Российское энергетическое агентство Основы энергетического менеджмента на промышленных предприятиях. Стандарт ISO 50001. Начальник отдела информационно-аналитического.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
25 февраля 2014 Министерство энергетики Московской области Совещание по вопросу разработки муниципальных программ в области энергосбережения и повышения.
Advertisements

1 Разработка программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ГУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете.
Министерство энергетики Московской области Разработка муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Московской области.
ООО Научно- производственный центр «Энергия» Комплексные энергетические решения по энергосбережению.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Актуальные вопросы энергосбережения в Республике Саха (Якутия) Заместитель Председателя ГКЦ-РЭК РС(Я) Трофимов Максим Макарович Государственный комитет.
Основные требования к содержанию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела административного и технологического.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
Лекция 2 Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Требования действующего законодательства в сфере энергосбережения к деятельности регулируемых организаций в части : - принятия программ энергосбережения.
Российское энергетическое агентство сСистема «Управление энергосбережением» для администраций районов и муниципальных образований.
В Системе добровольной сертификации «МОЭК-Энергоменеджмент» установлен порядок взаимодействия органов по сертификации, учебных центров и специалистов.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности К полномочиям органов местного.
Федеральный закон об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ 261-ФЗ Принят.
Проектный офис Рабочей группы по энергоэффективности Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики.
Порядок разработки и реализации государственных программ Ярмальчук Мария Васильевна, заместитель начальника отдела анализа деятельности субъектов бюджетного.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
«Основное содержание приказов Министерства регионального развития Российской Федерации 99, 100 и их применение при подготовке инвестиционных программ на.
Особенности составления инвестиционных программ развития энергоснабжающих организаций.
Транксрипт:

Российское энергетическое агентство Основы энергетического менеджмента на промышленных предприятиях. Стандарт ISO Начальник отдела информационно-аналитического и методического обеспечения ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Туликова Ольга Владимировна г. Москва, 2014 г.

Российское энергетическое агентство Цели и задачи энергетического менеджмента Надежная оптимизированная работа энергосистемы и эффективное использование энергетических ресурсов – основная цель системы энергетического менеджмента предприятия. Также целями системы энергетического менеджмента являются: снижение затрат на оплату потребляемых энергетических ресурсов; оптимизация производства; повышение конкурентоспособности продукции при снижении ее энергоемкости; улучшение имиджа предприятия и его развитие через вовлечение персонала в процесс энергосбережения. Задачами системы энергетического менеджмента являются: принятие организационных мер, направленных на оптимизацию энергозатрат; контроль выполнения разработанного перечня по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Российское энергетическое агентство Основной функцией энергетического менеджмента является управление энергопотреблением предприятия (хозяйствующего субъекта) Система энергетического менеджмента представляет собой постоянно действующую на предприятии систему управления энергопотреблением, которая позволяет: прогнозировать и контролировать процессы выработки, передачи и использования необходимого количества энергетических ресурсов для обеспечения хозяйственной деятельности предприятия, оптимизировать потребление энергетических ресурсов при заданном графике производства, минимизировать риски необоснованных затрат на энергетические ресурсы. При этом энергия рассматривается так же как любой другой дорогостоящий производственный ресурс. Функции энергетического менеджмента

Российское энергетическое агентство Национальны и международные стандарты энергетического менеджмента В России имеется несколько десятков государственных стандартов на промышленное оборудование, машины, приборы, которые можно отнести к стандартам энергетической эффективности: ГОСТ Энергобаланс промышленного предприятия. Общие положения; ГОСТ Ресурсосбережение. Основные положения; ГОСТ Р Энергосбережение. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно- энергетических ресурсов. Основные положения. Типовые формы; ГОСТ Р Энергосбережение. Методы подтверждения соответствия показателей энергетической эффективности энергопотребляющей продукции их нормативным значениям. Общие требования; ГОСТ Р Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения; ГОСТ Р Энергосбережение. Информирование потребителей об энергоэффективности изделий бытового и коммунального назначения. Общие требования; ГОСТ Р Энергосбережение. Энергетическая эффективность. Состав показателей. Общие положения; ГОСТ Р Энергосбережение. Энергопотребляющее оборудование общепромышленного применения. Виды. Типы. Группы. Показатели энергетической эффективности. Идентификация; ГОСТ Р Энергосбережение. Методика определения энергоемкости при производстве продукции и оказании услуг в технологических энергетических системах. Общие положения. Большая часть из этих стандартов устарели и требуют пересмотра. Данные стандарты НЕ устанавливают требования к современным системам энергетического менеджмента. Большая часть из этих стандартов устарели и требуют пересмотра. Данные стандарты НЕ устанавливают требования к современным системам энергетического менеджмента.

