Полная творческого напряжения жизнь Антона Павловича Чехова нашла разностороннее отражение в воспоминаниях современников. В их записях, имеющих порой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Антон Павлович Чехов Тема «маленького человека» в рассказе «Смерть чиновника» Автор: Никулина Галина Борисовна, учитель русского языка и литературы МАОУ.
Advertisements

Человек, создавший себя самого.. Выполнила: Ученица 10 класса Харанжинской средней школы Харанжинской средней школы Селянгина Алена. Селянгина Алена.
Иван Сергеевич Тургенев Жизнь и начало творческого пути.
Лев Николаевич Толстой Автобиографическая трилогия «Детство. Отрочество.Юность»
Презентация учащегося 5 «А» класса МОУ «Заволжская СОШ» Белякова Егора по литературе.
טЕХОВ Антон Павлович [17 (29) января 1860, Таганрог 2 (15) июля 1904, Баденвейлер, Южная Германия; похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище], русский.
Тип «тургеневской девушки» в прозе И.С. Тургенева. Выполнила: Васильева А. 10б СОШ 50 Преподаватель: Николаева Е. В.
Корней Иванович Чуковский. Чуковский Корней Иванович (имя при рождении Николай Васильевич Корнейчуков, 19 (31) марта 1882, Санкт-Петербург 28 октября.
Антон Павлович Чехов «Человек с молоточком». Заслоненный на время титаническими фигурами Достоевского и Льва Толстого, скромный Антон Павлович Чехов ( )
Русская классическая литература вечно живая, она не становится историей. Д.С.Лихачев.
В августе 1886 года в доме Корнеева на Садовой – Кудринской улице Москвы поселился молодой врач и писатель Антон Павлович Чехов. Каменный двухэтажный.
Он жил не по лжи… Стефанова Л. М., учитель русского языка и литературы ГОУ РК «РЦО» г. Сыктывкара.
Чехов Антон Павлович.
«Тропа Фёдора Абрамова и его героев» (по повести "Пелагея") Задачи: учиться сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявить идейный.
А.П. Чехов … В жизни он был именно тем, чем он был в творчестве,- человеком редкого душевного благородства, воспитанности и изящества в самом лучшем значении.
О жизни и творчестве С. Я. Маршака для учащихся начальной школы.
Он писал не только о любви О творчестве И.А.Бунина.
Тема презентации: Биография А.П.Чехова. Биография Чехова Антон Павлович Чехов ( ) – великий русский писатель, талантливый драматург, академик,
Я хочу рассказать Вам… Антон Павлович Чехов родился 17(29)января 1860 года в Таганроге. В семье царил произвол. В связи с этим детство и отрочество Антона.
Иван Алексеевич Бунин ( ) «Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей… где особенно известны два поэта начала.
Транксрипт:

Полная творческого напряжения жизнь Антона Павловича Чехова нашла разностороннее отражение в воспоминаниях современников. В их записях, имеющих порой не только историко- литературное, но и художественное значение, раскрывается внутренний мир Чехова, характеризуются его отношения к важнейшим событиям эпохи, приводятся существенные страницы его биографии. Как художник и как человек Чехов представлял для своих современников глубочайший интерес, и, по существу, ни один из выдающихся писателей и деятелей искусства х годов и начала XX века не прошел мимо Чехова. Чехов не оставил хоть сколько-нибудь подробной автобиографии, поэтому воспоминания современников о Чехове имеют особое значение, представляя важнейший материал о жизни и деятельности великого писателя и нередко являясь необходимым пособием для изучения его биографии. А. П. Чехов Фотография 1893 г. Биография Чехова связана с именами многих выдающихся деятелей русской литературы и искусства XIX-XX вв. А.П. Чехов. Фотография Ж. Фабио (Ницца) 1897 г.А.П. Чехов. Ялта 1903 год.

