Определите вид предложений (знаки не расставлены) 1.Утро знойное пахло резедой. 2.Не знаю что меня привлекает в этом юноше. 3.Полая вода сошла и она струилась.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сложносочиненное предложение Сложносочиненное предложение.
Advertisements

Сложносочиненное предложение Сложносочиненное предложение ПРАКТИКУМ 9 КЛАСС ПРАКТИКУМ 9 КЛАСС Балуева Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы,
Сложносочиненные предложения Сложносочиненное предложение – это сложное предложение в котором два и более простых предложений связаны сочинительными союзами.
Работу выполнила: учитель русского языка и литературы Фролова Татьяна Николаевна МОУ ООШ с.Тамбовка Фёдоровского района Саратовской области.
Урок русского языка в 9 классе по теме: «Сложносочиненные предложения» с применением компьютерных технологий (программа М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской,
Сложносочиненные предложения Урок русского языка в 9 классе.
«Друзья мои, прекрасен наш союз!» А.С.Пушкин. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-ПРАКТИКУМ 9 КЛАСС ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-ПРАКТИКУМ.
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Выполнил: ученик 9-А класса Цвеловский Сергей.
Сложносочиненное предложение и знаки препинания в нём.
Хорошо говорить – значит хорошо думать вслух. Э.Ренан.
Сложносочинённые предложения (ССП) с разделительными союзами Составила учитель: Диденко И.В.
Сложное предложение. ССП.. Сокращение названий сложных предложений. Сложносочиненное предложение ССП Сложноподчиненное предложение СПП Бессоюзное сложное.
Тема: Сложные предложения Ли Е.Н. гимназия 22 Майкоп.
Какие бывают предложения. Мы уже знаем, что предложения могут быть простыми(одна основа) и сложными(несколько основ).
ОТВЕТ А. Предложение является сложным, если в нем несколько грамматических основ. Б. Простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов.
То сам себя не понимал я, То мир не понимал меня.
Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. С соедини тельными союзами. С раздели тельными союзами. С противи тельными союзами.
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ -это такие сложные предложения, в которых части соединены между собой интонацией и сочинительными союзами.
Презентация к уроку русского языка (9 класс) на тему: Сложносочинённое предложение.
СОЮЗЫ СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ И ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ 900igr.net. Сравните предложения Небо потемнело, и пошел снег. Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад.
Транксрипт:

Определите вид предложений (знаки не расставлены) 1. Утро знойное пахло резедой. 2. Не знаю что меня привлекает в этом юноше. 3. Полая вода сошла и она струилась узеньким ручейком. 4. Солнце село но в лесу еще светло. 5. Здесь как гласит предание был густой лес. 6. Мы подолгу беседовали и подолгу молчали или же она играла мне на рояле.

Полая вода сошла, и она струилась узеньким ручейком. Солнце село, но в лесу еще светло. Мы подолгу беседовали и подолгу молчали, или же она играла мне на рояле.

ПРОЗРАЧНЫЙ ЛЕС ОДИН ЧЕРНЕЕТ, И ЕЛЬ СКВОЗЬ ИНЕЙ ЗЕЛЕНЕЕТ, И РЕЧКА ПОДО ЛЬДОМ БЛЕСТИТ. Сложносочинённое предложение – это сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами и грамматически не зависимы друг от друга, то есть находятся в отношениях равноправия, равнозначности.

Сочинительные союзы Соединительные РазделительныеПротивительные

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и да (=и) ни…ни тоже также не только – но и как – так и В этих сложносочиненных предложениях выражается: А) одновременность Б) последовательность В) причина

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами то…то или (иль) либо не то…не то то ли…то ли В этих сложносочиненных предложениях выражаются отношения: А) чередование Б) взаимоисключения

Сложносочиненные предложения с противительными союзами а но да (=но) однако зато же только (= но) В сложносочиненных предложениях одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется другому

Практикум

1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь. 2. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет. 3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими. 4. Либо я все устрою по – прежнему, либо я его на дуэль вызову. 5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сыщика. 6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

Ответы ССП С соединительным и союзами 2,3,5 ССП С противительными союзами 6 ССП с разделительными союзами 1,4

Проверка Ни [ - = ], ни [ = ]. [ = - ], да [ = -]. Не только [ - = ], но и [ - = ].

