Технология деятельностного метода как основа построения занятия внеурочной деятельности Технологическая карта занятия как эффективный способ организации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МКОУ «Школа 5 Подготовила: Адамбаева Л.А. Технологическая карта урока как способ эффективной организации деятельности учителя и ученика.
Advertisements

Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Презентация к уроку по теме: Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Марьевская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Оренбургской области Проектирование.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа 22 декабря 2014 года.
ФГОС ООО: организация и содержание образовательного процесса по иностранному языку.
Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС Технологическая карта урока.
Каким должен быть современный урок? Методические рекомендации по проектированию урока.
Технологическая карта урока. Современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся Отражение деятельностной составляющей.
Рекомендации по подготовке к уроку в контексте ФГОС Учитель английского языка МОУ «Гимназия 53» Кузнецова С.В.
Муниципальное автономное общеообразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 п. Энергетик» Новоорского района Оренбургской области Проектирование.
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. Какой он? « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи Подготовила: Пичугина И.В., учитель.
Технологическая карта как инструмент планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся Подготовила: учитель начальных классов Дукач Е.М.
МБОУ «Парцинская средняя общеобразовательная школа» Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия Подготовила: учитель биологии Лебина.
Психологические особенности подросткового возраста.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Транксрипт:

Технология деятельностного метода как основа построения занятия внеурочной деятельности Технологическая карта занятия как эффективный способ организации внеурочной деятельности МБОУ СОШ 9 с УИПОО «Технология»

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно - деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

Применение современных педагогических технологий предполагает гарантированный результат достижения учебных целей. Наметить диагностируемые результаты (формирование структурных компонентов самоорганизации учебной деятельности) можно, используя технологическую карту образовательного процесса.

Технологическая карта это способ графического проектирования занятия, таблица, позволяющая структурировать занятие по выбранным педагогом параметрам. Такими параметрами могут быть этапы занятия, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность педагога и деятельность обучающихся.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс и во внеурочной деятельности, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений, универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку педагога к занятию.

Конструирование универсального инструментария - технологической карты направлено на достижение результатов, заявленных в стандартах ФГОС второго поколения. Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов.

имеет статус документа; записан весь процесс; указаны операции, их составные части; названы материалы; перечислено оборудование; указаны инструменты; обозначены технологические режимы; рассчитано время; определён квалификационный статус исполнителей.

1. Логикофилософский аспект использования технологических карт направлен на то, чтобы сформировать самостоятельную учебную деятельность, формирующую интеллектуальные способности. Это отражено по вертикали в виде конкретных форм деятельности учащихся. 2. Философско-педагогический аспект заключается в персонификации образования и связан с дифференциацией. Это отражено по горизонтали. На пересечении – деятельность обучающихся и педагога.

Сущность педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для обучающегося по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

І) блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить); ІІ) инструментальный блок (какими средствами это достижимо); ІІІ) блок организационно – деятельностный (структуризация на действия и операции). - блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:

Материалом, подлежащим преобразованию в процессе познавательной деятельности на занятии, является проблема, определяемая программой учебной дисциплины. ЦЕЛЬ – один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Анализ целенаправленной деятельности предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия. (Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983).

Личностноформирующая направленность занятия. Этот компонент формулируется через понятия, характеризующие феномен личности: как можно использовать тематическое содержание урока для формирования личностных потребностей, интересов, идеалов, ценностей, установок, убеждений, мировоззрения, направленности личности – всего того, во имя чего человек живёт, познаёт, действует. Каждый предмет и каждая тема занятия обладают своими возможностями формирования личности ребёнка.

ЗАДАЧА – данная в определённых условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре. Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер. Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.). Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности.

ОПЕРАЦИЯ – единица деятельности, способ выполнения действия, определяемый условиями наличной (внешней или мысленной) ситуации. Понятие операции введено А.Н. Леонтьевым и используется при изучении относительно законченных и, как правило, автоматизированных перцептивных, моторных, мнемических и интеллектуальных актов, входящих в состав того или иного действия. (Психология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990).

