Тема 4 Бухгалтерская документация. Вопрос 1. Документирование хозяйственных операций Основой для отражения информации о совершенных хозяйственных операциях.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОНЯТИЕ ПЕРВИЧНОГО УЧЕТНОГО ДОКУМЕНТА Первичный учетный документ - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, имеющей правовое (доказательное,
Advertisements

Первичные документы по кассовым операциям. Содержание Общие сведения о кассовых операциях Образец приходно- кассового ордера Порядок заполнения приходно-
Тема СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА. В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговый учет - это система обобщения информации для определения налогооблагаемой.
Порядок открытия расчетного счета. 1) Каждая организация вправе открывать в любом банке расчетные счета для осуществления кассовых операций. Предприятие.
Документирование хозяйственных операций.
Учет денежных средств 1. Понятие кассовых операций 2. Поступление денежных средств 3. Выдача денежных средств 4. Отчет кассира 5. Учет кассовых операций.
Порядок ведения кассовых операций утвержден ЦБРФ. Касса предприятия предназначена для хранения и выдачи наличных денег и денежных документов (проездных.
Документация как элемент метода бухгалтерского учета.
Методические рекомендации «Понятие о бухгалтерских документах, их роль и значение».
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОГО УЧЕТА. Первичные учетные документы и их содержание Все факты хозяйственной жизни находят сплошное и непрерывное отражение на счетах.
– государственный заказчик – вышестоящее учреждение либо иное уполномоченное лицо, которое принимает решение о централизованной закупке, заключает государственный.
Оформление и бухгалтерский учет кассовых операций.
Роль и значение применения первичных бухгалтерских документов РК
Документ, его сущность и значение Документ ( от лат. documentum « образец, свидетельство, доказательство ») – это носитель информации, письменное свидетельство.
Аспекты проблем перевода государственных учреждений, подведомственных министерству культуры Ставропольского края, на новый План счетов в 2011 году.
1 Управление Федерального казначейства по Белгородской области Обеспечение органами Федерального казначейства наличными денежными средствами организаций,
Денежные средства предприятия питания представляют собой совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских текущих, валютных специальных и депозитных.
1 11 Приказ 157н от 1 декабря 2010 года «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного.
Организация бухгалтерского учёта на предприятии. Организация бухгалтерского учёта – комплекс мер по упорядочению учетной работы, проводимых администрацией.
1 Учет прочих активов и обязательств. 2 Для учета государственным учреждением прочих активов и обязательств предназначены счета: 1400 Прочие краткосрочные.
Транксрипт:

Тема 4 Бухгалтерская документация

Вопрос 1. Документирование хозяйственных операций Основой для отражения информации о совершенных хозяйственных операциях в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы. Первичные документы – это документы, составленные на месте и в момент совершения операции. Первичные документы фиксируют факт совершения хозяйственных операций и, как правило, создаются в момент совершения операции.

Поступившие в бухгалтерию документы до записи в учетные регистры подвергаются бухгалтерской обработке : Проверке: выписан ли документ на бланках установленной формы, заполнены ли все его реквизиты, имеются ли подписи должностных лиц; Проверке: выписан ли документ на бланках установленной формы, заполнены ли все его реквизиты, имеются ли подписи должностных лиц; Таксировке – денежной оценке хозяйственных операций. Например, определение стоимости израсходованных материальных ценностей и др. Таксировке – денежной оценке хозяйственных операций. Например, определение стоимости израсходованных материальных ценностей и др. Котировке – указание в первичных документах корреспондирующих счетов по каждой хозяйственной операции или по итогу сгруппированных однородных хозяйственных операций, проставление соответствующих кодов, на основании которых производится запись в учетные регистры. Котировке – указание в первичных документах корреспондирующих счетов по каждой хозяйственной операции или по итогу сгруппированных однородных хозяйственных операций, проставление соответствующих кодов, на основании которых производится запись в учетные регистры.

Первичные учетные документы должны содержать следующие сведения : наименование документа, дату его составления; наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции; содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях; должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи. Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными

Формы первичных учетных документов, включенных в перечень, утвержденный Советом Министров Республики Беларусь, утверждаются уполномоченными государственными органами. Национальным банком Республики Беларусь дополнительно к фор­мам первичных учетных документов, включенных в перечень, утверждаются формы первичных учетных документов для Национального банка Республики Беларусь, банков. Формы первичных учетных документов, могут утверждаться республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь либо руководителем организации. Организация вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами государ­ственного управления в соответствии с частью первой настоящего пункта.

Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа. В первичных учетных документах (за исключением первичных учетных документов, которыми оформляются прием и выдача наличных денежных средств) допускаются исправления Своевременное и правильное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгал­терском учете, а также достоверность содержащихся в них сведений обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Все первичные документы по их назначению можно разделить на следующие: организационно-распорядительные (приказы, распоряжения, доверенности); организационно-распорядительные (приказы, распоряжения, доверенности); оправдательные (накладные, требования, приходные ордера); оправдательные (накладные, требования, приходные ордера); документы бухгалтерского оформления (расчеты, справки) документы бухгалтерского оформления (расчеты, справки)

По способу составления бухгалтерские документы подразделяются на: Разовые – это документы, которыми оформляют одну или несколько хозяйственных операций, осуществленных одновременно. (требование на отпуск материалов, акты на прием материалов, приходные и расходные кассовые ордера). Разовые – это документы, которыми оформляют одну или несколько хозяйственных операций, осуществленных одновременно. (требование на отпуск материалов, акты на прием материалов, приходные и расходные кассовые ордера). Накопительные – это документы, которыми оформляются однородные хозяйственные операции по мере их совершения. К ним относятся лимитно-заборные карты, карты на получение материалов Накопительные – это документы, которыми оформляются однородные хозяйственные операции по мере их совершения. К ним относятся лимитно-заборные карты, карты на получение материалов Сводные – это документы, которые составляются на основе первичных документов. Это отчеты кассира, расчетно- платежные ведомости, материальные отчеты и т.д. Сводные – это документы, которые составляются на основе первичных документов. Это отчеты кассира, расчетно- платежные ведомости, материальные отчеты и т.д.

Основные классификационные признаки первичных документов По месту составления документы подразделяются на внутренние и внешние. По месту составления документы подразделяются на внутренние и внешние. По количеству строк документы подразделяются на однострочные (применяют при немеханической организации учета) и многострочные (используются при обработке на вычислительных машинах По количеству строк документы подразделяются на однострочные (применяют при немеханической организации учета) и многострочные (используются при обработке на вычислительных машинах По способу заполнения документы делят на заполненные вручную и с применением средств вычислительной техники. По способу заполнения документы делят на заполненные вручную и с применением средств вычислительной техники.

Вопрос 2. Бланки строгой отчетности Особая роль в оформлении хозяйственных операций отводится документам строгой отчетности Бланки строгой отчетности, используемые организациями, должны соответствовать типовым формам, утвержденным Министерством финансов Республики Беларусь Перечень документов, относящихся к бланкам строгой отчетности, место, порядок их хранения и использования устанавливаются приказом руководителя организации (индивидуальным предпринимателем). При этом должен быть организован надлежащий учет и обеспечена сохранность бланков строгой отчетности. Реквизиты в бланках строгой отчетности должны быть написаны разборчиво и ясно. Подчистки и помарки в них не допускаются. Исправление ошибочных записей осуществляется методами, позволяющими установить дату, основание исправления и лицо, его осуществившее.

Исправление ошибочных записей осуществляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм, текста и надписи над зачеркнутым исправленных текста и суммы таким образом, чтобы можно было прочитать зачеркнутое. Одновременно лицом, осуществившим исправление, производится оговорка "Исправлено" с указанием даты, основания поправки, фамилии и инициалов лица, ее осуществившего. Передача бланков строгой отчетности, предназначенных для использования в качестве первичных учетных документов, от одних организаций другим не допускается, за исключением бланков строгой отчетности, предназначенных для приема платежей в бюджет. Инвентаризация бланков строгой отчетности в местах их хранения проводится комиссией организации

ПОСТУПЛЕНИЕ БЛАНКОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ Поступившие бланки строгой отчетности должны быть оприходованы материально ответственным лицом. Материально ответственное лицо поступление бланков строгой отчетности отражает в приходно-расходной книге по учету бланков строгой отчетности, которая до начала в ней записей должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена печатью и подписана руководителем и главным бухгалтером организации, Приходно-расходная книга по учету бланков строгой отчетности может вестись на машинных носителях информации. Бухгалтерский учет бланков строгой отчетности ведется бухгалтерией организации в стоимостном и количественном выражении на счете 10 "Материалы"; Аналитический учет бланков строгой отчетности ведется на забалансовых счетах по каждому виду бланков и местам их хранения (материально ответственным лицам) на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности"; Поступление бланков строгой отчетности отражается у получателя следующими бухгалтерскими записями: по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в оценке по фактически произведенным затратам на их приобретение; одновременно поступление бланков конкретных серий и номеров отражается по приходу на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности" по номинальной стоимости или условной оценке

