ПРОГРАММНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО Теплова Анна Борисовна ИППД РАО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Advertisements

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия ; - обеспечение равных возможностей полноценного.
Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
ВВЕДЕНИЕ ФГОС ДО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФГОС ДО Кириллов Иван Львович, зам. директора по.
Основы положений ФГОС Дошкольного образования «Брейн-ринг» Поборская Е.А. Старший воспитатель.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА «СОЛНЫШКО» С.МУСОРКА ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Вопросы развития дошкольного образования. становление и развитие личности в ее индивидуальности, уникальности, неповторимости Миссия дошкольного образования.
« ФГОС дошкольного образования. Особенности построения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации» Муниципальное бюджетное дошкольное.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО: ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ» «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
«В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО» «ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования РФ. Развивающая предметно-пространственная среда.» Выполнила:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Е.Д. Макарова, к.п.н., зав.отделом дошкольного и начального образования ГАОУ.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
Презентация программы Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой.
Транксрипт:

ПРОГРАММНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО Теплова Анна Борисовна ИППД РАО

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» о дошкольном образовании Статья 64. Дошкольное образование 2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Нормативно правовая основа Методические рекомендации для дошкольных образовательных организаций по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО Выложены на сайте ФИРО

Цель воспитания Определение цели воспитания мы считаем лучшим пробным камнем всяких философских, психологических и педагогических теорий. Мы имеем полное право спросить воспитателя, какую цель он будет преследовать в своей деятельности, и потребовать на этот вопрос ясного и категорического ответа. К.Д.Ушинский

ПООП -опирающиеся на отечественные традиции дошкольной педагогики 1. «От рождения до школы» 2. «Радуга» 3. «Истоки» 4. «Детский сад – дом радости» 5. «Успех» 6. «Миры детства» 7. «Детство» 8. Мозаика 9. «Тропинки» 10. «Золотой ключик» 11. «Разноцветная планета» 12. «Первоцветы» 13. «На крыльях детства» 14. Примерная адаптированная основная образовательная программа для до- школьников с тяжелыми нарушениями речи под ред. Л.В.Лопатиной

ПООП - опирающиеся на зарубежные педагогические программы и методики 1. Берёзка – вальдорфский детский сад 2. «ОткрытиЯ» 3. «Детский сад по системе Монтессори»

ПООП ДО Программы пишутся с разной степенью обобщенности, и поэтому могут быть рамочными, либо конкретными. Большинство существующих на сегодня комплексных и парциальных программ характеризуются высокой степенью конкретности и детальности проработки всех включенных в них элементов: содержания, методов, режима организации образовательной деятельности и др. Это отвечает потребностям большой группы практиков.

ПООП ДО Комплексный характер и высокий уровень детальности проработки содержания основных программ не оставляет простора для творчества и не побуждает педагогические коллективы к привязыванию программы к конкретным условиям деятельности. В такие программы сложно адаптировать парциальные, так как они уже сами по себе являются полными и достаточными, охватывают все части образовательной системы. Это противоречит реализации права участников образовательных отношений на разработку части программы (40% от общего объема), соответствующей потребностям, мотивам, интересам детей, членов их семей, обусловленных особенностями индивидуального развития дошкольников, спецификой национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, сложившимися традициями, а также возможности педагогического коллектива.

требования стандарта Наиболее полно отражают требования стандарта те программы, в которых описывается самостоятельная деятельность детей в разные возрастные периоды и дается ее интерпретации с точки зрения ее значения для их развития. Требованиям нового стандарта соответствуют те программы, где описано, как и чему учится ребенок, корректно раскрывается связь описываемой деятельности с включенными в стандарт планируемыми результатами и направлениями развития: социально- коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим, физическим развитием.

требования стандарта Хорошая программа содержит описание методов включения детей в коллективное планирование своей деятельности с помощью других сверстников и взрослых, например коллективные сборы и др. Она раскрывает особенности планирования с детьми общих значимых событий в течение недели, месяца, года. В программе, позволяющей выполнить требования ФГОС, содержатся методы осуществления планирования «от детей», «вместе с детьми», «следуя за детьми».

требования стандарта Хорошая программа должна показывать возможные способы самостоятельного использования ребенком объектов, материалов и предметов среды для приобретения им опыта и познания окружающего мира, а также методы использования среды в совместной со взрослыми деятельности.

Обзор программ 1. Комплексные программы (традиционные) 2. Программы, созданные под ФГОС ДО 3. Авторские программы 4. Программы, опирающиеся на зарубежные педагогические программы и методики

Программа«Истоки» Разработана на базе центра "Дошкольное детство" им.А.В.Запорожца - сегодня ГБНУ «Московский институт развития образования». Научный руководитель доктор педагогических наук Л.А. Парамонова Программа задает целевые ориентиры и основное содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающее разностороннее и целостное формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. В ней представлены основные принципы организации жизни и деятельности детей в дошкольной организации, содержание образовательного процесса, показатели развития и базисные характеристики личности ребенка, необходимые условия для реализации программы. В программе имеются 4 приложения: по обучению второму языку, с музыкальным, литературным и художественным репертуаром для детей разного возраста. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, системой мониторинга и апробирована широкой практикой..

Программа«Истоки» Программа строится на достижениях отечественной психологической и педагогической науки 1. Деятельностный подход к развитию ребенка и организации образовательного процесса 2. Теория А.В.Запорожца об амплификации (обогащении) развития ребенка в специфически детских видах деятельности в противовес акселерации, связанной с интенсификацией обучения с целью подготовки детей к школе. О развитии и саморазвитии ребенка. О появлении «умных» эмоций 3. Фундаментальное положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения в развитии. Опосредованное влияние осуществляется двумя основными путями: А. Через организацию обучающегося детского сообщества Б. Через использование специально отобранных взрослым развивающих объектов для самостоятельной деятельности, обладающих свойством автодидактизма (М. Монтессори, А.П. Усова, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова). 4. Возрастная периодизация Д.Б.Эльконина, на которую опирается ФГОС ДО. Программа носит открытый характер. Она задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания, создавая простор для творческого использования различных педагогических технологий.

