Формирование и развитие универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которым ПМПК рекомендовала специальные (коррекционные)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ» НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ.
Advertisements

Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Чернова Надежда Владимировна заместитель директора по УР МАОУ «СОШ 2» г. Колпашево.
Проектирование образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Данный раздел содержит специальные условия для получения.
Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Федеральном законе от –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Роль ОПМПК в определении специальных условий для получения образования детьми с особыми образовательными потребностями Цыганкова О.П., методист МЦ.
МБОУ Березовская СОШ 10. Всего обучающихся 189 человек, 63 дошкольника. 24 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начальное общее образование.
Организация образовательной деятельности для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Организация инклюзивной образовательной среды в образовательной организации РУКОВОДИТЕЛЬ ГРЦ ИПИО МГППУ, К.ПСХ.Н. – Самсонова Елена Валентиновна.
Сочинский центр развития образования отдел дошкольного и начального образования Диссеминационный семинар для заместителей директоров школы I ступени, руководителей.
«Комплексная организационно – педагогическая модель внеурочной деятельности в условиях модернизации и реализации федерального государственного стандарта.
LOGO АНАЛИЗ современных учебно- методических комплектов в контексте требований ФГОС в МБУ СОШ 59 г.о.Тольятти Директор МБУ СОШ 59 Л.М.Лебедева Тольятти.
ФЗ ОТ Г. 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ Г «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ.
Роль тьютора в реализации модели успешной социализации ребенка с ОВЗ С.В. Шандыбо, руководитель КРИП КГПУ им. В.П. Астафьева.
МОУ открытая (сменная) общеобразовательная школа Рыбинского муниципального района – ресурсный центр по организации психолого- педагогической помощи детям.
Методическое сопровождение введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Организация деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве г. Москвы Васильева Т.В., заместитель руководителя.
. МБУ детский сад 64 «Журавлёнок» Тема: «Алгоритм Деятельности воспитателя в моделировании ИОП для детей с ОНР в ДОУ» Воспитатель 1 категории Плесовских.
Деятельность психолого-медико-педагогических комиссии на территории Красноярского края Руководитель центральной психолого-медико- педагогической комиссии.
«РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ОБРАЗОВАНИЕ» п. Навля 2014.
Транксрипт:

Формирование и развитие универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которым ПМПК рекомендовала специальные (коррекционные) классы VII вида Соколова Ольга Николаевна, заместитель директора по УВР школы 3, Бутылкина Ирина Николаевна, педагог- психолог школы 3 г.Рыбинска

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Характеристика образовательной организации Средняя общеобразовательная школа 3 – одна из старейших в городе Рыбинске. В 2013 году ей исполнилось 165 лет. Специальные (коррекционные) классы VII вида (СКК) в средней школе 3 функционируют с 1989 года. В 2013\14 учебном году в школе обучается 280 человек в 19 классах, из них 125 обучающихся в 11 в специальных (коррекционных) классах VII вида, 15 школьников обучаются в общеобразовательных классах по учебному плану специальных (коррекционных) классов VII вида.

Цель: Адаптация и реализация программы «Формирование и развитие универсальных учебных действий» для детей с ОВЗ на первой и второй ступенях обучения. Задачи: Разработать нормативно-правовую базу образовательной организации по реализации проекта. Обучить педагогические кадры. Адаптировать и реализовать программу «Формирование и развитие универсальных учебных действий» для детей с ОВЗ.

Проект направлен на улучшение и существенное обогащение системы работы с детьми с ограниченными возможностями работы. Инновационность проекта заключается в том, что формирование УУД у детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности и отличия по сравнению с обычными (развивающимися в рамках возрастной нормы) детьми. В процессе реализации проекта, эти отличия будут выявлены и на основании этого определены пути адаптации программы «Формирование и развитие универсальных учебных действий». При изучении существующего опыта, никаких материалов рассматриваемого содержания, выявлено не было.

Направления стратегических изменений Актуальное состояние Желаемое состояние Недостаточно разработаны документы, регламентирующие реализацию программы «Формирование и развитие универсальных учебных действий» для детей с ОВЗ. Разработана и утверждена нормативно- правовая база, регламентирующая реализацию программы «Формирование и развитие универсальных учебных действий» для детей с ОВЗ. Кадровый состав образовательной организации в основном представляет собой совокупность педагогов-пенсионеров и молодых учителей, только приступивших к работе в школе. Все педагоги школы приняли изменения, происходящие в образовании, научились формировать УУД у детей с ОВЗ, отслеживать результаты своей работы. В школе разработаны программы «Формирование и развитие универсальных учебных действий» для первой и второй ступеней обучения, но они не адаптированы для детей с ОВЗ. В школе адаптированы и реализуются программы «Формирование и развитие универсальных учебных действий» на первой и второй ступеней обучения, для детей с ОВЗ.

