МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программы внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС Савелова Н.И., ведущий специалист отдела организации дополнительного образования.
Advertisements

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно- нравственного воспитания.
Тест-опросник к ФГОС НОО 1. Сайт МБОУ ДПОС ЦОРО educoroang.ru 2.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Методологические основы для формирования воспитательной системы школы.
Корректировка программы Согласно Закону Об образовании ФГОСу начального общего образования в каждом ОУ должна быть разработана ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Новый закон об образовании. Глава 2. Система образования.
Структура ФГОС ДО I Общие положения II Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования III Требования к условиям реализации.
Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Семинар
Основные образовательные программы начального и основного Основные образовательные программы начального и основного общего образования.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
Транксрипт:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего ( полного ) образования

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего ( полного ) образования для руководителей общеобразовательных учреждений Цель : обеспечить эффективное управление разработкой и реализацией основных образовательных программ общего образования с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей.

Структура методических рекомендаций Раздел 1. Нормативное и теоретико - методологическое обоснование разработки общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего ( полного ) образования с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей § 1.1. Нормативные основания включения общеобразовательными учреждениями национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона в содержание основных образовательных программ начального, основного, среднего ( полного ) образования § 1.2. Теоретико - методологические основания включения национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона в содержание основных образовательных программ начального, основного, среднего ( полного ) образования

Раздел 2. Модель разработки общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего ( полного ) образования на основе учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей § 2.1. Общая характеристика модели разработки основных образовательных программ начального, основного, среднего ( полного ) образования на основе учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей § 2.2. Целевой компонент модели разработки основных образовательных программ начального, основного, среднего ( полного ) образования на основе учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей § 2.3. Содержательный компонент модели разработки основных образовательных программ начального, основного, среднего ( полного ) образования на основе учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей § 2.4. Процессуальный компонент модели разработки основных образовательных программ начального, основного, среднего ( полного ) образования на основе учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей § 2.5. Результативный компонент модели разработки основных образовательных программ начального, основного, среднего ( полного ) образования на основе учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей

Раздел 3. Организационно - педагогические условия эффективной реализации модели разработки основных образовательных программ начального, основного, среднего ( полного ) образования на основе учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей § 3.1. Основные виды организационно - педагогических условий эффективной реализации модели разработки основных образовательных программ начального, основного, среднего ( полного ) образования на основе учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей § 3.2. Нормативно - регламентирующие условия эффективной реализации модели разработки основных образовательных программ начального, основного, среднего ( полного ) образования на основе учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей § 3.3. Перспективно - ориентирующие условия эффективной реализации модели разработки основных образовательных программ начального, основного, среднего ( полного ) образования на основе учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей

§ 3.4. Деятельностно - стимулирующие условия эффективной реализации модели разработки основных образовательных программ начального, основного, среднего ( полного ) образования на основе учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей § 3.5. Информационно - коммуникативные условия эффективной реализации модели разработки основных образовательных программ начального, основного, среднего ( полного ) образования на основе учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей Раздел 4. Технология эффективной реализации модели разработки основных образовательных программ начального, основного, среднего ( полного ) образования на основе учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей

Нормативное и теоретико - методологическое обоснования разработки общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего ( полного ) образования с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей

Нормативные основания включения общеобразовательными учреждениями национальных, региональных и этнокультурных особенностей в содержание основных образовательных программ начального, основного, среднего ( полного ) образования Нормативные основания включения общеобразовательными учреждениями национальных, региональных и этнокультурных особенностей в содержание основных образовательных программ начального, основного, среднего ( полного ) образования

Нормативные основания учета образовательными учреждениями ( организациями ) национальных, региональных и этнокультурных особенностей в содержании основных образовательных программ : Федеральный закон « Об образовании в РФ » федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

Федеральный закон « Об образовании в РФ » Федеральный закон « Об образовании в РФ » формулирует в качестве принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства ( ст. 3). реализация данного принципа предусматривает : разделение полномочий между органами управления образованием федерального, регионального, муниципального уровней наделение широкими полномочиями и ответственностью образовательных учреждений ( организаций )

