Российский университет дружбы народов Медицинский факультет Лекция Менеджмент в здравоохранении Москва, 2015 Бреусов Алексей Васильевич Кафедра общественного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 1. Сущность управленческой деятельности. Понятие менеджмента.
Advertisements

СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Планирование и прогнозирование в системе менеджмента.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
Менеджмент и менеджер
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Основы курса управления Zoja Vaks. Управление и менеджмент… Менеджмент - управление производством: совокупность принципов, методов, средств и форм управления.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Учись побеждать! Тема 2: История развития управления Под научными основами управления.
Основы менеджмента в профессиональной деятельности Кафедра менеджмента Преподаватель Батурина Ольга Андреевна.
Управление персоналом как система Тема 2. Основные вопросы 2.1. Основы системного подхода к управлению персоналом Механизм управления персоналом.
Мотивация деятельности в менеджменте. Основные понятия Мотивация Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека.
План: 1.Менеджмент как управленческая деятельность человека. 2.Формы организации менеджмента.
Организация как объект управления Выполнил студент группы О-Вт : Дедю Сергей.
Организационное поведение. Тема 1. Основы теории организационного поведения.
Тема: «Лидерство в менеджменте». 1. Понятие лидерства 2. Основные формы власти 3. Формы побуждения 4. Стили руководства План.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
Введение в менеджмент. План урока Понятие менеджмента. Взаимосвязь основных категорий. Иерархия науки менеджмент. Организация как система управления.
Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
Транксрипт:

Российский университет дружбы народов Медицинский факультет Лекция Менеджмент в здравоохранении Москва, 2015 Бреусов Алексей Васильевич Кафедра общественного здоровья, здравоохранения и гигиены

Цель лекции Получение слушателями знаний (сведений) об основных терминах и понятиях менеджмента, этапах его развития, содержании теории и практики менеджмента, требованиях к менеджеру современной медицинской организации

План проведения лекции Основные понятия менеджмента Основные понятия менеджмента Организация, ее свойства, жизненный цикл Организация, ее свойства, жизненный цикл Значение управления в деятельности человека Значение управления в деятельности человека Менеджмент как тип управления Менеджмент как тип управления Классификация и структуризация менеджмента Классификация и структуризация менеджмента Мотивация персонала организации Мотивация персонала организации Власть и лидерство Власть и лидерство Стили управления и их использование Стили управления и их использование Основные функции менеджера современной организации и требования к нему Основные функции менеджера современной организации и требования к нему

Использованная литература Анголенко Н.И. Системное руководство организацией. Учебник. - М., – 467 с. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник.- 2-е изд.- М., Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер. – – 449 с. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: ЭКОНОМИСТЪ, – 692 с. Дракер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: Пер. с англ. – М.: Вильямс, – 364 с. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело», – 764 с. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление – это наука и искусство. – М.: Республика – 275 с.

Использованная литература Егоршин А.П. Основы управления персоналом. М.:Инфра- М., – 351 с. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. М., – 272 с. Кричевский Р.Л. Руководитель. – М., – 92 с. Попов С.Г. Управление персоналом. – М., – 173 с. Хант Дж. Управление людьми в компаниях: руководство для менеджера: Пер. с англ. – М.: Олимп-Бизнес, – 292 с. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство: пер. с англ. – СПб.: Питер. – – 194 с. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М.: «Интел-синтез», – 146 с.

Основные понятия менеджмента: Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Т.е. это структура, в которой люди строят отношения и взаимодействуют между собой. Организации бывают простые (одна цель) и сложные (имеют набор взаимосвязанных целей).

Общие характеристики организаций: наличие ресурсов (трудовых, финансовых, материальных, информационных, технических, технологических), горизонтальное разделение труда, вертикальное разделение труда, взаимосвязь с внешней средой (поставщики, конкуренты, партнеры, покупатели, государство), наличие внутренней среды (структура, кадры, размеры, миссия, цель), необходимость управления.

Основные понятия: Организация – это система, объединение частей в единое целое, свойства которого могут отличаться от свойств входящих в него частей. Системы бывают открытыми и закрытыми. Организация – это система, объединение частей в единое целое, свойства которого могут отличаться от свойств входящих в него частей. Системы бывают открытыми и закрытыми. Открытая система – это система, питающаяся извне какой-либо энергией или ресурсами (любая система, работающая на рынке и взаимодействующая с поставщиками и покупателями). Открытая система – это система, питающаяся извне какой-либо энергией или ресурсами (любая система, работающая на рынке и взаимодействующая с поставщиками и покупателями). Закрытая система имеет внутренний источник энергии (ресурсов) (часы, автомашина, самолет и т.д.). Закрытая система имеет внутренний источник энергии (ресурсов) (часы, автомашина, самолет и т.д.).