Ожидаемые продукты проекта На технологическом уровне – циклограммы деятельности педагога, учителя-логопеда, педагога-психолога по формированию УУД и отслеживанию уровня сформированности УУД у обучающихся с ОВЗ. На уровне тиражирования материалов: Пакет диагностических методик для определения уровня сформированности УУД, адаптированных для детей с ОВЗ, находящихся в арсенале учителя-предметника, педагога- психолога, учителя-логопеда. Эпизоды рабочих программ педагогов, содержащих материалы по формированию УУД у обучающихся с ОВЗ. Описание методического инструментария педагога по формированию конкретных УУД у детей с ОВЗ. Описание опыта работы с родителями по формированию УУД у школьников с ОВЗ. Описание возможностей использования оборудования, предназначенного для развития и коррекции детей с ОВЗ.

Основные потребители результатов проекта Общеобразовательные школы, в которых обучаются дети с ОВЗ, которым ПМПК рекомендовала специальные (коррекционные) классы VII вида. Дети могут обучаться как в специальном (коррекционном) классе VII вида, так и входить в состав общеобразовательного класса.

Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную. Целеполагание – это процесс установления и формулирования учеником и учителем главных целей и задач обучения на определённых его этапах.

Технологическая карта «Регулятивные универсальные учебные действия. Формирование и развитие целеполагания» Составляю щие элемент ы целеполагания Трудности учащихся с ограниченным и возможностями здоровья Деятельность при формировании целеполагания Методический инструментарий Субъекты деятельности Диагностика уровня сформированности целеполагания 1. Осознание смысла учебной задачи и принятие ее как личностно значимой (определение смысла выполняемого действия). Несформированност ь учебно- познавательной мотивации приводит к непониманию смысла деятельности. Не видят личного смысла деятельности. Чаще всего присутствует направленность на ближайшую перспективу. На уроках и коррекционных занятиях, на занятиях внеурочной деятельности, при выполнении домашней работы: Мотивация на изучение материала Принятие целей и задач урока через осознание значимости личной деятельности. На логопедических занятиях: Повышение мотивации и заинтересованности детей. Акцент на значимости учебного материала и практической направленности, адаптация целей урока к субъективному опыту школьников. Использование дидактических логопедических игр Включение элементов современных педагогических технологий: ИКТ, проблемного обучения и других. Учитель, педагог - психолог, учитель - логопед, родители. Беседа о школе (Т.А.Нежно ва, Д.Б.Элькон ин, А.Л.Венгер. Наблюдения за учащимися во время учебной деятельности. Психолого- педагогическая характеристика ученика.

Алгоритм реализации проекта (дорожная карта) 3 зззадача СобытияСроки Конечные продукты деятельности субъектов проекта ЭТАП 1. Запуск проекта (январь-февраль 2014 г.) 1. Выявить проблему, аргументировать необходимость реализации проекта Оформление содержания текста проекта Январь 2014 г. Текст проекта 2. Оформить приказы директором школы Утверждение приказов Февраль 2014 г. Приказы по школе: -об утверждении проекта -- об утверждении плана работы на 2014 год. 3. Создать инновационную группу Сбор инициаторов проекта, распределение обязанностей внутри группы. Февраль 2014 г. Приказы по школе: - о создании инновационной группы - о распределении обязанностей между членами педагогического коллектива при работе над проектом. 4. Информировать участников проекта Информирование на совещании педагогического коллектива, размещение материалов проекта на сайте школы. Февраль 2014 г. Материалы проекта размещены на сайте школы.

3 зззадача СобытияСроки Конечные продукты ЭТАП 2. Реализация проекта (март 2014 г. – ноябрь 2019 г.) 1. Обучить педагогические кадры Проведение КПК на базе школы преподавателями ИРО 2015 г.Документ о прохождении КПК, повышение эффективности работы с детьми с ОВЗ. 2. Рассмотреть и утвердить рабочие программы с внесёнными адаптационными элементами. Адаптация рабочих программ (по учебным предметам, обязательных индивидуальных и групповых коррекционных занятий, логопедических занятий, занятий внеурочной деятельности) учителей- предметников, педагога-психолога, учителя-логопеда по формированию УУД у детей с ОВЗ гг. Адаптированные рабочие программы. 3. Работа по адаптированным, рассмотренным и утверждённым рабочим программам в 1-4-х, 5-9-х классах. Реализация адаптированных рабочих программ в практику работы гг. 4. Адаптировать диагностические методики по определению уровня сформированности УУД для обучающихся с ОВЗ. Адаптация диагностических методик по определению уровня сформированности УУД для обучающихся с ОВЗ. Апрель-май 2014 г., апрель- май 2015 г. Адаптированные диагностические методики.