Программа«Истоки» Программа реализует важнейший принцип гуманистической педагогики - диалога взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями. Цель программы – разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.

Программа«Истоки» В основу Программы положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. В программе выделены психологические возраста: раннее детство, включающее младенческий возраст (от рождения до 1 года) и ранний возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольное детство, также состоящее из двух стадий младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет); старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет), на которые ориентировано содержание программы.

Разработка образовательной программы организации Она должна отображать специфику организации воспитательно-образовательного процесса, контингента воспитанников детского сада, особенности педагогического коллектива, предметной среды, климатических, демографических и других условий. В ней должно быть показано, как, с по мощью каких методов, приемов, педагогических технологий, методических пособий, через создание какой предметно-развивающей среды в конкретном детском саду реализуется содержание, заложенное во ФГОС ДО.

Разработка образовательной программы организации Задача образовательной организации разработать не саму программу (она уже на 60% определена выбранной Примерной общеобразовательной программой), а обосновать выбор ПООП, добавить свое содержание и показать модель организации педагогического процесса в конкретном учреждении, позволяющую реализовать поставленные задачи.

Программа «Детство» программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Цель программы создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного проектирования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Программа «Детство» Реализация программы нацелена на: создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника и не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста; обеспечение разнообразия детской деятельности близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе; ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития.

Программа «Детство» Базовые идеи программы 1. Идея о развитии ребенка как субъекта детской деятельности. 2. Идея о феноменологии современного дошкольного детства. 3. Идея о целостности развития ребенка в условиях эмоционально насыщенного, интересного, познавательно привлекательного, дающего возможность активно действовать и творить образовательного процесса. 4. Идея о педагогическом сопровождении ребенка как совокупности условий, ситуаций выбора, стимулирующих развитие детской субъектности и ее проявлений инициатив, творчества, интересов, самостоятельной деятельности.

Программа «Детство» Это комплексная образовательная программа. Ее использование требует от педагога развитой педагогической рефлексии, способности строить педагогический процесс по модели субъект- субъектного взаимодействия с ребенком на основе педагогической диагностики. В осуществлении ндивидуально- дифференцированного подхода к детям воспитателю помогут краткие характеристики достижений детей в освоении содержания программы. Каждый ребенок развивается в своем темпе; задача воспитателя бережно относиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста.

структура программы «Детство» выделено три раздела: целевой, содержательный, организационный; представлены содержание и особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста (раннее детство) и в дошкольных группах (дошкольное детство); дана характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения программы в каждой возрастной группе; определены задачи, содержание и результаты образовательной деятельности в каждой возрастной группе и по каждой из 5 образовательных областей раскрыты особенности игры как особого пространства развития ребенка;

структура программы «Детство» описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей; способы и направления поддержки детских инициатив; особенности организации педагогической диагностики и мониторинга; охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; даны методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы; определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания; представлен режим дня во всех возрастных группах, включая период адаптации ребенка к условиям детского сада; раскрыты особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно- пространственной среды; в приложении даны примеры парциальных образовательных программ для части программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Программа «Детство» На современном этапе программа «Детство» будет представлять собой единый программно-методический комплекс, включающий: программу «Детство» для детей от рождения и до 7 лет; методическое обеспечение реализации содержания программы в дошкольных образовательных организациях и в семье; методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации программы «Детство». мониторинг развития ребенка и образовательного процесса в условиях реализации программы «Детство».

Программа «Успех» Стратегическая цель Программы формирование успешных граждан России. основывается на следующих научно-обоснованных подходах: культурно-историческом, деятельностном, личностном, аксиологическом, культурологическом, андрагогическом, системном и др.

Программа «Успех» Программа направлена на решение задач: формирования общей культуры, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числе предпосылок учебной деятельности; сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного периода жизни человека; равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка и социального статуса; равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; формирования социокультурной среды дошкольного детства, объединяющей семью, в которой ребёнок приобретает свой главный опыт жизни и деятельности, и все институты внесемейного образования в целях разностороннего и полноценного развития детей; развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка; преемственности дошкольного и начального уровней общего образования.

Программа «Успех» Программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования. Большой акцент делается на взаимодействии с семьёй в целях осуществления полноценного развития ребёнка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности. В программе «Успех» впервые учитываются особенности гендерного воспитания. Образовательная работа осуществляется в ходе организации детских видов деятельности. Значимость и интерес к данным видам деятельности обеспечиваются построением образовательного процесса на основе календаря праздников (событий).

Программа «Успех» Решение большинства задач ФГОС ДО осуществляется благодаря созданию педагогами необходимых условий, что и отражено стилистикой данной части Программы. Педагоги создают условия (образовательные ситуации, предметно-развивающую среду): с одной стороны, для развития первичных представлений ребёнка о себе, других людях, окружающем мире; с другой стороны, для приобретения ребёнком опыта деятельности и поведения, в том числе и опыта применения, использования развивающихся представлений.

Программа «Радуга» Психологически ориентированная программа предлагает систему личностно ориентированного воспитания и развития детей, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, важнейшими компонентами которого являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка.

