Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
Advertisements

ТЕМА 5. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ИЗДЕРЖЕК Микроэкономика проф. Нестерова Д.В.
Нормальная, бухгалтерская и экономическая прибыль. Выполнил: Штыков Д. Н. Студент группы:ТВ
ТЕМА 7. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ДОХОД ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ И ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДАХ.
Производство и издержки. 1.Фирма как экономический субъект. 2.Понятие производства. Производственная функция и технологическая эффективность фирмы 3.Задача.
Издержки и результаты деятельности фирмы. Издержки – Издержки – расходы, возникающие при производстве товаров. Бухгалтерские издержки – Бухгалтерские.
Фирма: условия равновесия Лекция. Прибыль (profit) TR - TС = π где: TR (total revenue) - совокупная выручка (доход); TС (total cost) - совокупные издержки;
Фирма: издержки производства и прибыль Лекция. Прибыль (profit) TR - TС = π где: TR (total revenue) - совокупная выручка (доход); TС (total cost) - совокупные.
ТЕМА 6 Издержки производства Издержки не существуют сами по себе. Они всегда появляются, когда есть стремление достичь результата. Поэтому важен не абсолютный.
Тема 6. Издержки производства План темы: 1. Сущность бухгалтерских и экономических издержек и прибыли фирмы. 2. Структура издержек фирмы в краткосрочном.
Издержки Краткосрочный период. Издержки фирмы Это затраты ресурсов, которые несут фирмы при производстве экономических благ Общие издержки Общие постоянные.
Экономическая теория, модуль 1 Лекция 8. 25/10/2013 И здержки и прибыль в рыночной экономике Жилина Лилия Николаевна, доцент кафедры мировой экономики.
Производство и издержки 1.Предприятие (фирма) в рыночной экономике. 2.Классификация предприятий. 3. Издержки, их классификация. 4. Цели, задачи и формы.
Тема 3-2 Издержки производства фирмы 1. Концепция затрат 2. Постоянные и переменные издержки 3. Средние и предельные издержки 4. Эффект масштаба.
Выполнила: учитель истории и экономики МОУ «СОШ 26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Череповца Рудая И.Г.
Издержки производства. Издержки производства и их классификация Издержки – затраты, которые несет производитель для получения желаемого результата Издержки.
Издержки Виды затратПостоянныеПеременные.
Работу подготовила: Студентка 1 курса 1 группы направления «Экономика» Бахунова Дарина Преподаватель – Гурфова Р.В.
ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ МЭИ каф. ЭКО. Производственная функция Производственный фактор - это те затраты в натуральном выражении, которые необходимы для.
Производство и издержки 1.Предприятие (фирма) в рыночной экономике. 2.Классификация предприятий. 3. Издержки, их классификация. 4. Цели, задачи и формы.
Транксрипт:

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Автор лекции: к.э.н., доцент кафедры Микроэкономика Карамова О.В.

Теория издержек фирмы

План лекции 1. Понятие экономических издержек 3. Издержки в долгосрочном периоде 2. Издержки в краткосрочном периоде

1. Понятие экономических издержек

Экономические издержки I. Альтернативные издержки III. Неявные издержки II. Явные издержки IV. Нормальная прибыль

называется ценность благ тех вариантов использования экономических ресурсов, от которых пришлось отказаться, называется ценность благ тех вариантов использования экономических ресурсов, от которых пришлось отказаться, Альтернативными издержками

иначе, это издержки упущенных возможностей при выборе оптимального использования ресурсов

называются издержки на закупку ресурсов у внешних поставщиков. По величине совпадают с бухгалтерскими издержками называются издержки на закупку ресурсов у внешних поставщиков. По величине совпадают с бухгалтерскими издержками Явными(внешними) издержками

называются затраты на ресурсы, находящиеся в собственности фирмы. В бухгалтерских документах не отражаются. называются затраты на ресурсы, находящиеся в собственности фирмы. В бухгалтерских документах не отражаются. Неявными(внутренними) издержками

