ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Проф. ПОЛАТ Е.С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого.
Advertisements

МЕТОД ПРОЕКТОВ И ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПОЛАТ Е.С.
Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции,
Сероштан Е.А. зав. учебно-методическим отделом СПб ГБОУ СПО «ПКГХ», преподаватель информатики высшей квалификационной категории.
Д ЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН МЕТОД ПРОЕКТОВ научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению ; размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки,
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
Метод проектов в вопросах и ответах. «Устремите ум на радость творчества» Н.И. Рерих Н.И. Рерих Основополагающий вопрос: Зачем исследовать то, « Зачем.
Организация и проведение сетевых учебных проектов Планирование проведения.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
МЕТОД ПРОЕКТОВ как технология внедрения общеучебных и коммуникативных компетентностей Учитель МОУ «СОШ «ЛЦО» Варава Ирина Михайловна.
МЕТОД ПРОЕКТОВ. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого.
Раздела общеобразовательной программы по курсу истории России «Россия в первой половине XIX в»
МЕТОД ПРОЕКТОВ ПОЛАТ Е.С.. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического.
Задачи современного общего образования в школах РФ Научить: организовывать свою деятельность; объяснять явления действительности; ориентироваться в мире.
МЕТОД ПРОЕКТОВ ПОЛАТ Е.С.. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического.
«Устремите ум на радость творчества» Н.И. Рерих Н.И. Рерих Зачем исследовать то, « Зачем исследовать то, что заранее известно?»
Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции,
МЕТОД ПРОЕКТОВ Афанасьева Анна Павловна МБОУ «СОШ г. Бирюча» МБОУ «СОШ г. Бирюча»
Метод проектов Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы,
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ – создание образовательной среды, в которой бы формировалась личность ребёнка-исследователя. ЦЕЛЬ - интеллектуальное и нравственное.
Транксрипт:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Проф. ПОЛАТ Е.С.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ Взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами Интернет-технологий. Взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами Интернет-технологий.

ТЕМПЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНТЕРНЕТ В МИРЕ Чтобы привлечь к себе 50 млн. пользователей потребовалось: Чтобы привлечь к себе 50 млн. пользователей потребовалось: Радио – 38 лет Радио – 38 лет Телевидению – 13 лет Телевидению – 13 лет Интернет – 4 года Интернет – 4 года В 1994 году насчитывалось 4 млн.пользователей. В 1998 году – 148 млн. В 2002 году – свыше 350 млн.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ В МИРЕ

Современные тенденции образования Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

Модели дистанционного обучения 1. Интеграция очных и дистанционных форм обучения. 2. Сетевое обучение: автономный курс; автономный курс; информационно-образовательная среда. информационно-образовательная среда. 3. Сетевое обучение и кейс-технологии. 4. Видеоконференции, интерактивное телевидение (Two-way TV).

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ Возможность оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, вида (визуальной, графической, звуковой, статичной, динамичной, мультимедийной). Возможность оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, вида (визуальной, графической, звуковой, статичной, динамичной, мультимедийной). Хранение этой информации в памяти компьютера в течение нужного отрезка времени, возможность ее редактирования, распечатки. Хранение этой информации в памяти компьютера в течение нужного отрезка времени, возможность ее редактирования, распечатки. Возможность интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации. Возможность интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации.

Дидактические свойства (продолжение) Возможность организации теле, аудио и видеоконференций. Возможность организации теле, аудио и видеоконференций. Возможность доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, конференциям. Возможность доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, конференциям. Возможность диалога с любым партнером. Возможность диалога с любым партнером. Возможность перенести полученные материалы на свою дискету и распечатать их. Возможность перенести полученные материалы на свою дискету и распечатать их. Возможность организации электронных конференций в том числе, в режиме реального времени. Возможность организации электронных конференций в том числе, в режиме реального времени.

