Влияние работы Дома-Музея Х.Такташа на сельский социум Подготовил : ученик 7 класса МБОУ «Сургодьская ООШ» Данилин Евгений 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение Анцирская средняя общеобразовательная школа Канского района Красноярского края. «Школьный музей» Авторский.
Advertisements

Презентация работы библиотеки за учебный год Библиотекарь Н.Н.Кравцова.
Деятельность школьного музея «Поиск» МБОУ СОШ 4 города Шарьи Костромской области.
Историко-краеведческий музей Октябрьского сельского лицея Чердаклинского района Ульяновской области ( гг.)
Мы приглашаем в наш музей. В 1984 ГОДУ в Дергачевской средней школе 1 имени Героя Советского Союза А.Г.Наконечникова был создан музей, а в1987 году был.
Историко – краеведческий музей «Исток» МБОУ «ПИВОВАРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛ А»
Храним душу каждого класса Стало традицией, когда выпускные классы, готовят и дарят на память родной школе специальный альбом. На первый взгляд это просто.
В нашем государстве действует программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на годы». Патриотизм в ней назван «стержневой.
Районная краеведческая экспедиция «Журавушка» Организатор экспедиции: краеведческий музей Ужурского центра дополнительного образования Автор проекта: методист-экскурсовод.
Выполнила: воспитатель Балакина Ольга Михайловна р.п. Воротынец 2015 г.
Основные направления Село моё родное Село моё родное Моя родословная Моя родословная Дети и война Этнография Природа родного края Природа родного края.
Этапы осуществления проекта по созданию лицейского музея Е.Г. Скобельцына, к.п.н., директор МОУ «Лицей им. Н.И. Лобачевского при КГУ»
Автор проекта : Автор проекта : учитель высший квалификационной категории учитель высший квалификационной категории Нурлатского района Республики Татарстан.
«Чтобы понять писателя и его произведение, мы изучаем его биографию, узнаём в какой семье он родился, в какой среде воспитывался. Наверное, так и в нашей.
Корнями в землю дерево вросло, Да так, что урагану не сломать! Сегодня время каждому пришло О жизни предков собственных узнать. В Орловской средней школе.
МОУ СОШ с.п.п.Звездный Проект Разработка Шумиловой М.В. 2010г.
Школьный краеведческий музей МОУ «Виловатовская средняя школа»
Хранитель памяти Музей Боевой и Трудовой Славы МОУ «Кукшумская ООШ»
Школьный музей ОУ СОШ 39 г. Сызрань Визитная карточка Визитная карточка Музей – это хранитель Памяти, а историческая память важна и необходима во все времена.
Валентин Петрович Катаев. Цели урока: -обобщить знания детей о творчестве В. Катаева, -пробудить интерес к творчеству писателя, -воспитывать трудолюбие,
Транксрипт:

Влияние работы Дома-Музея Х.Такташа на сельский социум Подготовил : ученик 7 класса МБОУ «Сургодьская ООШ» Данилин Евгений 1

Ученик 7 класса МБОУ «Сургодьская ООШ» Данилин Евгений

Х. Такташ Х. Такташ 3

Дом – Музей Х. Такташа Дом – Музей Х. Такташа 4

Разделы и экспозиции музея Хади Такташ- наш земляк. Наша биография ( История села) Этнография народа. Основные фонды музея Обший фонд 2315 экспонатов Из них: подлинники 1236 Фотоматериалы 6 35 Вспомогательный материал 107 Презентации 8 Видео и звуко материалы 14 Издания 2 Стенды 19 Худ. произведения 325 5

Уч. Год Кол-во уч. год уч. год уч. год уч. год Уч. год Кол-во экс Кол-во посетителей Количество экскурсий 6

Позитивное отношение к работе музея 1. Учащиеся школы 2. Молодежь села 3. Жители и гости села 7

Каков ваш личный вклад в фонды музея? 1. Вклад моих сверстников. 2. Вклад моих односельчан. 3. Вклад учителей и учащихся прошлых лет. 8

На Ваш взгляд, какие самые распространённые виды работ в Музее проводятся? Уроки. Экскурсии Юбилейные даты Вечера-встречи, Такташевские чтения 9