Российское энергетическое агентство Опыт международного сообщества В 2008 году международная организация по стандартизации (ISO) начала разработку нового международного стандарта ISO (Системы Энергоменеджмента – Требования с руководством по эксплуатации). С этой целью был создан новый технический комитет ISO/ТС 242 (ИСО/ТК 242 «Энергоменеджмент»). Структура проекта стандарта ISO состоит из 4 разделов: область действия, нормативные ссылки, термины и определения, требования к системе энергетического менеджмента. В стандарте ISO в свою очередь обобщен опыт стандарта EN и национальных стандартов Кореи и США. В 2008 году международная организация по стандартизации (ISO) начала разработку нового международного стандарта ISO (Системы Энергоменеджмента – Требования с руководством по эксплуатации). С этой целью был создан новый технический комитет ISO/ТС 242 (ИСО/ТК 242 «Энергоменеджмент»). Структура проекта стандарта ISO состоит из 4 разделов: область действия, нормативные ссылки, термины и определения, требования к системе энергетического менеджмента. В стандарте ISO в свою очередь обобщен опыт стандарта EN и национальных стандартов Кореи и США. В июле 2009 года Европейским Комитетом по Стандартизации (CEN) был утвержден европейский стандарт EN 16001:2009 «Системы управления энергоэффективностью. Требования и руководство по применению» (BS EN «Energy management systems – Requirements with guidance for use»), структура которого построена подобно структуре ISO Европейский стандарт EN разработан с учетом опыта национальных стандартов Швеции, Дании, Ирландии, Испании по созданию и внедрению системы энергетического менеджмента. В июле 2009 года Европейским Комитетом по Стандартизации (CEN) был утвержден европейский стандарт EN 16001:2009 «Системы управления энергоэффективностью. Требования и руководство по применению» (BS EN «Energy management systems – Requirements with guidance for use»), структура которого построена подобно структуре ISO Европейский стандарт EN разработан с учетом опыта национальных стандартов Швеции, Дании, Ирландии, Испании по созданию и внедрению системы энергетического менеджмента.

Российское энергетическое агентство Преемственность стандартов энергетического менеджмента

Российское энергетическое агентство ISO Базовые принципы В стандарте ISO используются следующие базовые принципы: ориентация на потребителя (внутреннего); лидерство руководителя; вовлечение персонала; процессный подход; системный подход к менеджменту; непрерывное улучшение; принятие решений, основанных на фактах; взаимовыгодные отношения с поставщиками. Одним из ключевых принципов стандарта ISO является процессный подход: Планируй – Действуй – Проверяй – Совершенствуй Одним из ключевых принципов стандарта ISO является процессный подход: Планируй – Действуй – Проверяй – Совершенствуй

Российское энергетическое агентство Планируй: постановка целей, определение процессов, необходимых для распределения результатов в соответствии с возможностями по улучшению энергетических параметров и энергетической политики Действуй: Внедрение процессов Проверяй: контроль и измерение энергетических процессов и продуктов на соответствие энергетической политике, поставленным целям, ключевым характеристикам данных процессов Совершенствуй: разработка мероприятий по дальнейшему повышению энергетической надежности ISO Модель системы менеджмента

Российское энергетическое агентство ISO Модель системы менеджмента

Российское энергетическое агентство Требования к системе энергетического менеджмента содержатся в четвертом разделе, который включает в себя 7 подразделов: основные положения; ответственность руководства (менеджмента); энергетическая политика; Энергетическое планирование; внедрение и эксплуатация; проверка энергоэффективности; проверка системы энергетического менеджмента высшим руководством. Стандарт ISO устанавливает требования по определению и реализации энергетической политики, по формулировке целей и задач, по составлению и выполнению плана действий по достижению поставленных целей и задач, по разработке и поддержанию в актуальном состоянии документов и др. ISO Требования к системе менеджмента

Российское энергетическое агентство ISO Основные элементы системы менеджмента

Российское энергетическое агентство В соответствии с основными положениями стандарта организация должна: создать, документально подтвердить, внедрить и поддерживать систему энергетического менеджмента; определить и документально подтвердить масштабы и границы своей системы энергетического менеджмента; определить и задокументировать, каким образом она будет удовлетворять требованиям стандарта ISO в целях обеспечения непрерывного совершенствования энергетической эффективности, и системы энергетического менеджмента. создать, документально подтвердить, внедрить и поддерживать систему энергетического менеджмента; определить и документально подтвердить масштабы и границы своей системы энергетического менеджмента; определить и задокументировать, каким образом она будет удовлетворять требованиям стандарта ISO в целях обеспечения непрерывного совершенствования энергетической эффективности, и системы энергетического менеджмента. ISO Требования к организации

Российское энергетическое агентство Высшее руководство должно продемонстрировать свою приверженность и поддержку системе энергетического менеджмента и постоянно совершенствовать ее эффективность за счет: создания, внедрения и поддержания энергетической политики; назначения представителя от руководства и утверждения каких-либо дополнительных членов рабочей группы по системе энергетического менеджмента; предоставления ресурсов, необходимых для создания, внедрения, поддержания и совершенствования системы энергетического менеджмента; определения масштабов и границ воздействия системы энергетического менеджмента; сообщения организации о важности энергетического менеджмента; постановки и выполнения целей и задач по повышению энергетического эффективности; выявления соответствия показателей энергетической эффективности данной конкретной организации; долгосрочного планирования, в том числе энергообеспечения, если это возможно; обеспечения возможности измерения результатов и предоставления сведений о них; проведения проверки (анализа) системы энергетического менеджмента. ISO Требования к руководству организации