Едва ли многим из читателей и почитателей Ант.П.Чехова известно, что судьба в ранние годы жизни заставила его играть за прилавком роль мальчика-лавочника в бакалейной лавке среднего разряда. И едва ли кто поверит, что этот строгий и безусловно честный писатель-идеалист был знаком в детстве со всеми приёмами обмеривания, обвешивания и всяческого торгового мелкого плутовства. Антон Павлович прошёл из-под палки эту беспощадную подневольную школу целиком и вспоминал о ней с горечью всю свою жизнь. В его произведениях внимательному читателю бросается в глаза одна, не особенно заметная с первого взгляда, черта: все выведенные им дети – существа страждущие или же угнетённые и подневольные. Варьке, отданной в услужение к мастеровому, нет времени выспаться, и она душит ребенка в колыбели, чтобы сладко заснуть ("Спать хочется"). Егорушка, которого родственник и сельский священник везут в город учиться, не выдастся во всем длинном рассказе ("Степь") ни одной чертой, которая говорила бы о его жизнерадостности. Ребенком он был несчастный человек. В зрелые годы своей жизни он не раз говаривал в интимном кружке родных и знакомых: «В детстве у меня не было детства...» Александр Павлович Чехов (10 (22) августа (29) мая 1913) прозаик, публицист, мемуарист. Старший брат Антона Павловича Чехова, отец великого актёра и режиссёра Михаила Чехова

Он был красавец. У него было большое открытое лицо с добрыми смеющимися глазами. Беседуя с кем-либо, он иногда пристально вглядывался в говорящего, но тотчас же вслед опускал голову и улыбался какой-то особенной, кроткой улыбкой. Вся его фигура, открытое лицо, широкая грудь внушали особенное к нему доверие, - от него как бы исходили флюиды сердечности и защиты... Несмотря на его молодость, даже юность, в нем уже тогда чувствовался какой-то добрый дед, к которому хотелось прийти и спросить о правде, спросить о горе, и поверить ему что-то самое важное, что есть у каждого глубоко на дне души. Антон Павлович был прост и естественен, он ничего из себя не делал, в нем не было ни тени рисовки или любования самим собою. Прирожденная скромность, особая мера, даже застенчивость всегда были в Антоне Павловиче. Константин Алексеевич Коровин (23 ноября (5 декабря) сентября 1939) русский живописец, театральный художник, педагог и писатель

Познакомился я с Чеховым, когда он был сотрудником мелкой прессы, строчившим ради заработка маленькие этюдники и разбрасывавшим их по мелким изданиям. Мы вместе с ним начинали в этих изданиях, - он писал сценки, я - стишки и тоже сценки да ещё репортерствовал. Разные мы с ним были люди, а любили друг друга. Я его, слабого и хрупкого, любил какой-то особой, нежной любовью. И как радостны бывали наши встречи! Антон Павлович очень любил свой тихий мелиховский уголок, свой "вишневый сад". Налево от передней помещался кабинет Антона Павловича, с полками книг и письменным столом, на котором всегда лежала папка с начатым рассказом или повестью. Он обыкновенно при гостях работал урывками, но всё- таки писал каждый день; напишет немного, потом оторвется от работы, выйдет к гостям поговорить, затем опять садится писать. Иногда во время обеда он внезапно вставал из-за стола, уходил в кабинет, набрасывал несколько строк и, вернувшись в столовую, продолжал застольную беседу. Удивительно легко у него гостилось. Здоровье его тогда находилось в сравнительно хорошем состоянии, был он жизнерадостен, любил природу. Да и задумываться было некогда: литературная работа, хозяйство, сад, в котором Антон Павлович всегда копался, занимаясь посадками, а потом вечная толпа баб и мужиков, приходивших к своему "дохтуру" с разными болезнями. И всегда - гости и гости… Владимир Алексеевич Гиляровский (26 ноября (8 декабря) октября 1935) русский писатель, журналист, бытописатель Москвы