По мнению моих односельчан, с постройкой и деятельностью Музея в селе очень многое изменилось. А именно: Говорит ветеран труда Данилина Анна Михайловна: « С существованием Дома-Музея наше село преобразилось. Центральная улица начинается с прекрасного здания Музея. Я очень часто посещаю его, когда приглашают учащиеся, когда проходят Такташевские чтения. Мы часто собираемся в Музее в татарские национальные праздники. Мы их отмечаем всем селом: и мордва, и русские, и татары. Наши односельчане не делят себя по национальной принадлежности, мы просто сургодьцы – земляки Х. Такташа. Я помогала и сейчас помогаю по мере своих сил в работе Музея. Мне это нравится.» 10

А вот мнение основоположницы краеведческой работы на селе – председателя Совета ветеранов труда Коноваловой Равили Алимовны: «Музей для жителей с. Сургодь – подарок как почитателям таланта поэта Такташа. За девять неполных лет он стал для нас центром культурной жизни на селе. Мы гордимся им, но вместе с тем, постоянно пополняем его фонды. Почитатели творчества земляка часто собираются для обсуждения находок по творчеству поэта. Мы – старшее поколение села - очень рады присутствовать и активно участвовать на мероприятиях. Организовали и проводим в стенах школы такташевские чтения. Нет вовсе это не громкие слова, это наш активный культурный досуг. Мы читаем и обсуждаем его стихи. Ведь нам знакомы герои такташевских произведений, знакомы, описанные поэтом места. Так мы воспитываем подрастающее поколение относиться к великому наследию поэта, учим их любить свой край. Я сама краеведческой работой увлекаюсь со школы, это далёкие годы. А сейчас, увлечённо изучаю творчество поэта и постоянно нахожу что –то новое и интересное. А как мы интересно проводим Дни памяти поэта! Вот взять 110 летие со дня его рождения. Сколько гостей было из Саранска, Казани, Москвы, с многих районов Республики Мордовия. Как интересно были организованы все мероприятия и у нас в селе, и в п. Торбеево.» 11

Говорят молодые специалисты сельской администрации Деваева Т З., Данилина Р.Р., Рамаева Г.М.: « Мы регулярно принимаем участие в мероприятиях, проводимых на базе Музея. Нам это нравится. Нравится потому, что, собираясь вместе со старожилами, молодёжью, учащимися школы, чувствуешь единение населения, доброжелательность друг другу, уважение. Нас и так уже мало осталось, а Музей сплачивает, объединяет, скрепляет нашу дружбу. В Музей идём всегда как на праздник, потому что встретимся, узнаем новое, пообщаемся, угостим друг друга национальными блюдами.» 12

А вот что говорит директор школы Мустафина Светлана Рустямовна: « Я занимаюсь краеведческой работой ещё со школьной скамьи и до сих пор. Это увлекательная и интересная работа. Она заставляет человека по иному относиться к родной Земле, к родному селу, к своим односельчанам. Я вижу как активно работает Музей летом, когда много приезжающих в село гостей. Мои братья, давно закончившие школу и уехавшие из села, приехав, посетили Музей и восторженно вспоминали как они собирали экспонаты. А сейчас удивляются экспозициям Музея. Я постоянная участница всех мероприятий, проводимых в Музее. Много труда вложила в поисково- исследовательскую работу сама и вместе с учащимися. А совсем недавно я была приятно удивлена, когда на школьный телефон позвонили из Украины и предложили дружбу их школы и нашей. Оказывается, нашли они нас по Интернет адресу. В городе Донецк, по их словам, проживает много выходцев из нашего села. И многие - однофамильцы наши. Родители школьников во главе с директором школы очень просили нас поделиться с опытом музейной работы, с информацией о жизни села сегодня, о жизни односельчан. Я поделилась этой информацией с кружковцами своей школы. Они в считанные дни собрали богатейший материал и отправили на Украину. Безусловно, благодарности были огромны. Мы до сегодняшнего дня сотрудничаем с этой родственной нам школой» 13