Свойства систем (1): неаддитивность – эффект от деятельности системы непостоянен и не всегда равен алгебраической сумме эффектов входящих в нее частей; неаддитивность – эффект от деятельности системы непостоянен и не всегда равен алгебраической сумме эффектов входящих в нее частей; эмерджентность – несовпадение цели организации с целями входящих в нее частей; эмерджентность – несовпадение цели организации с целями входящих в нее частей; синергичность – однонаправленность действий, приводящая к усилению конечного результата; синергичность – однонаправленность действий, приводящая к усилению конечного результата; мультипликативность – умножение эффективности системы за счет целенаправленных управляющих действий; мультипликативность – умножение эффективности системы за счет целенаправленных управляющих действий;

Свойства систем (2): устойчивость – способность противостоять негативным воздействиям внешней среды; устойчивость – способность противостоять негативным воздействиям внешней среды; адаптивность – способность приспосабливаться к новым внешним условиям работы; адаптивность – способность приспосабливаться к новым внешним условиям работы; централизованность – свойство системы управляться из какого-либо единого центра; централизованность – свойство системы управляться из какого-либо единого центра; обособленность – стремление к автономности; обособленность – стремление к автономности; совместимость – свойство взаимной приспособляемости и взаимной адаптивности частей системы; совместимость – свойство взаимной приспособляемости и взаимной адаптивности частей системы; свойство «обратных» связей – информация с выхода системы поступает на ее вход. свойство «обратных» связей – информация с выхода системы поступает на ее вход.

Жизненный цикл организации Э то совокупность стадий, которые проходит организация в период своей жизни: рождение (создание), развитие (детство, юность), зрелость (расцвет), упадок (старение). (Ларри Грейнер – этапы жизненного цикла организации)

Жизненный цикл организации Этап предпринимательства: Нечеткие цели Высокие творческие возможности Этап коллективности: Неформальные общение и структура Высокие обязательства Этап формализации управления: Формализация правил Стабильная структура Упор на эффективность Этап выработки структуры: Усложнение структуры Децентрализация Диверсифициро- ванные рынки Этап упадка: Бюрократизация Высокая текучесть кадров Возрастающие конфликты Рождение Рост (детство, юность) Зрелость (расцвет) Упадок (старение, смерть) Управление

Деятельность любой организации требует управления Без управления невозможно не только эффективное функционирование, но даже и само существование организации («Управление превращает неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу» П. Дракер)

Основные научные подходы к управлению традиционный традиционный процессный процессный системный системный ситуационный. ситуационный. При традиционном подходе рассматриваются по отдельности работа, персонал, администрирование, мотивация, система управления и т.д. При традиционном подходе рассматриваются по отдельности работа, персонал, администрирование, мотивация, система управления и т.д.

Процессный подход Майкл Портер – цепочка ценностей Майкл Хаммер и Джейнис Чампи – инжиниринг бизнес-процессов При процессном подходе управление рассматривается как процесс, например: «постановка целей – планирование – организация работы – мотивация – контроль». Разработка процесса или алгоритма управления организацией выносится на первый план.

Системный подход Людвиг фон Берталанфи – «Система – целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого» Джеймс Клоусон – системная модель организации; Синди Адамс и Билл Адамс – модель шести систем; Питер Сенеге – «пятая дисциплина» (системное мышление) При системном подходе организация рассматривается как система со своим входом (цели, задачи), выходом (результаты работы по показателям), обратными связями (между персоналом и руководством, снабженцами (сбытчиками) и менеджерами и т.д.), внешними воздействиями (налоговое законодательство, экономические факторы, конкуренты и т.д.).

Системы организации (по Адамс и Адамс)

Ситуационный подход Курт Левин – попытка увязать конкретные практические приемы и научные концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективным способом. Синтез 2-х идей: Идея уникальности и идея универсальности. При ситуационном подходе методы управления могут меняться в зависимости от ситуации. Результаты деятельности организации анализируются в различных практических ситуациях. Ведется поиск наиболее значимых ситуационных факторов, влияющих на показатели деятельности в динамике, прогнозируются последствия, а затем, на основании полученных данных, планируется будущая деятельность фирмы.

Управление в деятельности человека УПРАВЛЕНИЕ – это целенаправленное ВОЗДЕЙСТВИЕ субъекта управления на объект для достижения результата ВОЗДЕЙСТВИЕ – это влияние на деятельность человека, согласующее его труд с деятельностью других людей и ведущее к достижению общей цели или общего результата ! Специфика УПРАВЛЕНИЯ как вида деятельности проявляется в ВОЗДЕЙСТВИИ

Управление в деятельности человека Формальное Неформальное Прямое Опосредованное Явное Неявное Жесткое Мягкое Принудительное Мотивирующее РАЗНОВИДНОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЙ Спонтанное Целесообразное Случайное Необходимое Эпизодическое Постоянное

Управление в деятельности человека Воздействие Приказ Распоряжение Рекомендация Указание Поведение менеджера Предостережение Совет Формальное Неформальное Формы воздействий (мимика, манеры, интонации и т.п.)

