Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 6 Программа предшкольной подготовки «Учимся с Совёнком: Школа сказочных идей»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Введение ФГОС в начальной школе. Цели ФГОС начального общего образования второго поколения Развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных.
Advertisements

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Юркинская ООШ» Деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности младших школьников.
Проектная деятельность школьников как средство формирования общеучебных компетенций Ф ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ учителя начальных классов МКОУ СОШ пгт Лебяжье Кировской.
Методическое объединение «Родник» учителей начальных классов МОУ Магнитная СОШ руководитель Гончарова Мария Ивановна февраль 2009 года.
« Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью » Л. Н. Толстой Автор работы : О. Ю. Саляева Рузаевка 2014 г.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
МОУ Гимназия 1 г.о. Новокуйбышевск Полозова Ирина Валентиновна, учитель начальных классов.
Группа 4 «СОЛНЫШКО». С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые : солнце.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Комитет администрации Егорьевского района по образованию МОУ «Егорьевская средняя общеобразовательная школа» Создаем проект! Учебная программа элективного.
Методические рекомендации по преподаванию предмета в учебном году.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. Какой он? « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи Подготовила: Пичугина И.В., учитель.
уч. год Дополнительное образование. Режим оказания дополнительных платных образовательных услуг 1.1. Занятия проводятся после последнего урока.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
«Информатика в играх и задачах» во внеурочной деятельности учащихся 2-х классов тема самообразования учителя информатики Алексеевой Л.Б
Подготовила учитель-логопед КДУУ 191 Клочко Р.В Донецк-2012.
Учитель химии и биологии МБОУ СОШ 12 МО «Ахтубинский район» пос. Верхний Баскунчак Гринько Ю.М.
Создание уровневой модели внедрения метапредметных технологий в образовательный процесс как средство реализации ФГОС МОУ ДПО «Информационно- образовательный.
Подготовили: учителя МСОШ 2. Создать условия для развития ключевых компетенций учащихся начальных классов посредством применения в образовательном процессе.
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
Транксрипт:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 6 Программа предшкольной пподготовки «Учимся с Совёнком: Школа сказочных идей» Ягодкина О.К., к.п.н., методист МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр» г. Тутаев 2014

Пояснительная записка Данная программа разработана в рамках реализации регионального инновационного проекта «Создание уровневой модели внедрения метапредметных технологий в образовательный процесс как средство реализации ФГОС». Программа рассчитана на детей, посещающих Школу раннего развития в процессе пподготовки к обучению в первом классе. Предшкольная подготовка по данной программе включает занятия по развитию творческого воображения детей.

Содержание программы носит метапредметный характер, его технологическую основу составляют ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и мыследеятельностная педагогика. Цель курса : создание условий для развития базовой способности воображения у детей. Объём курса составляет 17 часов, 10 ситуаций учения-обучения.

Задачи курса : Развивать у детей творческое воображение, навыки фантастического преобразования объектов. Формировать у ребёнка одно из основных качеств творческого человека – любознательность, стремление к познанию нового, неизведанного. Научить применять знания о системах и их свойствах для описания различных объектов. Способствовать адаптации ребёнка к условиям школьной жизни

Личностные результаты освоения курса Ребёнок получит: возможность адаптироваться к творческой учебной деятельности в условиях школы; «ключ» к творческому мышлению через умение разрешать противоречия и проблемы.

Метапредметные результаты Ребёнок научится: воспринимать проявления признака в конкретном объекте, его типичность и парадоксальность; находить причинно-следственные связи между объектами; фантазировать, сочинять сказки и загадки с помощью ТРИЗ; применять знания о системах, их свойствах для описания различных объектов; производить оценку собственной творческой деятельности и деятельности сверстников.

Ребёнок получит возможность усвоить обобщённый способы умственной деятельности при создании собственного речевого продукта. К критериям общей оценки результативности программы курса отнесены удовлетворённость детей и родителей занятиями по данной программе, положительная динамика уровня подготовленности детей к обучению в школе. Диагностику уровня развития способности творческого воображения у детей планируется провести в процессе самостоятельного выполнения ими творческих заданий.

