Формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся при реализации ФГОС ООО по биологии Платонова Татьяна Алексеевна, учитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коркина О.Ю., учитель биологии КГБ СКОУ СКОШ 7 вида 4.
Advertisements

Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Содержание и особенности преподавания биологии в рамках ФГОС.
В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Биология Биология 5 – 11 классы 5 – 11 классы. Ориентация курса биологии на планируемые результаты обучения ПРЕДМЕТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕЛИЧНОСТНЫЕ Знаниевые.
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
Васильченкова Т.В., зав.кафедрой ТОВиДО РИРО, 2015.
Универсальные учебные действия (УУД). Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ рабочие программы по предмету Петунин Олег Викторович, заведующий кафедрой естественнонаучных и математических дисциплин.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
Транксрипт:

Формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся при реализации ФГОС ООО по биологии Платонова Татьяна Алексеевна, учитель биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 63

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). 2

Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, это ускорение темпов развития, при котором школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности.

В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают: В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают: предметные результаты предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.); метапредметные результаты метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях); личностные результаты личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).

ФГОС нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся.

Система планируемых результатов Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания Метапредметные освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества

В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества

Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредметные освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Развитие компетентности к обновлению компетенций Результаты освоения ООП ООО 8

личностных результатов: Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов: - знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; - реализация установок здорового образа жизни; - сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

сформированности внутренней позиции и самооценки школьника сформированности мотивации учебной деятельности знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений сформированности гражданской основы Основное содержание оценки личностных результатов строится вокруг оценки: 10

Диагностика результатов личностного развития ФОРМЫ: диагностическая работа анкетирование опрос тренинг результаты наблюдения 11

В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества

Под мета предметными результатами понимаются Под мета предметными результатами понимаются универсальные способы действий (познавательные, коммуникативные) и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях

Универсальные учебные действия являются основным объектом оценки метапредметных результатов

Метапредметные результаты и УУД Метапредметные результаты Универсальные учебные действия овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

УУД Личностных Регулятивных Познавательных Коммммуникативных Объектом оценки метапредметных результатов 17

Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Общеучебные Логические Действия постановки и решения проблем Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Волевая саморегуляция Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Разрешение конфликтов Управление поведением партнера Умение выражать свои мысли Универсальные учебные действия 18

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ – РАЗНОУРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЕКТНЫЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ЕДИНЫХ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: - овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; - умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; - способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; - умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: - выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; - приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; - классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности; - различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; - выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; - овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере: - знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; - анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. 3. В сфере трудовой деятельности: - знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; - соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментам и.

4. В сфере физической деятельности: - освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма. 5. В эстетической сфере: - овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Какие технологии в учебно- образовательном процессе будут способствовать достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся

Достигать метапредметных результатов обучающихся при изучении биологии можно различными методами, однако наиболее перспективным считается проектная деятельность

Цель проектного обучения: - создание условий для развития и умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся, при этом происходит формирование следующих ключевых компетенций: Ценностно-смысловых; Ценностно-смысловых; Общекультурных; Общекультурных; Учебно-познавательных; Учебно-познавательных; Информационных; Информационных; Коммуникативных; Коммуникативных; Социально-трудовых; Социально-трудовых; Компетенций личностного самосовершенствования Компетенций личностного самосовершенствования

Информационные проекты Исследовательские проекты Продуктивные проекты Ролевые проекты Практико-ориентированные проекты Виды проектов

Информационные проекты Информационные проекты нацелены на сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Конечным результатом такого проекта может стать доклад, реферат, сообщение. Причем информацию ученики могут получать не только из книг, но и при работе с лабораторным оборудованием, проводя наблюдения за живыми объектами (проект «Приспособленность организмов и ее относительность»), работу с видео- и фотоматериалами (проект «Происхождение человека»), с картами города и области (проект «Охраняемые природные территории»)

Исследовательские проекты Исследовательские проекты нацеливают на глубокое изучение проблемы. Предполагают наличие основных этапов, характерных для научного исследования: обозначение задач исследования, выдвижение гипотез, формирование выводов. Темами таких проектов могут быть: Темами таких проектов могут быть: «Влияние газированных напитков на качество зубной эмали», «Исследование качества воздуха на пришкольной территории», «Исследование загрязнения окружающей среды методом биоиндикации»

Продуктивные проекты Продуктивные проекты дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления. Предполагается создание газет, видеофильмов, плакатов, рисунков, кроссвордов. Эти проекты особенно актуальны в среднем звене, так как для детей этого возраста ярко выражена потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности

Ролевые проекты Ролевые проекты - помогают участникам взять на себя роли литературных или исторических персонажей. Это могут быть театральные представления «Суд над сигаретой», «Жизнь и смерть клетки обыкновенной» и другие

Практико-ориентированные Практико-ориентированные - направляют действия учащихся на решение реальных проблем (например: разработать памятку по предупреждению искривления позвоночника, выпустить листовки на тему «Берегите лес!», транспаранты по защите природы, руководство для начинающих грибников)

Метапредметные результаты направлены Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, направлены на то, что обучающиеся должны уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Метод моделирования как средство достижения метапредметных результатов как средство достижения метапредметных результатов на уроках биологии

Преимущества метода моделирования 1. С помощью метода моделирования на одном комплексе данных можно разработать целый ряд различных моделей, по-разному интерпретировать исследуемое явление, и выбрать наиболее плодотворную из них для теоретического истолкования; 2. В процессе построения модели можно сделать различные дополнения к исследуемой гипотезе и получить ее упрощение; 3. В случае сложных математических моделей можно применять ПК; 4. Открывается возможность проведения модельных экспериментов.

Модели Предметные Информационные

Предметные модели Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме и использованием пластилина и других подручных материалов.Например: 1. При изучении тем: «Строение клетки», «Многообразие одноклеточных организмов», «Типы соцветий», «Строение цветка», «Классификация покрытосеменных» и др. 2. Модель молекулы ДНК.

Информационные модели Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. Образная модель Образная модель - это модель в мысленной или разговорной форме. Знаковая модель Знаковая модель - это модель, выраженная средствами формального языка (графики, таблицы, тексты и т.д.).

Информационные модели Информационные модели - опора для изложения соответствующего учебного материала в виде граф-логических моделей (ГЛМ).

Использование ГЛМ на уроках биологии дает следующие возможности: – получить целостное представление об изучаемом объекте; – осуществить связь между предшествующими и последующими темами курса; – делить общие понятия на частные, выясняя при этом связи между ними и закономерности; – компактно и системно обучать структурированию знаний и логике; – организовать самостоятельную работу учащегося над конкретной темой при выполнении им творческого, исследовательского задания; – избавлять учащихся от механического запоминания, снимать стресс перед восприятием большого объёма учебного материала; – сформировать новый взгляд на учебный предмет, на предметный курс, на жизнь в целом; – технологизировать деятельность учителя и учащегося для значительного облегчения их совместной работы.

Использование метода моделирования позволяет развивать: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции)

Жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.