Российское энергетическое агентство Высшее руководство должно назначить представителя менеджмента, обладающего соответствующей квалификацией и профессиональной подготовкой, определенным кругом обязанностей и полномочий для: создания, внедрения и эксплуатации системы энергетического менеджмента и ее постоянного совершенствования; доклада топ-менеджменту об эффективности системы энергетического менеджмента; доклада топ-менеджменту о повышении энергетической эффективности предприятия; определения лица, утвержденного на соответствующий уровень менеджмента и работы с ним по обеспечению активности системы энергетического менеджмента; планирования и управления деятельностью энергетического менеджмента для выполнения энергетической политики организации; определения обязанностей и передачи полномочий в целях содействия эффективному энергетическому менеджменту, определения критериев и методов, необходимых для эффективного функционирования системы энергетического менеджмента. ISO Требования к руководству организации

Российское энергетическое агентство ISO Энергетическая политика Энергетическая политика должна указывать на приверженность организации повышению энергетической эффективности. Топ-менеджмент должен обеспечить, чтобы энергетическая политика: соответствовала характеру и масштабам организации, а также уровню воздействия на нее объема используемой энергии; включала в себя обязательства по постоянному повышению энергетической эффективности; включала в себя обязательства по обеспечению доступности информации и всех необходимых ресурсов для достижения поставленных целей и задач; включала в себя обязательства по соблюдению всех правовых и других требований в области энергосбережения, принятых на себя организацией; обеспечивала основу для постановки и пересмотра энергетических целей и задач; поддерживала покупку энергоэффективных продуктов и услуг; документировалась, комментировалась и была понятной в рамках организации; регулярно пересматривалась и обновлялась.

Российское энергетическое агентство ISO Энергопланирование Планирование охватывает следующие сферы деятельности: правовые и другие обязательства, взятые на себя организацией анализ энергопотребления определение базового энергопотребления индикаторы (показатели) энергетической эффективности Цели, задачи и план мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Основной целью проведения деятельности по планированию в области энергопотребления является разработка мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Российское энергетическое агентство ISO Энергопланирование 1. Правовые и другие требования Организация должна определить и иметь доступ к существующим правовым и другим требованиям, которые она поддерживает и которые связанны с использованием энергетических ресурсов (ЭР). 2. Анализ энергопотребления и энергетической эффективности Организация разрабатывает, документально закрепляет и поддерживает анализ энергопотребления и энергетической эффективности. Методологические критерии по разработке анализа энергопотребления и энергетической эффективности должны быть подтверждены соответствующими документами. При составлении данного анализа необходимо: проводить анализ использования ЭР на основе показаний приборов и других данных; на основе анализа использования ЭР, определить места значительного потребления; определить приоритеты и возможности для повышения энергетической эффективности, в том числе с использованием возобновляемых или альтернативных источников энергии, где это возможно

Российское энергетическое агентство ISO Энергопланирование 3. Определение базового энергопотребления Базовое энергопотребление должно быть установлено в исходном (начальном) анализе энергопотребления и энергетической эффективности за соответствующий период времени. Изменения энергетической эффективности должны измеряться относительно базового энергопотребления. Корректировка значений базового энергопотребления должна производиться только тогда, когда: индикаторы энергетической эффективности уже не отражают объективное использование ЭР организацией; имели место значительные изменения в процессах, оперативных структурах или энергетических системах; в соответствии с заранее определенным методом. Базовое энергопотребление должно регистрироваться

Российское энергетическое агентство ISO Энергопланирование 4. Индикаторы (показатели) энергетической эффективности Организация должна определить показатели энергетической эффективности, в соответствии с которыми впоследствии будет производиться оценка энергетической эффективности предприятия. Методика определения и обновления показателей энергетической эффективности должна подтверждаться соответствующими документами и регулярно пересматриваться. Показатели энергетической эффективности должны обновляться и регулярно сравниваться с показателями базового энергопотребления. 5. Цели, задачи и план действий по их достижению Организация должна сформулировать, осуществлять и документально утвердить энергетические цели и задачи на соответствующих функциональных уровнях, процессах и объектах организации. Энергетические цели и задачи должны быть: определимы и контролируемы, Сроки достижения определены, согласованы с энергетической политикой предприятия.

Российское энергетическое агентство ISO Энергопланирование 5. Цели, задачи и план действий по их достижению (продолжение) Организация разрабатывает, внедряет и выполняет планы действий по достижению целей и задач системы энергетического менеджмента. Планы действий системы энергетического менеджмента должны включать: определение ответственности; средства и сроки, в которые конкретные цели должны быть достигнуты; изложение метода (методики), с помощью которого будет оцениваться фактическое повышение энергоэффективности; определение метода сверки результатов с планом действий. Планы действий должны быть задокументированы и обновляться на регулярной основе.

