Методология бизнес исследования Касимовская Елена Николаевна к.э.н., доцент ekasimovskaya@gmail.com ekasimovskaya@gmail.com.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные этапы исследовательской деятельности. Боеспособность пехотных соединений русской армии в русско-турецкой войне гг. (на примере N-ской.
Advertisements

Теория статистики Корреляционно-регрессионный анализ: статистическое моделирование зависимостей Часть 1. 1.
Лекция 1 «Введение». Опр. эконометрика это наука, которая дает количественное выражение взаимосвязей экономических явлений и процессов. Специфической.
Линейная модель парной регрессии и корреляции. 2 Корреляция – это статистическая зависимость между случайными величинами, не имеющими строго функционального.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Теоретические основы анализа результатов прогнозирования Лекция 7.
1 Академия при Президенте РФ (РАНХиГС) Международный институт государственной службы и управления (МИГСУ) Кафедра акмеологии и психологии профессиональной.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Лекция 1 Введение.. Опр. эконометрика это наука, которая дает количественное выражение взаимосвязей экономических явлений и процессов.
Лекция 7 Постникова Ольга Алексеевна1 Тема. Элементы теории корреляции
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
АНАЛИЗ ДАННЫХ НА КОМПЬЮТЕРЕ. Регрессионный анализ.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Качественные методы исследования: значение, обработка и анализ данных.
Лекция 8 Временные ряды в эконометрических исследованиях.
Педагогический проект Новосибирский учебно-методический и консультационный центр Learn & Teach.
Основы статистики Краткий конспект.. 1. Статистика (лат.status – государство, его состояние, определяемое по результатам наблюдения) – наука, изучающая.
1. Определение объекта исследования. 2. Установление предмета исследования. 3. Формирование цели. 4. Выдвижение научной гипотезы. 5. Формулировка задач.
6 ноября 2012 г.6 ноября 2012 г.6 ноября 2012 г.6 ноября 2012 г. Лекция 5. Сравнение двух выборок 5-1. Зависимые и независимые выборки 5-2.Гипотеза о равенстве.
Семинар по подготовке выпускного аттестационного проекта ст. преподаватель Анастасия А. Голубева.
Транксрипт:

Методология бизнес исследования Касимовская Елена Николаевна к.э.н., доцент

Методология и методика Методология – учение о системе понятий и их отношений, система базисных принципов, методов,методик и способов их реализации в организации и построении научно-практической деятельности Методика – описание конкретных приемов, способов, техник и навыков. Включает в себя цели, принципы, содержание, методы.

Цели и задачи курса Способствовать формированию комплексного видения проблемных ситуаций и развитию аналитических способностей Предоставить информацию о способах эффективной организации процесса проведения индивидуального исследования и написания дипломной работы Оснастить современными знаниями в области проведения прикладных исследований

Основные темы Что такое исследование? Парадигма и концепция исследования Работа с литературой и источниками Разработка дизайна (структуры) исследования Сбор и анализ ( количеств. и кач.) данных Представление результатов исследования Проблемные зоны, практические моменты

Режим и формы работы Аудиторные занятия Работа в малых группах, презентации выполненных заданий Индивидуальные встречи- консультации с каждым слушателем, планирующим защиту в марте: быть готовыми представить результаты исследования на данный момент

Информационное сопровождение курса Слайды к занятиям Методическая разработка Методические рекомендации к содержанию и оформлению магистерских диссертаций SBS ( на русском и англ. Языках) Доп. Материалы, иллюстрирующие отдельные темы

Направления и уровни образования Академическое Бакалавр (ВА or B.Sc.) М.А., M.Sc., M.Phil. PhD Профессиональное BBA MBA DBA Дополнительное к высшему, второе высшее Обучение в России и за рубежом

Уровни программ и выпускные работы: межд.стандарты Уровень Итоговая работа Объем(тыс.слов) (1 стр=355 слов) Бакалавр Диссертация Магистр ( на основе уч. Плана) Диссертация 20 Магистр ( на основе исследования) Thesis40 Доктор Thesis80

Продолжительность программ: межд.стандарты Степень Минимум (месяцев) Максимум МА(очное\модульное) 18\3036\48 PhD(очное\модульное) 24\3660\72

Формы исследований Диссертация Отчет консалтинговой группы Статья в журнале Книга Специфический отчет по проблеме Обоснование проекта и т.д.

Понятие «Исследование» Исследование связано с решением вопроса об истинности Действительность Представление (Понятие) Реальность (Объект) Соответствуют ли наши суждения, высказывания и утверждения тому, что есть реально, или, наоборот, не соответствуют?

Сопоставление по отношению адекватности или соответствия Модели Факты (явления) Знания Онтология Представления Объект

Онтология Раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. Онтология выражает катрину мира, которая соответствует опр. Уровню познания реальности данной эпохи.

Характеристики и навыки хорошего исследователя Коммуникационные навыки Интеллектуальные навыки навыки владения IT Организационные навыки Мотивация Независимость

Типы исследований Exploratory research Descriptive Analytical or explanatory Predictive Quantitative Qualitative Applied Basic (fundamental) Deductive Inductive

Research Paradigms или Философия исследования Парадигма – это совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемых и разделяемых научным сообществом. Процесс научного исследования, основанный на опр.философии и предположениях( assumptions) о мире

Две основные парадигмы исследования Позитивистская(positivistic) Альтернативные термины:quantitative, objectivist, scientific, experimentalist, traditionalist Феноменологическая (phenomenological) Альтернативные термины: qualitative, subjectivist, humanistic, interpretivist Не важно для ВА, но ВАЖНО для МА и PhD

Смешанная методология: триангуляция ( triangulation)- использование различных подходов, методов и техник 4 типа триангуляции: Триангуляция данных Триангуляция результатов исследований Методологическая триангуляция ( одновременно кол. И кач. Методы) Триангуляция теорий

Концепция исследования Метод Данные Проблема Гипотеза

Примерная продолжительность основных этапов исследования Стадия исследования Необходимое время (%) Выбор темы 15 Формулировка проблемы 10 Разработка алгоритма(как проводить исследование) 10 Сбор данных 20 Анализ и интерпретация 20 Написание 25 ВСЕГО 100

Задачи научного руководителя -предоставление необходимых консультаций по теме исследования, -советов в части эффективной организации исследовательской работы, -рекомендаций относительно дополнительной литературы и областей знаний, имеющих отношение к изучаемым проблемам.