Управление Воздействие ЕСЛИ, ТО СУЩЕСТВУЮТ Объект управления Субъект управления СУ ОУ ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ – социально-экономическая система (организация), воспринимающая воздействие как акт согласования деятельности людей в соответствии с целью существования, функционирования и развития Объект управления СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ – источник воздействия, звено системы управления, персонифицирующее воздействие, часть социально- экономической системы, осуществляющая воздействие на систему в целом Субъект управления Субъект и объект управления соотносятся, как часть и целое Управление в деятельности человека

Среда воздействия (СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ) Совокупность элементов и связей между ними, необходимых для осуществления воздействия Средства воздействия (МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ) Совокупность средств и методов воздействия на деятельность людей Действия (ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ) Последовательность и комбинация действий, из которых формируется воздействие Для осуществления управления необходимы: Для осуществления управления необходимы:

Менеджмент как тип управления Менеджмент – это управление, осуществляемое преимущественно в условиях рыночной экономики с использованием мотивационных механизмов управления с использованием экономических средств воздействия с использованием современных информационных технологий в организационно гибких формах Профессиональное управление

Менеджмент – тип управления, отвечающий современным потребностям рыночной экономики Менеджмент как тип управления МЕНТАЛИТЕТ НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ ОБЩЕСТВЕННАЯ СРЕДА И Н Ф Р А С Т Р У К Т У Р А М Е Н Е Д Ж М Е Н Т А

Менеджмент как тип управления Ценности Традиции Культура Соц.-полит. атмосфера Экономическая психология Правовое сознание Потенциал цели Рынок Проф. подготовка менеджеров Образование Система гос. управления Ресурсы Структура собственности Общественная среда Потенциал знаний Экономические знания Концепция менеджмента Концепция качества Социологические знания Знания в области финансов Психологические знания Научное сознание МЕНТАЛИТЕТ

Менеджер в организации и системе менеджмента Роль – модель поведения человека в системе его служебных и внеслужебных отношений, соответствующая его месту в организации, официальным задачам, его индивидуальным психологическим особенностям, личным ценностям, а также ожиданиям окружающих. Консультант Р о л и м е н е д ж е р а (конструирование концепции управления) (формирование организации) (инновации, мотивирование) (разрешение конфликтов) (анализ, оценка) (рекомендации, советы) Концептолог Организатор Лицо, принимающее решения Инициатор Арбитр Эксперт (персонификация управления)

Менеджер в организации и системе менеджмента Основные профессиональные и личные качества менеджера Система знаний Уровень образования Вариабельное мышление Интеллект Убежденность (уверенность) Способность к исследованиям Опыт практической деятельности Целеустрем- ленность Нравственность (этичность) Гуманизм Решительность и осторожность Настойчивость (воля) ………… ……………. ……………

Древний Шумер: «жрецы-бизнесмены» История развития менеджмента «Древний» «Индустриальный»«Систематизации»«Информационный» I период II периодIII периодIV период 9 тыс. лет до н.э. – кон. XVIII в – – – по наст. вр. Древний Вавилон: Хаммурапи, Навуходоносор II Древняя Греция: Сократ, Платон Древний Рим: Катон Старший Николо Макиавелли Адам Смит Роберт Оуэн Чарльз Бэббидж Поведенческая (бихевио- ристская) школа (с 1950 г.) Д. Мак Грегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт, К. Арджирис Школа человеческих отношений ( е гг.) М.П. Фоллет, Э. Мэйо, Ч. Бернард, А.Х. Маслоу, Д. Мак Клелланд Классическая (админист- ративная) школа ( гг.) А. Файоль, Л.Х. Гулик, Л.Ф. Урвик, Р.С. Дейвис Школа научного управления ( ) Ф.У. Тейлор, Х. Эмерсон, Г. Форд, М. Вебер, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбрет; В России: Г.М. Кржижановский, А.А. Богданов, О.А. Ерманский, А.К. Гастев, Е.Ф. Розмирович, П.М. Керженцев, Н.А. Витте, Ф.Р. Дунаевский, С.Г. Струмилин Процессный подход Ситуационный подход ( е гг.) П. Дракер, У. Марч, Р. Томпсон, Г. Деннисон, П. Лоренс, Д.Ларош Теория принятия решений и количественный подход ( е гг.) К. Черчмен, Л. Арноф, Д. Форрестер, Д. Вудворд Системный подход (1950-е гг.) Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Слоун, Р. Скотт, П. Дюпон

История развития менеджмента 1. Классическая (традиционная) школа управления: Ф.У. Тейлор, Х. Эмерсон, Г. Гант, супруги Гилбрет, Г. Форд, С. Томпсон, А. Файоль, М. Вебер, М. Фоллет, Р. Шелтон. 1. Классическая (традиционная) школа управления: Ф.У. Тейлор, Х. Эмерсон, Г. Гант, супруги Гилбрет, Г. Форд, С. Томпсон, А. Файоль, М. Вебер, М. Фоллет, Р. Шелтон. Представители этой школы исследовали вопросы эффективности труда на низших уровнях управления: производительность, эффективность, нормирование труда, работа с кадрами, мотивация труда работников, разрешение социальных проблем. Главным предметом исследований классической школы являлась работа. Представители этой школы исследовали вопросы эффективности труда на низших уровнях управления: производительность, эффективность, нормирование труда, работа с кадрами, мотивация труда работников, разрешение социальных проблем. Главным предметом исследований классической школы являлась работа.