КУРС ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Общие сведения о курсе Общие сведения о курсе Анкеты Анкеты Тесты Тесты Справочные материалы Справочные материалы Словарь Словарь Библиотека курса Библиотека курса Модули курса (1, 2, 3,…N) Модули курса (1, 2, 3,…N) Задания по модулям Задания по модулям Практические работы Практические работы Документация учебного процесса Документация учебного процесса

Информационно-образовательная среда Курсы по учебным предметам Курсы по учебным предметам Библиотека курсов Библиотека курсов Справочные материалы Справочные материалы Лабораторные работы Лабораторные работы Творческие работы Творческие работы Словари Словари Документация по регистрации студентов Личные дела студентов Текущие объявления Документация учебного процесса Телеконференции Проекты Чат Вебсайты

ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ «Личностно-ориентированный подход основной акцент делает на организации познавательной деятельности ученика, с учетом его индивидуальных особенностей интеллектуального развития, особо подчеркивая уважение достоинства личности ученика». (Карл Роджерс, «Свобода учиться»). (Карл Роджерс, «Свобода учиться»).

Конструктивизм Конструктивизм предполагает, что осмысление знаний есть результат познавательной деятельности по осмыслению ранее приобретенного опыта, способность учащегося осмысливать этот опыт, уметь интерпретировать изучаемые объекты и явления, другими словами, приобретать новые знания на основе критического мышления. Конструктивизм предполагает, что осмысление знаний есть результат познавательной деятельности по осмыслению ранее приобретенного опыта, способность учащегося осмысливать этот опыт, уметь интерпретировать изучаемые объекты и явления, другими словами, приобретать новые знания на основе критического мышления.

ЧТО ТАКОЕ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ? Во-первых критическое мышление есть мышление самостоятельное. Во-первых критическое мышление есть мышление самостоятельное. Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США ) В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США )

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ОТРАЖАЮЩИЕ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД И КОНСТРУКТИВИЗМ ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕТОД ПРОЕКТОВ МЕТОД ПРОЕКТОВ ДИСКУССИИ ДИСКУССИИ МОЗГОВАЯ АТАКА МОЗГОВАЯ АТАКА РОЛЕВАЯ ИГРА (проблемной направленности) РОЛЕВАЯ ИГРА (проблемной направленности) ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ (на основе гипертекстовых технологий) ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ (на основе гипертекстовых технологий) ПОРТФЕЛЬ УЧЕНИКА (рефлексия, личные веб- странички учащихся). ПОРТФЕЛЬ УЧЕНИКА (рефлексия, личные веб- странички учащихся). Веб-квесты Веб-квесты

Информационные технологии ДО ИНТЕРНЕТ – услуги : Электронная почта Электронная почта чат (IRC), чат (IRC), веб-сайты, веб-квесты веб-сайты, веб-квесты телеконференции, форумы телеконференции, форумы Видеоконференции Видеоконференции Поисковые услуги Поисковые услуги

УРОВНИ ПРОБЛЕМНОСТИ УРОВНИ ПРОБЛЕМНОСТИ Общим основанием для уровневого рассмотрения проблемности является степень самостоятельной мыслительной деятельности учащихся: Первый уровень соотносится с проблемным изложением учебного материала учителем. Второй уровень означает, что преподаватель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками ее разрешает. Второй уровень означает, что преподаватель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками ее разрешает. Третий уровень предполагает, что пре-подаватель создает проблемную ситуацию, а ученик самостоятельно ее разрешает. Четвертый уровень свидетельствует о полной самостоятельности ученика, который сам находит проблему и сам решает ее, тем самым разрешая возникшую проблемную ситуацию.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ Группы студентов формируются пре- подавателем. При этом в каждой группе должен быть сильный студент, средний и слабый. Группы студентов формируются пре- подавателем. При этом в каждой группе должен быть сильный студент, средний и слабый. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распре- деление ролей между участниками группы. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распре- деление ролей между участниками группы. Оценивается работа всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу). Оценивается работа всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу). Обмен информацией в группе проводится по . Обмен информацией в группе проводится по .

МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная(практико- ориентированная), информационная. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная(практико- ориентированная), информационная. Предметно-содержа- тельная область: моно- проект (в рамках одной области знания), межпредмет-ный проект. Предметно-содержа- тельная область: моно- проект (в рамках одной области знания), межпредмет-ный проект. Характер координации проекта: непосредственный, скрытый(неявный). Характер контактов: среди участников одного вуза, разных вузов, разных регионов, стран. Количество участников проекта.( индивидуальные, парные, групповые). Продолжительность проекта: краткосрочные, долгосрочные.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ Ориентировка (введение темы). Ориентировка (введение темы). Проблемная ситуация. Проблемная ситуация. Формулировка проблемы (мозговая атака)- чат Формулировка проблемы (мозговая атака)- чат Разбивка на «микро» проблемы. Распределение проблем по малым группам - Форум Разбивка на «микро» проблемы. Распределение проблем по малым группам - Форум Определение проблемных задач. Рекомендации по организации самостоятель-ной деятельности студентов по отбору материала – Форум, . Определение проблемных задач. Рекомендации по организации самостоятель-ной деятельности студентов по отбору материала – Форум, . Предварительное обсуждение одной из микро проблем во всех группах сотрудничества – e- mail. Коллективное обсуждение- Форум: - открытые вопросы, - проблемные ситуации. Этап самостоятельной работы в группах по отбору и осмыслению материала по проблеме.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ (продолжение) Подготовка сравнительного анализа и выводов по обсуждаемой проблеме с использованием различных информационных источников –обмен по e- mail. Подготовка сравнительного анализа и выводов по обсуждаемой проблеме с использованием различных информационных источников –обмен по e- mail. Представление промежуточных результатов обсуждения в малых группах перед всем коллективом и обсуждение результатов - Форум или телеконференция. Представление промежуточных результатов обсуждения в малых группах перед всем коллективом и обсуждение результатов - Форум или телеконференция. Этап финальной дискуссии, обсуждение результатов работы групп над проблемой теле или видео конференция: представление выводов. Оппонирование. Обсуждение. Подведение итогов дискуссии. Выводы по «макро» проблеме.

РОЛЕВАЯ ИГРА Ролевая игра - это обучение через общение, групповое взаимодействие на основе активной деятельности участников и подчеркивающая самостоятельный инициативный характер деятельности в игре, состоящей из проблемных ситуаций, объединенных общим сюжетом и общей учебной целью. Ролевая игра - это обучение через общение, групповое взаимодействие на основе активной деятельности участников и подчеркивающая самостоятельный инициативный характер деятельности в игре, состоящей из проблемных ситуаций, объединенных общим сюжетом и общей учебной целью.

ПОРТФЕЛЬ УЧЕНИКА Инструмент самооценки собственного, познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности Инструмент самооценки собственного, познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности

Принципы создания «Портфеля ученика»(Веб-сайта) 1. Самооценка результатов (промежуточных, итоговых) овладения определенными видами познавательной деятельности. 2. Систематичность и регулярность самомониторинга. 3. Структуризация «Портфеля», логичность и лаконичность всех письменных пояснений. 4. Аккуратность и эстетичность оформления. 5. Целостность, тематическая завершенность представленных в «портфеле» материалов. 6. Наглядность и обоснованность презентации «Портфеля ученика»

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ В ОБРАЗОВАНИИ ПОИСК ИНФОРМАЦИИ; ПОИСК ИНФОРМАЦИИ; ОТСУТСТВИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ МАТЕРИАЛОВ; ОТСУТСТВИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ МАТЕРИАЛОВ; НЕПОДГОТОВЛЕНН ОСТЬ К РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ; НЕПОДГОТОВЛЕНН ОСТЬ К РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ; ОТСУТСТВИЕ КУЛЬТУРЫ КОММУНИКАЦИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ; НЕПОДГОТОВЛЕН- НОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ.