Задачи слушателя -подготовка и проведение исследования, -качественное и своевременное выполнение учебных работ, -написание научных статей, -написание дипломного проекта, -организация своей работы с научным руководителем

Задание: В рамках выбранных направлений исследования сформулируйте несколько гипотез с учетом их потенциальной проверяемости

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К НАПИСАНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Выдержка из ГОСТ подготовки магистра: Магистерская диссертация призвана раскрыть научный потенциал диссертанта, показать его способности в организации и проведении самостоятельного исследования, использовании современных методов и подходов при решении проблем в исследуемой области, выявлении результатов проведенного исследования, их аргументации и разработке обоснованных рекомендаций и предложений

Фазы дипломного исследования Постановочная часть: (определение целей и задач) Создание концепции исследования Обобщение опыта предшественников Проведение исследования и создание модели Тестирование\применение модели Оформление дипломной работы

Этапы исследования Выводы и рекомендации Формулировка проблемы и постановка задач Концепция и программа исследования Сбор данных Анализ данных Апробация Выводы и предложения

Составные части исследования Разведывательная – предварительная информация об объекте отсутствует Описательная – уяснить и описать основные ключевые параметры проблемы Объясняющая (аналитическая) – устанавливает взаимосвязь между параметрами Прогнозирующая – обобщает результаты аналитического исследования и приводит к построению прогноза Оценочная -оценка результатов воплощения моделей, стратегии, программы действия

Основные компоненты дипломного исследования Исследования: система характеристик Методология исследования Организация исследования Объект и предмет исследований Потребность в исследовании Ресурсы исследования Тип исследования Результат исследования

Практический результат Направленный на: область и система мер (Примеры) рекомендации модель программа действий стратегия решение проблемы тип организации система мотивации методика и т.д. эффективность производительность качество прибыль оптимизация (реорганизация) корпоративная культура инновационный потенциал имидж (бренд) и т.д.

Актуальность исследования Научный аспект: - задачи фундаментальных наук требуют разработки данной темы для объяснения новых фактов; -уточнение, развитие и разрешение проблемы исследования возможны и остро необходимы в современных условиях; -теоретические положения исследования позволят снять существующие разногласия в понимании процесса или явления; - гипотезы и закономерности, выдвинутые в исследовании, позволяют обобщить известные ранее и полученные Вами эмпирические данные.

Актуальность исследования Прикладной аспект: - задачи прикладных исследований требуют разработки вопросов по данной теме; - существует настоятельная потребность решения задач исследования для нужд общества, практики и производства; - исследование по данной теме существенно повышает качество научных, теоретических и управленческих разработок в определенной отрасли знаний; - новые знания, полученные в исследовании, способствуют повышению квалификации кадров.

Аргументы при обосновании практической значимости Наличие: – положительных результатов использования разработок исследования в обществе, отдельном коллективе, производстве, отрасли науки, какой-либо практике; – практических рекомендаций для построения некоторой системы, сценария по достижению результата; – рекомендаций, содержащихся в исследовании; – предложений, позволяющих совершенствовать методику исследования; – знаний, полезных для использования в учебном процессе

Научная новизна -Исследование должно содержать решение новой научной задачи или предлагать новые разработки, расширяющие существующие границы знаний в определенной отрасли науки. - Органично связана с темой. Должен существовать «прогноз» новизны исследования. Это обеспечивает выход на круг вопросов, образующих ядро исследования и обладающих существенными признаками новизны, оригинальности ("изюминка" исследования). -Может быть связана как со старыми идеями, что выражается в их углублении, конкретизации, дополнительной аргументации, показом возможного использования в новых условиях, в других областях знания и практики, так и с новыми идеями, выдвигаемыми лично Вами.

Элементы новизны -новый объект исследования, т.е. задача поставлена и рассматривается впервые; -новая постановка известных проблем или задач (например, сняты допущения, приняты новые условия); -новый метод решения; -новое применение известного решения или метода; -новые результаты теории и эксперимента, их следствия; -новые или усовершенствованные критерии, показатели.

Выявление новизны -Обстоятельное изучение литературы по предмету исследования, с анализом его исторического развития -Рассмотрение существующих точек зрения. Их критический анализ и сопоставление в свете новых задач исследования часто приводят к новым или компромиссным решениям -Вовлечение в научный оборот нового цифрового и фактического материала, например, в результате проведения эксперимента -Детализация известного процесса, явления. Подробный анализ практически любого, интересного в научном отношении объекта, приводит к новым полезным результатам, выводам, обобщениям

Задачи постановочного этапа выявление круга вопросов, для решения которых организуется исследование определение объекта исследования (социально-экономической системы) формулировка проблемы исследования определение целей (с точки зрения конечных результатов) и задач исследования

Выдержка из ГОСТ подготовки магистра: Тема магистерской работы должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития российской экономики и ее отраслей. Выбор темы осуществляется в соответствии со специализацией, по которой обучается студент магистратуры. Тематика магистерской работы может отражать как теоретическую, так и практическую направленность исследования. При выборе направления теоретическая часть исследования должна быть ориентирована на разработку теоретических и методологических основ исследуемых вопросов, использование новых концепций и идей в выбранной области исследования, отличаться определенной новизной научных идей и методов исследования. Практическая часть исследования должна демонстрировать способности студента решать реальные практические задачи из его профессиональной области на основе разработки моделей, методологических основ и подходов в исследуемых вопросах

Тема исследования Точно отражает содержание исследования Указывает область рассмотрения изучаемых вопросов (особенно для прикладных исследований) Может соответствовать гипотезе\вопросам исследования Формулировка темы является одним из критериев, по которым судят о качестве работы Утверждается

Тема исследования: как выбрать Личный интерес «мозговой штурм» Аналогия Морфологический анализ Mind mapping

Тема и проблема исследования: алгоритм определения 1. Изучаем литературу, определяем белые пятна 2. Список интересных вопросов 3. Обратно к литературе: есть ли ответы ДА НЕТ 4. Есть ли возможность исследовать, полезно ли, ограничения? 5. Удаляем ненужное 6. Действительно ли есть эта проблема НЕТ ДА След. шаг

Обзор литературы Теория: поиск подходящей парадигмы Модель: наличие, параметры, периоды, объекты, проверяемость Критический характер, поиск несоответствий

Задачи работы с литературой на начальном этапе 1.Определить, насколько исследована выбранная Вами тема. Отмечайте по ходу просмотра источников, кто и какие аспекты проблемы исследовал. 2.Выявить, есть ли расхождения в подходе к проблеме. Если встречается упоминание о том, что кто-либо с чем- либо не согласен, сразу фиксируйте. Если встречается упоминание, что кто-либо с кем-либо солидарен, также сразу фиксируйте.