История развития менеджмента 2. Административно-функциональная школа управления: А. Файоль, Дж. Муни, А.С. Рейли, Р. Дейвис, С.О. Доннел, М. Вебер, Ч. Бернард. Здесь рассматривались основные принципы менеджмента, функции управления, исследовались процессный подход к управлению, построение организаций, централизация и децентрализация власти, мотивация труда и стабильность кадров, разделение труда, власть и ответственность, справедливость оплаты, контроль работы. 2. Административно-функциональная школа управления: А. Файоль, Дж. Муни, А.С. Рейли, Р. Дейвис, С.О. Доннел, М. Вебер, Ч. Бернард. Здесь рассматривались основные принципы менеджмента, функции управления, исследовались процессный подход к управлению, построение организаций, централизация и децентрализация власти, мотивация труда и стабильность кадров, разделение труда, власть и ответственность, справедливость оплаты, контроль работы.

История развития менеджмента 3. Школа человеческих отношений или «неоклассическое направление»: Г. Мюнстер- берг, Э. Мейо, Ч. Бернард, Г. Саймон, Д. Мак-Грегор, А. Маслоу. Школа изучала вопросы социальной ответственности бизнеса перед работниками, вопросы индивидуальной психологии, потребности человека, психологию и мотивацию работников, конфликты, статусы и роли членов коллектива, лидерство в коллективе, роль социальных, половых, возрастных, этнических и других факторов, влияющих на эффективность труда. По мнению исследователей этой школы, счастливый рабочий – это эффективный и производительный рабочий. 3. Школа человеческих отношений или «неоклассическое направление»: Г. Мюнстер- берг, Э. Мейо, Ч. Бернард, Г. Саймон, Д. Мак-Грегор, А. Маслоу. Школа изучала вопросы социальной ответственности бизнеса перед работниками, вопросы индивидуальной психологии, потребности человека, психологию и мотивацию работников, конфликты, статусы и роли членов коллектива, лидерство в коллективе, роль социальных, половых, возрастных, этнических и других факторов, влияющих на эффективность труда. По мнению исследователей этой школы, счастливый рабочий – это эффективный и производительный рабочий.

История развития менеджмента 4. «Эмпирическая» школа управления: Р. Дэйвис, Л. Эппли, А. Слоун, У. Ньюмен, Э. Петерсен, А. Свенсон, У. Беннис, П. Дракер и др. Представители школы считали, что менеджмент должен быть построен на обобщении опыта прошлой работы с использованием методов экономических наук, психологии, социологии, статистики, математики. Эмпиристы заявляли о необходимости создания единой теории управленческой деятельности. 4. «Эмпирическая» школа управления: Р. Дэйвис, Л. Эппли, А. Слоун, У. Ньюмен, Э. Петерсен, А. Свенсон, У. Беннис, П. Дракер и др. Представители школы считали, что менеджмент должен быть построен на обобщении опыта прошлой работы с использованием методов экономических наук, психологии, социологии, статистики, математики. Эмпиристы заявляли о необходимости создания единой теории управленческой деятельности.

История развития менеджмента 5. Новая школа управления: Л. Берталанфи, Д. Форрестер, А. Раппопорт, К. Боулдинг, С. Бир, Д. Экман, М. Месарович, Л. Клейн, В. Лернтье и др. Представители «новой школы» занимались временным планированием работ, планированием рациональных расписаний поступления и расходования ресурсов, оптимизацией и распределением ресурсов организации, использованием «теории игр» при принятии решений в условиях неопределенности и рисков, прогнозированием, а также системным анализом, эконометрикой, статистическими методами анализа и оценки различных ситуаций. 5. Новая школа управления: Л. Берталанфи, Д. Форрестер, А. Раппопорт, К. Боулдинг, С. Бир, Д. Экман, М. Месарович, Л. Клейн, В. Лернтье и др. Представители «новой школы» занимались временным планированием работ, планированием рациональных расписаний поступления и расходования ресурсов, оптимизацией и распределением ресурсов организации, использованием «теории игр» при принятии решений в условиях неопределенности и рисков, прогнозированием, а также системным анализом, эконометрикой, статистическими методами анализа и оценки различных ситуаций.

