Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет Программа повышения конкурентоспособности Томского Государственного Университета Образовательная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О перспективах развития ведущих университетов Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки.
Advertisements

Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
Проектно – дифференцированное обучение – направление реализации ФГОС основного и среднего образования.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет О подготовке «Дорожной карты» программы повышения конкурентоспособности Томского государственного.
ПРОЕКТ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-АРМЯНСКОГО (СЛАВЯНСКОГО) ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (РАУ)
Презентация по плану работы по проекту на 2015 год РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: Н.О. Верещагина – начальник учебно- методического управления ОТВЕТСТВЕННЫЕ.
Программа модернизации педагогического образования 2014 – 2017 гг.
Развитие учительского потенциала в системе непрерывного педагогического образования.
Сетевое взаимодействие федеральных университетов при разработке и реализации образовательных программ (модели и уровни) Разработано САФУ имени.
Концепция развития международной деятельности МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича Бурукина О.А., проректор по экономическому и международному развитию.
Разработка и реализация образовательных программ в сетевой форме Начальник организационно- методического отдела УМУ Э.В. Цыбикова.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Тренинговый Центр ИУО РАО Тренинговый центр Института управления образованием РАО Учебный курс «Проектирование национальных и территориальных.
Программа модернизации педагогического образования 2014 – 2017.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Стратегические программные документы развития образования Концепция демографической политики Российской.
Санкт Петербург, 1 – 3 июня 2013 VII Санкт-Петербургский саммит психологов «Технологии успеха» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Многофункциональный центр прикладных квалификаций: понятие, структура, содержание работы ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования»
Транксрипт:

Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет Программа повышения конкурентоспособности Томского Государственного Университета Образовательная деятельность Дёмин В.В., Проректор по учебной работе

Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет 2 Основные элементы целевой модели 10 тыс. студентов очного обучения, по всем программам – тыс.; 25-40% магистрантов и ацпирантов; Наличие всех видов образования (бак., маг., спец.,ацп., докт., ДПО); Наличие широкого спектра направлений подготовки, фундаментальной подготовки (классический университет); Построение образовательного процесса на научных исследованиях и инновациях (исследовательский университет).

Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет 3 Стратегическая инициатива 1 «Формирование портфеля программ, обеспечивающих международную конкурентоспособность («Интеллектуальный портфель») Задача 1. Внедрение в ТГУ новых образовательных программ совместно с ведущими иностранными и российскими университетами и научными организациями (формулировка постановления 211)

Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет Внедрение новых образовательных магистерских, ацпирантских / PhD программ и программ прикладного бакалавриата совместно с ведущими иностранными и российскими университетами и научными организациями, в том числе программ, предусматривающих последовательное обучение в Европейском Университете, ТГУ и Азиатском Университете Развитие электронного обучения и дистанционных технологий, в том числе создание Интернет-лицея и развитие дистанционных школ Развитие системы непрерывного образования Развитие системы мониторинга качества образовательных программ, предусматривающей отказ от неэффективных образовательных программ, развитие системы общественно- профессиональной и международной аккредитации образовательных программ и интеллектуальных продуктов

Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет 5 Стратегическая инициатива 3. Привлечение в ТГУ талантливых студентов и ацпирантов («Поколение 2020») Задача 3.1. Реализация мер по совершенствованию деятельности ацпирантуры и докторантуры Интернационализация ацпирантуры / PhD и докторантуры Создание условий диверсификации образовательных траекторий подготовки ацпирантов / PhD, ориентированных на тематику, востребованную работодателями

Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет 6 Задача 3.2. Осуществление мер по привлечению студентов из ведущих иностранных университетов для обучения в ТГУ, в том числе путем реализации партнерских образовательных программ с иностранными университетами и ассоциациями университетов Привлечение студентов всех образовательных уровней в рамках реализации международных мероприятий, партнерских программ и программ академической мобильности, обменных программ и программ включенного образования Привлечение студентов всех образовательных уровней в рамках реализации международных мероприятий, партнерских программ и программ академической мобильности, обменных программ и программ включенного образования Открытие научно-образовательных центров (представительств, филиалов) за рубежом

Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет 7 Задача 3.3. Реализация мер по поддержке студентов, ацпирантов, стажеров, молодых научно-педагогических работников Модернизация инфраструктуры ТГУ, обеспечивающей всестороннее удовлетворение научных и образовательных интересов студентов, ацпирантов / PhD, молодых ученых Обеспечение академической мобильности и интернационализации студентов и ацпирантов / PhD Создание условий для вовлечения школьников в университетскую среду, профориентационная работа и привлечение лучших абитуриентов Разработка проекта и внедрение элементов экокампуса Субсидирование оплаты проживания студентов, ацпирантов, стажеров, молодых НПР

Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет 8 Главный приоритет: Повышение качества образования в ТГУ Проект: Создание управленческих условий повышения качества образования в ТГУ Цель Проекта: Разработать и апробировать механизмы управления, обеспечивающие создание системы повышения качества образования в ТГУ. (Содержание-Кадры-Администрирование) Задачи Проекта: Обосновать задачи и направления повышения качества образования в ТГУ (Целевая модель организации образования в ТГУ). 1) Разработать организационно-управленческую модель обеспечения качества образования в ТГУ (матрица, виды управленческих задач, виды управленческих результатов, как элементов системы повышения качества); 2) Разработать рекомендации по внесению изменений в регламент управления образовательной программой; Разработка стандарта качества образования в ТГУ Разработка образовательного стандарта ТГУ 3) Разработать рекомендации по управлению качеством образования в ТГУ (обосновать функционал структурного подразделения по управлению качеством образования в ТГУ.– Центр развития качества образования, Калачикова О.Н.

Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет 9 Организовать разработку и реализацию нескольких пилотных проектов повышения качества : Проект 1. Создание условий повышения качества педагогической деятельности; Проект 2. Система оценки качества образования с участием всех субъектов образовательной деятельности; Проект 3. Участие студентов в повышении качества образования; Проект 4. Разработка и реализация «независимых» программ; Проект 5. Механизмы управления межфакультетскими (независимыми) ОП. (Описание процесса разработки и реализации программы для сводных потоков обучающихся. Функциональная карта менеджера программы, регламенты формирования кадрового состава ППС, передачи нагрузки, регулирование учебного режима) Проект 6. Создание условий реализации горизонтальных образовательных траекторий и включённого обучения Проект 7. Разработка стандарта реализации ООП с использованием дистанционных технологий обучения.

Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет 10 Проекты на гг. 1. Мониторинг неэффективных программ; 2. Разработка и реализация учебно-методического сопровождения образовательного процесса в ТГУ; Цель Проекта: Разработать и внедрить систему учебно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с современными нормативными документами (Федеральный закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательные стандарты и др.), требованиями дорожной карты, задачами качества образования. 3. Повышение языковых компетенций преподавателей ТГУ

Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет 11 Обоснование выбора образовательных программ для аккредитации 1. Международная направленность программ и наличие иностранных студентов (для международной аккредитации). 2.Актуальность, уникальность содержания программ и ориентация на потребности рынка. 3. Выпускники программы, востребованные рынком труда. 4. Создание в ТГУ центров превосходства, спец. лабораторий в том числе мирового уровня как одного из важных ацпектов, определяющих качество условий для организации практики студентов по заявленным ОП. Международная и профессионально-общественная аккредитации образовательных программ в гг.

Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет 12 Вид аккредитации Международная аккредитация 23 Профессионально- общественная аккредитация 45 Предлагаемые плановые показатели (по существующей дор карте , , , 2018 – 5, , )

Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет 13 Программы, предлагаемые на международную аккредитацию в 2015 году (предварительные данные) Наименование образовательной программы Уровень 1Russian as a foreign language / Русский язык как иностранный Магистратура 2Psychology of Health and Safety / Психология безопасности и здоровья Магистратура

Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет 14 Программы, выдвигаемые на международную аккредитацию в 2016 году (предварительные данные) Наименование образовательной программы Уровень 1Physics methods and informational technologies in biomedicine / Физические методы и информационные технологии в биомедицине Магистратура 2Practical psychology of individual achievements / Практическая психология достижений личности Магистратура 3Verification and Testing of Telecommunication Systems Components and Software / Верификация и тестирование аппаратных и программных модулей телекоммуникационных систем Магистратура

Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет 15 Программы, выдвигаемые на профессионально- общественную аккредитацию в году (предварительные данные) Наименование направления подготовки Уровень 1Оптотехника Магистратура 2Техническая физика Магистратура 3Математика Магистратура 4Менеджмент Магистратура

Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет 16 Поиск и персональная работа с талантами на всех уровнях образования (общее среднее образование, бак., маг. и т.д.) 1) Разработка общеуниверситетской стратегии работы с учащимися и координация взаимодействия структур университета («зонтичный проект»); 2) Сетевая работа со школами; 3) Педагогический клуб; 4) Кооперация с педуниверситетом; 5) Разработка концепции Лицея-интерната в г. Томске, кооперация с лицеем МГУ, «Иннопрактикой»; 6) Разработка содержательной концепции Музея науки и техники в г. Томске; 7) Создание в ТГУ системы поддержки талантливых школьников и школьных коллективов, студентов СПО; 8) Широкий бакалавриат с возможностью индивидуализации образовательной траектории для талантливых студентов; 9) Магистратура с возможностью элитного обучения для одаренных

Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет 17 Интернационализация образовательной деятельности Центр международных совместных образовательных программ; Разработка МООС; Привлечение зарубежных ученых в учебный процесс; Разработка англоязычных курсов и образовательных программ.

Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет 18 Международные образовательные программы Бакалавриат; Магистратура; ацпирантура - образовательные программы ТГУ, по которым обучаются иностранные студенты, с выдачей диплома государственного образца (отдел магистратуры - Щеголева Н.В., отдел ацпирантуры – Касаткина Т.В.) - совместные международные образовательные программы (Центр совместных международных образовательных программ – Кушик Н.Г.) Совместные образовательные программы: -бакалавриат, магистратура, ацпирантура, дополнительное образование; -различные реализации (обучение с получением двух дипломов/сертификатов, защитой двух диссертаций, включенное обучение с заменой части учебного плана дисциплинами университета- партнера); - востребованность у партнеров.

Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет 19 Регламент организации программ 1)Соглашение о научно-техническом сотрудничестве/рамочное соглашение между образовательными учреждениями 2)Соглашение о реализации совместной образовательной программы; 3)Дополнительные соглашения к Соглашению 2. Вуз- партнер

Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет 20 Результаты 2014 года В заключительном отчете 2014 года будут учтены Программы, результатом которых являются два диплома c Национальной консерваторией искусств и ремесел (Франция); c Университетом Лилль 1 Наука и Технология (Франция); c Университетом Маастрихта (Нидерланды); c Павлодарским государственным университетом (Казахстан); c Университетом Коимбры (Португалия). Программы включенного обучения c c Университетом Масарика (Чехия) c Университетом Вероны (Италия) c Балтийской международной академией (Латвия) Совместная PhD программа с Университетом Лион 2 Люмьер

Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет 21 Результаты 2014 года (2) Для организации и сопровождения совместных международных образовательных программ Создан Центр совместных международных образовательных программ; Разработана нормативно-правовая база, регламентирующая работу Центра; Разработаны проекты и примеры Соглашений об организации и реализации программ на различных уровнях (на русском и английском языках); Разработан комплект документов по входящей и исходящей мобильности в рамках совместных международных образовательных программ. Заявлено: 3 Выполнено: 9

Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет 22 Какие программы внедрять? Опыт 2014 года показал, что необходимо учитывать: статус Университета-партнера (место/присутствие в рейтинге QS); уровень и тип программы; возможную междисциплинарность программы; язык реализации программ; принадлежность программы Центру превосходства или лаборатории мирового уровня; «интерес» партнера (через софинансирование программы и количество студентов, направляемых в ТГУ на обучение).

Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет 23 Кто ведущий? Кто «ведомый»? Под «ведущими» будем понимать Университеты, стоящие выше нас в QS Ranking; Под «ведомыми» будем понимать Университеты, стоящие ниже нас или отсутствующие в QS Ranking; Географически… «Ведущие» Университеты рацположены, в основном, в Северной Америке, Европе и Австралии; «Ведомые» Университеты рацположены, в основном, в Юго- восточной Азии, на Ближнем Востоке, Латинской Америке;

Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет 24 Стратегия развития Опыт ведущих мировых Университетов Рацпространение лучших практик ТГУ на «ведомые» Университеты ТГУ

Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет 25 Стратегия развития (2) Ресурсы на внедрение программ с ведущими мировыми Университетами Ресурсы на мобильность (в части проезда) ведущих преподавателей и ученых ТГУ ТГУ «Ведомые» направляют в ТГУ иностранных студентов и софинансируют мобильность преподавателей ТГУ ТГУ приглашает специалистов ведущих Университетов; Ведущие Университеты разрабатывают программы, проводят маркетинг.

Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет 26 Изменение показателей «дорожной карты» Количество совместных международных образовательных программ = = 5 (ведущие) + 3 (ведомые) 10 = = = = = = = = = = = = 7+3

Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет год Бен Гурион, Сапиенца, Экс-Марсель, Коимбра (будет первый набор в 2015), Сан-Пауло или Рио - они все выше нас в QS; совместная PhD планируется у Эдинбурга и Кертина; Выберем 5 лучших, когда поймем, на какой они стадии (ближе к середине года); 3 «отстающих» - здесь София, Штаты-Мэривуд, вновь Лион и места, куда отправим наших читать лекции для повышения контингента иностранных студентов Географически…

Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет 28 Задачи на ближайшее время: 1) Совместные программы с университетами 5-100; 2) ИТМО – совместная магистратура; 3) ИТМО - подготовка совместных МООС; 4) Мониторинг неэффективных программ Необходимо совершенствовать: 1) систему сопровождения иностранных студентов и ацпирантов в ТГУ; 2) регламент и нормативные документы, определяющие порядок организации и сопровождения совместных международных образовательных программ (Проект разработан); 3) регламент, определяющий виды, способы и механизмы академической мобильности студентов и ацпирантов. Отсутствует (необходимо ввести): 1) мотивация ППС к разработке международных образовательных программ в ТГУ и чтению курсов на английском языке; 2) нормативные документы для защиты кандидатской диссертации на английском языке, PhD.

Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет 29 Проекты на гг.: 1. Организация и сопровождение совместных международных образовательных программ в ТГУ; 2. Совместные программы с университетами 5-100; 3. Развитие электронного обучения и дистанционных технологий, в том числе Интернет- лицея - МООС - проекты с EdX, Лекториумом, Сколтех, МИТ. - Внутренний конкурс МООС. - Сетевые проекты с университетами Сетевой проект с ТУСУР. 4. Мотивация ППС к разработке международных образовательных программ в ТГУ и чтению курсов на английском языке; 5. Разработка нормативной базы для защиты кандидатской диссертации на английском языке, PhD. Сетевые программы со стратегическими партнерами: а) Организация комплексов НОЦ-кафедра ( подобных ИСС, «Агат», Сбербанк, Микран, Газпром космические системы); б) ДПО для партнеров (пример – программа по энергосбережению, программа для «Микрана»).

Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет 30 Состояние дел 1. По всем разделам дорожной карты показатели перевыполнены (например, 9 международных совместных образовательных программ вместо 3 по плану, 4 образовательных программы, прошедшие международную или профессионально-общественную аттестацию вместо 1) 2. Уточнены подходы к выбору совместных международных образовательных программ (сформулированы основные принципы и подготовлены несколько проектов, базирующихся на доминанте качества образования и разрабатывающих систему развития и управления качеством образования) 3. Опыт международной и профессионально-общественной аккредитации Проблемы и затруднения 1) Внешнеполитическая ситуация (приоритеты сдвигаются на Восток, хотя нацеленность на «мост» и тройные программы остается); 2) Недостаточная правовая и нормативная база (PhD, защиты на английском языке, визовый режим и т.п.); 3) Отсутствие пула специальных лотов для «5-100» в ФЦП, РФФИ, РГНФ и т.п.

Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет 31 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!