Нижегородский институт развития образования Кафедра естественнонаучного образования Аттестационная работа на высшую категорию Методическая разработка раздела.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Advertisements

Содержательные и методические особенности урока в условиях подготовки к ЕГЭ Сообщение с курсов Подготовила Н.Д. Райхель.
« Окружающий мир» 2 класс с использованием технологии исследовательской деятельности Составили: Калиманова Ксения Анатольевна Полуянова Анастасия Александровна.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
Деятельностный подход в процессе обучения географии.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Федеральный государственный стандарт начального образования (ФГОС) Курс имеет системообразующий характер, составляет базу начального образования; Главная.
Тема : « Атмосфера и ее роль для живых организмов »
ПРОГРАММА КУРСА «МИР ГЕОМЕТРИИ» Автор: О.Б.Шамсудинова Prezentacii.com Автор презентации: Лейман М.А.
Федеральный государственный стандарт начального образ ования (ФОГС) Главная цель курса информатики– формирование основ ИКТ-компетентности; Курс имеет системообразующий.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Методические приемы работы с текстом и внетекстовым компонентом учебников географии 9,10 классов Ильина Н.С.
Особенности календарно- тематического планирования в условиях перехода на новые образовательные стандарты Н.В.Миколаевская, учитель географии МОУ «ООШ.
Кружок «Умники и умницы» «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле...» Аристотель.
Федеральный государственный стандарт начального образ ования (ФОГС) Главная цель курса информатики– формирование основ ИКТ-компетентности; Курс имеет системообразующий.
Уровень сформированности учебной деятельности младших школьников Подготовила учитель 4 класса Железнодорожненской ОШ Середа Светлана Борисовна 2014 год.
Тема 3. Литосфера. Урок 13. Виды горных пород.. Знания: расширить уже известные понятия о горных породах, слагающих земную кору, их классификации по происхождению.
Васильченкова Т.В., зав.кафедрой ТОВиДО РИРО, 2015.
Урок - зачет в 8 классе « Путешествие во времени »
Транксрипт:

Нижегородский институт развития образования Кафедра естественнонаучного образования Аттестационная работа на высшую категорию Методическая разработка раздела образовательной программы по географии «ЛИТОСФЕРА» Выполнила учитель географии МКОУ Сокольской СОШ Сокольского района Яишенкина Антонина Александровна Образование: высшее Квалификационная категория: высшая Педагогический стаж 36 лет Стаж работы учителем географии 32 года Нижний Новгород 2014

Учебно – методический комплекс Домогацких Е.М. Программа по географии для 6 – 10 классов общеобразовательных учреждений. -2-е изд. – М.:ООО « Русское слово – РС », с. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Физическая география: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово –РС», с. География.6 класс. Рабочая тетрадь г. Домогацких Е.М.

Цель изучения раздела «Литосфера» Создание условий для развития коммуникативных умений при изучении темы «Литосфера» как части географической оболочки, обеспечивающей жизнедеятельность человека минеральными ресурсами.

Задачи: Познавательные РазвивающиеВоспитательные -научить различать основные формы рельефа, горные породы и полезные ископаемые, ведущие процессы литосферы, используя различные источники информации. - развивать умения использовать различные источники информации для решения учебной задачи, -умения выделять главное, сравнивать, делать выводы, -умения составлять таблицы, кластеры, синквейны, -умения составлять сообщения, презентации, -умения составлять вопросы, отвечать на вопросы. -развивать коммуникативные основы поведения учащихся через умения работать в группах, -самостоятельность, дисциплинированность, -умения слушать другого, -готовность и умение общаться, выступать перед аудиторией.

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями. Психологические параметры школьного статуса психических процессов Психолого-педагогические требования к содержанию и уровню развития данных характеристик 1. Познавательная сфера Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных или иных целей, заданных учителем. Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. Аккуратность оформления письменных работ. 2. Особенности поведения и общения школьников Проявление уважения к учителю. Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения. Способность к ответственному поведению. Моральная регуляция поведения. 3. Особенности мотивационно- личностной сферы Ориентация на освоение способов получения знания. Предпочтение трудных заданий. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний. 4. Особенности системы отношений школьника к миру и к самому себе Эмоционально-положительное восприятие ребенком систем своих отношений со сверстниками и своих отношений с педагогами. Устойчивая положительная самооценка.

