ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ СОВЛАДАНИЯ С НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИЕЙ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Роль личностного потенциала в преодолении.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психолого-педагогическая компетентность педагога при работе с учащимися с ОВЗ.
Advertisements

Субъективное благополучие лиц с ограниченными возможностями здоровья: детерминанты и индивидуальные различия Подготовила: Лебедева Анна Александровна Научный.
Лаборатория проблем развития личности лиц с ОВЗ Института проблем интегративного образования МГППУ Создана в сентябре 2009 г. на основе созданного в марте.
Научно-исследовательская работа по теме: «Психологические последствия экстремальных ситуаций у сотрудников правоохранительных органов и гражданских лиц»
Степень интернализации как характеристика индивидуальной религиозности Курсовая работа студента 4 курса Титова Романа Сергеевича Научный руководитель д.пс.н.,
Исследовательская работа Копинг-поведение и его связь с личностными особенностями подростков из разных социальных слоев Николаева Анастасия МГППУ, 5 курс.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
Алехина С.В. директор ИПИИО МГППУ, к. психол.н., почетный работник образования РФ Коллегия Департамента образования г. Москвы
Модель копинг-поведения (Сирота Н.А., 1994, Ялтонский В.М., 1995). Связанные с наркотизацией проблемы индивида – это одновременно и проблемы среды, общества.
Педагог-психолог МОУ «СОШ 93» Рыжкина С.Н.. Научно - теоретические исследования в области профилактики наркоманий проводятся во всем мире. Одна из теорий,
Тема 7 Лекция 4 Психологическая регуляция поведения и деятельности – Эмоциональные явления.
Личностные аспекты распознавания лжи Новицкая И.В. аспирант, ДНУ.
ДАТА: года ПОДГОТОВИЛА: ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ СОШЛ 53 ВОРОНИНА С.А.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В ПРЕДСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД И В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ ЭКЗАМЕНА. Шуканова А., Некрашевич О
РОЛЬ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ.
Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Забелина Екатерина.
Психологический анализ дезадаптивного поведения в подростковом возрасте Руководитель: ст. преподаватель Громко Николай Иванович.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Психология экстремальных ситуаций».
Транксрипт:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ СОВЛАДАНИЯ С НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИЕЙ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Роль личностного потенциала в преодолении вызова жизни Московский городской психолого-педагогический университет Институт инклюзивного образования Лаборатория проблем развития личности лиц с ОВЗ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ СОВЛАДАНИЯ С НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИЕЙ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Роль личностного потенциала в преодолении вызова жизни

Проблема Проблема Люди по-разному реагируют на жизненные вызовы и травмы. Особенности психотравмирующих событий могут быть одинаковыми, а результат их личностной переработки – очень разным Вопрос - что помогает человеку сохранить себя перед лицом вызова жизни? Можно ли и как именно тренировать способность к преодолению? Что лежит в основе преодоления вызовов жизни?

Теоретическая основа Теоретическая основа Отечественная психология 1) Теория деятельности (А.Н. Леонтьев) 2)Культурно-историческая концепция (Л.С. Выготский) 3) Концепция личностного потенциала (Леонтьев Д.А.) Зарубежная психология 1) концепция субъективного благополучия (Diener) 2) концепция субъективной витальности (Ryan Frederick) 3) Т теория жизнестойкости и жизнестойкого совладания (Maddi) 4) Концепции совладания с жизненными трудностями, понятие о ресурсах и стратегиях совладания (Lasarus Folkman Carver Shejer) 5) Логоанализ (V. Frankl)

Цель исследования оценка и уточнение роли личностного потенциала и личностных ресурсов в преодолении вызовов жизни выборки: студенты с ОВЗ (n= 133, возраст ) условно-здоровые студенты (n=210, возраст17-23,) годы Гипотеза: Личностный потенциал опосредует влияние неблагоприятных жизненных обстоятельств на личность человека жизнь Травма (инвалидность) ПТстресс ПТрост

Методы исследования SWLS – шкала удовлетворенности жизнью (Diener, Emmons, Larsen, Griffin, 1985) Шкала субъективной витальности (Ryan, Frederick, 1997) СЖО (Leontiev, a modification of Purpose-in-Life test by J. Crumbaugh & L. Macholick) Опросник жизнестойкости (Maddi, 2001) MSTAT-I Опросник толерантности к неопределенности) (McLain 1993). Шкала социальной поддержки (Sarason et al, 1990), Опросник копинг-стратегий (Lasarus, Folkman, 1984). COPE (Carver & Sheier) Шкала посттравматического личностного роста (Calhoun, Tedeschi, 1995) Анкета (опыт переживания психотравмирующих событий)

