Методическая система обучения информатике на ступени основного общего образования в свете требований ФГОС Босова Людмила Леонидовна akulll@mail.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическая система обучения информатике на ступени основного общего образования в свете требований ФГОС Босова Людмила Леонидовна
Advertisements

Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
ФГОС основного общего образования Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Формирование и развитие компетентности в области.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение ФГОС.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной.
Требования к разработке рабочих программ по предмету.
Формирование ИКТ- компетентности в условиях ФГОС.
Васильченкова Т.В., зав.кафедрой ТОВиДО РИРО, 2015.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Кандидат исторических наук Татьяна Владимировна Мжельская Мжельская.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Наборская Светлана Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ 252 Красносельского.
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
ФГОС начального общего образования. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Активное использование речевых средств и средств.
Условия эффективности формирования информационно- коммуникационной компетентности школьников.
Учитель информатики МОУ «СОШ 59» Гурская Елена Геннадьевна.
ФГОС ООО : информатика в 5-9 классах Босова Людмила Леонидовна, доктор педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, лауреат премии Правительства РФ в области.
Транксрипт:

Методическая система обучения информатике на ступени основного общего образования в свете требований ФГОС Босова Людмила Леонидовна

Программа семинара 1. Концепция подготовки современных школьников в области информатики и ИКТ 2. Авторская программа непрерывного курса информатики в 5–9 классах 3. Рабочая программа учителя как инструмент проектирования целей, содержания и основных результатов обучения в условиях реализации ФГОС 4. Математические основы школьной информатики 5. Электронные образовательные ресурсы для курса информатики в 5-9 классах 6. Современный урок информатики в основной школе с учетом требований ФГОС 7. Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики 8. Организация групповой деятельности учащихся на уроках информатики 9. Планируемые результаты обучения информатике: зона ответственности и зона поддержки Вопросы, обсуждения

Концепция подготовки современных школьников в области информатики и ИКТ

Новая социокультурная среда новые способы восприятия и интерпретации мира культурное разнообразие и взаимодействие разнообразных жизненных укладов социальная сложность технологизированность стремительные изменения новые требования экономики и рынка труда

инициативность и способность к приобретению новых компетенций готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям способность быстро адаптироваться к новым вызовам высокая социальная активность сотрудничество и взаимная ответственность Целевые установки

противоречие между новыми целями образования и традиционной школой снижение мотивации к обучению в классе, кризис классно-урочной системы сложность реализации принципов междисциплинарности популярность электронных образовательных ресурсов возможности новых средств обучения (смартфонов, планшетов и т.д.) Предпосылки новой организации образовательного процесса

непрерывное образование рост влияния возможностей современных технологий на процессы учебы, работы, общения, жизни использование методов обучения, предполагающих более активную позицию ученика в процессе обучения смещение образовательной парадигмы в сторону использования моделей онлайн-обучения, смешанного обучения, активного взаимодействия участников образовательного процесса позиционирование учителя как модератора (навигатора, тренера, помощника) образовательного процесса рост количества обучающихся, имеющих личное мобильное устройство Тенденции в образовании

ИКТ и учебный процесс Условия для индивидуализации учебного процесса за счет возможностей: использования разнообразных способов представления информации (гипертекст, графика, анимация, видео и звук) организации интерактивного взаимодействия между пользователем и средством ИКТ, обеспечивающего поддержку самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся (тренинг типовых умений, автоматизация текущего и итогового контроля) сопровождения и поддержки учебной деятельности каждого учащегося преподавателем Организация групповой учебной деятельности с применением средств информационно-коммуникационных технологий Образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы

Индивидуализация технические средства и ресурсы выбираются исходя из учебных потребностей отдельных учеников ученики в процессе обучения полагаются на индивидуальных преподавателей учебные часы, поэтапное обучение оценка обучения итоговая оценка этапа обучения включает тестирование на повременной основе, которое показывает, что ученик усвоил, а что нет Дифференциация технические средства и ресурсы выбираются исходя из учебных потребностей группы учеников ученики в процессе обучения полагаются на преподавателей учебные часы, поэтапное обучение оценка ДЛЯ обучения оценки включают тестирование на повременной основе, и преподаватели комментируют результаты в целях дальнейшего обучения Персонализация ученик выбирает соответствующие технические средства и ресурсы для обучения ученики создают круг сверстников, учителей и т.д., которые помогают им в учебе и направляют учебный процесс модели, основанные на обучении в соответствии с успехами, когда ученик демонстрирует усвоение материала оценка КАК обучение преподаватели стремятся воспитывать независимых учеников, которые ставят перед собой цели, отслеживают успехи и думают об обучении

Образование 1.0 Образование 2.0 Образование 3.0

Знаковые события в нашем образовании ФГОС Закон об образовании в РФ Профессиональный стандарт педагога Концепция развития математического образования

от цели школьного обучения-усвоения знаний, умений, навыков к цели-формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач; от стихийности учебной деятельности ученика к её целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий; от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования Изменения в школе