Интеллектуальные умения критического мышления Умение осуществлять поиск информации, овладевать знаниями; Умение осуществлять поиск информации, овладевать знаниями; Умение осмыслить полученные сведения в сопоставлении с ранее приобретенными; Умение осмыслить полученные сведения в сопоставлении с ранее приобретенными; Умение анализировать информацию; Умение анализировать информацию; Умение применять полученные данные для решения поставленных задач; Умение применять полученные данные для решения поставленных задач; Умение обобщать полученные данные, делать выводы; Умение обобщать полученные данные, делать выводы; Умение оценить полученные знания, информацию. Умение оценить полученные знания, информацию.

КАК НУЖНО ЧИТАТЬ? Задайте себе следующие вопросы: Задайте себе следующие вопросы: В чем заключается проблема?" В чем заключается проблема?" К каким выводам пришел автор по поводу этой проблемы?" К каким выводам пришел автор по поводу этой проблемы?" В чем заключаются причины, по которым он к этому пришел?" В чем заключаются причины, по которым он к этому пришел?" Остерегайтесь плохой аргументации (из-за сострадания, страха, неправильной обработки статистических данных и т.д.), которая может ввести вас в заблуждение. Остерегайтесь плохой аргументации (из-за сострадания, страха, неправильной обработки статистических данных и т.д.), которая может ввести вас в заблуждение.

КАК НУЖНО ЧИТАТЬ ? (ПРОДОЛЖЕНИЕ) Автор опирается на факты или на мнения? Автор опирается на факты или на мнения? Факты можно проверить. Факты можно проверить. Мнения проверить нельзя, они могут быть основаны и на голословных утверждениях. Мнения проверить нельзя, они могут быть основаны и на голословных утверждениях. Автор выражает свои мысли нейтрально или эмоционально? Автор выражает свои мысли нейтрально или эмоционально? Критически мыслящий читатель следит за манерой изложения, чтобы увидеть подоплеку. Критически мыслящий читатель следит за манерой изложения, чтобы увидеть подоплеку.

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ Не забывайте, что главное в познавательной деятельности – проблема. Не забывайте, что главное в познавательной деятельности – проблема. Старайтесь представить новый материал наглядно (в диаграмме, таблице, схеме), чтобы помочь ученику понять основные идеи и взаимосвязи. Старайтесь представить новый материал наглядно (в диаграмме, таблице, схеме), чтобы помочь ученику понять основные идеи и взаимосвязи. Заставляйте больше думать учащихся. Больше уделяйте внимания основным положениям, решению проблем, и их аргументации, а не воспроизведению материала

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) Не забывайте по ходу занятия вести с учениками сократовские беседы в Форуме: цель чтения, высказывания, их аргументация (почему?),факты, наблюдения, интерпретации, выводы, альтернативные взгляды на проблему. Не забывайте по ходу занятия вести с учениками сократовские беседы в Форуме: цель чтения, высказывания, их аргументация (почему?),факты, наблюдения, интерпретации, выводы, альтернативные взгляды на проблему. Не забывайте стимулировать тех, кто пытается отмолчаться, просите их суммировать высказывания партнеров, подводя итог в Форуме, чате (на веб-сайте, в телеконференции) Приводите конкретные примеры каждый раз, когда речь заходит об абстрактных понятиях.

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ (ПРОДОЛЖЕНИЕ Практикуйте защиты проектов с оппонированием (на веб-сайте). Практикуйте защиты проектов с оппонированием (на веб-сайте). Практикуйте там, где это целесообразно, проблемные ролевые и деловые игры, позволяющие вникнуть в проблему с разных углов зрения. Практикуйте там, где это целесообразно, проблемные ролевые и деловые игры, позволяющие вникнуть в проблему с разных углов зрения. Не забудьте с самого первого занятия рассказать о Вашей стратегии обучения, почему Вы строите свое обучение таким образом, чего вы ждете от своих студентов.