Говорит Бахтеева Вера Ивановна : « Мы очень благодарны тем людям, кто построил Музей и тем, кто собрал экспозиции. Я, говорит Вера Ивановна, - работая в сельской библиотеке в 80- годы прошлого века, тоже собирала материал о поэте, поэтому мне близка эта работа. А сейчас мы помогаем сотрудникам музея и школьникам проводить мероприятия и сами их с удовольствием посещаем. В дальнейшем мы хотим пожелать молодёжи и школьникам не забывать земляка- поэта, певца доброты и красоты своего края» 14

Работа музея осуществляется в четырех направлениях: 1. Научно-исследовательское направление. Это направление включает в себя поиск, обработку, изучение материалов, оформление экспозиций музея. Конечно, основной фонд был собран до его открытия. Оформлены две персональные витрины: витрина - Азата Зыятдинова(профессора, Члена корреспондента Академии наук Татарстана), витрина Рафаэля Такташа(старшего сына, поэта, доктора искусствоведческих наук Республики Узбекистан) поисково-исследовательских и научно- исследовательских работ по истории и краеведению учащихся МБОУ «Сургодьская основная общеобразовательная школа» 15

2.Культурно-просветительское направление. Двери музея постоянно открыты для гостей. Ежегодно его посещают сотни людей.Здесь гости из Москвы и Петербурга, Казани и Пензы, Донецка и Челябинска. В музее побывали сыновья поэта Рафаэль и Аван, внук Искандяр, поэты Ильдар Юзеев, Ринат Харис, Камиль Тангалычев, поклонники из-за рубежа. Люди склоняют головы. Каждый приезд известных людей не оставался незамеченным и оставлял свой след. Например, Фаузия Байрамова- писательница из Казани - написала книгу "Сын мишарского народа", Шамиль Бикмаев, Советник Главы Республики Мордовия, спонсировал издание книги «Чтобы мир увидеть с высоты". В музее состоялась презентация книги поэта Камиля Тангалычева "Белые березы"("Ак каеннар".) Межрегиональные юбилейные торжества в честь поэта, проводимые в музее, транслировались по каналу ГТРК Мордовия, а также освещалась в местной газете "Торбеевские новости". Я представляю вам несколько кадров этой встречи. 16

17

3. Коммуникативное направление. Музей ведет переписку с сотрудниками музея Такташа из Казани, поддерживается связь с депутатом ГОССОВЕТА Республики Татарстан Зиятдиновым Азатом Шаймулловичем, с краеведом из Атюрьева Василием Спиркиным, который принимает участие в поисковой работе по творчеству поэта Такташа 18

4. Учебно - методическое направление Составлены тексты лекций и экскурсий для разных категорий посетителей музея. Систематически ведется подбор материалов из периодической печати о писателях Мордовии и Татарстана. В стенах музея проводятся уроки патриотического характера, тематические вечера, выставки рисунков учащихся, встречи с односельчанами. Литературный вечер "В гостях у поэта" был опубликован в учебно-методическом журнале "Народное образование". Составлена оригинальная визитная карточка. 19

Поисково-исследовательские и научно-исследовательские работы по краеведению учащихся МБОУ «Сургодьская ООШ» за последние 9 лет. 1. Татары - мишари на мордовской земле- Призняков Дамир 2. «Не исчезай мое село» - Рамаева Эльвира 3. История одной судьбы - Вяльшина Альфия 4. История деревни Черемушки - Агишева Аделя 5. Творчество поэта Х.Такташа - Бикмаев Амир 6. Топонимика родных мест - Бахтеев Наиль 7. Женщины Мордовии - на службе Отечества - Халюшева Гюльнара 8. Тыл в годы войны (с. Сургодь) - Мустафина Диляра 9. «Моя бабушка - блокадница» - Вяльшина А. 10. «Он защищал Белоруссию» - Призняков Д. 11. «История села Сургодь в годы войны» - Бикмаев Амир 12 «История Сургодьской школы в годы войны» - Бикмаев А. 13. Права человека в современном мире - Бикмаев Амир 14. Культурное наследие моего села - Халюшева Гюльнара 15. Легенда о матери поэта Х. Такташа - Халюшева Неля 16. Творчество Такташа в моем понимании - Халюшева Неля 20