Российское энергетическое агентство ISO Внедрение и эксплуатация 1. Компетенция кадров Организация должна обеспечить, чтобы любое лицо, работающие на организацию или от ее имени, связанное со значительным использованием энергии, было компетентным на основе соответствующего образования, профессиональной подготовки, навыка и опыта и осведомленным в вопросам энергетической политики предприятия. 2. Требования документооборота Организация должна разрабатывать, внедрять и обеспечить сохранность документов (на бумажных или электронных носителях), в которых содержатся ключевые моменты системы энергетического менеджмента и их взаимодействие. Необходимо осуществлять контроль документов по системе энергетического менеджмента. При необходимости контролируется также и техническая документация

Российское энергетическое агентство ISO Внедрение и эксплуатация 3. Оперативный контроль Организация определяет и планирует операции, связанные со значительным потреблением энергетического ресурса в соответствии с принятой энергетической политикой, поставленными целями и задачами, что позволяет удостовериться, что все операции проводятся при определенных условиях. 4. Обмен информацией Организация осуществляет обмен информацией между подразделениями в целях повышения энергетической эффективности в соответствии с размерами организации. Таким образом любой сотрудник, может вносить предложения по совершенствованию системы энергетического менеджмента. Решение об обмене информацией со сторонними организациями должно быть задокументировано. При принятии положительного решения по обмену информацией со сторонними организациями компания разрабатывает и внедряет методику такого обмена.

Российское энергетическое агентство ISO Внедрение и эксплуатация 5. Разработка проектов Организация рассматривает возможности по повышению энергетической эффективности путем разработки, модификации и обновления производств, оборудования, систем и процессов, связанных со значительным энергопотреблением 6. Приобретение энергетических товаров, услуги оборудования При покупке энергоемких товаров, услуг или оборудования организация должна проинформировать поставщиков, что приобретаемая услуга, товар или оборудование оценивается с точки зрения энергетической эффективности. Организация должна определить критерии оценки энергопотребления сверх запланированного или ожидаемого срока эксплуатации энергоемкого оборудования, оказания энергозатратных услуг. Необходимо предусмотреть вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, аварий на энергоемком оборудовании и оценить возможные пути решения возникших проблем.

Российское энергетическое агентство ISO Проверка энергетической эффективности Мониторинг, измерения и анализ охватывают: Организация в обязательном порядке расследует все случаи возникновения значительного энергопотребления и соответствующим образом реагирует на них Организация проверяет, что все оборудование, которое используется для мониторинга и измерений, предоставляет достоверные данные, которые могут быть получены вновь. Данные калибровки сохраняются Организация контролирует, что все ключевые характеристики производственного процесса, которые определяют энергоэффективность, периодически отслеживаются, измеряются и анализируются Организация самостоятельно определяет и периодически пересматривает свои потребности в статистических данных подобного рода Результаты мониторинга и измерений сохраняются

Российское энергетическое агентство ISO Проверка энергетической эффективности Внутренний аудит системы энергетического менеджмента: Организация выявляет соответствия системы энергетического менеджмента запланированным изменениям в энергосистеме, а также выявления соответствия требованиям стандарта ISO Организация выявляет эффективности и поддержания системы энергетического менеджмента План проведения аудита разрабатывается в соответствии со статусом процесса, степени важности данного процесса, проверяемой области деятельности. Также учитываются результаты предыдущих проверок и беспристрастность процесса

Российское энергетическое агентство ISO Проверка энергетической эффективности Результаты проверки менеджмента Отчет по результатам проверки руководства должен включать решения или действия, направленные на: Результаты проверки менеджмента Отчет по результатам проверки руководства должен включать решения или действия, направленные на: повышение энергетической эффективности изменения в энергетической политике изменение показателей энергетической эффективности необходимые ресурсы изменение целей, задач и (или) других элементов системы энергетического менеджмента, в соответствии с обязательствами организации по непрерывному повышению энергоэффективности

Российское энергетическое агентство Создание и внедрение системы энергетического менеджмента на предприятии В целях создания системы энергетического менеджмента предприятие разрабатывает план действий по внедрению и эксплуатации системы энергетического менеджмента. 1. Формирование и утверждение энергетической политики предприятия. 2. Назначение представителя от руководства и создание рабочей группы или структурного подразделения по системе энергетического менеджмента. 3. Документация предприятия. 4. Проведение энергетического обследования с оценкой фактической энергетической эффективности предприятия и разработкой рекомендаций по снижению энергетических и финансовых затрат; 5. Разработка и реализация программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности предприятия. 6. Создание системы мотивации энергосбережения и рационального использования энергетических ресурсов на предприятии. 7. Контроль за потреблением энергетических ресурсов и оценка результатов деятельности системы энергетического менеджмента.

Российское энергетическое агентство Создание и внедрение системы энергетического менеджмента на предприятии 1. Формирование и утверждение энергетической политики предприятия В соответствии с требованиями стандарта ISO на предприятии должна быть разработана, утверждена и принята к исполнению энергетическая политика, включающая в себя: Обязательства по непрерывному снижению энергоемкости производства (повышению энергоэффективности) и др. Ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей и задач энергосбережения, повышения надежности, безопасности и качества энергосбережения. Способы достижения соответствия возложенным на предприятие правовым обязательствам и обязательствам, которые предприятие само приняло на себя в области энергосбережения и повышения энергетической безопасности. Энергетическая политика предприятия должна комплексно решать вопросы по снижению потребления энергетических ресурсов