Менеджмент Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современными организациями с целью повышения эффективности их работы и увеличения прибыли

Менеджер Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управленческой деятельностью, наделённый полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение Цель работы менеджера - обеспечение стабильной конкурентоспособности фирмы

управление = менеджмент ? руководство Сравнительный анализ понятий

Сравнительный анализ управления и менеджмента Критерий УправлениеМенеджмент Субъект Персонал управления Руководитель Объект Составляющие организации Подчиненный Ориентация АктуальнаяПерспективная Приоритет ЗадачаСтратегия Доминанта РешениеЦель Подход ОбъектныйПроцедурный Ресурсы КомплексныеСоциально-экономические Основа УниверсальнаяПрофессиональная

Управление - это непрерывный процесс выполнения последовательных стадий: планирования, организации, мотивации, координации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации. Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей. Управление = Менеджмент ???

Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организованных систем любой природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально- технических, социально- биологических, социально- экономических). Управление = Менеджмент ???

Процесс менеджмента

Основные функции менеджмента организациямотивацияконтроль это формирова- ние цели управления, выбор путей и методов достижения этой цели планирование это создание оптимальной структуры управления, направленное на достижение цели организации это совокуп- ность методов, стимули- рующих работников к наиболее эффективной работе это система регулирования деятельности работников по выполнению работы определенного количества и качества

КОНТ- РОЛЬ КООРДИ- НАЦИЯ ПЛАНИРО ВАНИЕ ОРГАНИ- ЗАЦИЯ МОТИВ АЦИ Я Взаимосвязь функций управления

Планирования в организации Это составление планов деятельности организации и ее подразделений на различные временные периоды Стратегическое Стратегическое - это определение целей и задач организации в долгосрочной перспективе (3-5 и более лет) Тактическое/оперативное Тактическое/оперативное - это система управления организацией на среднесрочный/краткосрочный (текущий) период времени (1-3/менее года)

Понятия прогнозирования и планирования Прогнозирование - это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений (стратегия) Планирование - это разработка последовательности действий, позволяющей достигнуть желаемого результата Планирование заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях

Техника и виды планирования последовательное планирование (новый план составляется по истечении срока действия предыдущего) скользящее планирование (по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т.д.) жесткое планирование (конкретно указываются все цели и мероприятия) гибкое планирование (учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом) Различают

Планирование как управленческое решение. Этапы планирования 1. Целеполагание (формулировка целей) Чего именно ваша фирма хочет достичь? Какой из способов представляется наилучшим? 2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей 3. Составление перечня необходимых действий Насколько приближены реальные результаты к планируемым? 4. Составление программы работ (плана мероприятий) Что конкретно нужно сделать, чтобы достичь поставленных целей? 8. Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости 6. Анализ разработанного варианта плана 5. Анализ ресурсов В каком порядке выполнять намеченные на предыдущем этапе действия? 7. Подготовка детального плана действий Решает ли разработанный план поставленные на первом этапе задачи? Какие ресурсы понадобятся для реализации плана? Нужно детализировать разработанный план, выбрать сроки выполнения работ, рассчитать необходимые ресурсы.

Системы планирования Бюджетное планирование ( I половина XX в.); Долгосрочное планирование (начало 1950-х гг.); Стратегическое планирование (1960-е гг.); Стратегический менеджмент (1980-е гг.); Менеджмент изменений (XXI в.) Стратегия – обеспечение осуществления миссии организации и достижение ее видения

Организация Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, оборудование, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.

Организация – упорядочение деятельности работников Организовать – значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установление взаимосвязей между различными видами работ и подразделениями

Мотивация это совокупность движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, имеющей определенную целевую направленность. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального роста.

Схема мотивационного процесса 1. Возникновение потребностей 2. Поиск путей устранения потребностей 6. Устранение потребностей 5. Получение вознаграждения за осуществленные действия 4. Осуществление действия 3. Определение направления действия

Теория иерархии потребностей А.Маслоу Основные идеи : неудовлетворенные потребности побуждают человека к действиям, удовлетворенные – не мотивируют людей; чем более высокое место занимают потребности в иерархии, тем для меньшего числа людей они становятся мотиваторами поведения.