Программа «Радуга» Основными целями программы являются: обеспечение ребенку возможности полноценно проживать дошкольные годы; обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического); всестороннее и своевременное психическое развитие; формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру; приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

Программа «Радуга» Процесс педагогической деятельности работы не сведен к занятиям и осуществляется в разных формах в зависимости от возраста детей и с учетом их индивидуальных потребностей и интересов. В программу работы в дошкольном учреждении введено представление о том, что у детей есть их неотъемлемые права. Задача педагога – обеспечивать соблюдение прав каждого ребенка всеми другими детьми и взрослыми.

Программа «Радуга» Структура программы: Программа состоит из трёх разделов. Включает педагогическую диагностику, коррекционную работу, расчет нормативных услуг и пр. По программе издан комплект пособий, включающий в себя 5 руководств по воспитанию, образованию и развитию детей в каждой возрастной группе, 4 пособия с методическими рекомендациями по проведению различных занятий, а также 14 пособий для детей по всем основным направлениям развития: познавательное развитие, формирование элементарных математических представлений, речевое развитие, знакомство с изобразительным искусством, конструирование, художественный труд.

Программа «От рождения до школы» Программа построена на позициях гуманно- личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. Программа строится на принципе культуросообразности, который обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании. В Программе соблюдается принцип преемственности в работе детского сада и начальной школы, сбалансированность умственных и физических нагрузок.

Программа «От рождения до школы» В программе нашли отражение инновационные разработки, выполненные в рамках совместного пилотного проекта Правительства Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы». По многим направлениям данная программа сохраняет преемственность по отношению к наиболее известной программе дошкольного образования последнего десятилетия «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Программа «От рождения до школы» Структура программы состоит из трёх основных разделов, построенных по образовательным областям. Содержание работы изложено по тематическим блокам и по возрастным группам. И девяти приложений, охватывающих возрастные особенности развития детей, организацию игровой деятельности, примерное комплексно-тематическое тематическое планирование, примерный перечень развлечений, литературы для чтения, УМК программы, нормативные документы и пр.

Программа «Мозаика» Авторы-составители: Белькович В. Ю., Гребёнкина Н. В., Кильдышева И. А. Содержание программы рассчитано на детей от 2 до 7 лет. Программа Мозаика разработана на основе культурно- исторического и системно-деятельностного подходов. В основе планирования образовательного процесса лежат принципы: комплексно-тематический, последовательности и интеграции. В Программе представлена модель инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которая основана на включении детей с различными патологиями развития в общеразвивающие дошкольные группы с целью более успешной их социализации в современных условиях жизни.

Программа «Мозаика» целью Программы Мозаика является: расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста. задачи: обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка; приобщение детей через соответствующие их индивидуально- возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства; развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству; реализация вариативных образовательных программ; соблюдение прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса.

Программа «Мозаика» Основными принципами к формированию и реализации Программы Мозаика являются следующие: 1. Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека. 2. Поддержка специфики и разнообразия дошкольного детства. 3. Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. 4. Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. 5. Личностно развивающий и гуманистический характер содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром. 6. Вариативность организации дошкольного образования.

Программа «Мозаика» Структура программы состоит из трёх областей и приложений, включающих примерное комплексно-тематическое планирование по возрастным группам, перечень изданий ПМК ДО Мозаичный ПАРК, примерный перечень оборудования, обеспечивающего реализацию Программы Мозаика

Программа «Миры детства» разработана в Федеральном институте развития образования в соответствии с ФГОС ДО. Научный руководитель: Асмолов А.Г. Под редакцией Дороновой Т.Н. Целью программы «Миры детства» является обеспечение эмоционального благополучия и положительного отношения детей к себе, к другим людям, к миру, их полноценное развитие в следующих сферах: – социально-коммуникативной; – познавательной; – речевой; – художественно-эстетической; – физической.

Задачи программы охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; обеспечения преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром; объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей; обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Программа «Миры детства» В Программе предлагаются конкретные средства, которые ранее не использовались в образовательных программах или применялись эпизодически: 1) Образовательный процесс строится на партнерских отношениях взрослого и ребенка; 2) возможность отбора содержания образования с учетом интересов ребенка. При таком условии деятельность в рамках образовательного процесса, с одной стороны, приобретает для ребенка смысл, а с другой – обеспечивает его всестороннее развитие в соответствии с требованиями Стандарта. 3) Предметно-пространственная среда рассматривается как важное средство образования, она организуется на основе научно- обоснованных принципов. 4) Программа предусматривает регулярную и целенаправленную образовательную деятельность не только в детском саду, но и в семье.

Программа «Миры детства» Особое, исключительное внимание в Программе уделяется следующим культурным практикам: игре (сюжетной и с правилами), продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности, обязательными для развития ребенка. Каждая из указанных культурных практик представляет собой многоуровневую систему, в рамках которой решаются конкретные задачи, стоящие перед дошкольным детством.

Программа «Миры детства» Структура программы: Три основных раздела. Каждый из разделов программы содержит подразделы, соответствующие условным периодам дошкольного детства. Характеристика каждого вида деятельности продолжается рассмотрением принципов составления комплексного тематического плана на основании конкретных примеров. Окончание каждого периода дошкольного детства подытоживается педагогической диагностикой (Н.Коротковой), одинаково доступной как педагогам, так и родителям. В Приложении приводится примерный перечень материалов и оборудования, которым педагог-практик может руководствоваться при создании развивающей предметно- пространственной среды.

программа «Первоцветы» идеи программы: понимание детской игры как феномена дошкольного детства и дошкольного образования как формы психолого-педагогической поддержки растущего человека в меняющемся мире, уровневая дифференциация задач, содержания и результатов образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, формирование и изменение образовательного пространства группы детского сада, его адаптации, модерации и трансформации в событийно ориентированное пространство детского сада.