Ожидаемые результаты освоения раздела программы. Личностные:Метапредметные: - понимают значимость знаний о стихийных явлениях для безопасного поведения человека; - умеют задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании; - умеют слушать, отвечать; - умеют осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - умеют задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - умеют вести диалог, учитывая разные мнения; - умеют строить понятные для одноклассников высказывания. в результате усвоения темы ученики -умеют выявлять причину, следствия; -умеют отвечать на вопросы; составлять вопросы; -умеют определять основания для сравнения фактов, явлений; -умеют составлять планы, таблицы, схемы, синквейны, простейшие презентации; -умеют находить в различных источниках информацию, необходимую для изучения горных пород, полезных ископаемых, форм рельефа.

Ожидаемые результаты освоения раздела программы. Предметные: на основе знаний о - внутреннем строении Земли; -особенностях строения земной коры; -основных формах рельефа; -основных географические явлениях, происходящих в литосфере, взаимосвязях между ними; -изменениях, происходящих в литосфере, под влиянием человеческой деятельности; ученики научатся -различать горные породы и полезные ископаемые, формы рельефа; -различать виды земной коры; -показывать по карте горы, равнины; -определять по карте географическое положение гор, равнин; -объяснять изменения земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности); -описывать горные породы, формы рельефа по картам, коллекциям и другим источникам географической информации.

Используемые в образовательном процессе методы методы Словесные: рассказ, объяснение, беседа Методы стимулирования интереса к учению: ситуации занимательности, приёмы синквейн, кластер, верно – неверно, перепутанные логические цепочки, стихи, загадки, ребусы. Наглядные – иллюстрации учебника, космические снимки поверхности Земли, демонстрации презентаций, коллекций ЭОР. Репродуктивный -по образцу, пересказ текста. Продуктивный - метод проблемного изложения, эвристические. Самостоятельная работа - с текстом учебника, картами, анализ рисунков, схем, поиск ответов на вопросы, составление плана к статье, определение видов горных пород по заданным признакам.

Формы организации деятельности Групповые - по партам, по вариантам, по учебным способностям, по виду занятий Индивидуальные - конспектирование, карточка с заданием, работа с тетрадью, учебником, хрестоматией, индивидуальная консультация, тестирование Фронтальные - заполнение таблицы, фронтальная беседа, работа с учебными пособиями, картой, ЭОР, тестирование, терминологический диктант, контрольная работа

Система знаний Общенаучные знания : движения вещества мантии, переход количества в качество – образование метаморфических пород, единство и борьба противоположностей – рельеф Земли как результат действия внутренних и внешних сил. Знания профильного характера: горные породы, минералы, полезные ископаемые – в геологии; техногенные процессы, охрана полезных ископаемых – в экологии и природопользовании; формы рельефа - в строительстве; природные памятники литосферы – туризм; землетрясения, вулканизм – ОБЖ. Естественно - научные знания: минералы, горные породы, полезные ископаемые. Фундаментальные знания: внутреннее строение Земного шара, земная кора, виды движения земной коры, основные формы рельефа: горы и равнины, рельеф дна океана.

Познавательная деятельность -анализ -установление причинно – следственных связей - обобщение - постановка вопроса -выделение существенных признаков -классификация -постановка проблемы - установление взаимосвязей -С помощью рисунка «Сейсмические пояса» определите, где чаще происходят землетрясения – на суше или на дне океана? - Сопоставив физическую карту полушарий и рисунок «Сейсмические пояса», установите главную закономерность в распространении землетрясений. - Что объединяет полезные ископаемые торф, каменный уголь, нефть, природный газ? - Почему хозяйственная деятельность человека изменяет поверхность планеты? - Прочитав текст учебника на стр. 81, назовите существенные признаки понятия «литосфера». - Сгруппировать данные горные породы по происхождению: базальт, гнейс, глина, мел. - Известно, что известняк образуется из остатков морских организмов, отлагающихся на дне водоёма, однако близ деревни Бабье Сокольского района имеется месторождение известняка. - Установите взаимосвязь между действием внутренних сил Земли и внешних процессов.