Проблема исследования «Определение проблемы зачастую гораздо более важно, чем её последующее решение» Альберт Эйнштейн Проблема – реальное противоречие, требующее своего разрешения

Стадия 1 – проблема не определена « Объем наших продаж не растет, и мы не знаем почему» «Мы не знаем, будут ли люди заинтересованы в нашем новом продукте» Необходимые действия: Анализ ситуации на основе имеющегося экспертного мнения. Построение логических цепочек. В случае нехватки знаний в данной области – поисковая (разведочная) работа (работа с литературой и/или опрос экспертного мнения).

Взаимосвязь внешних и внутренних факторов Внешняя среда Ресурсы Правила и система организации Время Основа конкурентного превосходства

Модель конкурентных сил Портера Конкуренция внутри отрасли Глобальные конкуренты Потребители Технологии Конкурирующие управленческие команды Фондовый и финансовый рынки Новые игроки Поставщики Новые продукты Государственное (де)регулирование Конкурентное преимущество компании

Не растёт объем продаж Внешние причины Внутренние причины Экономический спад Действия конкурентов Предпочтения клиентов Операционные проблемы Ошибка в стратегии Проблемы с персоналом Маркетинговые промахи Неэффективное управление Действия государства Построение логических цепочек

Стадия 2 – распознавание области возникновения проблемы «Какая группа людей является нашим основным покупателем? Почему покупают продукцию конкурентов?» «Какие качества нашего продукта важны для наших покупателей? Что определяет успешность наших продаж?» Анализ опыта (своего и чужого, например, анализ рынка). Описательная работа (фиксация фактов и анализ). Необходимые действия:

Стадия 3 – ясное понимание проблемы «Конкуренты предлагают более удобную упаковку. Увеличится ли (и на сколько) объем наших продаж, если мы предложим прогрессивный дизайн упаковки?» «Покупатели находят новый продукт привлекательным. Успешность продаж зависит от качества рекламной компании. Как создать эффективную рекламную компанию?» Работа, направленная на выявление причинно- следственных связей (синтез: построение моделей, позволяющих прогнозирование, понятий и т.д.) Необходимые действия:

Пример построения логической цепочки при анализе внешних факторов при прогнозировании изменений обменного курса нац.валюты: влияние расширения денежного предложения на платежный баланс Рост предложения денег, расширение банковского кредита Процентные ставки падают Расходы в экономике растут Краткосрочный отток капитала Торговый баланс ухудшается ВР ухудшается

Пример: Внутреннее и внешнее равновесие: взаимодействие трех рынков ( случай фиксированных валютных курсов) Бюджетное стимулирование Доходы и расходы растут Процент растет Торговый баланс ухудшается Краткосрочный приток капиталов Сначала ВР может улучшиться, но впоследстви и ухудшится

Приведите собственные примеры: Упражение: постройте логические цепочки в рамках выбранных тем исследования

Операционализация проблемы 1) что, собственно, изучается? 2) для чего проводится исследование? P = f (x, y, z, …) Целевая (зависимая переменная) Независимые переменные

Выбор независимых переменных Составление структурной схемы показателей предмета (предметов) исследования. Оценка возможности измерения каждого из показателей конкретным индикатором. Поиск структурных субпоказателей. Доведение конкретизации показателей до такой степени, чтобы каждому из них мог соответствовать вопрос анкеты или стат. показатель (или, что то же самое, независимая переменная).

Понятие гипотезы Предварительное (недостаточно доказанное, вероятностное или интуитивное) объяснение (предположение, предсказание) причинно-следственных связей и поведения исследуемого объекта Выдвигаются, как правило, на основе опыта, интуиции и анализа имеющейся предварительной информации Гипотеза – это утверждение по поводу взаимосвязи переменных Нулева гипотеза (Н о ) – переменные НЕ связаны Альтернативная гипотеза ( Alternate Hypothesis)H1 – переменные связаны Первой ВСЕГДА тестируют нулевую гипотезу

Вопросы и гипотеза Позитивистское исследование: Должны отражать взаимосвязь между переменными Быть четко(недвусмысленно) сформулированы Предполагают возможность эмпирической проверки Феноменологическое исследование Менее очевидны Могут модифицироваться в процессе исследования Общие правила: Начинаются со слов «что», «как»... Не содержат четкого указания на связь параметров Узко направлены

Выдвигаются по отношению к · целевым результатам эффективности объекта исследования во взаимосвязи со всей социально-экономической системой, частью которого он является; · свойствам объекта исследования (сущности и структуры, методологии функционирования и развития) и их ограничениям; · причинно-следственным взаимоотношениям объекта исследования с внешней средой; · причинно-следственным взаимосвязям во внутренней среде объекта исследования (в том числе, составу элементов и структуры подсистем объекта исследования); · составу факторов, причин и их влиянию на результаты функционирования объекта исследования; · вариантам выбора направлений совершенствования объекта исследования; · ключевым факторам (двигателям) совершенствования объекта исследования, и т.д.

Требования к гипотезе 1. Целенаправленность 2. Релевантность 3. Прогностичность 4. Проверяемость 5. Внутренняя непротиворечивость 6. Однозначность 7. Совместимость 8. Значимость 9. Простота

ИНДУКЦИЯДЕДУКЦИЯ 1. Эмпирическое наблюдение Накопление и предварительный анализ фактического материала 2. Предположение Выдвижение рабочих гипотез 4. Концепция Корректировка гипотезы 5. Вопросы исследования Сформированные на базе гипотезы 6. Сбор данных 7. Анализ данных Проверка гипотезы 3. Изучение теории, анализ опыта предшественников «Колесо» исследования

Стадии формирования и развития гипотез Стадия 1 Стадия 1 – Подготовительная Стадия 2 - Стадия 2 - Формирующая Стадия 3 Стадия 3 – Опытная (экспериментальная)

Примеры гипотез «Высокие люди имеют больше шансов занять высокую должность в РФ»

Этапы исследования(повтор) Выводы и рекомендации Формулировка проблемы и постановка задач Концепция и программа исследования Сбор данных Анализ данных Апробация Выводы и предложения

