Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) «Педагогические идеи и технологии» Номинация конкурса: «Педагогические.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Задачи изучения лирики Организация эмоционального читательского восприятия текста и сопереживания лирическому герою Формирование умения воссоздать картины,
Advertisements

Сергей Есенин «Черемуха». Сергей Александрович Есенин ( гг.)
Урок литературы в 6-м классе по теме «В гостях у Сергея Есенина. Анализ стихотворения "Черемуха"»
Лирика – (от греч. lyrikos – произносимый под звуки лиры) – один из трёх родов художественной литературы. В отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются.
Формирование читательских умений и навыков младших школьников Кузьмина Е.А. учитель начальных классов высшая квалификационная категория г. Бородино 2010.
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4 ст. Ольгинской, Приморско-Ахтарского района, Уринова Н.А. М. Ю. Лермонтов Парус.
«Ничто по музыкальности не может сравниться с закатом солнца» К.Дебюсси.
Сергей Александрович Есенин 21 сентября декабря 1925.
Медвяная - ароматная, с запахом мёда. Пряная - острая, ароматная по запаху и вкусу. Вкрадчиво - стараясь вызвать доверие, расположить к себе. Проталинка.
Урок подготовила М.А.Игумнова, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории.
Весна - это когда раскрываются почки и сердца Сергей Есенин ЧЕРЁМУХА Черёмуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом.
Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. По дороге зимней,скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный.
Технология обучения анализу поэтического текста Урок литературы в 6 классе М.Ю.Лермонтов «Утёс»
Page 1 Page 2 ПАРУС М. Лермонтов Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!... Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?...
Технология обучения анализу поэтического текста Автор - С.Л.Каганович доктор филологических наук, зав.кафедрой теории и методики общего образования Новгородского.
Технология обучения анализу поэтического текста Урок литературы в 6 классе М.Ю.Лермонтов «Утёс»
Жизнь М.Ю.Лермонтова была короткой, яркой и трагической, может быть, поэтому в его стихах столько боли и обиды. Мать поэта умерла, когда ему не было еще.
Роль средств выразительности языка в поэзии М.Ю Лермонтова Исполнитель: Бабина Валерия, ученица 4 класса школы 201 «Согласие»
МБОУ «СОШ2» г. Тарко-Сале учитель Дмитриева Т.А..
Технология обучения анализу поэтического текста Автор - доктор филологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Новгородского института развития.
Транксрипт:

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) «Педагогические идеи и технологии» Номинация конкурса: «Педагогические идеи и технологии» Название работы: Организация работы над стихотворением в начальной школе Название работы: Организация работы над стихотворением в начальной школе Автор: Шалдаева В.В. Место выполнения работы: ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж»

Лирика - это изображение переживаний человека, его душевного состояния, его чувств. изображение переживаний человека, его душевного состояния, его чувств.

Методика изучения лирического стихотворения в его родовой специфике Особенности рода Методика изучения, технологические приемы Картина – изображение жизни Рисунок как способ выражения внутреннего читательского видения, его адекватность авторскому образу Чувство, настроение Определение лирического сюжета, борьбы мотивов, развития чувства. Составление «партитуры чувств». Выразительное чтение. Слово – носитель эмоционально- образной информации Работа с «ключевыми», рисующими образ словами. Медленное чтение. Стиль – совокупность способов изображения Сопоставительный анализ как способ выявления стиля автора. Воссоздание целого по структурным единицам.

Стихотворные произведения делятся на эпические, лирические. Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, образы-персонажи. Все это роднит эпическое стихотворение с рассказом. Анализ эпического стихотворения направлен на выяснение сюжета, раскрытие особенностей действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Допускается деление его на относительно законченные части, соотнесение плана, чтение в лицах. К эпическим стихотворениям относятся: С.Михалков «Мой щенок», Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы». Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, образы-персонажи. Все это роднит эпическое стихотворение с рассказом. Анализ эпического стихотворения направлен на выяснение сюжета, раскрытие особенностей действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Допускается деление его на относительно законченные части, соотнесение плана, чтение в лицах. К эпическим стихотворениям относятся: С.Михалков «Мой щенок», Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы». В лирических стихотворениях предметом изображения становятся переживания, чувства человека, что может быть обусловлено картинами природы, общественными и социальными явлениями, философскими рассуждениями о жизни, любви. На уроке должна царить атмосфера свободы, импровизации, творчества, простор для личностной читательской интерпретации текста. К лирическим стихотворениям относятся: А.С.Пушкин «Зимнее утро», С.А.Есенин «Черёмуха». В лирических стихотворениях предметом изображения становятся переживания, чувства человека, что может быть обусловлено картинами природы, общественными и социальными явлениями, философскими рассуждениями о жизни, любви. На уроке должна царить атмосфера свободы, импровизации, творчества, простор для личностной читательской интерпретации текста. К лирическим стихотворениям относятся: А.С.Пушкин «Зимнее утро», С.А.Есенин «Черёмуха».