17. Возникновение и формирование мордовского народа - Иванкова А. 18. Языческие верования мордвы и ее христианизация - Бычкова А. 19. Народы и традиции, обряды мордвы - Мустаф ин Андрей 20. Декоративно - прикладное искусство мордвы - Беляков Олег 21. Саранск. Историческое и культурное прошлое - Бахтеев Наиль 22. Старинные города Мордовии - Мустафина Наташа 23. Роль личности в истории. Петр 1 - Бычкова Настя 24. Когда я думаю о современной России - Мустафина Д. 25. Ушаков Ф. Ф. в русской истории - Ждакаев Антон 26. Истоки праздника «День единства» - Бахтеев Наиль 27. «Судьба репрессированного деда» - Бикмаев Амир 28. « Флот в судьбе России» - Ждакаев Антон 29. Военная история. Земляки. – Бычкова С 30. Мордва и Русь - Киселёва А. 31 Школьное образование в с. Сургодь – Киселёва А. 32 Наш Музей - Киселёва А. 21

В СТЕНАХ МУЗЕЯ. Музейная коллекция создана за счет даров жителей села, родственников поэта. В настоящее время фонд музея насчитывает более 2000 экспонатов. В музее хранятся дорогие вещи матери поэта - расшитое полотенце и вязаная скатерть. Как семейную реликвию их мы получили из рук сестры поэта Мярзии. Много дум вызывает у нас простой дорожный чемодан Хади Таккташа. Эта вещь великого поэта! Как он оказался в доме тети Акбики? В музее хранятся десятки редких фотографий из личного архива поэта, бережно хранится единственное письмо матери, отосланное детям в Казань. Подлинная обстановка избы поэта не сохранилась, поэтому дом обставлен мебелью такташевского времени. Внутренняя планировка соответствует той, что была при Такташе. Это невольно заставляет нас поверить в незримое его присутствие. (Центральное место в музее занимает большой потрет поэта, в котором довольно точно переданы черты его внешности. Поэт в белой рубашке, копна густых волос, умное спокойное лицо, большие выразительные глаза. В музее много татарской литературы, но книги из его личной библиотеки до нас не дошли. На видном месте выставлены книги Шиллера, Байрона, Гете, стихами, которыми поэт увлекался и делал их переводы. Дом отца Хайруллы живописно располагался среди берез, камышей и пруда. Здесь слагались его первые стихи, слагался и характер. -Прекрасны вы поля, земли родной!- восклицал поэт. 22

Экспозиция музея в бытовом плане. Наш музей отражает не только жизнь поэта, но собран разнообразный материал, отразивший историю, культуру, быт села Сургодь. Из быта крестьян того времени выставлены женская одежда, расшитые домотканые полотенца,украшенный бисером женский головной убор, праздничные женские сапоги, монеты, предметы быта и орудия труда. Музей продолжает пополняться: приобретаются вещи у родственников и у частных лиц, копируются документы и материалы, некоторые экспонаты приобретаются в магазинах. Дальние родственники из Москвы подарили трехтомную книгу стихотворений из личной библиотеки. 23

МЫ СЛЫШИМ ГОЛОС ТАКТАША. В последнем стихотворении Такташ пишет: Так пусть же голос мой теперь Гремит в груди грядущих лет, И пусть послание мое Несет грядущему привет! Мы слышим голос твой, Такташ! Помнят тебя и старые дубы и березки. О тебе говорят во всех татарских селах Мордовии, и не только в татарских. Мы, нынешняя молодежь, ценим талант поэта, изучаем его творчество, учимся на примере его героев, учимся любить и беречь свой край. Мы постоянно ведем исследовательскую работу. Собираем новое о поэте. Поисковая работа-это наш долг перед односельчанами и перед земляком - поэтом, который прославил свое село. Совершенно очевидно, по- моему, друзья, что делаем мы важную для нас, подрастающего поколения работу и нужную для моих односельчан. Нужную, потому что эта работа объединяет людей, воспитывает в них любовь к своей малой родине. 24