Российское энергетическое агентство Создание и внедрение системы энергетического менеджмента на предприятии 2. Назначение представителя от руководства и создание рабочей группы или структурного подразделения по системе энергетического менеджмента В целях создания системы энергетического менеджмента следует определить ответственного за энергосбережение из состава топ-менеджеров (высшего руководства), а также сформировать рабочую группу или структурное подразделение по созданию, внедрению и поддержке системы энергетического менеджмента. Рабочая группа должна: определить ответственных лиц, производственных процессов, оборудования и др., оказывающих существенное влияние на энергопотребление и энергоэффективность; установить методы выявления мест значительного энергопотребления; вносить изменения в методы и порядок наблюдения за местами значительного потребления при изменении условий производства; определять и ранжировать приоритетные направления по повышению энергетической эффективности. Организация системы энергетического менеджмента и разработка мероприятий по повышению энергетической эффективности требуют участия высококвалифицированных профессионалов в этой области

Российское энергетическое агентство Создание и внедрение системы энергетического менеджмента на предприятии

Российское энергетическое агентство Создание и внедрение системы энергетического менеджмента на предприятии 3. Документация предприятия В соответствии с требованиями стандарта ISO организация должна разработать и внедрить документы, в которых содержатся ключевые моменты системы энергетического менеджмента и их взаимодействие: область применения и границы воздействия системы энергетического менеджмента; энергетическая политика; цели, задачи и рабочий план по достижению энергоэффективности; план действий по выполнению задач и достижению поставленных целей; документы и отчеты в соответствии с требованиями организации для обеспечения эффективного планирования, выполнения и контроля. Предприятие должно хранить вышеперечисленные документы на бумажных или электронных носителях

Российское энергетическое агентство Создание и внедрение системы энергетического менеджмента на предприятии 4. Проведение энергетического обследования В соответствии со стандартом ISO одним из важных направлений внедрения системы энергетического менеджмента является проведение энергетического обследования (внутреннего, внешнего). Энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя. Основными целями энергетического обследования являются: получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов; определение показателей энергетической эффективности; определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности; разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки. Результатом энергетического обследования является энергетический паспорт, составленный в соответствии с требованиями статьи 15 Закона 261-ФЗ

Российское энергетическое агентство Создание и внедрение системы энергетического менеджмента на предприятии 5. Разработка программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности предприятия Структура программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности промышленного предприятия может включать следующие разделы: анализ текущего состояния энергосбережения и повышения энергетической эффективности; цели и задачи с указанием сроков и этапов реализации программы и целевых показателей; перечень программных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; объем и источники финансирования; ожидаемые результаты. После проведения энергетического обследования программа энергосбережения и план мероприятий к ней должны быть дополнены и уточнены

Российское энергетическое агентство Создание и внедрение системы энергетического менеджмента на предприятии 6. Создание системы мотивации энергосбережения и рационального использования энергетических ресурсов на предприятии Цель мотивации – активизировать людей, работающих на предприятии и побудить их эффективно использовать энергетические ресурсы. На первом этапе данная система может состоять из ряда организационных мероприятий, не требующих существенных затрат: назначение ответственных за осуществление мониторинга результатов осуществления мероприятий по энергосбережению; проведение совещания по итогам реализации энергосберегающих мероприятий; применение наглядной агитации в виде плакатов; осведомление персонала, где именно установлены приборы учета, что они учитывают и как это влияет на конкретного сотрудника, это стимулирует персонал к рациональному энергопотреблению, что в итоге приведет к снижению суммарных затрат. Созданная система энергетического менеджмента не будет эффективной, если персонал не поддержит проводимую на предприятии политику энергосбережения

Российское энергетическое агентство Создание и внедрение системы энергетического менеджмента на предприятии 8. Контроль и оценка результатов деятельности системы энергетического менеджмента Контроль и оценка результатов деятельности основываются на анализе потока информации о потреблении энергетических ресурсов. От достоверности, полноты, оперативности и формы представления этой информации зависит жизнеспособность всей системы энергетического менеджмента. Мониторинг играет наиболее важную роль в выявлении необоснованного энергопотребления. Регулярный мониторинг позволяет: повысить достоверность получаемой информации; в краткие сроки выявить случаи необоснованного потребления энергии, вызванного производственным процессом; выявить увеличение случаев необоснованного потребления энергии, вызванного плохим состоянием производственных мощностей и оборудования, возникшего в процессе эксплуатации. Наиболее эффективным решением является внедрение автоматизированной системы учета, контроля и регулирования энергетических ресурсов

Российское энергетическое агентство Информационно-аналитическое обеспечение функционирования системы энергетического менеджмента Необходим доступ и своевременное обновление следующих видов информации: нормативно-правовой; отчетной, статистической; информационно-аналитической; учебно-образовательной; просветительской. Первоочередные мероприятия: разработка системы отчетности по внедряемым на предприятии проектам энергосбережения и обеспечение свободного информационного доступа к отчётным материалам; проведение информационных семинаров; организация и участие работников предприятия в специализированных выставках, ярмарках; направление энергетического персонала предприятия на курсы повышения квалификации в области энергосбережения; создание информационных баз данных по результатам энергетических обследований и паспортизации объектов (зданий, сооружений) и обеспечение свободного доступа к ним Информационно-аналитическое обеспечение функционирования системы энергетического менеджмента представляет собой подсистему организованно собираемой информации.