Концепция исследования Система основополагающих взглядов, целей, идей и принципов (методов) исследования, общий его замысел постановка проблемы исследования, обоснование её актуальности, определение подхода к исследовательской работе (в том числе рабочей гипотезы, теоретической базы, зависящей(их) и объясняющих переменных, применяемых методов анализа), организация проведения исследования (алгоритм)

Проектирование исследования Гипотеза Выбор методов исследования Исследуемые переменные Структура и организация Масштаб Ресурсы Проект результатов Программа исследования Условия и ограничения

Концептуальный дизайн исследования - четкое формулирование целей исследования и решаемой проблемы, - выдвижение гипотезы, - определение теоретической и понятийной базы исследования, - проектирование конечных результатов (аналог «технического задания»), - определение информационной базы - оценка имеющихся ресурсов и подбор адекватных методов исследования - построение алгоритма и технологии исследования

Литературный обзор - по вопросам, касающимся свойств (характеристик) объекта исследования; -обзор существующих теоретических подходов; -обобщение результатов проведенных до Вас исследований; - обзор применяемых методов исследований

Типы литературных источников Учебные пособия Авторские труды (книги, сборники) Законодательные акты Периодическая профессиональная литература (журналы) Научная литература (научные статьи, обзоры исследований, монографии, авторефераты, диссертации и т.д.) Отчеты маркетинговых и информационных агентств Публикации аналитиков и экспертов Материалы компаний (годовые отчеты, бизнес-планы и т.д.) Сообщения с СМИ, Интернете

Рекомендуемый порядок первичного обзора литературы 1. Толковые словари и энциклопедии 2. Книги 3. Статьи в журналах 4. Статьи в газетах 5. Правительственные публикации 6. Диссертации (Theses) 7. Материалы конференций 8. Стандарты 9. Статистика 10. Годовые отчеты компаний 11. Обзоры отраслей и рынков

Библиография и ссылки Bibliography, references, footnotes Гарвардская(для общ.наук) и Ванкуверская( для ест.наук) системы оформления ссылок ВАЖНО! Университеты, издательства и пр. Могут иметь свои стандарты.

Примеры оформления списка литературы Пригожин, А.И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, – 864 с. Shaw, M. Group Dynamics. – New York: McGraw Hill, – xxx c. Бахвалов, Н.С. Численные методы: учебное пособие для физ.-мат. специальностей вузов / Н.С. Бахвалов, Н.П. Жидков, Г.М. Кобельников; под общ. ред. Н.И.Тихонова – 2-е изд. – М.: Физматлит, – 630 с. Российский стандарт: ГОСТ

Примеры оформления списка литературы (Гарвардская система) Книга: Davidson, Alan B. (1994) The Pursuit of Business, London: Chapman & Hall Статья: Porter, Michael E. (1990) 'Competitive advantage of nations', Harvard Business Review, 68 (2), pp.73-85, Глава в книге: Thorne, Sally (1994) 'Secondary Analysis in Qualitative Research: Issues and Implications', in Morse, Janice M. (ed.) Critical Issues n Qualitative Research Methods, Thousand Oaks: pp

Примеры оформления списка литературы (Ванкуверская система) Книга: 1 Davidson, Alan B. (1994) The Pursuit of Business, London: Chapman & Hall Статья: 2 Porter, Michael E. (1990) 'Competitive advantage of nations', Harvard Business Review, 68 (2), pp.73-85, Глава в книге: 3 Thorne, Sally (1994) 'Secondary Analysis in Qualitative Research: Issues and Implications', in Morse, Janice M. (ed.) Critical Issues n Qualitative Research Methods, Thousand Oaks: pp

Терминология, определения,параметры, данные Иногда – отдельный параграф В позитивистском исследовании может отражать составные части модели, параметры гипотезы В феноменол. Исследовании определения иногда есть результат самого исследования. Подход, полезный при обеих парадигмах – деконструкция гипотезы\вопроса исследования

Деконструкция: пример выявления параметров и определений для гипотезы «Высокие люди имеют больше шансов занять высокую должность в РФ» Высокие люди..... Выше ср.роста? Пол Возраст Место рождения Соц-эк.факторы Имеют больше шансов.... Период времени? Исторические изменения? И пр Занять высокую должность.. По сравнению с кем? Наличие статистики? Продолжительность службы? Какие должности занимал? Как двигался?..... высокую должность.. По рангу? По зарплате? По кол-ву подчиненных? Отрасль? Размер компании?....в РФ.. В рос.компании? В гос.органах? В ин. Компании, раб. В РФ? а как в др. Странах?

Вы готовы написать критический обзор литературы, когда: Определились с терминами Отобрали ТОЛЬКО материал, связанный с темой Сгруппировали материалы в разных категориях Выделили важные моменты, характеристики, зависимости и пр. Сравнили результаты Были критичны в своих оценках Можете продемонстрировать отношение именно к своей теме Использовали литературу для определения контекста именно ВАШЕГО исследования

Выбор методики исследования (1)Насколько полно была до Вас исследована выбранная Вами область исследования, а именно, каковы были исследуемые процессы и причинные (объясняющие) показатели? (2)Какие методы исследования были применены предшественниками? (3)Имеете ли Вы возможность влиять на исследуемые процессы, менять ход событий?

Концепция исследования (повтор) Система основополагающих взглядов, целей, идей и принципов (методов) исследования, общий его замысел постановка проблемы исследования, обоснование её актуальности, определение подхода к исследовательской работе (в том числе рабочей гипотезы, теоретической базы, применяемых методов), организация проведения исследования

Задача построения информационного запроса Составление структурной схемы показателей предмета (предметов) исследования. Оценка возможности измерения каждого из показателей конкретным индикатором. Поиск структурных субпоказателей. Доведение конкретизации показателей до такой ступени, чтобы каждому из них мог соответствовать вопрос анкеты (или переменная).

Конкретизация (пример) Задача: «Смоделировать функцию частного потребления для развивающихся стран ( на примере Кении, Филиппин и Южной Кореи)». 1. Какие типы функций потребления известны? 2. В чем различия? 3. Какой тип зависимости выбрать? Информационный запрос: «Какие факторы определяют частное потребление (перечислить) вообще и в указанных странах? ( доход? Инфляция? Безработица? Валютный курс? Процентная ставка? И т.д.)