Нормальная прибыль Минимальный уровень прибыли, при котором владельцы фирмы считают выгодным продолжать бизнес

является частью неявных издержек является частью неявных издержек Нормальная прибыль

Соотношение бухгалтерских и экономических издержек

Бухгалтерский подход Бухгалтерские издержки: Отражаются в бухгалтерской отчетности Дают ретроспективную оценку (ex post) Контролируются законодательно государством

Экономический подход Является более широким, чем бухгалтерский Обращен в будущее (оценка издержек ex ante) Служит инструментом для выработки конкурентной стратегии развития бизнеса

Издержки производства Трансформационные издержки - затраты редких ресурсов на производство благ. Это издержки преобразования материальных объектов

Издержки производства Трансакционные издержки- издержки взаимодействия субъектов экономики.

2. Издержки в краткосрочном периоде

Период фиксированных основных мощностей Изменение всех ресурсов и мощностей Изменение объемов производства в рамках постоянных мощностей в краткосрочный период период в долгосрочный период период Экономические издержки

Каждая фирма живет в своем времени Время зависит от сложности, продолжительности технологий

FCFC FC – постоянные издержки, не зависят от объемов производства Постоянные издержки -FC Постоянные издержки -FC (Fixed Costs) Q C

Часть отчислений на амортизацию зданий и оборудования, Арендная плата, Зарплата административно-управленческого аппарата Долгосрочные обязательства Постоянные издержки FC Постоянные издержки FC (Fixed Costs)

VC Q C IIIIII VC – переменные издержки, изменяются в зависимости от объемов производства Переменные издержки - VC (Variable Costs)

Приобретение сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов Выплата заработной платы производственным рабочим Накладные расходы Переменные издержки - VC (Variable Costs)

Тюрго Анн Роберт Жак французский экономист и государственный деятель Anne Robert Jacques Turgot, baron de lAulne

Земля – постоянный фактор Работники – переменный фактор Урожай

Закон убывающей отдачи (производительности) Добавление единиц переменного ресурса к фиксированной величине постоянных ресурсов непременно рано или поздно приводит к ситуации,

Закон убывающей отдачи (производительности) Добавление единиц переменного ресурса к фиксированной величине постоянных ресурсов непременно рано или поздно приводит к ситуации, когда каждая последующая единица переменного ресурса начнет прибавлять к валовому продукту меньше, чем его предыдущая единица

TCTC VCVC ТС = FC + VC Общие издержки фирмы – ТС ( Total Cost ) FCFC Q C TCTC

ATC = TCTC Q Q C IIIIII ATC Средние общие издержки ATC (average total costs)

Q P Cредние переменные издержки - AVС AVC AVC = VCVC Q

AFC С Q График AFC приближается к осям абсцисс и ординат. При увеличении объема производства AFC снижаются – явление распределения накладных расходов Средние постоянные издержки AFС - гипербола AFC = FCFC Q

Q1Q1 Q2Q2 C Q ATC AVC Cредние переменные издержки - AVС AVC = VCVC Q

Средние постоянные издержки AFС C Q ATC AVC AFC AFC = FCFC Q

МC = TC Q C Q ATC AFC AVC MCMC Предельные издержки фирмы -МС(marginal costs) Предельные издержки фирмы -МС (marginal costs)

Q * – технологический оптимум C ATC AFC AVC MCMC Технологический оптимум – производство при минимальных издержках Q

Экономические издержки в краткосрочный период Вывод: 1. Фирма в краткосрочный период может управлять издержками, изменяя объем производства в рамках имеющихся основных мощностей

Экономические издержки в краткосрочный период 2. Достижение технологического оптимума не является целью фирмы. Снижение издержек является только одним из средств увеличения прибыли

3. Издержки в долгосрочном периоде

Издержки фирмы в долгосрочный период отрицательный эффект от масштабов производства Q * – минимально эффективный размер предприятия SATC положительный эффект от масштабов производства LATC Q C