Вспоминаю первую встречу с ним. Передо мною был молодой человек, несколько выше среднего роста, с продолговатым, правильным и чистым лицом, не утратившим еще характерных юношеских очертаний. В лице Чехова, несмотря на его несомненную интеллигентность, была какая-то складка, напоминавшая простодушного деревенского парня. И это было особенно привлекательно. Даже глаза Чехова, голубые, лучистые и глубокие, светились одновременно мыслью и какой-то, почти детской, непосредственностью. Простота всех движений, приемов и речи была господствующей чертой во всей его фигуре, как и в его писаниях. Казалось, из глаз его струится неисчерпаемый источник остроумия и непосредственного веселья, которым были переполнены его рассказы. И вместе угадывалось что-то более глубокое, чему еще предстоит развернуться, и развернуться в хорошую сторону. Общее впечатление было цельное и обаятельное, несмотря на то, что я сочувствовал далеко не всему, что было написано Чеховым. После выхода в свет "Пестрых рассказов" имя Антона Павловича Чехова сразу стало известным, хотя оценка нового дарования вызывала разноречие и споры. Вся книга, проникнутая еще какой-то юношеской беззаботностью и, пожалуй, несколько легким отношением к жизни и к литературе, сверкала юмором, весельем, часто неподдельным остроумием и необыкновенной сжатостью и силой изображения. А нотки задумчивости, лиризма и особенной, только Чехову свойственной печали, уже прокрадывавшиеся кое-где сквозь яркую смешливость, - еще более оттеняли молодое веселье этих действительно "пестрых" рассказов. Владимир Галактионович Короленко (15 (27) июля декабря 1921) русский писатель, журналист, публицист, общественный деятель

Антон Павлович Чехов исключительно простой и скромный человек, никогда и никому не старавшийся импонировать, застенчиво избегавший всякого представительства и всякого чествования и вообще всяких людских сборищ, внушал всем какое-то невольное почтительное и бережное отношение к себе. Антон Павлович очень любил медицину, студентом и первое время по окончании добросовестно её изучал и не собирался бросить. Ещё в середине 80-х годов он писал, что «медицина - моя законная жена, а литература - любовница». Студентом он занимался на каникулах в Чикинской земской больнице Звенигородского уезда, потом короткое время заменял земского врача и в Москве принимал больных. По-видимому, собирался писать и работу специальную. После его смерти среди бумаг оказалось несколько исписанных листов с заметками по истории медицины в России. Чехов, впрочем, и на свой «Сахалин» смотрел как на некоторого рода медицинскую диссертацию. В Мелихове он принимал у себя крестьян и снабжал их лекарствами, конечно, бесплатно. На его письменном столе слева всегда лежал молоточек, трубочка для выслушивания и медицинский календарь Риккера за текущий год. Он принимал всегда деятельное участие в лечении своих домашних или заболевшей прислуги. Исаак Наумович Альтшуллер ( ) врач, специалист по туберкулезу. Один из основателей лиги для борьбы с туберкулезом. Лечил Чехова в последние годы его жизни и Л. Н. Толстого в Гаспре

Положительный, трезвый, здоровый, Чехов мне напоминал тургеневского Базарова. Тонкий, неумолимый, чисто русский анализ преобладал в его глазах над всем выражением лица. Враг сантиментов и выспренних увлечений, он, казалось, держал себя в мундштуке холодной иронии и с удовольствием чувствовал на себе кольчугу мужества. Мне он казался несокрушимым силачом по складу тела и души. Илья Ефимович Репин (24 июля [5 августа] сентября 1930) русский художник-живописец, мастер портрета, исторических и бытовых сцен. Академик Императорской Академии художеств

О Чехове можно писать очень много. Следовало бы припомнить каждую его яркую мысль, останавливаться на каждом значительном выражении, чтобы облегчить этим работу его будущего биографа при восстановлении этой огромной фигуры в нашей жизни и литературе. Молодой и красивый, с прекрасными задумчивыми глазами, он на меня с первого же раза произвел неотразимое, чарующее впечатление. Он жил тогда в Москве и приезжал ненадолго в Петербург по зимам, где на сцене шли его водевили, а в "Новом времени" печатались его рассказы. Это был период его художественной деятельности, когда знакомое в литературной среде имя Антоши Чехонте уступало уже в широкой публике первым лучам славы имени Антона Чехова: помню, изданные Сувориным "Хмурые люди" и "Пестрые рассказы" как раз в это время производили сенсацию. Писал и работал Чехов много. По этому поводу у него сложилось определенное убеждение, которое он мне не раз высказывал: «Художник должен всегда работать, всегда обдумывать, потому что иначе он не может жить. Куда же денешься от мысли, от самого себя». Интерес к его вещам был настолько велик, что разговоры о новой повести Чехова буквально занимали всю Россию. И действительно, нельзя было читать без огромного подъема духа что-либо написанное им. Гениальный художник завоевал свою родину. Владимир Николаевич Ладыженский (8 (20) марта января 1932) русский поэт, прозаик, общественный деятель.