Российское энергетическое агентство Формирование единого информационного пространства может быть осуществлено посредством создания специализированного корпоративного Интернет-ресурса, который помимо решения общей задачи информационного обеспечения, содержит информацию о запланированном перечне мероприятий, реализуемых в рамках программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности предприятия, ходе их реализации, а также иных мероприятий, реализация которых способствует выполнению задач в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Информационно-аналитическое обеспечение функционирования системы энергетического менеджмента Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности создается в целях предоставления физическим лицам, организациям, органам государственной власти, органам местного самоуправления актуальной информации в области энергосбережения и повышения энергоэффективности Для обеспечения централизации и доступности информации целесообразно формирование единого информационного пространства

Российское энергетическое агентство Разработка программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства (муниципального образования). Начальник отдела информационно-аналитического и методического обеспечения ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Туликова Ольга Владимировна г. Москва, 2014 г.

Российское энергетическое агентство Основные подходы к разработке Программ 12 Проведение энергетического обследования Разработка мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Разработка детальной программы Проведение информационно- аналитического обследования Разработка типовых мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Разработка обобщенной (предварительной) программы

Российское энергетическое агентство Последовательность разработки Программ Обследование состояния энергосбережения и повышения энергетической эффективности в организации Разработка концепции Программы Разработка проекта Программы Расчет целевых показателей Программы Разработка плана первоочередных мероприятий по реализации Программы Разработка аналитических разделов Программы Разработка перечня программных мероприятий

Российское энергетическое агентство Сбор и анализ исходных данных в ходе энергетического обследования В соответствии со ст.16 Закона 261-ФЗ для организаций с участием государства проведение энергетического обследования является обязательным Первое энергетическое обследование необходимо организовать и провести до 31 декабря 2012 г., последующие энергетические обследования – не реже чем один раз каждые пять лет. Энергетический паспорт Приказ Минэнерго России от 19 апреля 2010 г. 182 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования» Перечень типовых, общедоступных мероприятий и их стоимостная оценка Ч.3 ст.15 Закона 261-ФЗ – по соглашению сторон может предусматриваться разработка отчета, содержащего перечень мероприятий, отличных от типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности

Российское энергетическое агентство Сбор и анализ исходных данных в ходе информационно- аналитического обследования Если энергетическое обследование не было проведено, то для разработки Программы необходимо самостоятельно собрать следующую базовую информацию об объекте обследования: общие аналитические материалы: стратегия, программа, прогноз развития отрасли, к которой относится организация стратегия, программа, прогноз развития организации особенности географического положения и природно-климатических условий региональная (муниципальная) нормативно- правовая база в области энергосбережения региональная (муниципальная) программа в области энергосбережения аналитические справки по динамике и структуре цен (тарифов) на энергетические ресурсы и услуги организаций коммунального комплекса, прогнозы их роста (изменения) исходные данные организации: прогноз развития технологических процессов в основное производстве, основные характеристики состояния и параметров зданий, строений, сооружений организации объем потребления энергетических ресурсов (по каждому виду) за последние 5 лет в основном производстве и в целом по предприятию, существующее состояние инженерных коммуникаций (тепло-, газо-, электро-, водоснабжение и водоотведение) оснащенность приборами учета энергетических ресурсов сведения о наличии собственных (автономных) источников энергоснабжения, их технические характеристики и состояние сведения об энергопотребляющем оборудовании

Российское энергетическое агентство Структура Программы Минимально необходимый перечень разделов Программы охватывает: анализ текущего состояния энергосбережения и повышения энергетической эффективности цели и задачи с указанием сроков и этапов реализации программы и целевых показателей перечень программных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объем и источники финансирования ожидаемые результаты Программа также также должна содержать паспорт Программы В Программу могут быть включены и иные разделы, в том числе: введение механизм реализации Программы мониторинг реализации Программы

Российское энергетическое агентство Основные разделы. Введение Введение: о заказчике и разработчиках Программы перечень нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней, правовых актов организации на основании которых разработана Программа данные о проведенном энергетическом обследовании (наименование организации исполнителя, период, результаты, наименование саморегулируемой организации в области энергетического обследования, членом которой является исполнитель) или о выполненных работах по сбору информации Паспорт: наименование Программы основание для разработки заказчик Программы разработчик (основные разработчики) Программы исполнители Программы цели и задачи Программы сроки и этапы реализации Программы перечень подпрограмм (указываются при наличии) основные ожидаемые конечные результаты реализации Программы объемы и источники финансирования реализации

