Введение ФГОС в дошкольных образовательных организациях: проблемы и риски Тарасова Н.В., руководитель центра ФГАУ «ФИРО», к. п. н., доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС - новые задачи и условия деятельности ДОО Мотивационно-смысловой уровень - РАДИ КОГО? РАДИ ЧЕГО? Целевой уровень - ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ ДОСТИГНУТО? Технологический.
Advertisements

Повышение качества управления введением ФГОС дошкольного образования.
Сущностные характеристики совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка в условиях введения ФГОС дошкольного образования Баталова Т.Н. Старший.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
С егодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ от 655 были.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
Повышение качества управления введением ФГОС дошкольного образования 15 ноября 2013 года Заседание Координационного совета во введению ФГОС ДО МИНИСТЕРСТВО.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) 1.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО САДА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ III ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ «СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ.
к структуре ООП ДО к условиям реализации ООП ДО к результатам освоения ООП ДО ФГОС.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
Мастер-класс: «Организация предметно-развивающей среды в связи с введением ФГОС» МДОУ детский сад общеразвивающего вида 226.
"Что должны знать родители о ФГОС". С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Актуальные вопросы проектирования образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Шляхина О.Н., ст. воспитатель МБДОУ 177.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Масалова В. С., ст. преподаватель.
ВВЕДЕНИЕ ФГОС ДО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФГОС ДО Кириллов Иван Львович, зам. директора по.
"ФГОС дошкольного образования: проблемы внедрения и пути их решения" Кочкина Н.А., старший преподаватель кафедры дошкольного образования АО ИОО.
«В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО» «ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования РФ. Развивающая предметно-пространственная среда.»
«В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО» «ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования РФ. Развивающая предметно-пространственная среда.» Выполнила:
Транксрипт:

Введение ФГОС в дошкольных образовательных организациях: проблемы и риски Тарасова Н.В., руководитель центра ФГАУ «ФИРО», к. п. н., доцент

ФГОС - новые задачи и условия деятельности ДОО 2 Мотивационно- смысловой уровень РАДИ КОГО? РАДИ ЧЕГО ? Целевой уровень ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ ДОСТИГНУТО? Технологичес- кий уровень КАК И КАКИМ ОБРАЗОМ, КАКИМИ СПОСОБАМИ БУДУТ ДОСТИГАТЬСЯ? Ресурсный уровень КАКИМИ РЕСУРСАМИ ?

Стандарт дошкольного образования – обеспечение качества образования обновление дошкольного образования Качество основной образовательной программы дошкольного образования Качество образовательного процесса Качество условий реализации Программ, включая качество развивающей предметно-пространственной среды Профессионализм педагогических работников 3

(проблемы и пути решения) 1. Качество основной образовательной программы дошкольного образования (проблемы и пути решения) - Отсутствие реестра примерных ООП и критериев экспертизы ПООП. -Отсутствие методических комплектов, соответствующих требованиям ФГОС ДО! 4

(проблемы и пути решения) Качество основной образовательной программы дошкольного образования (проблемы и пути решения) Учебно-методическое обеспечение введения ФГОС дошкольного образования: методические рекомендации для дошкольных образовательных организаций по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО; методические рекомендации для родителей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО; методические рекомендации для родителей по организации предметно- развивающей среды дошкольников; программа повышения квалификации работников системы дошкольного образования. 5

2. Качество образовательного процесса индивидуализация ребенка; позитивная социализация ребенка; активность ребенка и способность его к самообучению; поддержка детской инициативы; самостоятельная деятельность детей; творчество; совместная (партнерская) деятельность взрослого с детьми; насыщение и использование развивающей предметно- пространственной среды « от детей», «вместе с детьми» или «следуя за детьми» 6

Модели образовательного процесса Учебная; Комплексно-тематическая (реализация темы в разных видах детской активности); Предметно-средовая (содержание образования проецируется на предметную среду); Оптимальная (два блока): 1)совместная партнёрская деятельность взрослого с детьми; 2)свободная самостоятельная деятельность самих детей. 7

Рабочее пространство и позиции участников при разной форме организации занятия Партнерская форма занятия Школьно-урочная форма занятия Взрослый партнер, рядом с детьми (вместе), в круге Взрослый учитель, отделен от детей (над/против) Разрешено свободное размещение детей За детьми жестко закреплены рабочие места Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности Запрещено перемещение детей Разрешено свободное общение детей (рабочий гул) Запрещено свободное общение детей; вводится дисциплинарное требование тишины Позиция взрослого динамична; при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга), могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т. п. Позиция взрослого либо стабильна, либо он перемещается для контроля и оценивания.

ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В ФОРМЕ ПАРТНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ: включенность взрослого в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время занятия (при соответствующей организации рабочего пространства); открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).

Партнёрская деятельность взрослого с детьми строится на основе культурных практик (п.2.7 ФГОС ДО): чтение художественной литературы, игра, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность 10

Планирование – как нахождение разумного баланса педагоги соблюдают баланс между групповыми занятиями и самостоятельной деятельностью детей; теплые отношения между взрослыми и детьми ( эмоциональное благополучение детей, педагоги относятся позитивно реагируют на поведение детей, учитывают потребности и интересы детей и выстраивают свои предложения в соответствии с ними); баланс между занятиями, организованными взрослыми и занятиями, инициированными самими детьми ( участие детей в планировании своего времени, возможность задумать и реализовать свои собственные планы) баланс между обучением и свободной игрой; Баланс взрослой и детской инициативы достигается не за счет свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнёрской деятельности, обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса..

