Оценочные средства. Определение понятия ОС Оценочные средства (ОС) – фонд контрольных заданий, а также описаний форм и процедур, предназначенных для определения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Инновационные оценочные средства в условиях компетентностного подхода.
Advertisements

Межвузовский учебно-методический центр УМУ Новые образовательные технологии: активные и интерактивные формы обучения Кириллина А.А.
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА Соловьев Геннадий Егорович.
Кейс – технологии в учебном процессе Кейс – технологии в учебном процессе Шарко Дарья Борисовна, учитель русского языка и литературы вышей категории.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
Активные методы обучения на уроках немецкого языка Учитель немецкого языка Лащикова Ирина Ивановна МАОУ гимназия 32 6 ноября 2014 г.
Формирование фондов оценочных средств в соответствии с требованиями ФГОС.
О применении интерактивных методов обучения в образовательном процессе студентов ИФК ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Тема: Роль методического кабинета в повышении методической компетентности преподавателей педагогического колледжа.
Балльно-рейтинговая система как фактор повышения качества преподавания социологии в ТувГУ Хурума Ю.К. Кызыл, 2011 г.
Разработка компетентностно- ориентированных средств оценивания результатов обучения в рамках выполнения требований ФГОС СПО нового поколения.
Организация интерактивных форм проведения занятий в соответствии с ФГОС Гришина С.Н. заместитель директора по УМР ГБОУ СПО ПТ 2 октябрь 2013г.
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
Ильченко Людмила Ивановна Кузбасский региональный институт развития профессионального образования.
Разработка фонда контрольно- оценочных средств в условиях реализации ФГОС СПО.
Методика организации тестового контроля знаний учащихся на уроках информатики.
Современные способы активизации обучения. Роли современного преподавателя Академический консультант Академический консультант Тьютор Тьютор Куратор образовательной.
Инновационные методы обучения Ставрополь Три бомбы под систему образования компетентностный подход Этот подход может и сохранить культурно- исторические,
Российский государственный университет туризма и сервиса ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ФГОС ВПО (для текущего контроля.
Средства и методы оценки знания студентов Магистр 1 курса Юридического факультета Группы Ю-501 Мг Курбанов Руслан Рустамович.
Транксрипт:

Оценочные средства

Определение понятия ОС Оценочные средства (ОС) – фонд контрольных заданий, а также описаний форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения учебного материала – неотъемлемая часть основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

Два основных направления оценки качества подготовки обучающихся и выпускников: оценка уровня освоения дисциплин; оценка компетенций обучающихся.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ И ПОЛОЖЕНИЯ разработки новых систем оценки качества - компетентностный подход к определению требований к результатам освоения основных образовательных программ; - модульное построение образовательных программ; кредитное представление разделов образовательных программ; - наполнение конкретными обязательными дисциплинами только базовой части стандарта;

Традиционные программы ВПО структурируются по областям научных знаний, что соответствует ориентации высшего образования на ЗУНы. Функциональные характеристики, определяющие уровень и содержание подготовки выпускника требуют синтеза частных знаний, умений и навыков в комплексные образования, которые обозначаются как компетенции

В понятие компетенции в качестве составных частей входят и знания, и умения, и навыки, но еще личностные качества (инициативность, целеустремленность и т. п.), социальная адаптация (умение работать в коллективе и др.), а также опыт профессиональной деятельности. Все это формирует поведенческие модели – когда выпускник способен самостоятельно сориентироваться в ситуации.

Типы контроля Текущий контроль Рубежный контроль Промежуточный контроль Итоговая государственная аттестация

Устный опрос Достоинства: позволяет оценить знания и кругозор студента, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки, обладает большими возможностями воспитательного воздействия преподавателя. Письменные работы Достоинства: экономия времени преподавателя; возможность поставить всех студентов в одинаковые условия, объективно оценить ответы при отсутствии помощи преподавателя, проверить обоснованность оценки; субъективности при оценке подготовки студента. Контроль с помощью технических средств и информационных систем Достоинства: оперативное получение объективной информации об усвоении студентами контролируемого материала, возможность детально и персонифицировано представить эту информацию преподавателю, формирования и накопления интегральных (рейтинговых) оценок достижений студентов по всем дисциплинам и модулям образовательной программы, привитие практических умений и навыков работы с информационными ресурсам и средствами, возможность самоконтроля и мотивации студентов в процессе самостоятельной работы.