Пирамида потребностей А.Маслоу Самовыражение Самоутверждение Социальные потребности Потребности в безопасности Физиологические потребности

Соотношение 4 теорий мотивации Потребность достижения успеха Потребность власти Потребность причастности Мотивирующие факторы достижение признание процесс работы ответственность продвижение Факторы здоровья политика и управление техническое руководство оплата труда взаимоотношения с руководством условия работы Потребность роста Потребность связи Потребность существования Потр. самовы- ражения Потребность признания и самоутверж- дения Потребность принадлежности и причастности Потребность безопасности Физиологические потребности ТЕОРИЯ МАСЛОУ ТЕОРИЯ АЛЬДЕРФЕРА ТЕОРИЯ ГЕРЦБЕРГА ТЕОРИЯ МАККЛЕЛЛАНДА

Материальные стимулы Денежные: Денежные: зарплата, отчисления от прибыли, доплаты, надбавки, компенсации, ссуды, льготные кредиты Не денежные: Не денежные: –Социальные: –Социальные: медицинское обслуживание, страховка, путевки, питание, оплата транспортных расходов, подарки –Функциональные: –Функциональные: улучшение организации труда, улучшение условий труда

Нематериальные стимулы Социально-психологические: Социально-психологические: общественное признание, похвала, порицание, поддержка, одобрение Творческие: Творческие: повышение квалификации, применение групповых форм работы, стажировки, командировки Свободное время Свободное время: гибкий график работы, дополнительный отпуск

Влияние мотивационных факторов на отношение людей к работе Факторы повышения производительности Заставляют работать лучше, % Делают работу привлекательней % То и другое вместе, % Хорошие шансы продвижения по службе Хороший заработок 4522 Работа, заставляющая развивать способности Сложная и трудная работа Работа, требующая самостоятельно думать Интересная работа Работа, требующая качества Признание и одобрение хорошей работы

Контроль Эта функция управления предполагает оценку, учет и анализ эффективности результатов работы организации При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей и необходимая корректировка намеченных действий

Этапы процесса контроля Выработка стандартов и критериев Сопоставления реальных результатов со стандартами и критериями Осуществление необходимых корректирующих воздействий: - - ничего не предпринимать - - устранить отклонения - - пересмотреть стандарт

Виды контроля Предварительный Текущий Заключительный

Координация Это функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов

Координация Для выполнения этой функции могут использоваться как всевозможные документальные источники (отчеты, докладные, аналитические материалы), так и результаты обсуждения возникающих проблем на совещаниях, собраниях, при интервьюировании, приеме посетителей и т. д.

С точки зрения привлекаемых ресурсов: С точки зрения привлекаемых ресурсов: финансовый менеджмент финансовый менеджмент менеджмент в сфере управления материально-техническими ресурсами (логистика) менеджмент в сфере управления материально-техническими ресурсами (логистика) менеджмент персонала менеджмент персонала информационный менеджмент информационный менеджмент менеджмент во временной сфере (расписание движения ресурсов). менеджмент во временной сфере (расписание движения ресурсов). Классификация менеджмента

С точки зрения сфер деятельности: С точки зрения сфер деятельности: производственный производственный банковский банковский рекламный рекламный в сфере страхования в сфере страхования в социальной сфере в социальной сфере в области медицины в области медицины в сфере транспорта в сфере транспорта в сфере строительства в сфере строительства в сфере торговли в сфере торговли в юридическом бизнесе в юридическом бизнесе международный международный военный военный Классификация менеджмента

С точки зрения функций: С точки зрения функций: стратегический стратегический операционный операционный инновационный инновационный антикризисный. антикризисный. С точки зрения среды организации: С точки зрения среды организации: международный (менеджмент во внешнеэкономической среде) международный (менеджмент во внешнеэкономической среде) внутрифирменный. внутрифирменный. Классификация менеджмента

Объект менеджмента - это любая организация, занимающаяся производственной деятельностью на рынке. По признаку объекта различают генеральный (управление организацией в целом) и функциональный (управление определенными сферами деятельности организации и ее звеньев) менеджмент. Классификация менеджмента

Уровни менеджмента в организационной иерархии

Высший (стратегический) уровень - это руководитель медицинской организации. На стратегическом уровне разрабатывается прогноз развития ситуации, определяются приоритеты, формируются цели и задачи, разрабатываются модели конечных (прогнозируемых) результатов. Это самый сложный и ответственный уровень в системе управления. В функции стратегического уровня входит разработка и принятие решений с учетом реальных и потенциальных возможностей организации, отрасли, страны, субъектов РФ. Уровни управления в менеджменте

Средний (тактический) уровень Средний (тактический) уровень - это заместители руководителя организации. Тактический уровень Тактический уровень несет ответственность за оптимальное распределение ресурсов в соответствии с выбранным на стратегическом уровне решением. Этот уровень отвечает за организацию работы отдельных служб и подразделений организации. Низший (оперативный) уровень Низший (оперативный) уровень - это руководители подразделений, не имеющие в подчинении других руководителей. Уровни управления в менеджменте

Иерархия управления разработка и реализация стратегии организации, принятие важных решений (президент компании, министр, ректор) контроль работы руководителей низшего звена и передача информации руководителям высшего звена (руководители отделов, деканы и т.д.) контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов: сырья, оборудования, кадров (начальники участков, мастера, и т.д.) Институ- циональ- ный уровень Управленче- ский уровень Технический уровень

Методы управления 2 группа 3 группа 1 группа Организационно- распорядительные (административные) Социально- психологические Экономические