3 зззадача СобытияСроки Конечные продукты деятельности субъектов проекта 5. Провести диагностические исследования по определению уровня сформированности УУД у детей с ОВЗ. Проведение диагностических исследований по определению уровня сформированности УУД у детей с ОВЗ. Май 2014 г., май 2015 г., май 2016 г., май 2017 г., май 2018 г., май 2019 г. Определён уровень сформированности УУД у конкретных детей с ОВЗ. 6. Определить направления работы по формированию УУД на новый учебный год. Составление индивидуальных маршрутов развития детей с ОВЗ. Июнь 2014 г., июнь 2015 г., июнь 2016 г., июнь 2017 г., июнь 2018 г., июнь 2019 г. Индивидуальные маршруты развития детей с ОВЗ. 7. Определить возможности использования оборудования, предназначенного для развития и коррекции детей с ОВЗ. Определение возможностей использования оборудования, предназначенного для развития и коррекции детей с ОВЗ гг.Описание возможностей использования оборудования, предназначенно го для развития и коррекции детей с ОВЗ. 8. Описать опыт работы с родителями по формированию УУД у школьников с ОВЗ. Изучение опыта работы с родителями по формированию УУД у школьников с ОВЗ гг.Описание опыта работы с родителями по формированию УУД у школьников с ОВЗ.

п/п 3 зззадача СобытияСроки реал изац ии Конечные продукты деятельности субъектов проекта ЭТАП 3. Подведение промежуточных результатов: корректировка действий. Общая корректировка программы «Формирование и развитие универсальных учебных действий» по итогам реализации в начальной школе, основной школе. Общая корректировка программы «Формирование и развитие универсальных учебных действий» по итогам реализации в начальной школе, основной школе. август 2015 г. август 2019 г. Адаптированная программа «Формирование и развитие универсальных учебных действий» для первой и второй ступени обучения для детей с ОВЗ.

3 зззадача СобытияСроки Конечные продукты деятельности субъектов проекта ЭТАП 4. Анализ реализации проекта «Формирование и развитие универсальных учебных действий» на первой и второй ступенях обучения у детей с ОВЗ. 1. Написать аналитический отчёт по реализации проекта (анализ положительных и отрицательных моментов, проблем, возникших при реализации проекта). Написание аналитического отчёта по реализации проекта. Октябрь 2019 г. Аналитический отчёт. 2. Оформить результаты работы над проектом в виде тематических брошюр. Оформление тематических брошюр. декабрь 2014 г., декабрь 2015 г., декабрь 2016 г. Тематические брошюры. 3. Определить удовлетворённость субъектов проекта. Проведение анкетирование участников проекта. март 2016, март 2019 г. Удовлетворённость субъектов проекта. 4. Выбрать (определить) направления (темы возможных проектов). Выбор (определение) направлений (тем возможных проектов). октябрь- ноябрь 2019 г. Тема нового проекта.

Мониторинг реализации проекта Результат 1. Разработана нормативно-правовая база образовательной организации по реализации проекта. Наличие разработанного и утверждённого пакета нормативно- правовых документов (февраль 2014 г., директор школы). Результат 2. Обучены педагогические кадры. Документы по результатам обучения педагогических кадров (апрель 2015 г., 2018 г.). Результат 3. Адаптирована и реализована программа «Формирование и развитие универсальных учебных действий» для детей с ОВЗ. Справка о наличии и содержании программы (октябрь 2014 г., зам. директора). Протоколы педагогического совета (ноябрь 2014 г., зам. директора). Протоколы методического совета (май 2015 г., зам. директора). Аналитическая справка по подведению результатов реализации проекта (промежуточное - май 2014 г., май 2015 г., итоговое – май 2016 г., май 2019 г., зам. директора, педагог- психолог, учитель-логопед, педагоги). Результаты определения уровня удовлетворённости участников проекта (ноябрь 2016 г., ноябрь 2019 г., педагог- психолог).

Прогнозируемые риски непонимание некоторыми членами педагогического коллектива задач проекта и как результат – непринятие проекта; дополнительная нагрузка на педагогов и как последствие – отказ от продолжения работы над проектом; перегрузка педагога-психолога, необходимость модернизации его рабочего места; трудности в получении видимого (быстрого) результата.