Тип занятия определяется его сущностными целями и задачами, а не стремлением к зрелищности, вытесняющей правду образовательного процесса. Он играет не самодовлеющую роль, а служебную, и в этом его ценность. Учебно - методический комплекс 1. Источники информации 2. Оборудование. 3. Дидактическое сопровождение. 4. Материалы для познавательной деятельности ученика.

Технологическая карта выступает как форма плана занятия, она позволяет скоординировать работу педагога и обучающихся на занятии, чётко её структурировав по субъектам, действиям, операциям, объектам, времени. Она отражает одновременную работу разных субъектов, увязывая их деятельность с целевой установкой занятия.

Технологическая карта внеурочного занятия. Подготовила: Н.В. Балашова учитель технологии МБОУ СОШ 9 с УИПОО «Технология» г.Нижневартовск Тема: Изготовление мягкой игрушки Тип: Комбинированное занятие общеметодологической направленности; изучение нового материала; практическая работа Цели деятельности педагога: - познакомить учащихся с историей появления мягкой игрушки; учить анализировать технологический процесс изготовления поделки; - организовать деятельность учащихся по раскрою изделия и обработке мягкой игрушки; научить декорировать изделие; закрепить навыки работы ручной иглой, ножницами; обобщить знания о видах ручных швов; - развивать память, наблюдательность; воспитывать интерес к предмету Методы и формы обучения Системно-деятельностный метод; проблемный, объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная и групповая работа Основные понятия и термины Мягкая игрушка, шаблон, выкройка, модель; швы – «петельный», «тамбурный», «вперед иголку» Образовательные ресурсы: Технология: И.А. Сасова, М.Б. Павлова. Технология: В.Д. Симоненко, Н.В. Синица и др. Издательский центр «Вентана-Граф» Наглядно- демонстрационный материал: Мультимедийная презентация по теме; плакаты по вышивке, образцы изделия

Планируемые образовательные результаты: Личностные: -проявление познавательного интереса и активности в данной области предметной технологической деятельности ; мотивация учебной деятельности; реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение навыками культуры труда, соблюдение правил Т.Б. при работе; выполнения изделия в соответствии с правилами и технологиями; развитие аккуратности, внимательности и наблюдательности. Метапредметные: Познавательные УУД, Коммуникативные УУД, Регулятивные УУД -алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности ; самостоятельная организация и выполнение творческих работ; соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; - умение работать в команде, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать, вести диалог и выступать, проявлять инициативу, принимать решения; умение провести рефлексию своих действий. - самоорганизация учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самокоррекция, волевая регуляция, рефлексия; -умение формулировать учебную задачу и находить способы ее решения в соответствии с условиями ее реализации; проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве ; Предметные: - умение разграничивать понятия «модель», «конструкция», «выкройка», «шаблон»; подбирать материалы по цвету, рисунку и фактуре; - умение экономно и технологически правильно раскладывать детали изделия на ткани и выполнять раскрой мягкой игрушки; - умение технологически правильно выполнять сборку деталей мягкой игрушки; отработать навыки ручных швов – «Тамбурный» и «Петельный» - умение выполнять художественно-декоративную отделку изделия; определять качество готового изделия.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ Этапы занятия Цель этапов занятия Действия учителя Действия учащихся Результат Орг. момент (самоопределение к деятельности) Развитие умений самооценки и готовности к уроку Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию, отсутствующие в классе. Организует работу учащихся с положительным эмоциональным настроем, создает комфортную обстановку. Мотивирует на активную деятельность. Учащиеся проверяют свою готовность к уроку. Бригадиры оценивают готовность учащихся в своих бригадах, ставят оценки за готовность к уроку. Отражает личностную готовность к взаимодействию, предполагающее деловое общение в группе. Включение в работу на личностно-значимом уровне; формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности. Актуал изация знаний. Постан овка учебно й задачи Актуализа ция знаний о многообра зии форм и видов мягкой игрушки. Организа ция работы по представ лению темы и цели занятия Актуализация необходимых знаний. Создает ситуацию мотивирования, задает вопросы. На интерактивной доске расположены иллюстрации различных видов мягкой игрушки: мягкая игрушка из меха; из разных видов ткани; разные по внешнему виду и способу изготовления. Организует беседу о приближающихся праздниках: Новый год по Китайскому календарю, День Святого Валентина, День защитника отечества, Международный женский день и др. Подводит детей к тому, что на праздники принято дарить подарки. Выясняет значение этого слова. Интересуется, как можно приобрести подарок. Устный опрос: 1. Скажите, все любят получать подарки? А дарить другим? 2. Что значит слово подарок? 3. А какие подарки вам больше нравятся – необычные, авторские или стандартные из магазина? - Итак, сформулируйте тему и цель нашего занятия. 1. Воспринимают задание, наблюдают, анализируют, выполняют взаимопроверку, предъявляют результат. 2. Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения. Высказывают свое отношение к праздникам. Приводят примеры различных подарков. Поясняют значение слова «подарок». Делают вывод: подарки можно купить в магазине или сделать своими руками. Ответы учащихся: 1. «Да, все». 2. «От слова дар – дарить». 3. «Сделанные своими руками - авторские». 4. Подарок, сделанный своими руками, бывает оригинальным и неповторимым. 5. Мы сегодня займемся изготовлением мягкой игрушки «Лошадка». Формулируют тему и цель занятия. Осознание того, что игрушки бывают разные по внешнему виду и способу изготовления. Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. Оценивание выполнения собственной работы. Умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия. Осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных признаков; формировать умение пользоваться Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою

В предлагаемых технологических картах большое внимание уделяется воспитательной составляющей. Обучающиеся 5-7 классов достаточно развиты интеллектуально, чтобы воспринимать такие понятия, как «патриотизм», «национальное самосознание», «семья», «труд», «ответственность», «уважение к людям», «виды профессий» и «профессиональное самоопределение», поэтому личностные результаты планируются на каждом занятии конкретно, неформально, и возможность их достижения прослеживается в описании хода занятия.

Диагностика результатов занятия. Педагог использует самые разнообразные оперативные методы контроля знаний, соотнося оценку их уровня с заданной целью занятия таким образом, чтобы каждый ученик увидел всё пространство образовательного маршрута занятия, успешно пройденные его этапы и те пункты, к которым необходимо вернуться при завершении работы. На этом этапе может оказаться плодотворной и самодиагностика деятельности обучающегося, самостоятельное соотнесение результата деятельности с целью занятия и вывод о задачах для самостоятельной работы.

Из ранее сказанного следует, что педагогу необходимо только воспользоваться технологи ческой картой, чтобы: - осознать алгоритм работы на занятии от введения до конечного результата; - определить уровень раскрытия понятий на занятии и соотнести изучаемый материал с последующим; - оценить воспитательные возможности занятия; - определить возможность реализации межпредметных связей; - определить виды УУД, которые формируются на изучаемом материале; - соотнести результат с целью обучения.

Технологическая карта позволит вам: - реализовать стандарт образования; - понять и в системе применить введенные термины по формированию у обучающихся универсальных учебных действий; - сформировать целостную картину мира за счет реального использования межпредметных связей; - определить уровень раскрытия материала и соотнести его с материалом, изучаемым в дальнейшем; - индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс; - раскрыть творческий потенциал обучающихся.

Технологическая карта позволит вам: реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от планирования занятия к проектированию темы; на практике реализовать межпредметные связи; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Источники: Конструирование технологической карты урока [ education-advice-for-teachers/893-designing-technology-map-lesson] education-advice-for-teachers/893-designing-technology-map-lesson Методическая карта урока. Методические рекомендации/Зайцева И.И. – Педагогическая мастерская. Все для учителя Максимова Юлия Юрьевна Технологическая карта как средство формирования навыков самостоятельной познавательной деятельности у учащихся начальной школы [ Максимова Юлия Юрьевна Максимова Юлия Юрьевна Мороз Н.Я., доцент кафедры психологии, педагогики и частных методик УО и «ВОГ ИПК и ПРР и СО» технологическая карта урока: научно-методическое пособие. – Витебск: УО "ВОГ и ПРР и СО", Максимова Юлия Юрьевна Чернышова Н.С., Данилина В.М. Школа России Уроки просвещения Технология: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М «Просвещение»,