Екатеринбург 2014 Российский государственный профессионально-педагогический университет Промежуточные результаты исследования по реализации государственного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ о результатах выполнения госзадания Минобрнауки РФ
Advertisements

Первичная инновационная площадка на базе ГБОУ ВПО МГПУ «Формирование социально- профессиональной компетентности студентов в процессе исследовательской.
Трудовая деятельность как объект мотивации Психология мотивации персонала.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОЗНАВАЕМЫХ И НЕОСОЗНАВАЕМЫХ КОМПОНЕНТОВ ПСИХИКИ.
Методический центр 2008 Планирование работы методических объединений Методические рекомендации.
Проект Министерства образования и науки Калужской области Управленческая модель «Центры подготовки кадров - эффективная модель частно-государственного.
« » « Сопровождение деятельности педагога в межаттестационный период »
О результатах анкетирования преподавателей и сотрудников на предмет удовлетворенности работой. ОМКО.
Педагог-психолог О.В. Троицкая г. ТЕМА: ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ – ЦЕНТР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ.
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ФГОУ ВПО СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт экономики, управления и природопользования направление «МЕНЕДЖМЕНТ» ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Программа модернизации педагогического образования 2014 – 2017 гг.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор.
О возможной модели сетевого взаимодействия в сфере профессионального образования министр промышленности, инновационных и информационных технологий Рязанской.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ «РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.
Формирование имиджа органов социальной защиты населения Свердловской области Сведения об авторском коллективе, осуществившем проект при поддержке РГНФ.
Транксрипт:

Екатеринбург 2014 Российский государственный профессионально-педагогический университет Промежуточные результаты исследования по реализации государственного задания Министерства образования и науки РФ

Общая цель исследования Разработать и апробировать методологию изучения социального портрета мастера производственного обучения Частные исследовательские цели Разработать методику изучения социального портрета и ценностных ориентаций мастера производственного обучения Выявить в социальном портрете и ценностных ориентациях мастеров производственного обучения проблемные аспекты функционирования этой профессиональной группы Разработать рекомендации, направленные на оптимизацию воспроизводства и социально- экономически востребованного функционирования мастеров производственного обучения как профессиональной группы

Задачи проекта Представить характеристики социального портрета Проанали- зировать ценностный набор Изучить характеристики социаль- ного самочувствия Выявить механизмы и каналы рекрутирования и воспроизводства Задачи эмпирического социологического исследования Создать модель воспроизводства мастеров Разработать показатели для экспертной оценки Представить методические показатели, необходимые для разработки новой методологи- ческой модели исследования Аналитические задачи

Первый этап Общеметодологический Разработка базовой методологической модели исследования Второй этап Эмпирический Третий этап Апробация методологии Четвертый этап Коррекция методологии изучения Проведение эмпирических социологических исследований Экспертная оценка результатов Аналитическое осмысление и коррекция предложенной методологии Проведение эмпирических социологических исследований Экспертная оценка результатов

Концептуальная модель исследования Уровень методологии Уровень методики Теоретико- методологический уровень Общенаучная методология Системный подход Деятельностный подход Аксиологический подход Социологическая методология Институциональный подход Общественно-групповой подход Теоретико-социологические положения, характеризующие основу разработки методики исследования Теории профессиональных групп Теории социального воспроизводства Теория социального самочувствия Теории внутриличностных механизмов регуляции деятельности (мотивы, потребности, ценностные ориентации) Эмпирико- социологический уровень Совокупность эмпирических показателей, составляющих характеристики социального портрета Разработка методики Апробация методики Перспективное использование

Этапы исследования Теоретический этап Методический этап Полевой этап Аналитический этап Этап разработки рекомендаций Анализ источниковедческой базы Подготовка научных статей Разработка методологии эмпирических исследований Создание дизайна выборки Разработка программы и инструментария Разведывательное подготовительное исследование Основное исследование Специальные полевые процедуры Анализ и интерпретация данных Подготовка научных статей, монографий Подготовка промежуточного отчета Выделение приоритетных проблем, требующих управленческих решений В стадии реализации

Эмпирическая база исследования Качественное исследование Количественное исследование Метод исследования : личное полуформализованное интервью 12 мастеров УрФО, обладающих различными социально- профессиональными характеристиками. Совокупность качественных типов, моделей поведения мастеров производственного обучения Заочное анкетирование с использованием интерактивных технологий Двухступенчатая случайная объем выборки единиц. Совокупность репрезентативных количественных данных

Основные результаты исследования Социальный портрет мастера производственного обучения Социальный портрет – это совокупность социально- демографических и иных характеристик, являющихся наиболее типичными для той или иной социальной группы (социально-демографические характеристики, ценностный набор, социальное самочувствие). Характеристики социального портрета и ценностный набор – это показатели, которые связаны с субъективной оценкой различных аспектов социальной среды.