Содержание курса: Что такое воображение, зачем его нужно развивать. Система - целое, состоящее из частей. Все системы похожи друг на друга и отличаются своими свойствами. Тренировка воображения на примерах изменения места действия в сюжете сказки. Сказки с продолжением. Сказки наоборот. Проблема. Решение проблем (примеры из сказок). Противоречия. Приёмы решения противоречий. Составление творческих рассказов и сказок по картинкам. Ситуативные загадки Фантазируя, познаю мир.

Литература 1. Загороднева О.В.Организация работы в группах предшкольной подготовки:практическое пособие М.:АРКТИ, с. 2. Измайлова Е.И.Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по развитию мышления и речи старших дошкольников М.: АРКТИ, – 72 с. 3. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В.Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ): Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей М.: АРКТИ, – 40 с. 4. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В.Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия (Технология ТРИЗ): Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет М.: АРКТИ, – 40 с. 5. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г.Новые приключения Колобка, или наука думать для больших и маленьких Москва, 1995

Интернет-ресурсы 1. Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. htm 2. Мультфильм «Уроки Тётушки Совы. Детские фантазии» 7&lr=16&text=уроки+тётушки+совы+ 7&lr=16&text детские+фанта

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 6 Программа метапредметного курса внеурочной деятельности « Идея » 5 класс 34 часа О. К. Ягодкина, к. п. н., методист МОУ ДПО «Информационно – образовательный центр» г.Тутаев 2013

Идея – это нечто новое. Как появляется новое ? Многие пытались ответить на этот вопрос. Идеи как искры вспыхивают в сознании и озаряют собой всё кругом. Благодаря идее можно взглянуть на мир другими глазами. Лампочка - символ идеи. Она вспыхивает, озаряет, светит. Лампочка – символ озарения (инсайта). Инсайт представляет попадание решения, найденного в процессе бессознательной мыслительной работы, в фокус сознания.

Пояснительная записка Программа курса «Идея» ориентирована на учащихся 5-ых классов общеобразовательных школ, направлена на формирование и реализацию их творческого потенциала, знакомит с разными формами познавательной деятельности. Содержание курса носит метапредметный характер, его основу составляют: ТРИЗ (теория решения изобретательских задач); эвристика (наука о том, как делать открытия); элементы этнопедагогики (сказка как средство народной педагогики, рукоделие в традиционной практической педагогике, педагогика семейного быта, самодельные игрушки и творчество детей).

При обучению курсу предусматривается мыследеятельностный подход к организации внеурочной деятельности на уровне основного общего образования. Курс рассчитан на 34 часа. Цель курса: содействие развитию у школьников базовых способностей воображения и действия, коммуникации.

Задачи курса: познакомить учащихся с миром научных открытий и реализованными фантастическими идеями; пробудить интерес к изобретательству и реализации интересных идей; способствовать расширению кругозора и творческих возможностей детей; формировать навыки представления результатов своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, защита проекта, конкурс, выставка); научить применять методы эвристической аналогии и методы ТРИЗ в учебных и жизненных ситуациях.

Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса: 1. Личностные результаты. Ученик получит возможность сформировать: - выраженную устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению; - навыки самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. 2. Метапредметные результаты. Ученик научится: - воплощать идею по цепочке «замысел - реализация- рефлексия»; - представлять результаты своей деятельности в различных формах. Ученик получит возможность: - совершенствовать навыки поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - овладеть методами эвристической аналогии и простейшими методами ТРИЗ в условиях учебных и жизненных ситуаций.

Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса: 3. Предметные результаты. За счёт осуществления межпредметных связей курса с историей, биологией, технологией, информатикой, изобразительным искусством, литературой, русским языком предполагается повышение мотивации учеников к изучению этих учебных предметов и, соответственно, достижение положительных результатов в различных предметных областях знаний.

Критерии оценки результативности программы курса: - положительная динамика в степени развитости базовых способностей воображения и действия, коммуникации; - удовлетворённость детей и родителей итогами курса «Идея».

Основные формы работы: учебный диалог / полилог с использованием материалов электронных библиотек; работа с различными источниками научно – популярной информации; подготовка презентаций; сбор материалов для сообщений, пподготовки к творческим заданиям и т.д.; решение изобретательских задач; выполнение творческих заданий (сказочный дизайн, кроссворд и др.); виртуальная экскурсия; мастер – класс; проектная деятельность; выставочная и конкурсная деятельность; творческое сотрудничество в семье.