Масштаб исследования Основные черты зависимости между переменными: (1) Величина(2) Надежность ("истинность") Соотношение между значимостью и количеством испытаний (выполненных анализов)? Слабые связи могут быть значимо доказаны только на больших выборках

Генеральная совокупность и выборка Наилучший подход: каждый участник генеральной совокупности имеет равную вероятность быть включенным в выборку Генеральная совокупность Выборка

Алгоритм исследования 123Результат

Пример алгоритма исследования Обзор литературы Качественное исследование Интервью с экспертами Список исследуемых показателей Количественное исследование Анкетирование Несоответствие ? Анализ Выводы и рекомендации Потребитель услуг Производитель услуг Результаты

Логика изложения проекта дипломного исследования Фактура исследования (объект + проблема) Обоснование (вторичная информация) Гипотеза Вопросы исследования (что необходимо узнать?) Теоретические и практические подходы (как это делалось до Вас?) (обзор литературы) Информационная база исследования (какие данные нужны?) Методика сбора и обработки информации Предполагаемые результаты

Примерная структура развернутого плана работ Титульный лист Абстракт Введение Обзор литературы Выводы и программа исследования Методология исследования План проведения исследования Оценка требуемых для проведения исследования ресурсов Список литературы

Требования к развернутому плану работ Простое, понятное название темы без профессионального сленга Быстрая четкая идентификация проблемы Релевантный обзор литературы по теме исследования Ясно видимые цели и задачи исследования Понятная гипотеза Логичное обоснование выбора метода исследования Обстоятельное описание информационной базы и подхода к ее формированию Присутствует изложение временных и ресурсных рамок исследования

Задание Подготовить выступление по развернутому плану исследования Продолжительность 10 мин. Слайды

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ Выбор методов исследования

Понятие «выборка» 1. Синоним понятия «выборочная совокупность» часть населения (популяции), которая, подвергается опросу, с тем чтобы полученные результаты могли быть распространены на изучаемую популяцию в целом 2. Процесс отбора единиц наблюдения (технология, способы и методы такого отбора определяют тип выборки)

Построение выборки 1. Определение объема выборки (например, количества человек, которых следует опросить для получения качественной информации) 2. Определение типа выборки построение конкретной схемы процедуры отбора 3. Оценка качества выборки определение, с какой вероятностью и степенью точности результаты опроса выборочной совокупности можно будет переносить на ту или иную часть популяции (генеральной совокупности)

Качество информации Репрезентативность - свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики генеральной Надежность - определенная гарантия того, что полученный результат правильно отражает изучаемую действительность Валидность (обоснованность) информации - подтверждение (доказательство), что исследовались (измерялись) именно те явления, которые предполагалось исследовать Проверка устойчивости - основная и контрольная группы

Репрезентативность выборки Репрезентативная выборка (representative sample) - одно из ключевых понятий анализа данных. Репрезентативная выборка - это выборка из генеральной совокупности с распределением F(x), представляющая основные особенности генеральной совокупности. ПРИМЕР: если в городе проживает человек, половина из которых мужчины и половина женщины, то выборка 1000 человек из которых 10 мужчин и 990 женщин, конечно, не будет репрезентативной. Построенный на ее основе опрос общественного мнения, конечно, будет содержать смещение оценок и приводит к фальсификации результатов. Необходимым условием построения репрезентативной выборки является равная вероятность включения в нее каждого элемента генеральной совокупности.

Подготовка выборки 1. Объект исследования 2. Генеральная совокупность 3. Основа выборки 4. Единица отбора 5. Единица наблюдения

Типы выборок Основной принцип – принцип рандомизации случайности Случайная выборка Систематическая случайная выборка Стратифицированная случайная выборка

Примеры Систематическая выборка: Население: 300 Величина выборки: \10=30 Начинаем со случайного выбора числа в промежутке от 1 до 30. Например, 23. Затем берем каждое 30 е показание, пока не наберем 10: 23, 53, 83,113,143,173, 203, 233, 263, 293

Примеры: стратифицированная выборка Население: 850(580 женщин и 270 мужчин) Величина выборки: /850 Х 100=68 женщин 270/850 Х 100=32 мужчин

Классификация исследований По типу собранных данных методы исследований можно подразделить на Качественные Количественные

Качественное исследование Как?Почему?Зачем? Рекомендуется, когда необходимо качественное описание какого-либо процесса. Примеры: Как потребитель осуществляет выбор того или иного товара? Каковы мотивы поведения избирателей?

Примеры качественных исследований Опросы (анкетирование и интервью) Фокус-группы Наблюдение Diaries Critical incident technique Эксперимент

Компоненты «отношения» Эмоциональная (чувства, эмоции) Осознанная (знания и уверенность (вера)) Поведенческая - предрасположенность (готовность) к действиям - намерения - поведенческие ожидания

Мнения и отношения Индивидуальность Социум Ценности Отношение Суждения

Способы измерения «отношения» Ранжирование Рейтингование Сортировка Выбор

Способы измерения «отношения» Ранжирование – требуется, чтобы опрашиваемые выстроили по порядку небольшое количество объектов на основе какого-то указанного им принципа Рейтинг - требуется, чтобы опрашиваемые определили положение объекта на предложенной им шкале в соответствии с своим восприятием свойств (качеств) объекта. Сортировка – требуется сгруппировать объекты на основе определенного критерия или экспертного знания Выбор – требуется выбрать из двух или более альтернатив Психологические способы измерения – определение отношения без вербального ответа опрашиваемого (например, по изменению кровяного давления)

Требования к анкете - целенаправленность; - простота (четкость, понятность, краткость вопросов, по возможности допускающая ответы «да» или «нет»); - однозначность понимания вопросов, что предполагает однозначные на них ответы; -нейтральность (невозможность практического использования ответов против опрашиваемого); -логическая последовательность (от простого к сложному, от общего к частному, конкретизирующему)

Общие правила анкетирования Объясните цель анкетирования участникам Старайтесь, чтобы вопросы были максимально простыми Не используйте слэнг или профессиональный жаргон Избегайте двусмысленности и вопросов в негативной форме Избегайте неконкретных определений типа «большой. Маленький» Задавайте вопросы, ТОЛЬКО связанные с темой ( а не все, которые пришли Вам в голову) Включайте вопросы, которые являются проверочными для ответов на другие вопросы Избегайте вопросов, требующих расчетов Избегайте наводящих вопросов, обидных и агрессивных вопросов Постарайтесь, чтобы список вопросов был как можно короче, но включал все необходимые для достижения цели

Полезные ресурсы Базовый пакет ( 10 вопросов в анкете, 100 ответов/опрос) – бесплатно Дж.Мангейм, Р.Рич «Политология: методы исследования» (главы из книги) Электронный учебник по статистике и эконометрике