В долгосрочном периоде запасы любых ресурсов можно увеличить или уменьшить – все ресурсы – переменные Различие в соотношении роста объема производства и средних издержек выражает категория «эффект масштаба» Издержки фирмы в долгосрочном периоде

Эффект масштаба Рост объема производства Рост количества ресурсов > Положительный эффект масштаба Рост объема производства Рост количества ресурсов < Отрицательный эффект масштаба

Факторы экономии на масштабах производства Специализация ресурсов Технологические причины (использование высокопроизводительного дорогостоящего оборудования возможно только на крупных предприятиях) В условиях крупного производства возможно изготовление продукции из отходов основного производства

Факторы дезэкономии на масштабах производства Неэффективное управление фирмой Увеличение бюрократического аппарата Монотонность труда Громоздкие внутрифирменные коммуникации

отраслевых Оптимальные размеры фирмы различаются в силу действия отраслевых особенностей Оптимальный размер фирмы Оптимальный размер фирмы обеспечивает минимальные средние долгосрочные издержки

Q C LATC ΔQ* одинаково эффективными являются как мелкие, так и крупные фирмы (трудоемкие отрасли) Структура отрасли в долгосрочный период

LATC ATC I III II ATC const Q С Иллюстрация этапов LATC

Эффект масштаба Рост объема производства Рост количества ресурсов > Положительный эффект масштаба = Рост объема производства Рост количества ресурсов < Отрицательный эффект масштаба Рост количества ресурсов Рост объема производства Отсутствие эффекта масштаба

Q*Q* LATC Структура отрасли в долгосрочный период Q C Преобладает небольшое число очень крупных предприятий, а крайним случаем может стать господство одного предприятия - монополии (естественной)

Q*Q* LATC Структура отрасли в долгосрочный период Q C Преобладают относительно мелкие производители: предприятия розничной торговли, сельскохозяйственного производства, ряд отраслей легкой промышленности - хлебопекарная, швейная

Положительный эффект масштаба исчерпывается уже при небольших производственных мощностях. Отрасль приближается к совершенной конкуренции

Вертикальная интеграция – объединение в рамках одной фирмы последовательных стадий технологического цикла создания продукта Горизонтальная интеграция – несколько фирм, осуществляющих одинаковые стадии производственного процесса, объединяются в одну организацию Диверсификация – расширение ассортимента товаров, предлагаемых фирмой. Проникновение фирмы в другие отрасли Эффект масштаба на уровне фирмы

Вертикальная интеграция Направлена «Вперед» Охватывает последующие стадии производственного процесса Направлена «Назад» Включает в себя предыдущие стадии производственного процесса

Вертикальная интеграция Положительный эффект Положительный эффект масштаба масштаба за счет: централизации управления, снабжения, маркетинга, экономии на издержках трансакций и пр. Отрицательный эффект масштаба Отрицательный эффект масштаба в результате жесткой связанности, иммобильности ресурсов: не всегда обеспечивает лучшие рыночные условия, ослабляет способность к инвестиционным решениям вне фирмы

Горизонтальная интеграция Примеры: сети ресторанов, магазинов, химчисток, мотелей, бензозаправок Источник экономии: снижение издержек за счет увеличения масштабов управления, снабжения, сбыта, обучения кадров (централизация этих операций)

Диверсификация: дополнительные источники роста эффективности Синергия : эффект взаимодействия различных продуктовых подразделений фирмы и совместного использования ими принадлежащих им ресурсов: производственных мощностей, рекламы, сбытовой сети и пр. Возможность оптимального сочетания производимой продукции и обслуживаемых ею рынков с учетом динамики спроса и степени новизны продукта

TVC TFC

Виды издержек Трансакционные Трансформа ционные Издержки измерения качества критерий выделения – способ возникновения Издержки поиска информации Издержки оппортунистического поведения Издержки спецификации и защиты прав собственности Издержки ведения переговоров и заключения контрактов Производственные Издержки обращения