Как строится стихотворение? Стих – основная метрическая единица, стихотворная строка. Строфа – несколько стихотворных строк. Виды строф: двустишие, трехстишие, четырехстишие, пятистишие. Стихотворение всегда ритмично. Виды рифм: смежная, опоясывающая, чередующаяся.

Русскому стиху присуще силлабо-тоническое (слогоударное) стихосложение. Стихотворные метры(размеры): - ямб с ударным вторым слогом (Мой дядя самых честных правил), - хорей с ударением на нечётных слогах (Ветер по морю гуляет), - амфибрахий – трехсложная стопа с ударением на втором слоге ( Не ветер бушует над бором), - дактиль - трехсложная стопа, в которой ударение падает на первый из трех слогов ( Вырыта заступом яма глубокая) ( Вырыта заступом яма глубокая)

Условия, влияющие на полноценность восприятия учащимися пейзажной лирики: Наличие у учащихся жизненных представлений, похожих на авторские. Наличие у учащихся жизненных представлений, похожих на авторские. Развитие у учащихся внимания к переживаниям героев, настроению и чувствам. Развитие у учащихся внимания к переживаниям героев, настроению и чувствам. Формирование у учащихся творческого воссоздающего воображения Формирование у учащихся творческого воссоздающего воображения Условия, влияющие на полноценность восприятия учащимися пейзажной лирики:

Главные задачи изучения лирики как особого жанра: Организация эмоционального читательского восприятия текста и сопереживания лирическому герою; Организация эмоционального читательского восприятия текста и сопереживания лирическому герою; Формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором; Формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором; Формирование представлений о способах создания образа- переживания в лирике, о средствах художественной изобразительности, умения находить их в тексте и воспроизводить в своей речи. Обогащение лексики детей словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и настроение. Формирование представлений о способах создания образа- переживания в лирике, о средствах художественной изобразительности, умения находить их в тексте и воспроизводить в своей речи. Обогащение лексики детей словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и настроение. Обучение выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний. Обучение выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.

Последовательность работы над стихотворением. 1. Подготовка к восприятию. Цель: подготовить к эмоциональному восприятию. Приемы: беседа по проведенной экскурсии, рассматривание произведений живописи, прослушивание музыкальных произведений, выразительное чтение стихотворений данного автора или разных авторов по одной теме. Особенно внимательно отбирается биографический материал о поэте, так как дети должны понять причины возникновения у автора тех чувств и переживаний, которые изображены в данном лирическом стихотворении. 2. Первичное восприятие: чтение наизусть учителем или прослушивание аудиозаписи. 3. Проверка первичного восприятия: вопросы эмоционального плана ( Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Какой вы представили себе березку?)

Последовательность работы над стихотворением. 4. Повторное чтение и углубленный анализ. При анализе лирического стихотворения важно привлечь внимание к образам, картинам, созданным поэтом, поэтому целесообразно читать отдельными частями (четверостишиями, строфами). Учитель предлагает рассказать, какие картины представили себе учащиеся. Детям предлагаются задания, побуждающие к перечитыванию текста с целью лексико-стилистического анализа ( наблюдение за использованием изобразительно-выразительных средств языка).В процессе анализа текста дети учатся читать выразительно, передавая авторское отношение к изображенному. Приемы: медленное чтение с остановками на ключевых словах, словесное рисование, система вопросов учителя, лексическая работа, работа над тропами, работа со структурной схемой, составление картинного плана и соответствующей ему партитуры чувств, составление речевой партитуры к стихотворению, выразительное чтение. 5. Обобщающая беседа.

Как организовать медленное чтение с остановками на «непонятных» словах? При чтении осмысливается каждое поэтическое слово, выясняется, почему именно это слово подобрал автор, что мы представляем себе, когда читаем его. При чтении осмысливается каждое поэтическое слово, выясняется, почему именно это слово подобрал автор, что мы представляем себе, когда читаем его.

А.С.Пушкин ЗИМНЯЯ ДОРОГА Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска... Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска... Ни огня, ни черной хаты, Глушь и снег... Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одни... Ни огня, ни черной хаты, Глушь и снег... Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одни... Скучно, грустно... Скучно, грустно...

С.А. Есенин ЧЕРЕМУХА Черемуха душистая С весною расцвела С весною расцвела И ветки золотистые, И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Кругом роса медвяная Сползает по коре, Сползает по коре, Под нею зелень пряная Под нею зелень пряная Сияет в серебре. Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черемуха душистая Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет.

Медленное чтение стихотворения С.Есенина «Черемуха» Черемуха душистая С весною расцвела С весною расцвела И ветки золотистые, И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Кругом роса медвяная Сползает по коре, Сползает по коре, Под нею зелень пряная Под нею зелень пряная Сияет в серебре. Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Почему о дереве говорится, как о цветке? Почему «с весною», а не «весною»? Почему о дереве говорится, как о цветке? Почему «с весною», а не «весною»? Почему такое сравнение? Почему такое сравнение? Почему у поэта роса цвета мёда? Почему у поэта роса цвета мёда? А если бы поэт сказал «стекает» вместо «сползает», была бы другая картина? А если бы поэт сказал «стекает» вместо «сползает», была бы другая картина? Что означает слово пряная? Почему оно применимо к черемухе? Что означает слово пряная? Почему оно применимо к черемухе? Каким нарисован ручей? Каковы его размеры и цвет? Каким нарисован ручей? Каковы его размеры и цвет?

Как организовать работу со структурной схемой? При чтении выделить систему образов стихотворения, ключевые слова, их рисующие и характеризующие, установить связь между ними, осмыслить идею произведения.

М.Ю.Лермонтов Утёс Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.

Структурная схема к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Утёс» Золотая великан Золотая великан Умчалась морщина Умчалась морщина Весело играя старый Весело играя старый стоит одиноко стоит одиноко тихонько плачет тихонько плачет в пустыне в пустыне ТУЧКА УТЁС

М. Ю. Лермонтов ПАРУС Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?... Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?... Играют волны ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит! Играют волны ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!

Структурная схема к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Парус» «одинокий» «Что ищет он..?» «Что кинул он..?» «Что кинул он..?» « Увы, он счастия не ищет..» « Увы, он счастия не ищет..» «струя светлей лазури» «играют волны» «луч солнца золотой» «ветер свищет» «мачта гнется и скрипит» «мачта гнется и скрипит» ПАРУС ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ МОРЕ СПОКОЙНОЕ МОРЕ БУШУЮЩЕЕ

Пример эмоционального плана к стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро» Картинный план 1. «Мороз и солнце…» 2. «Вечор…вьюга злилась» 3. «А нынче ….погляди в окно» 4. «В комнате» 5. «…поля пустые, леса» Партитура чувств. Партитура чувств. Партитура чувств 1. Радость, бодрое настроение 1. Радость, бодрое настроение 2. Тоска, грусть, печаль 2. Тоска, грусть, печаль 3. Радость, восторг 3. Радость, восторг 4. Умиротворение, тихая радость 4. Умиротворение, тихая радость 5. Легкая, светлая печаль 5. Легкая, светлая печаль

Литература Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/ Е.С.Антонова, С.В.Боброва. - М.: Издательский центр "Академия", с Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/ Е.С.Антонова, С.В.Боброва. - М.: Издательский центр "Академия", с Соловейчик М.С., Жедек П.С., Светловская Н.Н., Цукерман Г.А., Горецкий В.Г., Кубасова О.В. и др. Русский язык в начальных классах. - М.: Академия, с. Соловейчик М.С., Жедек П.С., Светловская Н.Н., Цукерман Г.А., Горецкий В.Г., Кубасова О.В. и др. Русский язык в начальных классах. - М.: Академия, с. Лазарева В. Принципы и технология анализа художественного текста на уроках "Литературного чтения«. – М.: издательский дом «ОНИКС 21 век», – 96 с. Лазарева В. Принципы и технология анализа художественного текста на уроках "Литературного чтения«. – М.: издательский дом «ОНИКС 21 век», – 96 с.