Количественное исследование Сколько?Каков вид взаимосвязи? Связано с операционализацией проблемы\гипотезы Рекомендуется, когда необходима ( и возможна) количественная оценка существующих взаимосвязей

Количественный анализ данных Статистика - это набор методов и теорий, применяемых для количественного анализа данных ( для принятия решения в условиях неопределенности) Позволяет распознать и оценить ошибки количественного измерения параметров Два типа кол.анализа: разведочный анализ данных ( или описательная статистика) используется для обобщения и представления данных подтверждающий анализ ( confirmatory data analysis) позволяет обработать данные,сделать выводы и построить прогнозы

Confirmatory Data Analysis: основные техники (методы) Параметрические методы применяются в случае, когда данные характеризуются нормальным распределением ( Normal Distribution) Непараметрические методы применяются в случае возможного искажения данных ( отсутствие нормального распределения), например, при нерепрезентативной выборке

Основные моменты, влияющие на выбор метода 1. Тип анализа данных (разведывательный или подтверждающий) 2. Характер выборки ( нормальное распределение или искаженное): соответственно параметрические или непараметрические инструменты 3. Количество переменных исследования: одномерные и многомерные 4. Шкалы ( типы) измерения: номинальные, порядковые, интервальные, относительные

Разведывательный анализ: частота наблюдений и распределение Mean – (истинное) среднее (х) Медиана (М) – то значение, которое располагается строго посередине массива упорядоченных данных Мода (m) – наиболее часто встречающееся значение Позволяют выявить центральную тенденцию и сделать выводы о характере распределения

Нормальное распределение Частота Среднее, мода и медиана Значение переменной

Выводы Когда кривая распределения симметрична, значения трех показателей совпадают. Это называется нормальным распределением. Когда кривая искажена, средняя, медиана и мода имеют разные значения При положительном характере искажения данных «хвост» кривой распределения вытянут вправо и большая часть данных концентрируется в диапазоне меньших значений При отрицательном - наоборот

Выводы ( продолжение) В случае мономодальности кривой ( т.е. один пик) и ее относительно слабой искаженности, соотношение показателей выражается: Среднее – Мода = 3(Среднее – Медиана)

Измерение дисперсии Позволяет описать разброс данных (spread of values) При использовании одновременно с показателями частоты распределения позволяет получить адекватное представление о массиве данных в двух измерениях Два простейших показателя дисперсии данных – range and interquartile range

Измерение дисперсии Range это разница между наивысшим и наименьшим значением параметра Range = Eu – E L Interquartile range = Q3 – Q1 Semi-interquartile range = (Q3 – Q1)\2 Стандартное отклонение ( Standart Deviation)

Ст.отклонение: S = (x – x) 2 \n Учитывает все отклонения от ср. показателя Рассчитать StDev. Пери од Значение (х)

Ответ:

Измерение изменений: индексы Простые индексы: измерение изменения параметра по отношению к базовому году Базовые и цепные индексы Взвешенные ( композитные или агрегированные) индексы: индекс Пааше, индекс Ласпейреса Прочие индексы

Пример Индекс потреб.цен: 15*10+24*6+425*3 10*10+27*6+655*3 0,7 Дефлятор: 15*8+24*7+425*5 10*8+27*7+655*5 0,68 год ценаобъемценаобъем книги рубашки TV

Дополнение: прочие показатели инфляции, используемые в современной международной статистике. Циклические колебания на товарных рынках не изменяют общего тренда инфляции. С этой целью в США выделяется показатель «базовой инфляции» (core CPI), для расчета которой из общего индекса инфляции исключаются цены на продукты питания и топливо. В современных условиях спектр торгуемых товаров на мировом рынке расширяется, и колебания инфляции могут быть вызваны не только изменением цен на продовольствие и топливо. Поэтому наряду с показателем базовой инфляции в США рассчитывается показатель «средней инфляции» (mean CPI) или «инфляция без выбросов» (trimmed CPI). Принцип расчета такого индекса состоит в том, что из индекса исключаются не просто отдельные группы товаров, а строится матрица изменения цен по отдельным продуктам на каждый период из общего индекса исключаются определенная доля максимальных и минимальных значений.

Базисные индексы Базисный индекс сравнивает цены в любой из рассматриваем ых периодов с одним и тем же базовым периодом: например, цены в марте, в апреле, в мае и т. д. сравниваются с ценами в декабре прошлого года

Темпы роста и темпы прироста При использовании таких индексов, для того чтобы определить, на сколько изменились цены, к примеру, в марте по сравнению с январем, необходимо: поделить соответствующие базовые индексы: 101/102 = 0,99 (т. е. уровень цен в марте составил 0,99, или 99% от январского уровня) или рассчитать процентное их изменение: (101–102)/102 *100% = –1% (т. е. цены в марте снизились на 1% по сравнению с январским уровнем). Между двумя полученными величинами имеется взаимно однозначное соответствие. Первую (0,99) часто называют темпом роста, а вторую (–1%) темпом прироста. Темп роста больший 1 (100%) или положительный темп прироста показывает, что цены растут. Темп роста меньший 1 (100%) или отрицательный темп прироста показывает, что цены падают.

Цепной индекс сравнивает цены в рассматриваемый период с предыдущим: например, цены в марте с ценами в феврале, цены в апреле с ценами в марте, цены в мае с ценами в апреле и т. д.

Сравнение двух методов При использовании таких индексов, для того чтобы определить, на сколько изменились цены, к примеру, за два месяца январь и февраль, необходимо: перемножить соответствующие индексы, которые в данном случае представляют собой темпы роста цен за месяц: 1,02 * 1,01 = 1,03; или сложить соответствующие темпы прироста: 2% +1% = 3% (данная форма вычислений является приблизительной и для больших изменений дает приблизительный ответ с большой погрешностью). Как правило, базисный метод применяется в стабильных условиях и при низкой инфляции. Цепной метод при нестабильном характере предложения и ассортимента товаров и услуг, за ценами на которые ведется наблюдение, при частой смене организаций, участвующих в наблюдении за ценами.

Прочие индексы Индекс Херфиндаля-Хиршмана Индекс внутриотраслевого обмена Грубела-Ллойда (ITT – Intraindustry Trade Index) Коэффициент Джини Индекс неравенства Аткинсона Индекс региональной автономии (IRA) И тд.