Общеучебная деятельность Использование разных способов поиска информации - текст, ЭОР, учебный фильм, карта. Представить информацию в виде таблицы, схемы, рисунка, конспекта. - Изучив материалы ЭОР, текст учебника, составить кластер по теме «Полезные ископаемые», синквейн. - Прочитать текст на стр.89 - «топливные полезные ископаемые» и заполнить таблицу «Виды полезных ископаемых». - Изучив образцы из коллекции полезных ископаемых ЭОР, дополнить таблицу, заполнив графы «использование» и «основные свойства».

Преобразующая деятельность Умение задавать вопросы Умение соотносить текст с вопросами Выявление проблем экологического направления -Просмотрев ЭОР «Физическое выветривание», составьте вопрос на причину – следствие. -Найти в тексте ЭОР «Коллекция полезных ископаемых» ответ на вопрос: Как называется полезное ископаемое, за которое раньше платили серебром? - Как техногенное выветривание изменяет рельеф планеты?

Самоорганизующая деятельность Совместно с учителем планируют изучение темы Контроль и самоконтроль Формулируют вопросы, которые дальше переводим в задачи: - Что такое полезные ископаемые (иметь представление) -Какие бывают виды полезных ископаемых (научиться различать и описывать виды полезных ископаемых) -Где применяются (осознать значимость полезных ископаемых для человека) -Почему их надо охранять (осознать необходимость охраны полезных ископаемых. «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать?..», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Проверь по словарю…», «Проверь вывод по…»

Календарно – тематическое планирование раздела «Литосфера» Тема урока часы Тип урока Элементы обязательного минимума образования Домашнее задание Дата проведен ия 12Строение земного шара. 1Урок изучения нового материала Литосфера, строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли Тест – письменно, ответы на вопросы на стр.82 –устно. По выбору ответить на вопросы ЭОР Виды горных пород. 1Урок формирований умений и навыков Горные породы- магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические Составить план статьи, рассказ о видах горных породах своей местности Полезные ископаемые 1Урок формирований умений и навыков Полезные ископаемые, топливные, рудные, нерудные Составьте сложный план к статье «Виды полезных ископаемых». С помощью материалов сети Интернет - сообщение об одном из п. иск Движения земной коры 1Урок формирований умений и навыков Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части. Составить словарь терминов. Какие движения з.к. характерны для нашей местности? Выветривание горных пород 1Урок формирований умений и навыков Выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы Стихи о горах. Текст с ошибками. Составить презентацию по теме «Виды выветривания», викторину, кроссворд Рельеф суши и дна океана 1Урок формирований умений и навыков Рельеф, горы, равнины, рельеф дна Мирового океана Обозначить на контурной карте формы рельефа. Составить презентацию по теме «Рельеф Земли» Контрольная работа по теме «Литосфера» 1Урок контроля.Кроссворд по теме «Литосфера». Рассказ о жизни в горах и на равнинах. Синквейн 17.12

Литература 1. Герасимова Т.П. География. Программы для общеобразовательных учреждений 6-11 кл. – М.: Дрофа, География: Программа 6 – 9 классы / А.А. Летягин, И.В. Душина, В. Б. Пятунин, Е. А. Таможня / - М.Вентана – Граф г. 3. Николина В.В. География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/В.В. Николина.- М.: Просвещение, с. 4. Николина В.В. Проекты и творческие работы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Николина, Е.К. Липкина; Рос. акад. наук, Рос. Акад. Образования, изд- во «Просвещение».М.: Просвещение, с. 5Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Под ред.Г.С. Ковалёвой, О.Б.Логиновой.- 2-е изд.- М.: Просвещение, с. 6. Примерные программы по учебным предметам. География. 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2010 – Учебное издание Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К. География. Программы общеобразовательных учреждений 6 – 9 классы, 10 – 11 классы. 8. Фундаментальное ядро содержания общего образования/под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондаков.- 2-е изд. – М.: Просвещение, с

Работы обучающихся по теме «Литосфера» Приложение 1 Синквейн Железо Твёрдое, распространённое Добывать, выплавлять, использовать Очень нужное полезное ископаемое Металл. Горы Высокие, снежные Возникают, возвышаются, рушатся Очень красивые формы рельефа Мечта.

Работы обучающихся по теме «Литосфера» Приложение 2 Кластер «Роль полезных ископаемых в жизни людей». Полезн ые ископае мые топливо металл приготовлен ие пищи строительст во посуда ювелирные изделия минеральны е удобрения