Это не просто фонд денежных средств. Такой фонд в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие предусмотренных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экономика и государство Prezentacii.com. Экономические функции государства. Какой инструмент регулирования экономики выбрать? Денежно-кредитная (монетарная)
Advertisements

Тема 6. Финансовая система и финансовая политика государства Тема 6. Финансовая система и финансовая политика государства 1. Понятие финансов и финансовой.
Экономика и государство. Экономические функции государства.
ТЕМА 11 Денежно-кредитная политика. Финансы, бюджет и фискальная политика.
Государственный бюджет. Основные виды расходов и доходов государственного бюджета Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за.
Государственный бюджет. Основные виды расходов и доходов государственного бюджета Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за.
Финансы. Финансовая система государства Выполила: Барсукова А.С., группа ЭО-14.
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА Главные задачи гос-ва по Ф. Броделю: 1.Заставить себя повиноваться, зарезервировав потенциал агрессивности для войн с внешними врагами.
«ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» Тема 4. Финансовые ресурсы. Понятие финансовых ресурсов Поскольку финансы - экономические отношения, опосредованные деньгами, под финансовыми.
Бюджетный дефицит Бюджетный дефицит превышение расходов над доходами государственного Бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Экономика и государство. Экономические функции государства Рыночная экономика Условие эффективности: Активная регулирующая роль государства Конкретные.
Государственный бюджет
Экономика и государство. 1. Экономические функции государства Экономическая политика государства – процесс реализации его экономических функций путём.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Лекция 9 Тема 6: Финансовая система и финансовая политика государства.
Курсовая работа по дисциплине Финансы и кредит на тему «Государственный кредит».
Денежно-кредитная политика: основные направления, инструменты, проблемы.
Тема 6: Финансовая система и финансовая политика государства Доцент Ковальская Марика Ивановна.
1. Понятие бюджетного дефицита, его причины и последствия 2. Источники финансирования бюджетного дефицита 3. Пути уменьшения бюджетного дефицита и методы.
Транксрипт:

это не просто фонд денежных средств. Такой фонд в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие предусмотренных расходов. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Он - смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом как по объему, так и по срокам поступления и использования. БЮДЖЕТ

Во-первых: Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Он представляет собой подлежащую перераспределению часть национального дохода и составляется в виде баланса доходов и расходов на отчётный период. Во-вторых: Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций. Через государственный и местные бюджеты распределяется около 70% национального дохода страны. Свыше 80% доходов государственного бюджета составляют обязательные платежи и налоги от предприятий государственной формы собственности. Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства.

З НАЧЕНИЕ БЮДЖЕТА ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ЕГО ВАЖНЕЙШИХ ФУНКЦИЯХ : а) аккумулирование финансовых ресурсов в руках государства, в целях распределения и перераспределения между отраслями, регионами и слоями населения; б) обеспечение содержания государства с его институтами, через которые реализуют функции управления; в) стимулирование экономического роста по важнейшим для страны направлениям; г) социальная защита беднейших слоёв населения, пенсионеров, детей

Государственный бюджет Местные бюджеты, входящие основной составной частью финансовых ресурсов государства Бюджетные доходы – поступления в государственную казну. Они формируются за счёт налоговых и неналоговых поступлений. Налоговые поступления – это различные виды обязательных налогов и сборов с населения, предпринимателей и государственных предприятий. Неналоговые поступления в бюджет – поступления от использования государственной собственности и госимущества, от внешнеэкономической деятельности, от приватизации госимущества, от государственных займов, роялти и прочее. Бюджетные расходы – финансовые ресурсы, направляемые на нужды развития экономики и социальной сферы, на оборону, на погашение государственного долга и прочее. Бюджетную систему составляют:

Бюджетный дефицит – превышение государственных расходов над доходами. В рамках кейнсианской концепции его можно рассматривать как дополнительный внутренний спрос со стороны государства. В теории различают активный и пассивный дефициты. Первый возникает в результате превышения бюджетных расходов, второй - в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста или иных причин). Причин бюджетного дефицита может быть много : - спад общественного производства ; - рост предельных издержек общественного производства ; - массовый выпуск пустых денег ; - неоправданно раздутые социальные программы ; - возросшие затраты на финансирование ВПК ; - крупномасштабный оборот теневого капитала ; - огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету.

С ПОСОБЫ ПОКРЫТИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА : -внутренние государственные займы ( продажа государственных ценных бумаг, займы у внебюджетных фондов ); -внешние госзаймы. Это займы у частных предпринимателей, государств и международных финансовых организаций ; -эмиссия гос знаков

Существует несколько концепций бюджетной политики Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегодно сбалансированный бюджет считался целью финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидно, что такое состояние бюджета исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность. Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и снижает правительственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а, возможно за период в несколько лет. Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Таким образом, сбалансированность бюджета в данной концепции является второстепенной проблемой. Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны, контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект. Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита крупные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям даже для богатых в экономическом отношении стран. В конечном счете нарастание бюджетного дефицита приводит в экономике к появлению и росту государственного долга.

Государственный долг – сумма задолженности государства как внутренним, так и внешним кредиторам по займам и невыплаченным по ним процентам. Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить инвестиции в производство, а также усилить социальную напряженность. В-третьих, когда правительство берет займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно влечет за собой сокращение частных капиталовложений. Внутренний долг – это долг государства своему населению, а также внебюджетным фондам, пенсионному, фонду страхования и другим.