Определение фазы цикла и прогноз экономической конъюнктуры: композитные экономические индексы Индекс опережающих экономических индикаторов – Leading Economic Indicators Index (LEI) Индекс экономического соответствия – Coincident Economic Index (CEI) Индекс экономического запаздывания – Lagging Economic Index (LEI)

Индекс опережающих индикаторов (LЕI) Средневзвешенная из: Средняя продолжительность рабочей недели в производственном секторе (часов) - Average weekly hours, manufacturing; Средняя продолжительность рабочей недели Еженедельное количество первичных обращений за пособиями по безработице (тыс.) - Average weekly initial claims for unemployment insurance; безработицеinitial claimsunemployment Объем новых заказов в обрабатывающей промышленности на потребительские товары и материалы (млн. долл.) - Manufacturers new orders, consumer goods and materials; Индекс времени, требующегося для исполнения заказов. (%) - Vendor performance, slower deliveries diffusion index; Объем новых заказов на капитальные товары необоронного назначения (млн. долл.) - Manufacturers new orders, nondefense capital goods; Количество разрешений на новое строительство (тыс.) - Building permits, new private housing units;Building permits Динамика 500 акций - Stock prices, 500 common stocks; Денежная масса М2 (млрд. долл.)- Money supply, M2;М2Money supplyM2 Спрэд доходности 10-летних облигаций федерального казначейства и ставки по федеральным фондам США (%) - Interest rate spread, 10-year Treasury bonds less federal funds; Индекс потребительских ожиданий (индекс, 1966:1=100) - Percent Index of consumer expectations.

Композитные индексы ( продолжение) Индекс экономического соответствия (CEI) Уровень заработной платы в несельскохозяйственном секторе Личный доход минус трансферты Промышленное производство Обрабатывающие отрасли и торговля ( объем продаж) Индекс экономического запаздывания (LEI) Ср. продолжительность безработицы Отношение запасов к объему продаж ( обраб. Пром-ть и торговля) Удельный вес расходов на оплату труда в объеме производства ( обраб. И торговля) Средняя ставка первоклассным заемщикам Займы ( торговля и промышленность) Уд. Вес потребительской задолженности в личном доходе ИПЦ в сфере услуг

Подтверждающий анализ данных Основные проблемы: Трудно выявить и учесть ВСЕ переменные Многие воздействия случайны Ограниченный набор данных + возможны ошибки Математическая статистика – эконометрика – попытка решить эти проблемы Типы эк. Данных: перекрестные данные (cross-section data) и временные ряды ( time series)

Пример: Методы математической статистики подробнее см. Методы ранжирования Корреляционный анализ Построение регрессии Методы группировки – дисперсионный анализ Методы классификации – кластерный анализ Дискриминантный анализ Факторный анализ Многомерное шкалирование Анализ временных рядов И пр.

Измерение взаимосвязей между переменными Выявление взаимосвязи – корреляционный анализ Если связь есть – построение регрессии ( модель) Коэф. Корреляции Пирсона (r) – параметрический Коэф. Корреляции Спирмана (r s ) - непараметрический

Анализ линейной стат.связи между переменными: корреляция Коэф.корреляции Пирсона (r) r 0.9-0,99Очень высокая пол. корреляция Высокая пол. корреляция Средняя пол. кор Низкая пол. Кор 0- (-0.39) -0.4 – (-0.69) Низкая отр. Кор Средняя отр. Кор -0.7 – (-0.89)Высокая отр. Кор -0.9 – (-0.99)Очень высокая отр. кор

ПРИМЕР: есть ли корреляция? weekNumber of orders (x)Number of calls (y)

ОТВЕТ

Корреляция: коэф. Корреляции Спирмана (Spearman) (Rs) Непараметрический, используется когда трудно измерить параметры, но можно их проранжировать. Данные должны быть много ( би)вариантны Проранжированы Формула: D – разница между двумя значениями N – количество наблюдений Rs =1 – абс. Пол.лин кор-я; Rs = 0 – кор-ии нет

Пример: есть ли корреляция Производство и расход материалов Месяц Производство(шт)Расход материалов (кг) янв фев март апр май июнь июль

ОТВЕТ ( при n = 7)

Хи- квадрат ( Chi-squared test) Коэф. Корреляции (Пирсона) измеряет силу связи переменных Коэф. Спирмана – то же самое для упорядоченных наблюдений Но иногда данные приводятся в номинальном выражении Непараметрический метод хи-квадрат тест для определения стат. Значимости данных путем проверки случайности( их получения) (contingency)

Формула для расчета Расчет хи-квадрат тест Х 2 = сумма ((О-Е )2 \ Е) Где О – фактические значения Е – ожидаемые значения

Пример. Нулевая гипотеза: посещение столовой и прогулы не связаны. Проверяем Факт. Частота наблюдений (О) Посещ.столовую Не посещ.ВСЕГО Кол-во прогульщиков Кол-во судентов посещ.лекции ВСЕГО

Расчеты: Ожидаемая частота наблюдений (Е) Посещ.столовую Не посещ.ВСЕГО (100*50)\180=28(80*50)\180=2250 (100*130)\180=7280*130)\180= ОЕ(О-Е)2\Е \28= \22= \72= \58= ВСЕГО

Проверка значений хи- квадрат теста Таблицы Доверительный интервал ( например 5%-ный, т.е. наша гипотеза верна на 95%) Степень свободы: v = (r-1)(c-1), где r – кол-во строк, с – кол-во столбцов ( в нашем случае v =1) В нашем случае крит. Значение = 3.841, а мы получили значительно больше, след. Нулевая гипотеза отвергается ( т.е. Связь есть)

Прогнозирование ( forecasting) Анализ временных рядов Прогноз Две осн.модели: аддитивная и мультипликативная

Основные шаги Предсказываем тренд (T): простая лин. Регрессия, скользящее среднее Выделяем сезонную составляющую (S), рассчитываем сезонные индексы Выделяем циклическую составляющую и случайные колебания Y\T*S = C+I

Числовой пример ДАННЫЕ (ГОД\КВАРТАЛ)Y Q106 22Q192 33Q278 44Q Q117 62Q199 73Q278 84Q Q Q Q Q Q Q Q Q Q Q Q Q182 Дать прогноз на 1996 г

ДАННЫЕ (ГОД\КВАРТАЛ)Y СКОЛЬЗЯЩАЯ СУММА ПО 4- М КВАРТАЛАМ СКОЛЬЗАЩЕЕ ОБЩЕЕ ПО 8 КВАРТАЛАМТРЕНД(T) Q106 2Q Q ( : 8 =)183 4Q Q Q Q Q Q Q Q Q Q Q Q Q Q Q Q