Федеральный закон « Об образовании в РФ » Федеральный закон « Об образовании в РФ » На федеральном уровне государственные гарантии уровня и качества образования ( ст. 11) обеспечиваются, с одной стороны, единством обязательных требований к структуре, условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения, а с другой, – вариативностью содержания таких программ, возможностью их формирования с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся на уровне образовательного учреждения ( организации ). ( ст. 12) акцентирует : образовательные программы определяют содержание образования содержание образования « должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно - нравственными и социокультурными ценностями »

Федеральный закон « Об образовании в РФ » Федеральный закон « Об образовании в РФ » Основной механизм реализации содержания образования – федеральные государственные образовательные стандарты общего образования именно степень соответствия подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам образования – комплексная характеристика качества общего образования ( ст. 2). полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования в части обеспечения качества общего образования – разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально - экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации ( ст. 8).

Программе развития образования в Челябинской области на 2013–2015 годы Задача : внедрение инновационных образовательных моделей и технологий Мероприятие : разработка и апробация рекомендаций по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при формировании и реализации основных образовательных программ общего образования образовательными учреждениями, расположенными на территории Челябинской области

Федеральный закон « Об образовании в РФ » Полномочия муниципальных органов местного самоуправления в сфере образования ( ст. 9): организационные вопросы обеспечения реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования Компетенция образовательной организации ( ст. 28): разработка и утверждение образовательных программ как локальных нормативных актов, определяющих содержание и особенности организации образовательного процесса на каждом уровне общего образования возможности, предоставленные Федеральным законом « Об образовании в РФ » для обеспечения реализации образовательных программ ( ст. 13) в части определения стратегии включения национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона в содержание основных образовательных программ начального, основного, среднего ( полного ) образования, выбора форм и технологий их реализации : «1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. 2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. 3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий ».

Федеральный закон « Об образовании в РФ » Ст. 87: определяет особенности изучения основ духовно - нравственной культуры народов Российской Федерации предоставляет образовательному учреждению ( организации ) в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно - нравственными и социокультурными ценностями возможность включать учебные предметы, курсы, дисциплины ( модули ), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно - нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии ( мировых религий ), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины ( модули ) выбор таких учебных предметов, курсов, дисциплин ( модулей ), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями ( законными представителями ) обучающихся

Федеральный закон « Об образовании в РФ » Таким образом, Федеральный закон « Об образовании в РФ » в части требований к содержанию и результатам освоения основных образовательных программ общего образования определяет : полномочия субъектов управления образованием федерального, регионального, муниципального уровней требования необходимости учета образовательными учреждениями ( организациями ) этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в содержании основных образовательных программ

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, как совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня ( ст. 2 Федерального закона « Об образовании в РФ »), конкретизируют для образовательных учреждений ( организаций ) требования включения национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона в содержание основных образовательных программ начального, основного, среднего ( полного ) образования ФГОС начального общего, основного общего, среднего ( полного ) общего образования на основе принципа преемственности определяет содержание деятельности образовательного учреждения ( организации ) по учету региональных, национальных и этнокультурных особенностей региона при разработке и реализации основных образовательных программ ( Приложение 1).

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования Раздел « Общие положения »: - принцип учета региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации - конкретизация целей реализации новых стандартов на каждом уровне общего образования - особенности применения системно - деятельностного подхода - содержание личностных характеристик выпускника (« портрет выпускника ») Раздел « Требования к результатам освоения основных образовательных программ »: - личностные и предметные результаты ( по отдельным учебным предметам ) отражающие сформированность и удовлетворенность этнокультурных потребностей и интересов обучающихся в развитии на всех уровнях общего образования Раздел « Требования к структуре основных образовательных программ »: - определяет подходы к целям, содержанию и организационным механизмам реализации компонента образовательной программы, отражающего национальные, региональные и этнокультурные особенности региона