программа «Первоцветы» Культурологический подход Антропологический подход Личностно-ориентированный подход Средовой подход Деятельностный подход Компететностный подход

программа «Первоцветы» Специфика: концепция формирования интерактивной предметно- развивающей среды, событийная и блочно-модульная модели реализации содержания программы на практике, позволяющая выстроить модели образовательного процесса на день, неделю, месяц и год, отражающие специфику общения в дошкольной группе, формирование смыслов педагогического взаимодействия на основе ценностей общения ребенка и взрослого, формирование культурных практик как основы событийности совместной деятельности детей и взрослых.

программа «Первоцветы» 1. Идея формирования событийного образовательного пространства, в котором со-бытие рассматривается как объект развития детского сада и как практика становления самостоятельности и инициативности, субъектности детей и взрослых в разных видах и формах: детской (предметной, игровой и коммуникативной, познавательной и речевой, изобразительной и конструктивной, музыкальной и театрально- игровой, экспериментирования и элементарных форм труда) и образовательной деятельности (в ходе образовательной деятельности в режимных моментах и непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности воспитанников, в совместных формах работы с детьми и родителями и формах сетевого партнерства детского сада). 2. Идея психолого-педагогической поддержки устойчивого развития личности в меняющемся мире, которая основывается на представлении о том, что воспитание и обучение как основа педагогического взаимодействия рассматриваются как инновационный ресурс для развития личности ребенка в период дошкольного детства.

Структура программы «Первоцветы» Кроме трех разделов имеются 1. Методические рекомендации к разработке вариативной части образовательной программы коллективом детского сада 2. определены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 3. Педагогическая диагностика и мониторинг динамики развития детей 4. Перечень нормативных и нормативно-методических документов и научно-методических литературных источников, используемых при разработке ПООП 5. Примерные штатное расписание и план финансово- хозяйственной деятельности ДОО

Тропинки В.Т.Кудрявцев Т Творчество Р Развивающее О образование П Педагогические И инновации Н Новые К конструктивные И идеи

Программа «Тропинки» Нучный руководитель В.Т.Кудрявцев является современной программой развивающего дошкольного образования и направлена на создание условий для общего психического развития детей 3-7 лет средствами развития творческого воображения как универсальной способности. Освоение общечеловеческой культуры рассматривается разработчиками проекта как творческий процесс. В ходе творческого приобщения ребенка к началам человеческой культуры – познавательной, художественно- эстетической, коммуникативной, физической – у него закладываются, развиваются и проявляются важнейшие созидательные способности: продуктивное воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии и др.

Программа «Тропинки» Методология – культурно-исторический и деятельностный подходы к развитию человека с учетом результатов новейших разработок (исследовательских, проектных), осуществленных в их русле. Формирование творческого воображения – приоритет развивающей работы с детьми

Программа «Тропинки» Предусматривает скоординированную поддержку развития воображения и других творческих способностей ребенка – используя всю многообразную «палитру» видов детской деятельности: игра, изобразительное творчество, конструирование, восприятие сказок, учение, общение, и многое другое. Осуществляется в рамках всех направлений образовательной работы: от физкультурно- оздоровительного – до художественно- эстетического. Такой подход является залогом обеспечения полноценного психического развития ребенка.

Программа «Тропинки» 1 принцип – общность приоритетов творческого развития: реализм воображения, «умение видеть целое раньше частей», надситуативно- преобразовательный характер творческих решений (творческая инициативность), мысленно-практическое экспериментирование. 2 принцип– ориентация на универсальные модели творчества в ходе развития творческих способностей детей. 3 принцип - проблема как основная единица развивающего программного содержания. 4 принцип – разнообразие деятельностных средств воплощения творческих поисков и решений. 5 принцип - «событийное» оформление деятельной жизни ребенка. 6 принцип – единство развивающей и оздоровительной работы с детьми.

Идея программы Мир исторически развивающейся человеческой культуры и очеловеченной природы должен открываться ребенку как особая – необыденная реальность, которая полна открытых проблем, загадок и тайн (Мир как «знакомый незнакомец»). Ребенку предстоит узнать в большом Мире «знакомого незнакомца», увидеть в его зеркале самого себя и свой внутренний мир – еще более загадочный, чем внешний, открыть богатый и непредсказуемый творческий потенциал других людей.

структура программы «Тропинки» детализированные программно-методические разработки по конкретным направлениям образовательного процесса, каждое из которых содержит подразделы, которые авторы называют «тропинками»: 1) «Развитие культуры общения»: «Тропинка в мир людей», «Тропинка в мир труда»; 2) «Развитие культуры познания»: «Тропинка в мир свойств и качеств предметов», «Тропинка в окружающий мир», «Тропинка в мир математики»; 3) «Развитие культуры речи»: «Тропинка в мир правильной речи», «Тропинка к грамоте»; 4) «Развитие художественно-эстетической культуры»: «Тропинка в мир художественной литературы», «Тропинка в мир музыки», «Тропинка в мир изобразительного искусства»; 5) «Развитие культуры движений и оздоровительная работа»: «Тропинка в мир движения», «Тропинка к здоровью». 6) В программно-методический комплект входит также пакет средств психологической и педагогической диагностики развития ребенка.

Тропинки К числу программно-методических разработок относятся программные материалы, непосредственно обеспечивающие работу по подразделам- «тропинкам», соответствующие методические рекомендации, сценарии и конспекты занятий, рабочие тетради для детей и др.

