Методы изучения семьи. Каждая семья представляет явление особое, индивидуальное, и воспитательная работа в одной семье вовсе не должна быть точной копией.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблема насилия в жизни ребенка. Насилием является любое поведение, которое нарушает права другого.
Advertisements

Изучение семей учащихся, положения детей в семье и условий их жизни.
Педагогика сотрудничества. Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся Фаррахутдинова Г.С.
«Формирование у родителей мотивации к осознанному взаимодействию семьи и школы»
Комплексное исследование учащихся 7«а» класса ССС
Комплексное исследование учащихся 9 классов ССС
Тема: Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка».
Пятый компонент воспитательной системы класса: ДИАГНОСТИКО- АНАЛИТИЧЕСКИЙ Пятый компонент воспитательной системы класса: ДИАГНОСТИКО- АНАЛИТИЧЕСКИЙ.
Родительское собрание в 4Б классе Тема: «Основные затруднения в обучении четвероклассников»
1. Утром я просыпаюсь с мыслью: А) «Ура! Сегодня будет история (математика, литература…)» Б) «Сегодня можно не присутствовать на истории (математике, литературе…)»
Муниципальное образовательное учреждение СОШ 15 ст. Переясловской.
Родительское собрание на тему: «Выполняем домашние задания» 2 класс А.
Родительское собрание родительское собрание 3 класс Б.
Организация работы по изучению семьи как средство эффективного педагогического потенциала Обобщение опыта работы классного руководителя Кресюк Л.И
Классный руководитель, ребёнок и родитель– единая семья Бакина В.Е. МКОУ ООШ с. Медяны.
Презентация к уроку по обществознанию (5 класс) на тему: Семейное хозяйство. 5 кл. фгос
Работа с родителями в начальной школе МОУ Знаменская средняя общеобразовательная школа Опыт работы классного руководителя начальных классов Бобиной Ольги.
Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение. О.Бальзак. Любовь – это встреча навсегда. Мать – теплица любви. Отец – открыватель.
Ребенок, что тесто, как замесил, так и выросло Наша задача – приучить ребенка трудиться правильно, не нанося вред здоровью, т. к. учеба – это главный.
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ: ЗА И ПРОТИВ ПОДРОСТКОВ Свободное время в представлении детей – едва ли не единственное пространство, где существует особый мир, где правят.
Транксрипт:

Методы изучения семьи

Каждая семья представляет явление особое, индивидуальное, и воспитательная работа в одной семье вовсе не должна быть точной копией такой же работы в другой. А.С.Макаренко

Семья представляет собой организованную социальную группу, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.

Среди методов изучения семьи достаточно распространенными стали социологические методы : Анкетирование Наблюдение Беседа Сочинение Метод анкетирования ( письменный опрос ) позволяет собрать много данных, интересующих учителя. Этот метод отличается известной гибкостью по возможности получения и обработке полученного материала. Используются разные виды проведения анкетирования : контактное ( сам учитель организует анкетирование и собирает опросные листы ); заочное ( в основе - корреспондентские связи, анкеты с инструкциями рассылаются родителям, а потом возвращаются к учителю ).

Анкета для родителей 1. Ф.И.О. учащегося______________________________________________________________ Дата рождения_________________________домашний адрес ___________________________ 2. Сведения о родителях: Ф.И.О. мамы____________________________________________________________________ Дата рождения________________Место работы (без аббревиатуры, полностью)___________ ________________________________________________________________________________ Должность_______________________________________________________________________ Рабочий телефона____________________Сотовый телефона________________________ Образование (незаконченное среднее, среднее, средне-специальное, средне – техническое, высшее) ________________________________________________________________________ 3. Сведения о родителях: Ф.И.О. папы____________________________________________________________________ Дата рождения________________Место работы (без аббревиатуры, полностью)___________ ________________________________________________________________________________ Должность_______________________________________________________________________ Рабочий телефона_____________________Сотовый телефона_______________________ Образование (незаконченное среднее, среднее, средне-специальное, средне – техническое, высшее) ________________________________________________________________________ 4. Сведения о других членах семьи (братья, сёстры учащегося): 1. Ф.И.О.________________________________________________________________________ Дата рождения________________Место учёбы / работы________________________________ 2. Ф.И.О.________________________________________________________________________ Дата рождения________________Место учёбы / работы________________________________ 3. Ф.И.О._______________________________________________________________________ Дата рождения________________Место учёбы / работы________________________________ 5. Социальный статус семьи (полная, неполная, многодетная, малообеспеченная, опекунская, работающие родители, родители – пенсионеры) – нужное подчеркнуть 6. Материальное положение семьи (крайне низкое, ниже среднего, среднее, достаточно высокое, высокое) – нужное подчеркнуть 7. Какие кружки посещает ребёнок?_________________________________________ 8. Какие кружки планирует посещать ребёнок в 1 классе?______________________