Планирование – как нахождение разумного баланса баланс между подражанием и творческим действием; планировать свою деятельность, следуя за ребенком, наблюдая за его развитием. При таком планировании несравненно возрастает роль фактически непрерывного наблюдения, изучения развития каждого ребенка и значение, а самое главное, качество аналитической работы педагога. 12

Что меняется? От возможности развития с помощью обученного взрослого – к поддержке детской инициативы взрослым, сотрудничеству со взрослыми ( доверие активности самого ребенка). От накопления и «изобилия» к созданию стимулирующей и способствующей поддержке детской инициативы предметно- развивающей среды ( гибкой и модифицируемой) От обучения – к пробуждению и поддержке детской любознательности, поддержке желания изучать и исследовать окружающий мир, к развитию воображения, фантазии ребенка От строгости и дисциплины – к эмоциональному благополучию ребенка, диалогу, комфортности отношений ( смещение акцентов: радостное обучение) От порядка и стабильности – к многообразию и вариативности 13

Функции взрослых Изменения в методах От подталкивания, наведения, подведения, включения в театрализованные представления взрослых, в которых главный «игрок» взрослый и методов дисциплинированная детей - к поддержке, помощи, вовлечению, демонстрации примеров. Взрослые (педагоги, воспитатели) готовят среду, представляют материалы, наблюдают за поведением ребенка, фиксируют наиболее важные моменты в его поведении, характеризующие развитие, поддерживают его инициативу, оказывают помощь, не делая ничего за ребенка, поощряют в нем самостоятельность и активность; учат на собственном примере, показывая образцы выполнения деятельности, передают свой опыт; делают вместе с ребенком; помогают планировать день или более далекие события, анализируют результаты дня. 14

3. Качество условий реализации Программ, включая качество развивающей предметно-пространственной среды Комплекс условий, обеспечивающих развитие детей в ДОО, в том числе РППС, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и др.- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. мобильность, гибкость, соответствие возрасту ребенка!!! 15

основным компонентом предметно- пространственной среды была и остаётся игрушка!!! РППС должна : обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка; побуждать детей к деятельности; способствовать развитию самостоятельности и творчества; обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка; должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся. 16

4. Профессионализм педагогических работников Целевые ориентиры педагогической деятельности Обеспечение личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия с ребенком; Обеспечение качества реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе, качества образовательных процессов; Обеспечение включения семьи в образовательный процесс, психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 17

в сознании педагогов не существует разрыва между «сущим и должным», а есть иллюзия, что требования стандарта в основном и так исполняются, и необходимо сделать лишь незначительные усилия, чтобы ему соответствовать… подавляющее большинство педагогов позитивно относятся к предъявленным образовательным результатам, однако какая же подавляющая часть считает, что в своей реальной деятельности они создают все необходимые условия, для их формирования… 75% опрошенных педагогов считают, что старшие дошкольники находятся на высоком уровне развития игры, а 73% утверждают, что создают для этого все необходимые условия. 18

Профессионализм педагогических работников Как научиться это делать? Профессиональная переподготовка и повышение квалификации; Регулярные обучающие мероприятия / методическая помощь ; Консультационная поддержка; Информационное сопровождение; Сетевое взаимодействие, в том числе, обмен опытом.

Акценты в образовательном процессе Традиционная академическая модель Личностно-ориентированная модель Интеллектуальное развитие Мотивация к обучению Грамотность, счет Креативность Самостоятельность Предметные знания Уверенность в себе Общие знания и навыки Инициативность Краткосрочные результаты Долгосрочные результаты 20 ПЕДАГОГ Приоритеты педагогической деятельности

Руководство педколлективом (условия мотивации инновационной деятельности) Педагог становится активным участником введения ФГОС, если уверен: - в достижимости результата; - в получении ожидаемых последствий при достижении этого результата; - в полезности (привлекательности) этих последствий. 21

ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ От использования, обучения и просвещения родителей -к признанию ценности семейного опыта, установлению партнерских отношений с родителями детей; от противостояния и обвинений к объединению; от закрытости к доверию. 22

Общая ситуация, в которой происходит введение ФГОС ДО (риски) Снижение мотивации к инновационной деятельности значительной части педагогов (по сравнению с 90-ми годами), что негативно может отразиться на введении ФГОС ДО. Смена приоритетов в образовательной политике, внимание к федеральным инициативам (нередко на уровне «исполнение-отчет»)в ущерб поддержки региональных и муниципальных точек роста. В современной ситуации недостаточно только апробировать опыт, его необходимо создавать, выращивать, проектировать. 23

Трудности введения ФГОС ДО Психологические: неприятие идеологии ФГОС ДО; неготовность воспитателя к смене парадигмы поведения. Дидактические: неготовность педагогов организовать детскую деятельность Организационно-методические: отсутствие опыта проектирования и реализации ООП; сопротивление новым требованиям к созданию образовательной программы Материально-технические и кадровые: недостаточное материально- техническое обеспечение; неготовность педагогов использовать имеющиеся программно-аппаратные средства, электронные ресурсы 24

Спасибо за внимание! Тарасова Н.В.,