минобрнауки.рф/документы/543

ИКТ - стратегически важное направление науки и практики, необходимое для развития экономики, промышленности, высоких технологий, обеспечения национальной безопасности, образования всех уровней Необходим высокий уровень адаптации современного школьника, а в дальнейшем выпускника школы к жизни и работе в высокотехнологичной наукоёмкой среде

Выпускник начальной школы активно использовать средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных зада вводить текст с помощью клавиатуры фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением уметь использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета

Проблемы Средства ИКТ используются редко, бессистемно, преимущественно с целью предъявления новой информации, формирования репродуктивных навыков и контроля знаний Недостаточно реализуются возможности средств ИКТ в целях развития универсальных учебных действий Не используется потенциал ИКТ для формирования навыков самостоятельной индивидуальной и групповой учебной деятельности Низок уровень культуры использования базовых информационных технологий у большинства учащихся и педагогов

Подготовка школьников в области информатики и ИКТ представляет собой важную составляющую интеллектуального и творческого развития личности; обеспечивает школьникам более широкие возможности реализации индивидуальных образовательных запросов; способствует повышению уровня адаптации выпускника школы к жизни и работе в современном информационном обществе; обеспечивает необходимые компетенции для получения конкурентоспособного профессионального образования.

Структура подготовки изучение курса информатики в рамках самостоятельного общеобразовательного учебного предмета на базовом, расширенном или углубленном уровне; занятия в кружках в рамках внеурочной деятельности социальной, общеинтеллектуальной, общекультурной направленности, ориентированных на изучение и применение средств и методов информатики и ИКТ; применения средств ИКТ при изучении других предметов и в повседневной жизни.

Широкий спектр междисциплинарных связей на уровне понятийного аппарата и инструментария Направленность на формирование метапредметных и личностных результатов Значительный опыт формирования современных образовательных результатов Школьная информатика сегодня

пересмотр содержания общего образования в целом развитие самой информатики как области знания развитие ИКТ и их широкое использование в образовательном процессе Необходимость корректировки курса

Программирование для параллельных вычислительных систем и многоядерных процессоров как перспективное направление развития школьного курса информатики

Теоретические аспекты Прикладные аспекты из курса «уходят» технологии обработки текстовой, графической, мультимедийной информации; в курсе остаются электронные таблицы, базы данных и коммуникационные технологии усиливается фундаментальная составляющая курса, преимущественно, за счет изучения алгоритмизации Курс информатики по ФГОС

Информатика: предметные результаты формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств Метапредметные результаты формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции)

Информатика: предметные результаты развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической Метапредметные результаты умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Информатика: предметные результаты формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; Метапредметные результаты умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Информатика: предметные результаты формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права Личностные результаты освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни

«Информатика … предлагает каждой из дисциплин, изучаемых в школе, новый и весьма совершенный инструмент, который позволяет учителю, умеющему пользоваться этим инструментом, глубже и эффективнее раскрыть перед школьниками сущность своего предмета. При этом нельзя назвать ни одного школьного предмета, в котором аппарат информатики оказался бы бесполезным. … школьный курс информатики является не дополнительной нагрузкой на школьника, а важнейшим средством уменьшения его перегрузок, сокращения и уплотнения программы средней школы в целом …» Ершов А.П.

ИКТ-компетенция обучающегося заключается в его способности использовать информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией при решении учебных задач, в процессе самостоятельной познавательной деятельности, жизни и труда в современном высокотехнологичном обществе. Основные элементы ИКТ-компетенции обучающегося определяются в соответствии со следующими направлениями деятельности: обращение с устройствами ИКТ; фиксация и обработка изображений и звуков; поиск и организация хранения информации; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых объектов; восприятие, использование и создание гипертекстовых и мультимедийных информационных объектов; анализ информации, математическая обработка данных в исследовании; моделирование, проектирование и управление; коммуникация и социальное взаимодействие; информационные этика и право; информационная безопасность.

ИКТ-компетентность и информатика В рамках курса информатики школьники: знакомятся с теоретическими основами информационных технологий, овладевают практическими навыками использования средств ИКТ

Главное ФГОС Информатизация образования Информатика Информационная деятельность ЭОР ИОС Теоретические основы Практические навыки ИКТ-компетентность Современные образовательные результаты УУД

Практические шаги непрерывный курс информатики в 5–9 классах (базовый, расширенный, углубленный); систематизация, обобщение и углубление содержания курса информатики, являющегося основой ИКТ-компетентности школьников; программа развития универсальных учебных действий с учетом потенциала школьного курса информатики; внеурочная деятельность в области информатики и информационных технологий

Методы информатики «проникают во все области знания – естественные и гуманитарные. Изучение информатики в школе на высоком уровне важно будет не только специалистам, которые будут создавать новые информационные технологии, но и медикам и биологам, физикам и филологам, историкам и философам, будущим руководителям предприятий и политикам, представителям всех областей знаний». В.А. Садовничий