Прогноз

Множественная регрессия: важные понятия Коэффициент детерминации R 2 (0< R 2

t-статистика Показывает значимость коэф. Регрессии Определяется по таблицам распределения Стьюдента, например: t 8;0,95 =1.860 (где 8 – степень свободы, озн., что имеется 10 наблюдений, 0,95 – доверит.интервал) Общее правило: Если t

Множественная регрессия: репрезентатитвность данных n – число наблюдений m – количество объясняющих переменных n > m+1 n=m+1 – минимально необх.число наблюдений n-m-1 – показатель степени свободы

Статистика Дарбина-Уотсона Показывает, случайны ли отклонения от регрессионной прямой: если близок к нулю, то имеется пол.авткорреляция остатков Если DW=2 – отклонения носят случайный характер Если DW = 4 – случай отрицат автокор. ( редко)

Статистика Дарбина-Уотсона: критические значения ( при n не менее и при 1-3 переменных в уравнении регрессии) 1

Некоторые доп. понятия Мультиколлинеарность ( только в случае множ.регрессии) – коррелированность двух и более переменных Гомоскедатичность – дисперсия отклонений вокруг среднего стабильна Гетероскедатичность выбор весов параметров вручную

Распространенные сокращения LS метод – метод наименьших квадратов WLS – взвешенный метод наименьших квадратов ( важен для гетероскедатичных данных) МА – Moving Averages ARIMA – Autoregressive Integrated Moving Averages- комбинация авторегрессионных преобразований и скользящего среднего ( обычно в случае автокорреляции остатков)

Пример исследований Анализ влияния характеристик квартиры на ее цену

Примеры маркетинговых и социологических исследований Примеры (теория + методики): Аналитический центр Юрия Левады Comcon – официальный представитель Reserach International в России

Качественные исследования: анализ данных Основная проблема: как трансформировать исх. Качественные характеристики в количественную форму ( для обработки и анализа) Связаны с парадигмой исследования ( позитивистской или феноменолог.) Методы: контент-анализ и repertory grid technique (репертуарные решетки)

Контент-анализ Представляет собой метод системного конвертирования текста в количественные переменные с цельюпоследующего кол.анализа Позволяет обобщить большой массив текстового материала с многовариантными формулировками Известен с 1740 г.

Основные стадии контент- анализа Выборка ( все заполненные анкеты проходят опр. Критерии отбора,остается часть) Определение единицы кодирования ( слово, буква, характеристика,фраза, тема и пр.) Фиксирование частоты наблюдения

Пример: исследование наиболее важных факторов, опр. Успешное продвижение товаров в Китае ( Czepiec H. promoting Industrial Goods in China: Identifying the Key Appeals, Int.Journal of Adv, 1993,#13 Источник – Peoples Daily Период – Выборка – 454 реклам Ед. Кодирования – характеристики (21) получ.из предыдущего исследования поведения потребителя Представление результатов:

Продолжение Характеристика Доля в рекламе (%) Жалобы на товар 40.5 качество 37.0 Соответствие стандартам 29.1 Экономичность 17.4 Полученные премии 15.6 Опыт продаж\производства 14.3 Гарантия 13.9 Сервис\поддержка 13.0 Сделано в Китае 11.2 Новое или улучшенное итд 10.1

Repertory Grid Technique (техника репертуарных решеток) Ментальная карта мировосприятия опрашиваемого Математическое представление восприятия ( perceptions) и отличительных качеств (constructs), посредством которых индивидуум видит и объясняет окружающий мир Осн. Составляющие метода: Элементы или объекты восприятия ( напр. Навыки для выполнения опр. Работы, виды товаров, группы населения и пр.) Отличительные качества – нужны для определения различий между элементами. Д.б.биполярны (плохой-хороший, высокий-низкий...) Связующие механизмы: методы определения силы ( интенсивности) и уровня связи между элементами и отличительными качествами ( напр. Ранжирование) Результаты: в виде матрицы, где элементы указаны в столбцах, а качества – в строках.

Неколичественные методы анализа качественных данных Общий аналитический подход (General Analytical Procedure): Построение когнитивных карт ( cognitive mapping Квази-судебный метод (Quasi-judicial method)

Методология исследования Завершающая стадия: написание и оформление результатов исследования

Стандартная структура дипломной работы(исследования ) Типичная модель изложения и представления исследовательского отчета ( независимо от уровня программы и целевого назначения проекта) 1. Пролог (по желанию) 2. Титульный лист. 3. Оглавление (с указанием страниц). 4.Абстракт. 5.Введение. 6. Теоретические основы. 7.Методология. 8. Изложение результатов. 9. Содержательное обсуждение результатов (дискуссионная часть, интерпретация). 10. Значение полученных результатов и рекомендации по дальнейшему развитию исследования. 11. Благодарности за оказанное содействие при подготовке работы. 12. Список литературы. 13.Приложения.

Типичные временные рамки написания (по результатам опросов) Раздел\задача Кол-во недель Введение 2 Обзор литературы 4 Методология 2 Результаты 4 Анализ и дискуссии 4 Выводы 2 Таблицы, диаграммы, приложения 1 Консультации 2 Распечатка, вычитывание, переплет 3 ИТОГО24

Защита: презентация результатов исследования Презентация: 20 минут – выступление по слайдам, 10 мин. – вопросы Содержание презентации: Тема, почему выбрали Гипотеза,вопросы и методы исследования Основные результаты исследования Выводы Личный опыт: чему научились новому в процессе Этические аспекты исследования Оценка: 70% - сама работа, 30% - устная презентация результатов

Критерии оценки Элемент Критерий Цели исследования Ясные, relevant, достигнутые Дизайн (концепция) исследования Логичный, рациональный, получ. Результаты обоснованы, проверяемы Обзор литературы Глубокий, источниковедческий, конструктивно критический, соответсвующий цели и концепции Сбор и анализ данных Первичных\вторичных, соотв.цели, качество анализа Выводы и рекомендацииС опорой на данные, очевиность, полезность, перспективность, неординарность Представление Стиль, язык, ясность изложения, таблицы\диаграммы, форма. объем Внутренняя последовательность Цели - выводы Вклад в акад. науку Оригинальность, новизна, перспективы

Желаю успехов! Встретимся на защите в марте!