Передо мной три портрета Чехова, каждый выхвачен из куска его жизни. Первый: Чехов "многообещающий". Пишет бесконечное количество рассказов, маленьких, часто крошечных, преимущественно в юмористических журналах и в громадном большинстве за подписью "А.Чехонте". Сколько их он написал? Много лет спустя, когда Чехов продал все свои сочинения и отбирал, что стоит издавать и что нет, я спросил его, - он сказал: "Около тысячи". Второй портрет: Чехов, уже признанный "одним из самых талантливых". Его книжка рассказов "Сумерки" получила полную академическую премию, пишет меньше, сдержаннее; о каждой его новой повести уже говорят; он желанный во всякой редакции. Лев Толстой говорит о нём: "Вот писатель, о котором и поговорить приятно". А старик Григорович, один из так называемых "корифеев" русской литературы, идет ещё дальше. Когда при нём начали сравнивать с Чеховым одного малодаровитого, но очень "идейного" писателя, Григорович сказал: «Да он недостоин поцеловать след той блохи, которая укусит Чехова». Третий портрет: Чехов в Художественном театре. Пишет он все меньше, две-три вещи в год; к себе становится всё строже. Самая заметная новая черта в его повестях - это то, что он, оставаясь объективным, изощряя свое огромное художественное мастерство, все больше и чаще позволяет своим персонажам рассуждать, преимущественно о жизни русской интеллигенции, заблудившейся в противоречиях, нежащейся в мечте и безволии. Каждый его новый рассказ уже литературное событие. Но главное в этом периоде: Чехов-драматург, Чехов - создатель нового театра. Владимир Иванович Немирович-Данченко (11 (23) декабря апреля 1943) русский и советский театральный режиссёр, педагог, драматург, писатель, театральный критик и театральный деятель; один из основателей Московского Художественного театра. Народный артист СССР (1936).

Пишущие о Чехове любят цитировать его знаменитые строки о том, как он по капле выдавливал из себя раба, но вряд ли кто применил эти строки к его литературному стилю. В первые годы работы Антоша Чехонте, неугомонный остряк, развлекатель мещанской толпы, был подневольным поденщиком той мелкой бульварной прессы, для которой он без устали трудился, спасая от голода себя и семью. Но в то переходное время, когда он перестал называться Антошей но всё ещё не назвал себя Чеховым, он в пошлых бульварных листках начинает всё чаще и чаще выступать против обывательской пошлости. Уже к середине восьмидесятых годов Чехов окончательно сбрасывает с себя рабье ярмо и путём самовоспитания, путём неустанной борьбы с инстинктами, мыслями, чувствами, внушенными ему темной средой с самого раннего детства, облагораживает и себя и свой стиль. Натура жизнеутверждающая, динамическая, неистощимо активная, он стремился не только описывать жизнь, но и переделывать, строить её. То хлопочет об устройстве в Москве первого Народного дома с читальней, библиотекой, аудиторией, театром. То добивается, чтобы тут же, в Москве, была выстроена клиника кожных болезней. То хлопочет об устройстве в Крыму первой биологической станции. То собирает книги для всех сахалинских школ и шлет их туда целыми партиями. Вообще всякое строительство увлекает его, так как оно, по его представлению, увеличивает сумму человеческого счастья. Корней Иванович Чуковский (19 [31] марта октября 1969) русский советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист

Русская духовная жизнь 90-х годов XIX века и первого десятилетия XX неразрывно связана с именем А.П. Чехова. Он воплотил в своей творческой личности так много художественного содержания, связанного с основными душевными качествами русских людей и отображающего тяжёлую пору упадка, распада, угнетенности сердец, что его писания являются одним из лучших исторических документов, не говоря уже о высоких чисто художественных их качествах. Чехов воплощение душевного изящества, уравномеренной скромности, при полном сознании своих высоких творческих качеств, и вежливость чувства, и деликатность во всём. Тонкое художество Чехова, его творчество, полное душевной боли, и великой разборчивости, и осторожности в выборе средств, духовное угадание Чехова на протяжении десятилетий стало лишь виднее и очаровательнее, и большую, всё большую силу благого колдования приобретает. Верным, хоть и случайным, показателем этого является его все растущая слава в Англии, где его любят как родного, во Франции, даже в Америке. Чехов - тонкий, чистый, благородный художник. Он - верный того святилища, которое называется Искусством. И прав французский поэт, сказавший: "Seul l'Arte est robuste" - "Только Искусство крепко". Константин Дмитриевич Бальмонт (3 [15] июня декабря 1942) поэт-символист, переводчик, эссеист, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века. Опубликовал 35 поэтических сборников, 20 книг прозы, переводил с многих языков