Анкета –опросник для родителей 1. Какими словами вы обычно встречаете ребёнка, вернувшегося из школы: А) "Что было сегодня на завтрак?" Б) "Что ты сегодня получил, какую отметку?" В) "Что нового сегодня узнал? Чему научился?" 2. Сколько времени тратит школьник на приготовление домашних заданий? А) Не более 1 часа. Б) Не более 2 часов. В) Может просидеть за уроками до позднего вечера. 3. В какой мере самостоятельно ребёнок выполняет домашние задания? А) Работает преимущественно сам, вы только проверяете работу. Б) Задания по одним предметам выполняет самостоятельно, по другим нуждается в дополнительной помощи с вашей стороны. В) Вы делаете уроки вместе с ребёнком от начала до конца. 4. Насколько хорошо ребёнок понимает ваши объяснения? А) Понимает быстро, вы легко можете объяснить ему любой материал. Б) Понимает не всегда, иногда приходится тратить много времени и сил для объяснения очевидного. В) Практически никогда вас не понимает. Г) Лучше понимает объяснения других родственников (отца, бабушки и др.), чем ваши. 5. Как вы думаете, почему ваш ребёнок ходит в школу? А) Ему нравится учиться, он любит думать, самостоятельно решать трудные задачи. Б) Ему интересно узнавать в школе новое. В) Любит получать хорошие отметки. Г) Все ходят в школу, и он ходит. Д) Боится, что будет наказан, если не пойдет в школу. Е) Другой ответ.

Анкета –опросник для родителей (продолжение) 5. Как вы думаете, почему ваш ребёнок ходит в школу? А) Ему нравится учиться, он любит думать, самостоятельно решать трудные задачи. Б) Ему интересно узнавать в школе новое. В) Любит получать хорошие отметки. Г) Все ходят в школу, и он ходит. Д) Боится, что будет наказан, если не пойдет в школу. Е) Другой ответ. 6. Как ваш ребёнок сообщает дома о полученной "двойке"? А) Говорит сам, по-деловому и откровенно. Б) Рассказывает о "двойке", только если специально об этом спросить. В) Не говорит, прячет дневник, может стереть отметку. Г) Рассказывает только бабушке (дедушке), но не вам. Д) Он никогда "двоек" не получал. 7. Есть ли у вашего ребёнка любимый школьный предмет? А) Есть, особенно любит математику; считает, что математика развивает ум. Б) Есть несколько в равной мере предпочитаемых предметов (среди них называет и математику, и русский язык, и чтение, и иностранный язык). В) Любимые предметы: музыка и ИЗО (или физкультура). Г) Другой ответ.