Программа «Золотой ключик» Авторы Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.Л. Бережковская, помогает осуществить переход к педагогике, нацеленной на всестороннее развитие каждого ребенка, переустройство всей совместной жизни детей и взрослых, изменение «социальной ситуации развития». определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 10 лет. Программа нацелена на обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, создание оптимальных условий для личностного и психического развития детей, в том числе, их эмоционального благополучия. Теоретико-методологическую основу Программы составляет культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. В этом контексте в основу образовательного процесса по данной Программе положено построение и осуществление разностороннего содержательного общения детей с окружающими и между собой. По этой причине группы в работающих по Программе образовательных учреждениях состоят из детей всех возрастов.

Программа «Золотой ключик» Важнейшими принципами построения программы являются семейный принцип, предполагающий создание большой общественной семьи детей и взрослых, и принцип «событийности». Обоснованная система событий позволяет пробудить детскую инициативу и ввести детей в смысловой контекст культурных традиций, а также является объединяющим звеном всей жизни ДОУ.

Программа «Золотой ключик» принципы: 1. Центральной фигурой в педагогическом процессе должен стать ребенок. 2. Образовательное пространство должно быть единым, что способствует преодолению отчуждения, существующего между семьей и детским учреждением. 3. Организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении осуществляется в разновозрастных группах. 4. На первое место ставятся воспитательно-развивающие цели, а не учебные. 5. Педагогическая деятельность осуществляется на основе парной педагогики. 6. Разновозрастное общение и взаимодействие детей организуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Программа «Золотой ключик» Задачами программы являются: Становление общности дети – родители – педагоги; Нравственное воспитание и развитие детей, приобщение их к общечеловеческим ценностям; обеспечение эмоционального благополучия детей как главное условие для сохранения и укрепления их физического и психического здоровья; Развитие коммуникативных навыков и умений детей в их совместной деятельности с взрослыми и сверстниками; Создание условий для полноценного развития личности и реализации творческого потенциала каждого ребенка; Оптимальное познавательное развитие детей в соответствии с их возрастом. Программные задачи реализуются средствами игры. Игровая деятельность объединяет всех участников образовательного процесса (дети, педагоги, родители).

Программа «Детский сад Дом радости» составлена на основе обобщения и интеграции фундаментальных достижений отечественной и мировой дошкольной педагогики, психологии, нейрофизиологии и других наук; представляет один из инновационных вариантов проектирования содержания дошкольного уровня образования в соответствии с ФГОС ДО и отражает авторскую концепцию воспитания дошкольника как неповторимой индивидуальности на основе амплификации развития и саморазвития его самосознания. Программа направлена на образование, развитие и саморазвитие дошкольника как неповторимой индивидуальности от 3 до 7 лет. Она выстроена в соответствии с традиционными возрастными периодами дошкольного детства: 4-й год (вторая младшая), 5-й год (средняя),6-й год (старшая) и 7-й год (подготовительная к школе группа).

Программа «Детский сад Дом радости» На основе инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности, направляемой самосознанием. Программа строится на понимании специфики образования ребенка дошкольного возраста, которая заключается в необходимости развития у каждого воспитанника базиса личностной культуры, интеллигентности, обеспечения его эмоционального благополучия, обогащения развития его способностей и склонностей, которые развиваются в условиях предоставления дошкольнику широкого выбора видов деятельности и содействия ребенку в овладении ими на уровне самостоятельности и творчества. Целостный педагогический процесс, содействует амплификации развития и саморазвития каждого ребенка, направляемого самосознанием, и сохранению неповторимости его индивидуальности в коллективе сверстников.

Программа «Детский сад Дом радости» представлена ТРЕМЯ ПРОЕКТАМИ, системно связанными между собой и взаимо СОдействующими развитию друг друга: Программа «Детский сад Дом радости» + Технология «Дом радости» + Инноватика «Лесенка успеха». Три проекта создают отечественную НАУЧНО- МЕТОДИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ (НМС) образования, развития и саморазвития дошкольника как неповторимой индивидуальности, направляемой самосознанием. Взаимосвязь трех проектов НМС позволяет преодолеть сложившиеся в практике межпредметную, междеятельностную раздробленность, разобщенность парциальных программ и методик развития ребенка, разрыв между высоким уровнем отечественной и мировой науками и не соответствующим ему уровнем практики работы в дошкольных организациях.

Технология «Дом радости» представлена «МАРШРУТНЫМИ ЛИСТАМИ» перспективным планированием работы педагога на каждый месяц учебного года. Такое планирование по степени охвата является общим (охватывает все относящееся к образованию, воспитанию, обучению дошкольника); по содержанию стратегическим, тактическим и оперативным; по глубине глобальным и детальным; по срокам годичным, помесячным, недельным и ежедневным. ЕЖЕДНЕВНЫМИ СЦЕНАРИЯМИ исполнения воспитателем (аналогия с артистом) авторского замысла с группой воспитанников или с одним из них, то есть ДРАМАТУРГИЕЙ осуществления целостного образовательного процесса в течение 1012-часового рабочего дня (с сентября по май) во взаимодействии с родителями воспитанников. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИМИ СТАТЬЯМИ (Н.М. Крылова), напоминающими воспитателям методологические и методические основы. 22 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМИ ВИДЕОФИЛЬМАМИ с авторским анализом записей деятельности мастеров (воспитателей) 9 КОМПЛЕКТАМИ ФОТОМАТЕРИАЛОВ, демонстрирующих детям архитектурные шедевры, памятники великим людям России, виды Москвы, Санкт-Петербурга, модели построек (для воспитателя и детей младшей и средней групп) и др.