В Москве я видел человека средних лет, высокого, стройного, лёгкого в движениях. В Ялте я нашёл его сильно изменившимся: он похудел, потемнел в лице, двигался медленнее, голос его звучал глуше. Он был почти тот же, что в Москве: приветлив, но сдержан, говорил довольно оживлённо, но ещё более просто и кратко и во время разговора всё думал о чем-то своем, предоставляя собеседнику самому улавливать переходы в скрытом течении своих мыслей, и всё глядел на море сквозь стекла пенсне, слегка приподняв лицо… Мне запомнилось несколько характерных фраз его. - Вы много пишете? - спросил он меня как-то. Я ответил, что мало. - Напрасно, - почти угрюмо сказал он своим низким, грудным голосом. - Нужно, знаете, работать... Не покладая рук... всю жизнь. И, помолчав, : - По-моему, написав рассказ, следует вычёркивать его начало и конец. Тут мы, беллетристы, больше всего врём... И короче, как можно короче надо писать. Наедине со мной он часто смеялся своим заразительным смехом, любил шутить, выдумывать разные разности, нелепые прозвища. Говоря о литературе, часто восхищался Мопассаном, Толстым. Особенно часто он говорил именно о них да ещё о "Тамани" Лермонтова. - Не могу понять, - говорил он, - как мог он, будучи мальчиком, сделать это! Вот бы написать такую вещь да еще водевиль хороший, тогда бы и умереть можно! Последнее время часто мечтал вслух: - Стать бы бродягой, странником, ходить по святым местам, поселиться в монастыре среди леса, у озера, сидеть летним вечером на лавочке возле монастырских ворот... Иван Алексеевич Бунин (10 (22) октября ноября 1953) русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909), первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе (1933)

В последние годы Чехов стал относиться к себе всё строже и всё требовательнее: держал рассказы по нескольку лет, не переставая их исправлять и переписывать, и всё-таки, несмотря на такую кропотливую работу, последние корректуры, возвращавшиеся от него, бывали кругом испещрены знаками, пометками и вставками. Где он черпал свои образы? Где он находил свои наблюдения и сравнения? Где он выковывал свой великолепный, единственный в русской литературе язык? Он никому не поверял и не обнаруживал своих творческих путей. Говорят, после него осталось много записных книжек; может быть, в них со временем найдутся ключи к этим сокровенным тайнам? А может быть, они и навсегда останутся неразгаданными? Он умел слушать и расспрашивать, как никто, но часто, среди живого разговора, можно было заметить, как его внимательный и доброжелательный взгляд вдруг делался неподвижным и глубоким, точно уходил куда-то внутрь, созерцая нечто таинственное и важное, совершавшееся в его душе. Тогда-то Антон Павлович и делал свои странные, поражавшие неожиданностью, совсем не идущие к разговору вопросы, которые так смущали многих. Только что говорили и ещё продолжают говорить о неомарксистах, а он вдруг спрашивает: «Послушайте, вы никогда не были на конском заводе? Непременно поезжайте. Это интересно»… Александр Иванович Куприн ( ) русский писатель

Крепка была духовная замкнутость Антона Павловича, редко и неохотно допускал он даже близких ему людей в тайники своего ума и сердца. А.С Суворин сказал мне однажды, что при всей своей близости с Чеховым, при всей своей в него влюбленности он лишь два раза видел Антона Павловича прозрачным до самого дна его глубокой души. Чехов был чрезвычайно интимный человек. Я знал Антона Павловича с первых его печатных опытов (вместе начинали в «Будильнике» и «Осколках») и оставался с ним в неизменно хороших отношениях больше двадцати лет. Как писатель Чехов моя великая, пожалуй, даже величайшая, кроме Пушкина, любовь. Как человек он мне нравился безусловно. Чехов никогда не учительствовал, не проповедовал, не указывал «истинных путей» с ручательством за их непогрешимость. Но он сам был так органически истинен, так цельно напитан правдою творческого наблюдения и сочетающей образы мысли, что даже короткое и случайное общение с ним не проходило для писателя (за исключением, конечно, маньяков собственного величия) бесследно. Насыщенность Чехова талантом и здравым смыслом источала флюиды, которые усваивались ответным инстинктом каждого, кого Бог наделил хоть малою долею художественного чутья. Александр Валентинович Амфитеатров (14 [26] декабря февраля 1938) прозаик, публицист, фельетонист, литературный и театральный критик, драматург, автор сатирических стихотворений

