно-производительный труд

сочетает в себе все каналы передачи информации и носит комплексный характер Мультимедийная лекция Просмотр, упражнения под контролем ЭВМ

Репродуктивные методы Лекция, демонстрация Проблемные методы Беседа, проблемная ситуация, игра Частично-поисковые методы Диспут, самостоятельная работа, лабораторная работа Исследовательские методы сбор новых фактов, курсовая, дипломное проектирование

Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму. (китайская притча) (китайская притча)

Средний процент усвоения ЛЕКЦИЯ 5% ЧТЕНИЕ 10% ВИДЕО/АУДИО МАТЕРИАЛЫ 20% ДЕМОНСТРАЦИЯ 30% ДИСКУССИОННЫЕ ГРУППЫ 50% ПРАКТИКА ЧЕРЕЗ ДЕЙСТВИЕ 75% ОБУЧЕНИЕ ДРУГИХ / НЕМЕДЛЕННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ 90%

4. Формы обучения

Традиционно философское понимание формы заключается в определении ее как структуры какого-либо содержания. Педагогическая форма – это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве его компонентов.

В дидактике известны три основные системы организации педагогического процесса: 1) индивидуальное обучение и воспитание; 2) классно-урочная система; 3) лекционно-семинарская система.

сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому. Содержание обучения было строго индивидуализировано, поэтому в группе могли быть ученики разного возраста, разной степени подготовленности. Сроки обучения тоже были индивидуализированы.

постоянные место и продолжительность занятий; стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности, а позже – и одного возраста; стабильное расписание занятий.

- ознакомления учащихся с новым материалом; - комбинированный урок; - закрепления знаний; - выработки и закрепления умений и навыков; - обобщающие уроки; - уроки проверки знаний, умений и навыков; - нестандартные уроки

Зародилась с созданием первых университетов, практически не претерпела изменений с момента возникновения. Лекционно-семинарская система используется в практике профессиональной подготовки, т. е. в условиях, когда у обучающихся уже имеется определенный опыт учебно- познавательной деятельности

СЕМИНАР ЛЕКЦИЯ КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ЛАБОРАТОРНО- ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а обучающиеся его активно воспринимают. Лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации, так как материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме.

По содержанию и месту вводная; текущая; заключительная; обзорная. По видам познавательной деятельности По способу подачи описательно- иллюстративная; объяснительная; проблемная. визуализация; вдвоем; пресс-конференция; консультация; с запланированными ошибками; диалог; с применением игровых методов.

учебное занятие в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов. Само слово «семинар» происходит от латинского seminarium – «рассадник».

По содержанию и месту По видам познавательной деятельности По форме организации повторительно- обобщающий семинар-изучение нового материала семинар-обобщение с изучением нового материала репродуктивный продуктивный просеминар проект семинар тьюториум коллоквиум семинар-беседа конференция диспут дискуссия «вопрос-ответ» обсуждение деловая игра

вступление преподавателя ответы на вопросы студентов по неясному материалу практическая часть заключительное слово преподавателя

форма учебных занятий, способствующая закреплению теоретических знаний и формированию умений.

Практические занятия Лабораторные занятия Формирование учебных умений Формирование практических профессиональных умений Экспериментальное подтверждение теории

По видам познавательной деятельности По форме организации репродуктивные частично- поисковые поисковые. занятия в лабораторных условиях занятия в обычной аудитории.

Конференция (учебная) Факультативные занятия Экскурсия (учебная) Конкурсы и олимпиады