Российское энергетическое агентство Основные разделы. Анализ текущего состояния энергосбережения и повышения энергетической эффективности В разделе необходимо отразить сведения об энергопотреблении организации, а также иные показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности: потребление каждого энергетического ресурса (динамика потребления за последние 3-5 лет) количество вводов и оснащенность приборами учета энергетических ресурсов (по каждому виду энергетических ресурса) поставщики энергетических ресурсов и цены (тарифы) на используемые энергетические ресурсы существующее состояние инженерных коммуникаций (тепло-, газо-, электро-, водоснабжение) если имеется собственный источник энергоснабжения (котельная, мини-ТЭЦ, иной источник), то необходимо указать его общие технические характеристики динамика энергоемкости выпускаемой продукции, прогноз развития основных технологических процессов и их энергетических характеристик, сведения о зданиях, строениях, сооружениях или помещениях, принадлежащих организации на праве собственности или ином вещном праве, в том числе – общая площадь помещений, отапливаемая площадь, техническое состояние (фактический и физический износ), дата последнего и планируемого капительного ремонта, характеристика ограждающих конструкций, окон, оснащенность энергосберегающими лампами систем внутреннего и наружного освещения (при наличии), а также системами автоматического регулирования и диспетчеризации наличие обученных и ответственных сотрудников в области энергосбережения (в отношении ответственного лица необходимо указать номер и дату приказа о его назначении) среднесписочная численность сотрудников (согласно штатному расписанию) Также отражаются основные причины (проблемы), повлекшие нерациональное использование энергетических ресурсов и общий потенциал энергосбережения

Российское энергетическое агентство Основные разделы. Цели и задачи Программы Основными целями могут быть: обеспечение рационального использования энергетических ресурсов за счет реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности снижение в сопоставимых условиях объема потребленных воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, начиная с 1 января 2010 г., в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного ими в 2009 г. каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента иные цели, на достижение которых может быть направлена Программа, по усмотрению заказчика Программы Основными задачами могут быть: реализация организационных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности оснащение приборами учета используемых энергетических ресурсов повышение эффективности системы теплоснабжения повышение эффективности системы электроснабжения повышение эффективности системы водоснабжения и водоотведения повышение эффективности использования моторного топлива иные задачи

Российское энергетическое агентство Основные разделы. Сроки и этапы реализации Программы Срок реализации Программы должен быть определен исходя из необходимого времени, в течение которого есть реальная возможность осуществить предусмотренные Программой мероприятия, решить поставленные задачи и достичь намеченные цели Программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности хозяйствующих субъектов из-за меньшей степени охвата различных объектов и в то же время большей степени детализации и проработки целесообразно разрабатывать краткосрочными, на период 1-3 года При необходимости срок может быть разделен на несколько этапов, каждый из которых соответствует решению какой-либо определенной задачи В этом случае необходимо описать каждый этап в отдельности, с указанием основных мероприятий и объемами их финансирования При определении сроков и этапов Программы необходимо учитывать сроки и этапы иных программ, которые реализуются на объектах организации (модернизации, внедрения инноваций и др.) инвестиционные и производственные, реконструкции и модернизации, капитального ремонта, ПКР и др.

Российское энергетическое агентство Основные разделы. Целевые показатели Целевые показатели должны обеспечивать количественную и качественную оценку степени достижения целей энергосбережения и повышения энергетической эффективности и в совокупности эффективность реализации Программы При разработке программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности следует ориентироваться на: перечень целевых показателей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 7 июля 2010 г. 273 «Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях» Целевые показатели должны быть представлены в виде таблицы: наименование целевых показателей единицы измерения также значения целевых показателей по годам (кварталам) реализации Программы Для регулируемых организаций за основу берутся требования к программам энергосбережения и повышения энергетической эффективности, установленные соответствующим органом исполнительной власти (органом местного самоуправления) в области тарифного регулирования

Российское энергетическое агентство Основные разделы. Перечень программных мероприятий В данном разделе необходимо указать направления реализации Программы (или подпрограммы), каждое из которых соответствует решению конкретной задачи (проблемы). По каждому направлению следует указать: общие сведения о текущем состоянии основные показатели основные проблемы потенциал энергосбережения и повышения энергетической эффективности в натуральных и условных (т у.т.) единицах, а также в стоимостном выражении основные мероприятия и ответственных исполнителей (по мере возможности) Мероприятия целесообразно разделять на: Организационные Технические не приводят к прямой экономии энергетических ресурсов необходимы для энергоменеджмента, обучения работников органиазации, внедрения экономических стимулов к энергосбережению необходимо проводить на первом этапе реализации Программы как правило приводят к прямой экономии энергетических ресурсов связаны приобретением энергосберегающего оборудования и материалов, выполнением соответствующих технических работ могут проводится на всех этапах реализации программы, в том числе периодически

Российское энергетическое агентство Основные разделы. Перечень программных мероприятий п/п Наименование мероприятия Источник финансирования Исполнитель Объемы финансирования, тыс. руб. в том числе по годам Ожидаемая эффективность NN… Для каждого раздела (подпрограммы)

Российское энергетическое агентство Основные разделы. Перечень программных мероприятий При формировании перечня программных мероприятий следует: учитывать мероприятия иных целевых программ, которые осуществляются на объектах организации, а также в отрасли в целом предусматривать в Программе 2 основных направления мероприятий: типовые мероприятия для административных зданий, социальной сферы, общей инфраструктуры объектов и организаций специальные мероприятия, ориентированные на повышение энергоэффективности в основном производственном цикле и снижение энергоемкости выпускаемой продукции включать в перечень мероприятий Программы организации мероприятия отраслевой Программы, относящиеся непосредственно к организации согласовать сроки проведения отдельных мероприятий Программы организации со сроками реализации программных мероприятий иных отраслевых программ, Если при разработке Программы в нее не были включены мероприятия, которые УЖЕ осуществляются на объектах организации, то целесообразно учитывать возможность включения таких мероприятий в ходе ее ежегодной корректировки Необходимо

Российское энергетическое агентство Основные разделы. Ожидаемые результаты В данном разделе должен быть представлен расчет эффективности реализации Программы с обоснованием полученных значений Целесообразно выделить следующие результаты, на достижение которых должна быть направлена реализация Программы: экономия энергетических ресурсов в натуральном и стоимостном выражении; сокращение удельного потребления энергетических ресурсов обеспечение приборами учета по всем видам энергетических ресурсов сокращение расходов на оплату энергетических ресурсов и коммунальных услуг иные результаты Для расчета экономической эффективности мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности могут быть использованы: Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные Минэкономики России от 21 июня 1999 г. ВК 477, Минфином России от 21 июня 1999 г., Госстроем России от 21 июня 1999 г. Чистая текущая стоимость (NPV) Внутренняя норма прибыли (IRR) Период окупаемости Дисконтированный период окупаемости

Российское энергетическое агентство Основные разделы. Объемы и источники финансирования. Механизм реализации Программы Основные источники финансирования: бюджетные средства (федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет) внебюджетные средства собственные средства организации привлеченные инвестиции средства энергосервисного контракта (договора) иные источники Механизм реализации Программы: описание механизма взаимодействия участников и исполнителей Программы методическое, информационное обеспечение реализации Программы порядок осуществления мониторинга реализации Программы порядок предоставления отчетности в вышестоящие организации и органы власти (при необходимости) Объемы финансирования указываются по годам (этапам) реализации Программы с указанием источников финансирования Целесообразно указать внешние факторы и риски, которые могут негативно повлиять на реализацию Программы, и представить механизмы минимизации негативного влияния внешних факторов Перечень программных мероприятий, значения целевых показателей и иные разделы Программы следует ежегодно корректировать с учетом полученных результатов реализации Программы и фактических объемов финансирования

Российское энергетическое агентство Типовые ошибки программ Типовые ошибки программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности по составу и содержанию программ Отсутствует полноценный анализ текущей ситуации (индикаторы, показатели, экономическая оценка мероприятий) Не определены источники и механизмы привлечения средств Не предусмотрен порядок предоставления субсидий из бюджетов субъектов федерации в местные бюджеты Нет синхронизации региональной программы с муниципальными, программами регулируемых организаций и крупных энергопотребителей Отсутствует система управления программой и системы мониторинга программы Дефицит в программе поддерживающих мероприятий (НПА, обучение, пропаганда энергосбережения) Не присутствует наполнение мероприятиями отраслевых разделов, нет соглашений с регулируемыми организациями и крупными энергопотребителями

Российское энергетическое агентство Мероприятия Ожидаемый эффект Энергетический аудитмалозатратные и организационные мероприятия снижают потребление энергоресурсов на 5-10%. Установка общедомовых приборов учета тепла и горячей воды снижение платежей за тепло и горячую воду на 10-30% Установка приборов учета холодной водыснижение платежей холодную воду на 10-20%. Установка двухтарифного счетчика электрической энергии (день-ночь). снижение платежей за электроэнергию на 4-10%. Установка регуляторов давления холодной и горячей водысокращение расхода холодной и горячей воды на 5-10%. Установка регулятора температуры горячей водысокращение расхода горячей воды на 7-15%. Установка автоматизированного индивидуального теплового пункта сокращение расхода тепла на 15-20%. Ликвидация «перетопов» в переходные периоды года. Выполнение гидравлической балансировки системы отопления сокращение расхода тепла на 15-20%. Ликвидация «перетопов» в переходные периоды года. Тепловая изоляция трубопроводов внутри здания, установка отражающей теплоизоляции за радиаторами сокращение расхода тепла на 2-5%. Повышение точности поддержания температуры в помещениях при использовании радиаторных термостатов. Снижение тепловых потерь системы циркуляции горячего водоснабжения Установка радиаторных термостатовсокращение расхода тепла на 7-10%. Использование приточно-вытяжных систем с рекуперативным теплообменником сокращение расхода тепла на подогрев приточного воздуха 25-40%. Восстановление систем циркуляции горячего водоснабжения сокращение расхода тепла на горячее водоснабжение на 3-7%. Использование солнечных водонагревателейсокращение расхода тепла на горячее водоснабжение на 20-30%. Замена окон на энергоэффективные конструкциисокращение расхода тепла на отопление на 10-20%. Наружное утепление зданийсокращение расхода тепла на отопление на 10-20%. Использование светодиодных источников для освещения мест общего пользования сокращение расхода электроэнергии на 5-8%. Внедрение систем автоматического управления освещением сокращение расхода электроэнергии на 5-10%. Замена люминесцентных светильников на светильники с электронным пуско-регулирующим устройством сокращение расхода электроэнергии на 5-10%. Стандартные мероприятия по повышению энергоэффективности

Российское энергетическое агентство СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Начальник отдела информационно-аналитического и методического обеспечения ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Туликова Ольга Владимировна г. Москва, 2014 г.