Организационно- распорядительные методы Организационные Организационные – воздействие на структуру управления – –Организационное регламентирование: законы, уставы, другие регламентирующие документы – –Организационное нормирование: правила внутреннего распорядка, нормы и нормативы, технологические схемы и графики – –Организационное стимулирование: бригадная форма работы, перемещение в должности, расширение прав и функций

Организационно- распорядительные методы Распорядительные Распорядительные – воздействие на процесс управления Формы распорядительства: Формы распорядительства: постановления, приказы, распоряжения, инструктирование, указания, разъяснения, совет, предложение

Социально-психологические методы управления Это методы, использующие индивидуальное и общественное (групповое) сознание и психологию людей и основывающиеся на общественно-значимых морально-этических категориях, ценностях и воспитании. При помощи социальных методов осуществляется управление отношениями в группах и между группами. При помощи психологических методов – управление поведением индивида и межличностными отношениями в группе.

Экономические методы управления Это способы воздействия, имеющие в своей основе экономические отношения и экономические интересы людей. Экономические интересы государства отрасли организации личности

Власть менеджера Это способность Это способность того или иного лица оказывать влияние на поведение людей с целью подчинить их своей воле. Власть как организационный процесс подразумевает следующее: 1)власть существует у того, кто может ее использовать потенциально, 2)власть является функцией взаимозависимости, 3)власть не является абсолютной.

Типы власти в обществе, определяющие отношения между элитой и народом: 1. Охлократия 1. Охлократия – господство толпы (характеризуется отсутствием четкого подчинения граждан нормам морали и права, когда общественное поведение определяется на стихийном собрании, митинге, сходке людей) 2. Автократия 2. Автократия – власть одного лица (неограниченная власть в обществе одного лица) 3. Демократия 3. Демократия – власть народа (на основе общественного самоуправления)

Способы реализации власти: Распорядительская деятельность - распоряжений. Распорядительская деятельность - прямое руководство, осуществляемое за счет распоряжений. Распоряжения (по способу отдачи) устные письменные смешанные Распоряжения (по форме) приказы указания распоряжения советы

Способы реализации власти Виды приказов: по содержанию предписывающие запрещающие инструктирующие по направленности по основнойпо кадрам деятельности Приказ, отдаваемый устно, называется командой.

Понятие власти тесно связано с лидерством Лидерство Лидерство это способность эффективно использовать все имеющиеся источники воздействия для направления усилий отдельных личностей или группы на достижение целей организации. Лидеры используют власть как средство для ускорения этого достижения. Сама власть может строиться на личностных качествах или на занимаемой лидером позиции в организации.

Основы лидерства : Лидер Лидер в своей деятельности регулирует межличностные отношения (психологические, личностно-эмоциональные) Лидерство Лидерство проявляется в условиях микросферы, к которой относится малая группа Лидер Лидер выдвигается стихийно Лидерство Лидерство характеризуется меньшей стабильностью, выбор лидера в значительной степени определяется настроениями группы Лидер Лидер не обладает определенной системой официально признанных санкций Лидер Лидер принимает решения, касающиеся непосредственно групповой деятельности

Отличия лидера от менеджера Лидер – человек, получивший признание группы Менеджер - это должность

Стили управления Стиль управления Стиль управления – это манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и заставлять делать то, что в данный момент необходимо. Стили управления складываются «одномерные», «многомерные», Стили управления складываются под влиянием конкретных условий и обстоятельств. В связи с этим можно выделить «одномерные», обусловленные каким-то одним обстоятельством, и «многомерные», т.е. учитывающие два и более обстоятельств при построении взаимоотношений «руководитель-подчиненные» стили управления.

Одномерные стили управления Демократический Либеральный Авторитарный Делегирующий СТИЛЬ

Использование стилей управления Авторитарный стиль Авторитарный стиль предпочтительнее для руководства простыми видами деятельности, ориентированной на количественные результаты. Демократический стиль Демократический стиль предпочтительнее для руководства сложными видами деятельности, где на первом месте выступает качество. Делегирующий стиль Делегирующий стиль может быть использован в коллективах, где сотрудники обладают высоким уровнем интеллекта, профессионализмом, желанием и готовностью брать на себя ответственность за дела организации. Либеральный стиль Либеральный стиль – нежелателен.