Предметом особого внимания является внешний долг. В некоторых развивающихся и среднеразвитых странах ежегодные обязательства выплаты по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности. Обычно правительства стран-дебиторов принимают все возможные меры, для того, чтобы не попасть в положение безнадёжных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно использование нескольких путей. 1. Традиционный путь – выплата долгов за счёт золотовалютных резервов. Как правило, это путь исключён для закоренелых должников, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограниченны. 2. Консолидация внешнего долга – превращение краткосрочной задолженности в долгосрочную, т.е. перенос предстоящих вскоре платежей на отдалённое будущее. Такая консолидация возможна только с согласия кредиторов.

НАЛОГИ Налог – это изъятие в пользу государства заранее определённой и установленной в законодательном порядке части дохода хозяйствующего субъекта. Внимание к налогам остаётся вполне оправданным на протяжении последних двух тысячелетий, поскольку налоги – это - вычеты из доходов налогоплательщиков ; - основной источник доходов современного государства ; - эффективный инструмент регулирования рыночной экономики ( в сочетании с бюджетными и денежно - кредитными инструментами ) Четыре важнейшие функции налогов: фискальная, социальная, регулирующая, стимулирующая.

На основе его взглядов сложились до настоящего времени две крупные концепции налогообложения 1-я концепция основана на идее, что налог должен быть пропорционален той выгоде, которую получает налогоплательщик от услуги от услуги, оказанной ему государством (пример А.Смита: ремонт дорог должен оплачивать тот, кто ими пользуется). 2-я концепция предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода.

Виды налогов и ставки, удерживаемые с физических и юридических лиц В ИДЫ НАЛОГОВ П ЛАТЕЛЬЩИКИ С ТАВКИ П ОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИ УДЕРЖИВАЕМЫЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛУЧЕННОГО ДОХОДОВ В ЦЕЛОМ 1. Ю РИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА ( КРОМЕ Н АЦИОНАЛЬНОГО БАНКА ) ИХ ФИЛИАЛЫ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И ИНЫЕ ОБОСОБЛЕННЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, ИМЕЮЩИЕ ОТДЕЛЬНЫЙ БАЛАНС И БАНКОВСКИЙ СЧЕТ % ОТ НАЛОГООБЛАГАЕМО ГО ДОХОДА ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 2. Ю РИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ И ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ СЭЗ % ОТ НАЛОГООБЛАГАЕМО ГО ДОХОДА. 3. Л ИЦА, ДЛЯ КОТОРЫХ ЗЕМЛЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ СРЕДСТВОМ ПРОИЗВОДСТВА % ОТ ДОХОДА ПОЛУЧЕННОГО НЕПОСРЕДСТВЕННО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛЕЙ. Д ОХОД ОТ ВЫПЛАЧЕННЫХ ДИВИДЕНДОВ. Ю РИДИЧЕСКИЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА 15% ОТ ДОХОДА У ИСТОЧНИКА ВЫПЛАТЫ. Д ОХОД ОТ ВЫПЛАЧЕННЫХ ДИВИДЕНДОВ. Ю РИДИЧЕСКИЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА 15% ОТ ДОХОДА У ИСТОЧНИКА ВЫПЛАТЫ. А ) ОТ ЧАСТИ ДОХОДА, НАПРАВЛЕННОГО НА УВЕЛИЧЕНИЕ УСТАВНОГО КАПИТАЛА ( С УЧЕТОМ СОХРАНЕНИЯ ДОЛИ АКЦИИ КАЖДОГО АКЦИОНЕРА ). Ю РИДИЧЕСКИЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА Н Е ПОДЛЕЖАТ НА - ЛОГООБЛОЖЕНИЮ Б ) ДОХОДА ПРИ ИЗЪЯТИИ ( РЕАЛИЗАЦИИ ) ДОЛИ УЧАСТИЯ В ЮРИДИЧЕСКОМ ЛИЦЕ УЧАСТНИКАМ ( АКЦИОНЕРАМ ) Ю РИДИЧЕСКИЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА 15 % ОТ ВНЕСЕНИЯ ВЗНОСОВ В УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ С УЧЕТОМ КОРР. НА ИНФЛЯЦИЮ. Д ОХОДЫ ОТ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ( ИНТЕРЕСОВ ) ВЫИГРЫШЕЙ. Ю РИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ВЫПЛАЧИВАЕМОГО БАНКОМ - РЕЗИДЕНТОМ И НАКОПИТЕЛЬНЫМ ПЕНСИОННЫМ ФОНДОМ. Ф ИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА. 15 % У ИСТОЧНИКА ВЫПЛАТЫ. 15 % ( КРОМЕ ВЫИГРЫШЕЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛОТЕРЕЕ ). К ОСВЕННЫЙ И ПРЯМОЙ ДОХОД, НЕ СВЯЗАННЫЙ С ПРЕДПРИН. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДОХОД НЕРЕЗИДЕНТОВ, НЕ СВЯЗАННЫЙ С ПОСТОЯННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ : 15% У ИСТОЧНИКА ВЫПЛАТЫ 1. Д ИВИДЕНДЫ И ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ 1. Ф ИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА ( РАБОТНИКИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ) 15 % 2. С ТРАХОВЫЕ ПЛАТЕЖИ 3. Т ЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ИЛИ ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ 2. Ю РИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА - НЕРЕЗИДЕНТЫ 5 % 4. Д ОХОДЫ ПО АРЕНДЕ, РОЯЛТИ, КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ, КРОМЕ ДОХОДОВ ПОЛУЧАЕМЫХ В ВИДЕ ОПЛАТЫ ТРУДА, ОБЛАГАЕМЫХ ПО СТАВКАМ В СООТВЕТСТВИИ СО СТ.29 У КАЗА 20 %