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ (Чем меньше среднее, тем выше ранг) Ценности РангСреднее значение Семья, дети 11,41 Материальное благополучие 23,27 Работа 34,49 Стабильность 44,86 Профессионализм 55,07 Образование 66,51 Дружба 76,58 Свобода 87,06 Отдых 97,56 Карьера 107,99

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ (Чем больше среднее, тем выше ранг)

СУЖДЕНИЯ О ЦЕННОСТИ РАБОТЫ

Удовлетворенность различными сторонами жизни Удовлетворены Не удовлетворены Взаимоотношениями в семье, с другими родственниками Работой Взаимоотношениями в трудовом коллективе Возможностью получения новых знаний, повышения квалификации Проведением досуга Возможностью участвовать в политической жизни страны Материальным положением Медицинским обслуживанием

Только каждый четвертый мастер моложе 35 лет После 65 лет мастера ввиду физических нагрузок уже не могут работать Две трети мастеров в РФ старше 46 лет

Половина мастеров производственного обучения в России имеют высшее и неполное высшее образование, половина – среднее профессиональное Более высокий уровень образования имеют молодые мастера и представители среднего поколения Высшее образование имеет каждая вторая женщина-мастер, и только каждый третий мужчина Педагогическое образование имеют 42 % опрошенных мастеров, не имеют – 58% Чем выше уровень профессионального образования, тем чаще оно является педагогическим

Мнение мастеров о престижности своей работы (в % от числа опрошенных) Более высоко оценивают свою работу молодые мастера (до 35 лет), среди них больше половины (около 55%) считают ее престижной С возрастом меняются представления о будущем: чем старше респонденты, тем более пессимистичны их представления о ближайших перспективах Пессимистический настрой в работе увеличивается с возрастом и стажем работы

Две трети мастеров негативно оценивает ликвидацию начального профессионального образования как самостоятельной образовательной ступени Более лояльно к слиянию относятся мастера, проживающие в сельской местности, нежели мастера из областных центров Основными противниками объединения являются мастера, имеющие среднее профессиональное образование (80%)

Проблема Ранг (где 1 – самая значимая проблема, 8- самая не значимая) Плохая материально-техническая база учебных заведений 1 Предприятия неохотно берут учащихся на практику 2 Низкий престиж рабочих профессий в обществе 3 Отсутствие молодежи, старение кадров 4 Особый контингент учащихся 5 Сложности с трудоустройством выпускников 6 Мало часов отводится на практическую подготовку 7 Отрицательное общественное мнение о выпускниках с начальным профессиональным образованием 8 Мнение мастеров о проблемах подготовки рабочих кадров Иерархия наиболее важных проблем подготовки рабочих

Проблема Место (где 1 – самая незначимая проблема) Много случайных людей среди мастеров ПО 1 Низкий уровень квалификация мастеров ПО 2 Незаинтересованности мастера ПО в результатах труда 3 Основные проблемы подготовки рабочих, по мнению мастеров, порождает внешняя среда Мастера демонстрируют очень высокий уровень профессиональной солидарности, не принимая во внимание собственные погрешности Мастера ПО не идентифицируют собственные мотивационные и компетентностные характеристики с общепризнанными несоответствиями в подготовке рабочих

Модели привлечения к работе новых мастеров ПО (в % от числа опрошенных) Модель % Выпускника колледжа направлять на производство для приобретения определенного уровня квалификации, затем в профессионально- педагогический или педагогический университет 35 Кадровому рабочему с высоким уровнем квалификации и большим стажем работы предложить пройти бесплатные (за счет учебного заведения или др. источников) краткосрочные курсы по психолого-педагогической подготовке для дальнейшей работы мастером ПО. 30 Осуществлять подготовку мастеров в профессионально-педагогическом университете, где особое внимание уделять практический подготовке и сразу после окончания направлять на работу в техникум или колледж. 27 Выпускника колледжа направлять на учебу в педагогический вуз, а затем на работу мастером ПО 8 Итого: 100

61 % опрошенных мастеров пришли на должность мастера с производства 30 % опрошенных мастеров пришли в профессию после окончания учебного заведения Воспроизводство себя как профессиональную группу мастера связывают не с системой высшего образования, а со средним профессиональным образованием и производством Жизненный сценарий современных мастеров производственного обучения накладывает отпечаток на их представления о современных механизмах воспроизводства данной профессиональной группы Модели перехода мастеров с производства в образовательные организации Вынужденная мобильность Терминальная мобильность

Способы привлечения % Принимать на работу на основе "эффективного контракта" 38 Предоставлять льготные условия для покупки собственного жилья 37 Оплачивать получение образования, в т.ч. высшего с последующей отработкой в течение 5-7 лет 36 Установить льготный стаж (возможность досрочного выхода на пенсию) 25 Предоставлять служебное жилье (общежитие) 15 Предоставлять возможность совмещения работы мастера ПО с другой работой 8 Предоставлять отсрочку от армии 1 Итого: 160*

Реальная экспертиза компетентностного набора мастеров Разработка квалификационной модели современного мастера ПО Оценка ресурсного потенциала выпускников ВПО и СПО (оценка их потенциальной готовности работать мастером производственного обучения) Содержание эффективного контракта Разработка показателей для создания программ социальной молодежной политики, направленной на поддержку молодых мастеров Экспертное мнение об оптимальной модели подготовки мастера производственного обучения Набор показателей, полученных в ходе реализации обще методологического и эмпирического этапов Экспертная оценка