Инноватика «Лесенка успеха» содержание этой науки раскрывается на авторских курсах, в теоретических статьях, опубликованных в Технологии, в монографиях «Лесенка успеха», «Проектирование инновационных процессов в дошкольном образовании». Авторский курс, раскрывающий научные закономерности овладения творческим подходом к внедрению Технологии в практику, состоит из трех циклов: I цикл (ежегодно по 40 часов) нужен для объяснения авторского замысла работы на основе технологии в каждой возрастной группе II цикл (ежегодно по 40 часов) содействует восхождению воспитателем к уровню дифференцированного восприятия технологии как научно-методического проекта. III цикл (ежегодно по 40 часов) ведет педагога к овладению мыследеятельностью, которая содействует восхождению специалиста к уровню творческого исполнения технологии, к осознанию им творческого потенциала индивидуального стиля его мастерства.

Программа «На крыльях детства» Коллектив авторов под руководством Н.В. Микляевой программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и ииндивидуализации, развития личности детей в возрасте 17 лет. Цель программы создание оптимальных условий для социально-личностного развития дошкольников через эффективное взаимодействие детей, педагогов и родителей и управление качеством образовательного процесса. В качестве основных идей программы выступают концепции педагогической поддержки и комплексного сопровождения, ориентированные на разработку ндивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка и учитывающие видовое разнообразие групп в ходе реализации образовательной программы, и концепция формирования событийно организованного образовательного пространства на основе детской игры.

Программа «На крыльях детства» Концепция включает: 1. Модель социализации детей раннего и дошкольного возраста в образовании. 2. Модель организации детской игры как основы взаимодействия детей и взрослых и формирования образовательного пространства. Она включает хронотопы воображаемой ситуации, игровой роли и игровых правил как основу событийности образовательного пространства группы и детского сада. 3. Концепцию педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе детского сада.

Программа «На крыльях детства» Рассматривая детский сад как целостное и гибкое образовательное пространство, авторы программы описывают модели адаптации и социализации детей раннего и дошкольного возраста, модели интегрированного образовательного процесса на день, неделю, месяц и год и связанные с ними вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов, а также культурных практик, предлагают проекты интеграции основного и дополнительного образования, образовательного и виртуального пространства дошкольной образовательной организации.

Программа «На крыльях детства» Структура программы: Три основных раздела, в содержательном разделе учтено видовое разнообразие групп включая коррекционные. В организационном разделе даны модели адаптации и интегрированного образовательного процесса. В приложениях: Примерный учебный план непосредственно образовательной деятельности в форме игр-занятий. Примерный объем образовательной нагрузки в процессе организации различных видов детской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Примерный план финансово-хозяйственной деятельности дошкольной образовательной организации. Примерное обоснование расходов на выполнение работы «Организация и проведение цикла мероприятий по реализации вариативной части образовательной программы на учебный год». Виртуальный детский сад: проект финансирования

Программа «Разноцветная планета» Под редакцией Е. А. Хамраевой и И. В. Мальцевой Программа призвана обеспечить каждому ребенку, живущему в России, равный старт, который позволит ему в дальнейшем успешно обучаться как на русском языке, так и на других языках народов РФ. Развитие ребенка в программе осуществляется интегративно, через организацию игровой деятельности детей на основе сказки. Программа предполагает осуществление диалога культур народов России, а также общее знакомство детей с мировым наследием. Билингвальное и поликультурное построение программы «Разноцветная планета» позволяет при необходимости включить любой родной язык в образовательное и воспитательное пространство, что делает программу уникальной. Программа сопровождается учебно-методическими материалами для взрослых и детей по 5 образовательным областям и организует игровую и познавательную деятельность ребенка в соответствии с психофизиологическими возможностями возраста (3 - 4 года, 4 - 5, и лет).

Программа «Разноцветная планета» принципы: 1) поддержка разнообразия детства; 2) сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; 3) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; 4) уважение личности ребенка. Программа реализуется в формах, специфических для детей той или иной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, а также в формах творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Программа «Разноцветная планета» Общеобразовательная программа «Разноцветная планета» представляет собой первую попытку создания межкультурной программы для дошкольной системы образования, разработанной на основе инновационного подхода к диалогу культур. Программа «Разноцветная планета» способствует становлению патриотических и интернациональных чувств ребенка и созданию вокруг него образовательной социокультурной среды нового типа, базовыми принципами которой будут: гуманистичность, интегративность, целостность, культуросообразность, открытость, природосообразность.

Программа «Разноцветная планета» Сделать процесс «культурного сближения» по- современному технологичным,обеспечить его поликультурный характер можно только на основе единого программного продукта. Структура программы: Три основных раздела, направления образовательной деятельности даны по пяти областям, но сохраняют структуру ФГТ Приложения: Годовое планирование, календарно- тематическое планирование, учебно-методические комплекты программы «Разноцветная планета»

программа «Детский сад по системе Монтессори» Под редакцией Е. А. Хилтунен. Программа основана на антропологическом, культурно- историческом и деятельностном подходах к содержанию и организации образовательного процесса в дошкольном учреждении и базируется на философских и психологических основаниях педагогической системы, разработанной в первой половине XX века итальянским ученым, педагогом и психологом Марией Монтессори. В России первый детский сад по системе Монтессори был открыт в 1913 году русской учительницей и ученой Юлией Ивановной Фаусек.

программа «Детский сад по системе Монтессори» Коллектив авторов Программы ставит своей целью определить организационно-педагогические условия образовательного процесса на этапе дошкольного образования и основные характеристики содержания, а также образовательных отношений, с ним связанных, в дошкольной образовательной организации, работающей по системе Монтессори., как системы саморазвития детей в дидактически подготовленной среде. Средством становления личности ребенка является его собственная активная деятельность по освоению окружающей среды, основанная на свободном выборе предмета деятельности, партнера, места и темпа своей работы. Понятие «педагогическая система» означает единство и целостность монтессори-педагогики в философском, психологическом и педагогическом аспектах.