Анкета - опросник для родителей «Стили воспитания» 1. Когда ребенок вас не слушается, вы обычно: а) кричите на него; б) разговариваете, уговариваете; в) не реагируете на его оправдания, молчите; г) можете избить; д) даете подзатыльник; е) пытаетесь объяснить, что он не прав; ж) другое (что именно) ____________________________________________________ 2. Часто ли в стрессовом состоянии вы можете «разрядиться» на своем ребенке? а) да, часто; б) иногда; в) трудно сказать; г) никогда; д) другое (что именно)_____________________________________________________ 3. Укажите причину, когда вам приходится кричать, угрожать, бить ребенка: а) стремление воспитать; б) «разрядка» стрессовой ситуации, не зависящей от ребенка; в) ссора с супругой (супругом); г) когда он чего-то требует, просит; д) когда огорчает; е) избиение ради избиения; ж) желание убедить его в своей точке зрения; з) не могу объяснить; и) другое (что именно)_______________________________________________________

Анкета - опросник для родителей «Стили воспитания» (продолжение) 4. Появлялось ли иногда у вас желание избить ребенка, выгнать его из дома, запереть в темной комнате (подчеркните)? а) да; б) нет; в) иногда; г) трудно сказать; д) другое (что именно)_______________________________________________________ 5. Какой вид наказания вы выбираете при тяжелых провинностях ребенка?___________________________________________________________________ 6. Когда вы сами были ребенком и не слушались родителей, они чаще: а) кричали; б) пытались убелить, уговорить; в) молчали; г) били; д) пугали избиением: е) другое__________________________________________________________________ 7. Опишите ситуацию радости, праздника в доме________________________________ ______________________________________________________________________________

Метод наблюдения Учитель наблюдает за родителями во время посещения семьи, на классном собрании, в коллективных делах. Наблюдение за детьми может дать учителю дополнительный материал для характеристики семьи. Например, учитель заметил, что ученик сторонится детских коллективных дел, не ходит с ребятами на мероприятия, отказывается от общественных поручений. Такое поведение ученика насторожит учителя и заставит его познакомиться с семьей.

Метод беседа Этот метод помогает учителю уточнить отдельные положения, выяснить обстоятельства, разъясняющие или обосновывающие поведение или поступок ребенка. Беседа помогает проникнуть вглубь явления, обнажить основу поступка, выяснить его мотивы. Коллективная беседа на классном собрании при решении педагогических задач помогает учителю выяснить мнение родителей по отдельным вопросам воспитания. Темы для проведения бесед: 1. Начало школьного обучения – важный этап в жизни ребенка. 2. Воспитание уважения и любви к родителям, родной земле и истории своего народа (по национальному воспитанию) 3. Младший школьный возраст и его особенности. 4. Хочу и должен (по профилактике правонарушений). 5. Как выявлять и развивать способности детей. 6. Создание атмосферы эмоциональной защищенности, тепла и любви в семье. 7. Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста. 8. Воспитание характера ребенка в семье. 9. Режим для младшего школьника как способ охраны здоровья. 10. Закон, семья, ребенок (нравственное и правовое воспитание детей в семье). 11. Отцы и дети (роль личного примера родителей в правовом воспитании младших школьников). 12. Новое в системе национального воспитания. 13. Использование различных видов искусств в эстетическом воспитании детей в школе. 14. Семейные прогулки в природу, как важный фактор экологического и физического воспитания детей. 15. Сохранение семейных традиций, семейных реликвий.

Метод сочинение Сочинения как метод изучения учитель применяет в тех случаях, когда желает получить подробные, неоднозначные ответы на отдельные вопросы. Например, на одном из классных собраний можно поговорить с родителями о том, как надо намечать перспективу в воспитании ребенка, подумать о его завтрашнем дне. Для этого можно попросить родителей написать сочинение на тему: «Каким бы я хотела (хотел) видеть своего сына (дочь) к окончанию школы?» или «Хороший сын (дочь), по-моему, это...?», «Как мы отдыхаем в выходные дни?», «Как провели лето?», «Наша любимая книга в семье?», «Как мы провели свободное время с детьми?» и др.

В современной науке используют разнообразные методы изучения семьи как социального феномена и воспитательного института. К ним относят: социологические методы (беседы, тестирование, анкетирование, опросы). В процессе их проведения учителя встречаются со многими трудностями в изучении семьи, которые ограничивают получение достаточно объективных данных об особенностях домашнего воспитания. Учитель, изучая семью, опыт семейного воспитания, должен преследовать, прежде всего, интересы ребенка.

Спасибо за внимание !