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования предусматривают разработку образовательным учреждением ( организацией ) части образовательной программы соответствующего уровня образования, формируемой участниками образовательного процесса ( в объеме 20% от общего объема программы начального общего образования, 30% – основного общего образования и 1/3 – среднего ( полного ) общего образования ) содержательное наполнение части каждой из реализуемых основных образовательных программ, формируемой участниками образовательного процесса, должно отражать образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе по изучению национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона все разделы и структурные компоненты основных образовательных программ, предусматривают возможности включения таких особенностей в их содержание

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования Целевой раздел : образовательное учреждение ( организация ) через « Пояснительную записку » основной образовательной программы формулирует задачи, принципы и подходы выявления и учета потребностей и интересов обучающихся ( или их родителей ) по изучению национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона Разделы « Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы » и « Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы »: должны уточнять и конкретизировать общее понимание личностных и предметных результатов, обеспечивающих освоение выпускниками содержания национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона, обеспечивать комплексный подход к оценке индивидуальных достижений обучающихся

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования Содержательный раздел : определяет возможности включения образовательным учреждением ( организацией ) элементов содержания национального, регионального и этнокультурного образования в следующие структурные компоненты : « Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности » « Программу воспитания и социализации обучающихся » ( на уровне начального общего образования – « Программу духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования » « Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни ») Организационный раздел : « Учебный план » - возможность введения учебных курсов, обеспечивающих этнокультурные потребности и интересы учащихся « План внеурочной деятельности » - возможности удовлетворения широкого спектра индивидуальных, групповых и коллективных потребностей обучающихся, развития их личности посредством планирования, разработки и реализации программ внеурочной деятельности, отражающих национальные, региональные и этнокультурные особенности региона

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования Раздел « Требования ФГОС общего образования к условиям реализации основной образовательной программы »: в части кадровых условий, выделяется требование сформированности у педагогических работников компетенции выявления и отражения в основной образовательной программе особых образовательных потребностей, включая региональные, национальные и / или этнокультурные потребности обучающихся ; формирования и развития у выпускников социально значимых интересов и потребностей информационно - методические условия реализации основных образовательных программ с учетом комплекса региональных особенностей включают требование укомплектованности образовательного учреждения ( организации ) печатными и электронными информационно - образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана, курсам внеурочной деятельности, а также дополнительной, в том числе методической, литературой, обеспечивающими достижение планируемых результатов

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего (полного) образования для руководителей общеобразовательных учреждений Цель : управление эффективной реализацией общеобразовательными учреждениями ( организациями ) нормативных требований включения таких особенностей в содержание основных образовательных программ общего образования Данные рекомендации позволяют общеобразовательным учреждениям ( организациям ): самостоятельно выбрать одну или несколько из предложенных моделей, исходя их особенностей организации образовательного процесса и специфики содержания образования в соответствии с нормативными требованиями определить цели, задачи и направления включения национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона в содержание основных образовательных программ общего образования, отразить его преемственность обеспечить эффективное управление разработкой и реализацией основных образовательных программ общего образования с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей

Теоретико - методологические основания включения национальных, региональных и этнокультурных особенностей в содержание основных образовательных программ начального, основного, среднего ( полного ) образования Теоретико - методологические основания включения национальных, региональных и этнокультурных особенностей в содержание основных образовательных программ начального, основного, среднего ( полного ) образования

Учет национальных особенностей Статья Президента РФ В. В. Путина « Россия : национальный вопрос » : « для нашей страны – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер... Гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа » Национальное самосознание ( идентичность ) разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Концепция духовно - нравственного воспитания и развития личности гражданина России : « основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба »

Учет национальных особенностей Основные образовательные программы общего образования должны быть направлены на формирование национальной идентичности формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма В. А. Тишков различает два подхода в определении ключевого термина « нация »: - во - первых, как этнической общности ( этнонации ) - во - вторых, как государственного сообщества ( согражданства )