Чехов наряду с Пушкиным чистейшие писатели в смысле той совершенной гармонии, которой дышат их сочинения. Чехов никогда бы не смог написать настоящий длинный роман он был спринтером, а не стайером. Он словно не умел подолгу удерживать в фокусе узор жизни, который повсюду выхватывал его гений; он мог сохранять его живую прелесть ровно столько, сколько требуется для рассказа. Русские критики писали, что ни стиль Чехова, ни выбор слов не свидетельствует о той особой писательской тщательности, которой были одержимы Гоголь, Флобер или Генри Джеймс. Словарь его беден, сочетания слов почти банальны; сочный глагол, оранжерейное прилагательное, мятно-сливочный эпитет, внесённые на серебряном подносе, всё это ему чуждо. Он не был словесным виртуозом, как Гоголь; его муза всегда одета в будничное платье. Поэтому Чехова хорошо приводить в пример того, что можно быть безупречным художником и без исключительного блеска словесной техники, без исключительной заботы об изящных изгибах предложений. Волшебство его искусства в том, что Чехов умел передать ощущение красоты, совершенно недоступное многим писателям. Добивается он этого, освещая все слова одинаковым тусклым светом, придавая им одинаковый серый оттенок средний между цветом ветхой изгороди и нависшего облака. Разнообразие интонаций, мерцание прелестной иронии, подлинно художественная скупость характеристик, красочность деталей, замирание человеческой жизни все эти чисто чеховские черты заливает и обступает радужно-расплывчатое словесное марево. Владимир Владимирович Набоков (10 [22] апреля 1899[3] 2 июля 1977) русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед и энтомолог

Главная мысль, которую внушают читателю чеховские герои, состоит вот в чём: пока в России отсутствует настоящая нравственная, духовная и физическая культура, усилия благороднейших интеллигентов, которые строят мосты и школы рядом с вечной распивочной, будут тщетными. Его спокойный и тонкий юмор пронизывает серость созданных им жизней. Для русской философской или общественно настроенной критики он стал неповторимым выразителем неповторимого русского типа. Не заботясь о социальных или этических построениях, его гений раскрыл больше самых мрачных сторон голодной, сбитой с толку, рабской, злосчастной, крестьянской России, чем множество других писателей. Скажу больше: человек, предпочитающий Чехову Достоевского или Горького, никогда не сумеет понять сущность русской литературы и русской жизни и, что гораздо важнее, сущность литературного искусства вообще. Я от души советую вам почаще заглядывать в книги Чехова, чтобы, забываясь, пережить эти сказочные сны так, как они были задуманы. В век пышущих силой Голиафов полезно вспомнить о хрупких Давидах. Унылые пейзажи, увядшие ивы, склоненные вдоль удручающе грязных дорог, серые вороны, прорезающие серое небо, воспоминание, внезапно повеявшее в самом затрапезном углу всю эту трогательную тусклость, всю эту чудную слабость, весь этот чеховский воркотливо- невзрачный мир стоит сберечь среди блистания могучих наглых миров, которые сулят нам поклонники тоталитарных государств. Владимир Владимирович Набоков (10 [22] апреля 1899[3] 2 июля 1977) русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед и энтомолог

Использованные источники Русское зарубежье о Чехове: Критика, литературоведение, воспоминания: Антология / Сост., предисл., примеч. Н.Г. Мельникова. М.: Дом Русского Зарубежья им. Александра Солженицына Гитович, Н.И. А. П. Чехов в воспоминаниях современников. М.: «Художественная литература». – *** Антон Павлович Чехов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: index.shtml А.П. Чехов в воспоминаниях современников. Электронная библиотека Fantasy Read [Электронный ресурс]. – Режим доступа: