Методические рекомендации для педагогов по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Шишканова С.Е. Учитель начальных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ОВЗ Основные положения концепции.
Advertisements

Проблемы, возникающие на начальном этапе реализации ФГОС обучающихся с УО (интеллектуальной недостаточностью) и пути их решения.
Модель и условия реализации адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в образовательной ОВЗ в образовательнойорганизации ГБОУ Центр диагностики.
Создание модели эффективного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Усякая О.В г.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Инструктивно-методическое письмо «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федерального.
« Коррекционная работа с учащимися при переходе на ФГОС » Педагогический Совет 2.
Акинина Ю.Д. ИКП РАО Актуальные проблемы сопровождения ребенка с глубоким нарушением зрения в условиях образовательного учреждения.
1 « ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
1 « ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ» Педагог.
Городской семинар «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы» МБОУ «СОШ 8» 24 октября 2013года.
Индивидуальная образовательная программа Рекомендации по составлению.
Федеральный закон «Об образовании» от г. 273 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от года 1155 «Об утверждении.
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
Организация психолого- педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Е.В. Шереметьева, к.п.н., доцент. 1. Каждый имеет право на образование 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные.
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
начальное общее образование 4 чел. (легкая степень умственной отсталости) ; обучаются по 1-2 человека в общеобразовательном классе основное общее образование.
Создание условий успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду по месту жительства Желтобрюхова Т.А. Директор.
Транксрипт:

Методические рекомендации для педагогов по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Шишканова С.Е. Учитель начальных классов КГКСКОУ СКШИ 8 вида 11

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО для детей с ОВЗ (Федеральный уровень) Конституция Российской Федерации Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» Федеральный закон «Об образовании лиц с ОВЗ (специальном образовании)» Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Конвенция ООН о правах ребёнка Конвенция ООН о правах инвалидов Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Проекты стандартов начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования

Концепция ФГОС ОВЗ и АООП (умственная отсталость) Информационный портал fgos-ovz.herzen.spb.ru

Образовате льная программа Сопостовимость с образованием здоровых детей (академический компонент) Возможность перехода на другой вариант образовательной программы Особые обязательные условия Вариант 3Частично сопоставима Предусмотрена - коррекционная работа; - специальная организация среды; - систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ; - создание адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов. Вариант 4Не сопоставима Предусмотрена- коррекционная работа; - специальная организация среды; - систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ; - создание адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов. Информационный портал fgos-ovz.herzen.spb.ru

Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц

СОДЕРЖАНИЕ АООП вариант С – в структуре АООП АК – сужен; расширен компонент ЖК. вариант D – максимален компонент ЖК, но и не исключается АК. Предметный (образовательный) Коррекционный ВПОЛНЕ РАЗУМНО сформировать отдельный блок - воспитательный

Дети с ограниченными возможностями здоровья Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению обычных образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Дети с ОВЗ: Нарушением слуха; Нарушением зрения; Нарушением речи; Нарушением ОДА; Задержка психического развития; Нарушением интеллекта; Нарушением эмоционально- волевой сферы.

Что изменилось в составе детей с ОВЗ? Растет группа с сочетанными и комплексными нарушениями в развитии; Растет число детей с ОВЗ, достигающие нормального развития.

Синдромальный анализ СКОУ 36%обучающихся - астенической формы (нарушение оптико-пространственных представлений, нарушение зрительно-двигательной координации. 26% - астеническая форма умственной отсталости (на кого ориентирована программа 8 вида). 15% - атоническая форма (отморожение от внешнего мира, тяжело вступают в контакт). 10% - умственная отсталость дисфорической формы (агрессивные, драчливые, неуравновешенные дети) 8% - РДА. 5% - чистая шизофрения.

Выбор программ основа обучения. В начальной школе для обучения учащихся с особенностями развития за основу берутся: программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для детей с нарушением интеллекта (авторы В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина, Н. М. Барская, С. Ю. Ильина; 3. Н. Смирнова, Г. Н. Гусева, А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская, А. А. Хилько, В. В. Эк, М. Н. Перова и др.);

Разработка учебных планов и учебных программ. При интегрированном обучении для детей с ОВЗ разрабатываются индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана специального (коррекционного) образовательного учреждения соответствующего вида и отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету учебного плана на основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребенка, и на основании федеральных государственных образовательных стандартов. Для проведения коррекционных и развивающих занятий в учебном плане предусматриваются часы за счет части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, либо за счет реализации программ дополнительного образования интеллектуально- познавательной направленности.

Индивидуальный образовательный маршрут Индивидуальный образовательный маршрут составляется на обучающегося с ОВЗ на учебный год и содержит реальные, конкретные цели, задачи и учебный материал, находящийся в сфере его ближайшего развития.

В младших классах осуществляется психолого-медико-педагогическое изучение личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса. Воспитанникам прививается интерес к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности.

Проводится работа по общему и речевому развитию воспитанников, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, поведении.

Особые образовательные потребности использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; максимально раздвигать образовательное пространство за пределы образовательного учреждения

Общие принципы и правила коррекционной работы: 1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ являются: игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

Психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ являются: использование разнообразной наглядности; максимальное включение анализаторов; применение облегченных видов работ; выбор частично-поисковых приемов, проблемных ситуаций.; соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией; применение различных видов оценивания.

Е.А.Екжанова, Е.В.Резникова «Основы интегрированного обучения»

Литература: Дефектология. Словарь-справочник / под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Педагогика, – 236 с. Малофеев, Н. Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко // Дефектология. – – 1. – С Е.А.Екжанова, Е.В.Резникова «Основы интегрированного обучения», Дрофа 2008

Спасибо за внимание