Основные понятия нация – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры регион – относительно самостоятельная пространственно - географическая, административно - территориальная, институционально - политическая, социально - экономическая и историко - культурная величина нация – это наиболее общее понятие, которое в качестве ключевых признаков имеет следующие : – этническая общность ( культура, язык, образ жизни, быт ) – общая территория ( на которой складываются хозяйственные и экономические отношения, на всю территорию государства распространяется действие законодательства ) – национальная экономическая система ( исторически сложившиеся экономические связи и отношения, принятые в данном обществе формы хозяйствования )

Основные понятия государство ( каждый народ может считаться нацией, если он организован в государство, имеет свое правительство, законодательство, систему государственных органов управления, механизм осуществления государственной власти в обществе ) национальное самосознание ( отнесение человеком себя к той или иной национальной общности ) ( примечание : если национальное самосознание отсутствует, то в лучшем случае можно говорить только об общем этническом происхождении ). этнос ( исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований ) По своему содержанию оно очень близко к понятию « нация », но ограничивается только историко - культурным контекстом

Типы и уровни регионов в проектировании образовательных программ Типы регионов Примеры I. Микроуровень 1. Микрорегионы – регионы, ядро которых составляют отдельные сельские поселения, а границы охватывают территорию производственной деятельности большинства их населения. Село Париж 2. Малые регионы – регионы, ядро которых составляют, как правило, территориально - производственные комплексы, а границы совпадают с территорией, управляемой сельской администрацией. Село Хомутино с прилегающим и деревнями.

Типы регионов Примеры 3. Внутрирайонные «кусты» (территории) – регионы с ярко выраженной однородностью почвенно-климатических и других условий, исторически сложившимися экономическими и социально-психологическими связями, традиционными дружескими и родственными отношениями проживающего населения, ядром являются крупные поселки, имеющие предприятия и учреждения. Агрополис Тютняры в Аргаяшском районе с центральным селом Губернское. 4.Административно-территориальные районы – регионы, отличающиеся более или менее выраженной однородностью почвенно-климатических условий, внутрирайонными экономическими связями и т.д. Ядро составляют малые и средние города, поселки городского типа, а также крупные села. Они охватывают территорию, управляемую районной администрацией. Ашинский муниципальный район, Озерский городской округ.

Типы регионов Примеры 5. Внутриобластные « кусты » ( территории ) – регионы, характеризующиеся меньшей, нежели вышеназванные регионы, но достаточно выраженной природно - климатической однородностью, определенной общностью условий хозяйствования, а также социально - пространственной организацией культурно - досуговой жизни населения. Они охватывают территорию нескольких административно - территориальных районов и имеют ядром центр одного из них, являющийся средним или крупным городом областного или республиканского подчинения, в котором сосредоточен более или менее развитый комплекс предприятий и учреждений. Горнозаводско й Урал, Восточное Зауралье, Южное Зауралье. II. Мезоуровень 6. Крупные административно управляемые территории – регионы, совпадающие с границами областей, краев, автономных областей и республик, обладают определенной общностью климатических условий, сильно развитыми внутренними социально - экономическими и прочими связями с центром, известной комплексностью и единством хозяйственного механизма и управляемостью. Челябинская область, Республика Башкортостан

Типы регионов Примеры III. Макроуровень 7. Территориально - экономические районы – регионы, не имеющие четко выраженного ядра тяготения, характеризуются тем не менее известной общностью природно - климатических и экономических условий развития, исторически традиционными социально - пространствен ­ ными связями и нередко политическим признакам. Для них характерна определенная общность ресурсов, специализация сельского хозяйства, приемов ведения производства, а также общность условий жизни, в основе которой лежит сформировавшаяся система расселения, сложившийся тип жилища, специфика производственной деятельности и другие факторы. Урал ( Уральский Федеральный округ ), Поволжье, Западная Сибирь, Дальний Восток IV. Мегауровень 8. Территории, объединяющие соседние государства по географическим и социально - политическим признакам, с примерно одинаковыми природно - климатическими условиями, со сложившейся экономико - производ ­ ственной, социальной и культурной инфраструктурой. Азиатско - Тихоокеанский регион, Черноморский регион.