собеседование; коллоквиум; тест; контрольная работа; лабораторная, расчетно-графическая и т.п. работа; эссе и иные творческие работы*; реферат*; отчет (по практикам, научно-исследовательской работе студентов и т.п.)*; зачет; экзамен (по дисциплине, модулю, итоговый государственный экзамен); выпускная квалификационная работа.

Собеседование - специальная беседа преподавателя со студентом на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, рассчитанная на выяснение объема знаний студента по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. Коллоквиум (лат. colloquium – разговор, беседа) может служить формой не только проверки, но и повышения знаний студентов. На коллоквиумах обсуждаются отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса, обычно не включаемые в тематику семинарских и других практических учебных занятий, а также рефераты, проекты и иные работы обучающихся. Зачет и экзамен представляют собой формы промежуточной аттестации студента, определяемые учебным планом подготовки по направлению

тесты контрольные работы эссе рефераты отчеты по практикам отчеты по научно-исследовательской работе студентов

Данные формы контроля осуществляются с привлечением разнообразных технических средств и могут содержать: программы компьютерного тестирования учебные задачи комплексные ситуационные задания электронный практикум содержит набор заданий, которые необходимо выполнить студенту. Предъявляемое задание выбирается из базы данных и закрепляется за конкретным студентом. В отличие от тестов, задание, которое предъявляется студенту в рамках практикума, не требует мгновенного выполнения. Системой определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Результатом выполнения задания должен быть файл, отсылаемый студентом в базу данных Виртуальные лабораторные работы с помощью специализированных обучающих комплексов позволяют студенту производить эксперименты либо с математической моделью, либо с физической установкой. Выполнение лабораторной работы заканчивается представлением отчета, который может быть проверен автоматически. Технические формы контроля

В педагогике различают несколько моделей обучения: 1) пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит); 2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания); 3) интерактивная – взаимодействие. (моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем). Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Динамика компетентности педагогического менеджера традиционное инновационное Информационно- виртуальное очное заочное очное дистанционное Транслятор знаний и умений в условиях непосредственного общения Организатор деятельности и транслятор информации в условиях непосредственного общения Организатор информации и самостоятельной деятельности при отсутствии непосредственного общения Лектор Игротехник Тьютор

. Увеличение разнообразия используемых образовательных технологий – необходимое условие и одновременно следствие проектирования и, главное, реализации компетентностно-ориентированных ООП Компетенция Образовательная технология Мы говорим Подразумеваем

Интерактивные методы могут применяться при организации следующей работы со студентами: организация тематических занятий; организация временных творческих коллективов при работе над учебным проектом; формирование портфолио студента организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов, возникших в коллективе для создания образовательных ресурсов: – кафедральных образовательных архивов (курсов лекций, тренинговых материалов, дипломных работ, творческих работ, аудио и видеоматериалов и др.); – тематических библиографий.

Для решения воспитательных и учебных задач могут быть использованы следующие интерактивные формы: Интерактивная экскурсия Использование кейс-технологий Проведение видеоконференций Круглый стол Мозговой штурм Дебаты Фокус-группа Деловые и ролевые игры case-study (анализ конкретных, практических ситуаций) учебные групповые дискуссии тренинги.