грамотно и рационально ставить цели и задачи грамотно и рационально ставить цели и задачи анализировать ситуацию анализировать ситуацию прогнозировать ход событий и последствий прогнозировать ход событий и последствий планировать свою деятельность и деятельность организации планировать свою деятельность и деятельность организации рационально принимать решения рационально принимать решения мотивировать персонал мотивировать персонал организовывать работу и налаживать руководство организовывать работу и налаживать руководство регулировать отношения и разрешать конфликты регулировать отношения и разрешать конфликты формировать организационную культуру и управлять ею формировать организационную культуру и управлять ею вести постоянный учет и контроль. вести постоянный учет и контроль. Основные функции менеджера

Знания по проблемам: Знания по проблемам: ценовая политика – практика, теория, техника ценовая политика – практика, теория, техника формирование спроса и стимулирование сбыта формирование спроса и стимулирование сбыта исследование рынков исследование рынков прогнозирование – техника, методы, концепция прогнозирование – техника, методы, концепция бюджет – техника разработки, способы использования бюджет – техника разработки, способы использования процесс бизнес- и маркетингового планирования процесс бизнес- и маркетингового планирования товары (услуги) организации товары (услуги) организации каналы распределения услуг – типы, характеристика каналы распределения услуг – типы, характеристика технология работы, ее роль в конкуренции технология работы, ее роль в конкуренции Требования к менеджеру

Знания по проблемам: Знания по проблемам: рынок и потребители услуг рынок и потребители услуг юридические аспекты деятельности юридические аспекты деятельности трудовое законодательство трудовое законодательство использование ЭВМ и теории информатики использование ЭВМ и теории информатики сведения об организации сведения об организации макро- и микроэкономика макро- и микроэкономика финансы (деньги, банки, инвестиции, рынки) финансы (деньги, банки, инвестиции, рынки) социальная ответственность за рыночную деятельность ЛПУ социальная ответственность за рыночную деятельность ЛПУ материально-техническое снабжение материально-техническое снабжение характеристики потребителей товаров (услуг) организации. характеристики потребителей товаров (услуг) организации. Требования к менеджеру

Умения: Умения: организовать и планировать организовать и планировать принимать решения принимать решения руководить (быть лидером) руководить (быть лидером) общаться с людьми устно и письменно общаться с людьми устно и письменно побуждать людей к деятельности побуждать людей к деятельности решать конфликтные ситуации в коллективе решать конфликтные ситуации в коллективе быть объективным к людям быть объективным к людям подбирать, отбирать и обучать подчиненных подбирать, отбирать и обучать подчиненных подчиняться и соблюдать субординацию подчиняться и соблюдать субординацию вести переговоры. вести переговоры. Требования к менеджеру

Деловые и личные качества: Деловые и личные качества: аналитические способности аналитические способности широта интересов широта интересов гибкость в отношениях с людьми гибкость в отношениях с людьми устойчивость к стрессам устойчивость к стрессам терпимость к чужим мнениям терпимость к чужим мнениям объективность самооценки объективность самооценки энергичность энергичность самодисциплинированность самодисциплинированность работоспособность. работоспособность. Требования к менеджеру

Изменения в менеджменте будущего Направления изменений в менеджменте XXI века XXI века 3. Управление персоналом – «человеческий капитал» 4. Культура менеджмента 5. Функциональная и ролевая структура деятельности менеджера 2. Коммуникации 1. Образование менеджера

Основные черты менеджмента XXI века 1. Профессио- нализация управления 5. Организац. культура деятельности 6. Типологич. черты личности менеджера 2. Методоло- гическая культура деятельности 3. Уровень социальной ответствен- ности 4. Уровень образования

Цели и основные направления модернизации здравоохранения до 2020 года прекращение к 2015 году убыли населения России и доведение численности до 145 млн. человек к 2020 г.; увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 75 лет; снижение общего коэффициента смертности до 10 (то есть в 1,5 раза по отношению к 2007 году); снижение показателя младенческой смертности до 7,5 на 1000 родившихся живыми (на 20% к 2007 г.); снижение показателя материнской смертности на родившихся живыми до 18,6 (на 15,7% к 2007 г.); формирование здорового образа жизни населения, в т.ч. снижение распространенности употребления табака до 25% (сейчас более 50%) и снижение потребления алкоголя до 9 л в год на душу населения (в 2012 г. – более 18 литров).

Потребление алкоголя на душу населения у лиц старше 15 лет (чистый спирт)

Доля ежедневно курящего населения старше 15 лет

Количественные характеристики систем здравоохранения США, Великобритании и России (2012 г.) Характеристики СШААнглияРоссия Население 293,2 млн 60 млн 138,2 млн Кол-во врачей на 10 тыс. населения 700 тыс. 23,8 64 тыс. 11,6 414,6 тыс. 29,2 Кол-во средних медработников на 10 тыс. населения 2,3 млн. 78,4 358 тыс. 59,6 1,4 млн 97 Расходы на здравоохранение в год 1550 млрд $130 млрд $13 млрд $ Доля средств от ВВП 15%7,7%2,9% Расходы на одного жителя в год 5268 $2166 $83,1 $

Структура финансирования учреждений здравоохранения России в 2012 году Структура расходов на здравоохранение в странах центральной Европы

«Университет развивает все способности человека, в том числе – глупость» А.П. Чехов Наша задача – развивать только лучшие способности, причем самыми эффективными способами