программа «Детский сад по системе Монтессори» Человек, наделенный сознанием, исследует мир и преобразует его к лучшему. Ребенок в ранний и дошкольный период обладает особой формой сознания впитывающим разумом, строит свою личность, подчиняясь законам природы, через активное взаимодействие с окружающей средой с помощью своих чувств, движения и речи. Возрастная периодизация: период от рождения до 6 лет годы проживания ребенком основных сенситивных фаз: период развития чувств, движений, языка; период порядка и интереса к мелким предметам, а также освоения социального поведения. Педагоги придерживаются гуманистической концепции в образовании, главным положением которой является защита достоинства личности детей, признание их прав на естественное развитие и свободное проявление своих способностей.

программа «Детский сад по системе Монтессори» В основу предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста входит исторически сложившийся комплект дидактических материалов, разработанных Марией Монтессори и ее последователями. Эти материалы почти 100 лет назад были адаптированы к социокультурным особенностям России Ю. И. Фаусек и позднее другими российскими педагогами. Исследовательский характер работы современного педагога требует постоянного совершенствования сред развития в ответ на индивидуальные запросы детей. Таким образом, современные педагоги создают авторские дидактические материалы, опираясь на критерии, предложенные Марией Монтессори.

программа «Детский сад по системе Монтессори» Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражаются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. методические материалы к Программе, включающие: методические рекомендации для руководителей и педагогов по разработке на основе примерной программы программ организаций; описание перспектив работы по совершенствованию и развитию содержания Программы, по реализации нормативных и правовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально- технических ресурсов; перечень нормативных документов; учебно-методические материалы к Программе (список литературы); персоналии энциклопедические сведения о педагогических деятелях разных стран и эпох, чьи имена упоминаются в Программе.

Программа «ОткрытиЯ» Под редакцией Е.Г. Юдиной. Научный руководитель А.Г. Асмолов Основные подходы и принципы программы «ОткрытиЯ» имеют общие корни с гуманистической философией программы дошкольного образования «Сообщество», которая представляет собой российскую версию международной программы «Шаг за шагом». Цель Программы заключается в расширении прав и возможностей ребёнка, в развитии его способностей, его человеческого достоинства и уверенности в себе, самостоятельности и ответственности, причем способами, ориентированными на ребенка, позитивными по отношению к нему, поддерживающими и охраняющими его личное достоинство. В программе создаются условия для постоянного осуществления ребёнком осознанного ответственного выбора, который и лежит в основе развития его инициативы и самостоятельности.

Программа «ОткрытиЯ» Программа представляет собой так называемую «рамочную программу».«Рамочная» форма характерна для западных образовательных программ и обычно включает в себя: - общую философию образования, которая лежит в основе ранней программы; - основные цели и конкретные задачи обучения и развития детей; - основные принципы построения собственно данной программы.

программа «ОткрытиЯ» нацелена на то, чтобы ребенок на этапе завершения дошкольного образования оказался способен: принимать перемены и порождать их; критически мыслить; осуществлять самостоятельный и осознанный выбор; ставить и решать проблемы; обладать творческими способностями; проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность; заботиться о себе, других людях, обществе, стране, окружающей среде; работать в команде.

программа «ОткрытиЯ» предлагаются следующие образовательные технологии, которые обеспечивают формирование компетентности детей: создание центров активности. Ребёнок развивается через познание, переживание и преобразование окружающего мира, поэтому тщательно продуманная развивающей образовательной среда побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества; создание условий для осознанного и ответственного выбора. Ребёнок должен стать активным участником образовательного процесса, поэтому он должен иметь возможность (быть поставлен перед необходимостью) делать выбор: видов деятельности, партнёров, материалов и др. Таким образом, он вначале учится делать осознанный выбор, а затем постепенно осознаёт, что несёт ответственность за сделанный выбор.

программа «ОткрытиЯ» построение индивидуальных образовательных траекторий обеспечивается созданием условий для каждого ребёнка в соответствии с его возможностями, интересами и потребностями. Педагоги должны максимально учитывать возможности, интересы и потребности каждого ребёнка и выстраивать стратегию педагогической работы, начиная с наблюдения за детьми и двигаясь к ииндивидуализации образования. Для этого следует использовать сбор данных о каждом ребёнке (особенно при помощи наблюдения) и их оценку, на основании которой происходит планирование индивидуальной работы с детьми, а также принцип «обратной связи»; вовлечение семьи в образование ребенка, т.е. построение партнёрских отношений педагогов с семьями детей. Родители должны стать не столько потребителями образовательных услуг, сторонними наблюдателями, сколько равноправными и равно ответственными партнёрами воспитателей, принимающими решения во всех вопросах развития и образования их детей;

программа «ОткрытиЯ» обеспечение разных направлений развития ребенка в соответствии с ФГОС ДО обеспечивает комплексный характер образовательной программы, которая направлена на предоставление услуг детям от 2 месяцев до поступления в школу, а также их семьям. В программе осуществляется подход, ориентированный на ребенка, важными признаются индивидуальные потребности и интересы каждого ребенка.

