Предмет и задачи источниковедения. Источниковедение как наука. Понятие исторического источника. Предмет и задачи источниковедения. Классификация исторических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реально существующее прошлое Исторические источники (все остатки прошлой жизни) Научно воссозданная картина прошлого Особенности изучения прошлого человечества.
Advertisements

Реально существующее прошлое Исторические источники (все остатки прошлой жизни) Научно воссозданная картина прошлого Особенности изучения прошлого человечества.
Подготовила учитель истории и обществознания Орлова Е. В.
Основные направления Отраслевая история ВИДы (Вспомогательные исторические дисциплины) История как наука (структура комплекса (структура комплекса)
Исторические источники. Вспомогательные исторические дисциплины.
Вспомогательные исторические дисциплины. (ВИД) Роль вспомогательных дисциплин в изучении истории. Археология – наука, изучающая историю общества по материальным.
История (от греч. historia – рассказ о прошлом, об узнанном) Процесс развития природы и общества Процесс развития природы и общества Комплекс общественных.
Археология – «наука о древности», историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. Сфрагистика – наука,
Вспомогательные исторические дисциплины Элективный курс Учитель истории Баранова Ольга Тимофеевна МОУ «СОШ 7»
Проверка домашнего задания 1.Определить виды исторических источников А)вещественные б)гипотезные в)письменные Г) устные д)реальные 2. Распределите источники.
Исторические источники - все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать про- шлое человеческого общества, т.
Изучение истории: технология или искусство? 1.Понятие истории. Особенности изучения истории 2.Исторический источник: понятие, типы и виды. Этапы работы.
Метрология пиктография эпиграфика геральдика палеография сфрагистика антропонимика нумизматика археология генеалогия.
1. Что такое история и как ее изучают. А) Предмет истории и ее научные категории.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Презентация к уроку по истории (6 класс) по теме: Введение в изучение истории России в 6 классе
Основные понятия предмета Архивоведения Выполнил Рузыбаев Егор Университет Низами.
Презентацию выполнила студентка группы АЛ-ДЛМ-001 Эрбист Вероника.
Слово «статистика» происходит от латинского слова "статус"(status) - "определенное положение вещей"
Что изучает история Древнего мира?
Транксрипт:

Предмет и задачи источниковедения

Источниковедение как наука. Понятие исторического источника. Предмет и задачи источниковедения. Классификация исторических источников. Источниковедение и система вспомогательных исторических дисциплин (ВИД).

1. Источниковедение как наука. Понятие исторического источника. Источниковедение – вспомогательная историческая дисциплина, которая занимается теорией и практикой изучения и использования источников в историческом исследовании.

Исторические источники - это всё, отражающее развитие человеческого общества и являющееся основой для его научного познания, т. е. всё, созданное в процессе человеческой деятельности и несущее информацию о многообразных сторонах общественной жизни (другими словами все остатки прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества).

Исторические источники, несмотря на целевую природу возникновения и субъективное восприятие действительности, объективно отражают историческое прошлое и поэтому делают возможным последовательно научное познание этого прошлого. Всякий источник содержит ту или иную объективную информацию, и поэтому неправомерно противопоставлять одни источники другим. Исторический источник информационно неисчерпаем в силу неограниченных возможностей извлечения из них скрытой информации путем сопоставления различных сведений источников и раскрытия их содержательного смысла.

Исторический источник как продукт функционирования системы: объект информация субъект

2. Предмет и задачи источниковедения. Предметом источниковедения являются закономерности возникновения исторических источников и объективного отражения в них исторического процесса.

Задачами источниковедения является разработка на основе теоретико-методологических принципов приемов изучения степени адекватности источников в отношении исторической действительности, а также выработка методов выявления, отбора и обработки содержащейся в нем информации.

При этом источниковедение в отличие от других вспомогательных дисциплин которые занимаются изучением отдельных групп источников или их признаков, разрабатывает наиболее общие приемы научной критики, методы работы исследователей со всей массой исторических источников.

В решении задач источниковедения большую роль играет классификация исторических источников, углубляющая наши представления о характере связей источника и действительности, источника и историка.

3. Классификация исторических источников. Одной из первых классификаций было деление источников на «остатки», т. е. реликты исторической действительности, и предания, т. е. отражение этой действительности в сознании творца источника. Общий характер имеет деление источников на массовые и уникальные.

Наиболее распространенной является их классификация по типам и видам. Тип объединяет источники, отличающиеся способом кодирования информации и ее хранения.

Большинство авторов выделяют семь типов источников: 1. письменные, 2. вещественные, 3. этнографические, 4. устные или фольклорные, 5. лингвистические, 6. фотокинодокументы, 7. фонодокументы.

Под видом понимается исторически сложившаяся совокупность источников, которая характеризуется одинаковостью внутренней формы источника (структурой), вытекающей из единства происхождения, содержания, назначения источника при его создании.

В корпусе письменных исторических источников можно выделить следующие виды: 1. летописи, 2. законодательные акты, 3. делопроизводственную документацию, 4. частные акты, 5. статистические источники, 6. периодическую печать, 7. документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма), 8. литературные памятники, 9. публицистику и политические сочинения, 10. научные труды.

4. Источниковедение и система вспомогательных исторических дисциплин (ВИД). Вспомогательными историческими дисциплинами называются дисциплины, имеющие свою область исследования и разрабатывающие специфические методики и технические приемы в целях решения задач преимущественно внешней критики определенного вида источника.

К числу ВИД относятся: палеография (объектом исследования которой являются внешние признаки рукописных источников и связанные с ними графика букв, материал для письма, художественные украшения) метрология (исследует существовавшие в разные периоды истории меры длины (протяженности), веса (тяжести), поверхности (площади) и вместимости (объема), а также их соотношение с современной системой мер);

хронология (исследует различные системы счисления времени, разрабатывает методики обработки прямой и косвенной датирующей информации); сфрагистика (изучает печати, сохранившиеся при документах и в отрыве от них);

геральдика (изучает систему гербов и символики); нумизматика (изучает денежно- весовые системы, монеты, надписи на них; а также денежное обращение); генеалогия (занимается вопросами происхождения семей и родов, отдельных лиц и родственных связей, составлением родословных)

ономастика (изучает имена собственные, а историческая ономастика их историю); дипломатика (изучает формулярный анализ и содержание актов, т.е. вообще официальных документов (грамот, протоколов, записей и т.д.)); эпиграфика (исследует надписи и эволюцию знаков письма на твердых телах (камне, металле, кости, глиняных предметах)).