6. [ - = ], зато [ = ] То [ = - ], то [ = - ]. Либо [ - = ], либо [ - = ].

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения Части сложносочиненного предложения разделяются запятой. Например: Весь день в лесу был золотой, а вечером заря горела в полнеба

Расставьте знаки препинания 1. То светило солнце то шел дождь 2. На горе то расстилался лес малахитового оттенка то тянулись курчавые заросли то блестели на солнце травянистые поляны. 3. Разговор то смолкал то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости речная волна лениво перебирала береговую гальку.

Самоконтроль 1. То светило солнце, то шел дождь. 2. На горе то расстилался лес малахитового оттенка, то тянулись курчавые заросли, то блестели на солнце травянистые поляны. 3. Разговор то смолкал, то возобновлялся с новой силой, и, будто слушая новости, речная волна лениво перебирала береговую гальку.

Запишите данные предложения, заполните пропуски орфограмм и запятых. Объясните свой выбор графически. Определите группу союзов. Постройте схемы. Я был резв ленив и вспыльчив но чувствителен и ч_столюбив и ласкою от меня можно было добиться всего. Всякий вмешивался в моё воспитание и (н_)кто не умел за меня взяться. Вышедшие на прогон женщины долго махали уезжавшим платками а потом в степи подн_лась позёмка и за снежной кипящей мглой не стало видно ни медленно веб_равшихся на гору подвод ни шагавших рядом с ними казаков. Даль была видна как днём но уже её нежная лиловая окраска затушёванная вечерней мглой пропала и вся степь пряталась во мгле.

Определите смысловые отношения между частями ССП 1. Светало и свет еще не погашенных на шоссе фонарей был уже не нужен. 2. Первые паровозы потрясли мое воображение и мне захотелось создавать эти умные машины. 3. Дверь отворилась но никто не вошел. 4. Прекратите на меня кричать или я немедленно уйду.

Время разрушать…т камни но у него нет сил против книг. (В)начале апреля уже шумели скв…рцы и л..тали в саду ж..литые бабочки. Зимняя д…рога пока еще не полностью скрылась сугробы то(же) не сильно затрудняли путь. Спишите, расставьте пропущенные запятые, вставьте буквы. Определите вид союза, постройте схемы.

Запятая не ставится: 1. Если части сложного предложения имеют общий второстепенный член предложения: Сейчас брызнет майский дождь и начнётся гроза.. 2. Если есть общее вводное слово: К несчастью всякий вмешивался в моё воспитание и никто не умел за меня взяться.

Запишите, расставляя, где необходимо, знаки препинания. Объясните. Лошадь почувствовав облегчение пойдёт быстрее и вам придётся не только идти но местами трусить… Газеты принесли вечером и только на другой день смогли их прочитать. Иногда наоборот в поле поднималась метель и позёмка гнала снег по дороге. С четырёх часов Невский проспект пуст и вряд ли вы встретите на нём хотя бы одного чиновника. Как уже сообщалось погода была чудесная и урожай был убран вовремя. А ветер крепчал и над морем звучало и было тревожно смотреть в глубину. Улыбка была слабая чуть заметная и несмотря на улыбку строгое выражение глаз не изменилось.

ТЕСТ

1. Найдите сложное предложение А. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют. Б. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет. В. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело. Г. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

2. Найдите, в каком примере части ССП связывает противительный союз А. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы. Б. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить. В. Месяца не было, звезды тоже не светили. Г. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.

3. Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая А. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть. Б. Здесь краски не ярки и звуки не резки. В. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик. Г. Солнышко село и зорька погасла.

4. Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибка А. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь. Б. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет. В. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг. Г. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.

5. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ], и [ ] (знаки препинания не расставлены) А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени. Б. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни. В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма. Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.

Взаимоконтроль 1. В 2. Б 3. Б 4. Б 5.Б