Базовая способность воображения, на совершенствование которой ориентирован данный курс, играет одну из основополагающих ролей в развитии детей, поскольку её компонентами являются: - желание решить нестандартную задачу; - выход за рамки реального в плоскость «если бы….»; - появление идеи и представление её материальной реализации; - воплощение идеи в действие (в игре, жизни, в качестве продукта коммуникации). Это в свою очередь способствует развитию других важных для успешной учёбы и дальнейшей жизни способностей: действия, моделирования, мышления.

Логическим продолжением и развитием данного курса могут служить курсы: -«Приёмы ТРВ (теории развития воображения)»; -«Основы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)».

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 6 Учебная программа внеурочной деятельности «Креатив» Ягодкина О.К., к.п.н., методист МОУ ДПО «ИОЦ» г. Тутаев 2014

Креатив – человек, способный к нестандартным способам решения задач, оригинальным действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов

Пояснительная записка Программа курса «Креатив» создана в соответствии с Основной образовательной программой на уровне ООО, ориентирована на учащихся 6-ых классов общеобразовательных школ, направлена на формирование и реализацию их творческого потенциала, на воспитание сознательного, творческого отношения к образованию.

Курс создан в преемственности с ранее изученным курсом «Идея» и реализуется в контексте проекта ЦИТО (межрегионального центра инновационных технологий в образовании) «Совёнок». Предполагается использование системно - деятельностного и мыследеятельностного подходов к организации внеурочной деятельности на уровне основного общего образования. Цель курса : содействие развитию у школьников базовой способности воображения, системного мышления и креативности (способности и готовности к творчеству в различных сферах деятельности).

Задачи курса: ознакомить учащихся с основными эвристическими методами мышления; способствовать активизации научного творчества школьников; совершенствовать навыки представления результатов своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, защита проекта, конкурс, выставка); научить применять методы ТРИЗ в различных учебных и жизненных ситуациях.

Содержание курса носит метапредметный характер, его основу составляют: ТРИЗ - педагогика (ТРИЗ как технология творчества); педагогика креативности (прикладной курс научного творчества). Последовательность изучения тем: 1. Методы поиска и принятия решений. 2. Методы эвристического перебора вариантов решений. 3. Активные приёмы решения задач научного творчества. 4. Методы направленного творческого поиска решений. 5. Методы системного мышления. 6. Приёмы творческого фантазирования.

Результаты освоения метапредметного курса «Креатив» 1. Личностные результаты. Ученик получит возможность для формирования: - выраженной устойчивой учебно- познавательной мотивации и интереса к учению; - навыков самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

Результаты освоения метапредметного курса «Креатив» 2. Метапредметные результаты. Ученик научится: - решать открытые творческие задачи; -представлять результаты своей деятельности в различных формах. Ученик получит возможность: - развить способность и готовность к творчеству в различных сферах деятельности; - овладеть методами ТРИЗ в условиях учебных и жизненных ситуаций.

Результаты освоения метапредметного курса «Креатив» 3. Предметные результаты. За счёт осуществления межпредметных связей курса с историей, биологией, технологией, информатикой, изобразительным искусством, литературой, русским языком предполагается повышение мотивации учеников к изучению этих учебных предметов и, соответственно, достижение положительных результатов в предметных областях знаний.

Электронные и интернет-ресурсы, литература: 1.Учебно-методический диск АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании» www/covenok.ru 2. Утёмов В.В., Зиновкина М.М., Горев П.М.Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», с.

3. Горев П.М., Утёмов В.В.Экспедиция в мир творчества: учебно-методическое пособие.Киров: Изд-во «О-Краткое», с. 4. Горев П.М., Утёмов В.В., Зиновкина М.М.Летнее путешествие с Совёнком: учебно-методическое пособие.Киров: Изд-во ВятГТУ, с. 5. Горев П.М., Утёмов В.В.Полёт к горизонтам творчества: Учебное пособие.Киров: Изд-во «О-Краткое», с. 6. Горев П.М., Утёмов В.В.Путешествие в страну творчества: учебно-методическое пособие.Киров: Изд-во ВятГТУ, с.