внутренние ресурсы личности. Traumatic experience стратегии совладания Внешние ресурсы Соц.поддержка + _ Посттравматический рост Структура саморегуляции у условно-здоровых респондентов

Структура саморегуляции у респондентов с ОВЗ внутренние Ресурсы личности посттравматический рост стратегии совладания внешние ресурсы (соц.поддержка) + _ травматический опыт

Факторный анализ (копинг-стратегии) F 1 Позитивный копинг произвольный, осознанный, включающий личные усилия (работа личности)+ достаточность личностных ресурсов F 2 Защитный копинг (срочный)+ недостаток или отсутствие личностных ресурсов F 3 Займ внешних ресурсов внешние ресурсы позитивная переоценкаотрицание поиск инструментальной соц.поддержки Активное совладаниеПоведенческие уход поиск эмоциональной соц.поддержки ПланированиеМысленный уход эмоциональное отреагирование юмор религия (у условно- здоровых) религия (для студентов с ОВЗ) принятие

удовлетворе нность жизнью субъективная витальность осмысленнос ть жизни жизнестой кость толерантность к неопределенности переоценка активное совладание планирование мысленный уход поведенческий уход отрицание удовлетворе нность жизнью субъективная витальность осмысленнос ть жизни жизнестой кость толерантность к неопределенно сти _ + личностные ресурсы и копинг-стратегии

Удовлетворенность жизнью и личностный потенциал удовлетворенность жизнью копинг-стратегии личностные ресурсы копинг- стратегии личностные ресурсы удовлетворенность жизнью условно-здоровые студенты студенты с ОВЗ жизнестойкость

Удовлетворенность жизнью Самоэффективность Толерантность к неопределенности Осмысленность жизни Жизнестойкость Витальность Испытуемые с ОВЗ

Удовлетворенность жизнью Самоэффективность Толерантность к неопределенности Осмысленность жизни Жизнестойкость Витальность Условно здоровые испытуемые

Субъективная витальность (ОВЗ) Диспозиционная витальность Ситуативная витальность Осмысленность жизни жизнестойкость

Субъективная витальность (УЗ) Диспозиционная витальность Ситуативная витальность Осмысленность жизни жизнестойкость

Выводы Системная организация саморегуляции жизнедеятельности у студентов с ОВЗ строится иначе, чем у условно здоровых студентов Переменные личностного потенциала по-разному опосредуют влияние стрессогенных и травматических ситуаций на здоровье и психологическое благополучие у студентов с ОВЗ и условно- здоровых. Это может быть причиной непонимания этими двумя категориями студентов друг друга. Стратегии совладания подразделяются на 1)защитные, 2) компенсирующие дефицит ресурсов личности, и те, которые подразумевают активную деятельность субъекта и реализуются при наличии достаточных ресурсов. У учащихся с ОВЗ и условно- здоровых есть общие активные (планирование, активное совладание, переосмысление) и защитные стратегии (отрицание, поведенческий уход). Одновременно функции отдельных стратегий в этих двух группах различается, вплоть до противоположных.

Выводы Психологическая травма может выступать как психологический тренажер как для условно-здоровых студентов, так и для студентов с ОВЗ. Однако, она проявляет себя в этой роли по-разному Инвалидность при определенных условиях может выступать как конструктивный ресурс построения системы саморегуляции и, в конечном счете, личностного развития Внешний ресурс – социальная поддержка, играет огромную роль в совладании, особенно у лиц с ОВЗ. Однако, этот внешний ресурс должен быть «интериоризирован», принят человеком с ОВЗ, для того, чтобы он мог работать на эффективное совладание и развитие личности Удовлетворенность жизнью у у лиц с ОВЗ завязана на жизнестойкость. Именно она здесь регулирует влияние и использование всех личностных ресурсов Субъективная витальность, отражающая субъективное ощущение энергии и сил, у студентов с ОВЗ завязана на смысл Смысл опосредует здесь связи со всеми остальными личностными ресурсами. У условно-здоровых витальность связана и с осмысленностью, и с жизнестойкостью напрямую Не здоровье или инвалидность сами по себе, а субъективное самовосприятие человека и осознанное принятие или даже осознанный поиск вызовов делают исследуемые особенности личности и социальной поддержки ресурсами, работающими на преодоление вызова инвалидности.