программа «ОткрытиЯ» личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми,. ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка; создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности (к образовательной среде относится социальная среда в группе, методы оценки развития ребенка и связанное с ними планирование, развивающая предметно-пространственная среда и др.); сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, т.е. деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и амостоятельных, подвижных и статичных форм активности; участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста профессиональное развитие педагогов

программа «ОткрытиЯ» Центры активности. Помещение группы должно быть разделено на небольшие субпространства – так называемые центры активности. Количество и организация Центров варьируется в зависимости от возможностей помещения и возраста детей. Однако в обязательном порядке должны быть оборудованы: «Центр искусств»; «Центр строительства»; «Литературный центр» (в старших группах - «Центр грамотности и письма»); «Центр сюжетно-ролевых (драматических) игр»; «Центр песка и воды»; «Центр математики и манипулятивных игр»; «Центр науки и естествознания»; «Центр кулинарии»; «Открытая площадка».

программа «ОткрытиЯ» Принципы создания развивающей среды в группе детского сада Существуют принципы создания среды развития в группе, ориентированной на ребенка, которых следует придерживаться педагогам, реализующим Программу на практике. Принцип комфортности. Принцип целесообразной достаточности. Принцип доступности. Принцип превентивности. Принцип личной ориентированности. Принцип баланса инициатив детей и взрослых.

программа «ОткрытиЯ» Структура программы: Состоит из трёх основных разделов. Основное внимание уделено содержательному разделу, включающему рекомендации по организации проектно-тематического обучения, взаимодействия с семьёй, функциям и обязанностям воспитателя в команде и пр. Приложение содержит финансовое обеспечение реализации программы

Программа «Берёзка» Под редакцией Загвоздкина В.К., Трубицыной С.А. является адаптированным к Российским условиям вариантом реализации вальдорфской педагогической системы. Она опирается на многолетний опыт работы вальдорфских детских садов во многих странах мира и более чем двадцатилетний опыт российских вальдорфских педагогов. Основные принципы вальдорфской педагогики были впервые сформулированы немецким философом Р.Штайнером еще в начале 20 столетияя вляется международно признанной гуманистической педагогической системой, включающей в себя педагогику всех возрастных ступеней, на основе которой работают вальдорфские детские сады и ясли, общеобразовательные школы, семинары и высшие школы по подготовке воспитателей и учителей для всех ступеней образования.

Программа «Берёзка» Основная цель программы – создание условий достижения детьми результатов, описанных во ФГОС дошкольного образования в форме целевых ориентиров, средствами вальдорфской педагогики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей каждого конкретного ребенка. Направлена на поддержку экологии детства, учитывает сензитивность и психофизиологические закономерности разных периодов дошкольного возраста. Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития происходит при овладении им различными видами специфически детской деятельности.

Программа «Березка» предполагает гибкий подход к планированию и организации образовательного процесса, учитывает разные возможности детей в их становлении и развитии. Тем самым создаются условия для объединения детей с разными способностями, уровнем развития и культурным фоном в единый образовательный процесс.

Программа «Берёзка» Программа эффективна с точки зрения использования времени, не только за счет комплексно-тематического планирования, при котором учитываются интегративные связи между различными элементами программы, но и максимально-возможной интеграции содержания образования в различных областях развития, предусмотренных стандартом, интегрированы в контекст повседневного уклада жизни группы, что позволяет использовать образовательный потенциал так называемых режимных моментов.

Программа «Берёзка» Вальдорфская педагогика базируется на комплексной антропологии, включающей все аспекты развития человека и понимающей развитие как целостность телесного, душевного, индивидуально-духовного (личностного) и социального развития. При этом в центре внимания находится ребенок со своей индивидуальной биографией, включенный во многообразные социальные связи и отношения.

Программа «Берёзка» 1) Подражание и пример Основным методико-дидактическим принципом вальдорфской педагогики по отношению к ребенку раннего и дошкольного возраста является воспитание и обучение посредством подражания и примера. 2) Ритм и повторение относятся к области органической жизни. Программа строится на основе дневного, недельного и годового ритма. Такая ритмическая организация дня называется в вальдорфской педагогике «вдохом и выдохом». Принцип целостностиявляется сквозным принципом вальдорфской педагогики, проходящим через все уровни образования. 5) Художественно-эстетический общий фон Этот принцип относится не только к оформлению помещений группы, вниманию к эстетике и дизайну, игровому материалу, которые должны быть эстетичными, красивыми. 6) Требования к качеству предметно-развивающей среды 7) Принцип разновозрастного состава группы 8) Сотрудничество с семьями детей 9) Интеграция элементов традиционной народной культуры

Программа «Вдохновение» Программа позитивной социализации и ииндивидуализации личности Первая программа открытого типа, которая позволяет каждому ее участнику стать её соавтором Программа, которая транслирует новые ценности образования, включая идеи инновационного развития Программа совместима с программой Вальдорфского образования, программой Монтессори, образовательной программой «Сообщество»

Авторский коллектив Загвоздкин Владимир Константинович, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник МИОО, ФИРО, член рабочей группы по разработке ФГОС ДО Кириллов Иван Львович, кандидат педагогических наук, заместитель директора Института психолого-педагогических проблем детства, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МГППУ, член рабочей группы по разработке ФГОС ДО Свирская Лидия Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Новгородского института развития образования

Философия программы В центре образовательного процесса – активный, компетентный ребёнок - художник, исследователь, инициативный и любознательный ученик Главные задачи программы - создание социальных и материальных условий (развивающей среды) для всемерной поддержки самораскрытию детей и их позитивной социализации Основная цель Программы: Максимальное раскрытие интеллектуального и творческого потенциала, способностей и талантов, заложенных в каждом ребёнке от рождения

Принципы образовательного процесса 1. Со-действие и со-трудничество 2. Обогащение развития 3. Позитивная эмоциональная атмосфера и положительные эмоции 4. Работа в зоне ближайшего развития 5. Поддержка детской инициативы и интересов 6. Право на ошибку 7. Всемерная поддержка игры 8. Соавторство педагогов и вариативность построения программы