Учет региональных особенностей при проектировании образовательных программ базовым следует признать понимание региона как территории в административных границах субъекта Российской Федерации, характеризующейся следующими основополагающими чертами : комплексностью, целостностью, специализацией и наличием политико - административных органов управления в интересах формирования адекватной региональной и локальной ( местной ) идентичности детей, западноевропейские специалисты рекомендуют использовать в образовательных программах « спиральный подход », учитывающий возрастные познавательные возможности, интересы и потребности школьников при этом обучающиеся сначала знакомятся с локальным ( местным ) пространством в пределах собственного непосредственного субъектного опыта, но постепенно охватывают в своем восприятии территории все более широких масштабов

Учет региональных особенностей Основная задача начальной школы (1–4 классы ) – формирование целостного образа края, привлекательного и интересного : расширение точки зрения на регион : от родного дома к ближайшей округе и Челябинской области в целом надо показывать младшим школьникам родной край, город ( село ) через объекты, близкие детям : их дом, улицу, ближайший парк, речку ; доступные непосредственному восприятию школьников этого возраста объекты регионального, российского и мирового значения простейшая информация о географии края, о жизни южноуральцев в прошлом и настоящем, сведения о знаменитых гражданах края ( города, села ) В основной школе (5–9 классы ) - получение основных сведений о различных сторонах жизни нашего региона – Челябинской области – в прошлом и настоящем значительно, по сравнению с начальной школой, усиливаются информационный, адаптивный и профориентационный аспекты содержания образования

Учет региональных особенностей Средняя школа (10–11 классы ) – расширение и углубление знаний о регионе на макро - и мегауровне через : изучение специальных курсов проблемного характера широкое вовлечение школьников в доступную им учебную исследовательскую и проектную деятельность по региональной тематике вопросы определения учащимися своего места в рабочей жизни (« Рынок труда в крае », « Региональные вузы : прошлое и современность » и т. п ) активное использование библиотек, посещение учащимися музеев все в большей степени носит исследовательский характер.

Этапы изучения национальных, региональных и этнокультурных особенностей ( от общего к частному ) Этнокультурные особенности Региональные особенности Национальные особенности Восхождение по лестнице «Национальные особенности» – «Региональные особенности» – «Этнокультурные особенности»

Восхождение по лестнице « Национальные особенности » – « Региональные особенности » – « Этнокультурные особенности » национальные особенности свойства, характерные для российского народа, проявляющиеся на уровне языка, территории, экономической жизни, психического склада и культуры региональные особенности отличительные признаки региона, рассматриваемые в контексте природных, социально - экономических и национально - культурных особенностей этнокультурные особенности неповторимые свойства народа, проявляющиеся в самобытной культуре, психологическом складе и самосознании

Аспекты рассмотрения особенностей Исторический аспект Особенности (национальные, региональные, этнокультурные) Культурный аспект Аспект развития

Уточненные аспекты рассмотрения особенностей Особенности (национальные, региональные, этнокультурные) Исторический аспект Культурный аспект Аспект развития Совокупность ценностей Способ деятельности человека Самореализация человека Знаковая информация

Рис. 4. Представление модели в виде матрицы

Цель – достижение системного (синергетического) эффекта в обеспечении общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся на различных уровнях школьного обучения за счет использования педагогического потенциала национальных, региональных и этнокультурных особенностей содержания образования Активизация системы мотивов младших школьников Модель разработки общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего (полного) образования на основе учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей Развитие способностей подростков Содействие старшим школьникам в формировании Первоначальные представления и опыт знакомства Основы знаний и опыт взаимодействия с миром отношений Система знаний, опыт социокультурной деятельности Механизмы реализации Ожидаемые результаты (начальная школа) Ожидаемые результаты (основная школа) Ожидаемые результаты (средняя школа)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего ( полного ) образования