ВЫДАЧА БЛАНКОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ Учет движения (приход, расход, остаток) бланков строгой отчетности ведется материально ответственными лицами в количественном выражении по номерам и сериям и отражается в приходно-расходной книге по учету бланков строгой отчетности по графам "приход", "расход", "остаток". Выдача бланков строгой отчетности ответственным исполнителям в подотчет осуществляется по приходно-расходным накладным В целях контроля за использованием бланков строгой отчетности бухгалтерией организации на каждого ответственного исполнителя открывается карточка-справка по выданным и использованным бланкам строгой отчетности В случаях утраты или хищения бланков строгой отчетности материально ответственное лицо обязано сообщить об этом руководителю организации). Выданные ответственным исполнителям бланки строгой отчетности материально ответственным лицом списываются с учета на основании акта на списание использованных бланков строгой отчетности

Вопрос 3. Альбомы форм первичных документов Образцы типовых форм первичных документов с кратким указанием по их применению и заполнению изданы в виде альбомов межотраслевых и отраслевых первичных документов. В межотраслевых альбомах помещены типовые формы первичных документов, используемые во всех отраслях народного хозяйства (приходные и расходные кассовые ордера, накладные, платежные требования, поручения и т.п.). В межотраслевых альбомах помещены типовые формы первичных документов, используемые во всех отраслях народного хозяйства (приходные и расходные кассовые ордера, накладные, платежные требования, поручения и т.п.). В альбомах отраслевых первичных документов помещены первичные документы, разработанные отраслевыми министерствами и ведомствами и учитывающими специфические условия отрасли. В альбомах отраслевых первичных документов помещены первичные документы, разработанные отраслевыми министерствами и ведомствами и учитывающими специфические условия отрасли.

В каждой организации должен быть рабочий альбом, в который собираются все первичные документы, применяемые на данном предприятии. Рабочий альбом первичных документов формируется по разделам: учет основных средств, учет труда и заработной платы, учет материалов и т.д. учет основных средств, учет труда и заработной платы, учет материалов и т.д. Каждый раздел альбома состоит из четырех частей: титульного листа, перечня документов, образцов документов и кратких указаний по их заполнению. Образцы первичных документов должны быть напечатаны типографским способом и заполнены данными наиболее типичных операций. В кратких указаниях по заполнению первичных документов указывается методика, а иногда и техника заполнения, количество экземпляров, назначение каждого экземпляра и его использование.

Вопрос 4. Документооборот и его планирование Под документооборотом понимается продвижение первичных документов как носителей информации с момента их создания или получения от других организаций, последующим принятием к учету, обработкой до передачи их в архив организации. Движение первичных документов в бухгалтерском (налоговом) учете регламентируется графиком документооборота, который может быть оформлен в виде схемы, таблицы или иным способом как приложение к учетной политике организации по бухгалтерскому учету.

График документооборота должен содержать перечень работ по созданию, проверке и обработке документов, сформированных в следующие разделы: 1. Порядок создания документа: - количество экземпляров; - количество экземпляров; - ответственный за составление; - ответственный за составление; - основание для составления; - основание для составления; - срок составления. - срок составления. 2. Порядок проверки документа: - ответственный за проверку; - ответственный за проверку; - кем предоставляется документ на проверку; - кем предоставляется документ на проверку; - срок проверки. - срок проверки. 3. Порядок обработки документа: - кто утверждает (подписывает) - кто утверждает (подписывает) - срок утверждения - срок утверждения 4. Порядок передачи документа в архив: - место хранения; - место хранения; - ответственный за хранение; - ответственный за хранение; - срок хранения. - срок хранения.

Основные направления совершенствования документирования хозяйственных операций и документооборота Основные направления совершенствования документирования хозяйственных операций и документооборота снижение трудоемкости создания первичных документов; снижение трудоемкости создания первичных документов; сокращение количества выписываемых и обрабатываемых документов; сокращение количества выписываемых и обрабатываемых документов; рационализация (упорядочение) документооборота. рационализация (упорядочение) документооборота.