Классификация интерактивных технологий обучения Обучающие технологии Достоинства Ограничения 1. Лекция – устная или с применением современных технических средств, презентация и.т.д. Незаменима при передаче сравнительно большого объема информации в структурированной форме. Отсутствие обратных связей 2. Семинар – коллективное обсуждение определенной проблемы или темы учебного плана дисциплины в различных формах активизации восприятия информации путем взаимодействия преподавателя и обучающегося Ограничения по продолжительности, количеству участников, их подготовленности

Классификация интерактивных технологий обучения Обучающие технологии Достоинства Ограничения 2.1. Имитационная игра – модель среды обитания, определяющая поведение людей и механизмы их действий в экстремальных ситуациях («Конфликт», «Ко-раблекрушение», «Робинзон» и др.) Позволяет получить навыки адаптации к новой среде Преподаватель, не владеющий коммуникативной компетентностью, не научит новому опыту 2.2. Деловая игра – модель взаимодействия обучающихся в процессе достижения целей, имитирующих решение комплексных экономических и социальных задач в конкретной ситуации Позволяет овладеть системой навыков, умений конкретной профессии, моделями поведения и социально- психологических отношений в реальной производственной ситуации. Не всегда разработан механизм познавательной и мыслительной деятельности участников, что провоцирует преподавателя использовать только свой опыт и интуицию (не всегда результативно)

Классификация интерактивных технологий обучения Обучающие технологии Достоинства Ограничения 2.3. Ролевая игра – метод проигрывания ролей (инсценировки) Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени Игра содержит долю риска и приносит результат только тогда, когда группа готова в нее включиться. Не всегда удается воспроизвести реальную жизненную ситуацию 2.4. Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций, кейс-стади, инцидент, баскет-метод) Дает возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с ее угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения При столкновении с реальной проблемой у обучающегося вряд ли окажутся в распоряжении такое же время, знания и безопасные лабораторные условия, чтобы справиться с ней

Развитие личности и профессиональной компетентности ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ?ДЛЯ ЧЕГО ? Организационный аспект Духовный аспект

Инновационные оценочные средства в условиях компетентностного подхода

Стандартизированный тест Тесты – действия Ситуационные тесты Кейс – метод Метод проектов портфолио Стандартизированный тест Тесты – действия Ситуационные тесты Кейс – метод Метод проектов портфолио Инновационные оценочные средства

тесты Разделение по уровням сложности: Первый уровень (знакомство) - тесты по узнаванию, т.е. отождествлению объекта и его обозначения (задания на опознание, различение или классификацию объектов, явлений и понятий) Второй уровень (репродукция) - тесты-подстановки, в которых намеренно пропущено слово, фраза, формула или другой какой-либо существенный элемент текста, и конструктивные тесты, в которых учащимся в отличие от теста-подстановки не содержится никакой помощи даже в виде намеков и требуется дать определение какому-либо понятию, указать случай действия какой-либо закономерности и т.д. В качестве тестов второго уровня могут использоваться и типовые задачи, условия которых позволяют «с места» применять известную разрешающую их процедуру (правило, формулу, алгоритм) и получать необходимый ответ на поставленный в задаче вопрос.

тесты Третьему уровню соответствуют задания, содержащие продуктивную деятельность, в процессе которой необходимо использовать знания-умения. Тестами третьего уровня могут стать нетиповые задачи на применение знаний в реальной практической деятельности. Условия задачи формулируются близкими к тем, которые имели место в реальной жизненной обстановке. Тесты четвертого уровня – это проблемы, решение которых есть творческая деятельность, сопровождающаяся получением объективно новой информации. Тестами четвертого уровня выявляется умение учащихся ориентироваться и принимать решения в новых, проблемных ситуациях.

Кейс это учебный материал, в котором словесно в письменной форме или техническими средствами обучения (через видео или DVD) представлена ситуация, содержащая личные, социальные, экономические проблемы Ситуация это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и надежд персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем а нализа и принятия решения. Метод анализа конкретной ситуации педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использовании реальной ситуации, в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения и принятия оптимального решения проблем.

1 ступень– введение в проблему 2 ступень– сбор информации 3 ступень– рассмотрение альтернатив 4 ступень– принятие решения 5 ступень– презентация решения 6 ступень– сравнительный анализ В обобщенном алгоритме работы с кейсом выделяются 6 ступеней:

симптомы Ситуация Выявление истинной причины Поиск вариантов решений Анализ выявления возможных причин появления симптома Выбор оптимального решения действие контроль Схема работы над кейсом