Образование Образование есть функция государства, осуществляемая им для достижения вполне определённых целей. Аристотель Считай несчастным тот день или.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
Advertisements

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2.Федеральный государственный.
«Формирование нравственных ценностей и жизненных ориентиров у обучающихся в контексте новых нормативных документов» ( закон «Об образовании» принят Государственной.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Ф едеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
Нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования Методист ГБОУ СОШ 853 Н.А.Афонина.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Заведующий П.А. Харюшина Старший воспитатель Т.А. Григорьева.
Сравнительная характеристика основных понятий «Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ»
Методологические основы для формирования воспитательной системы школы.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Реализация ФГОС общего образования. Последовательность введения ФГОС (ФГОС дошкольного образования –пр. от ; ФГОС начального общего образования.
Характеристика и структура национальной системы образования.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно- нравственного воспитания.
Система образования в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»
Транксрипт:

Образование Образование есть функция государства, осуществляемая им для достижения вполне определённых целей. Аристотель Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию. Я.А. Коменский

План лекции: 1. Образование как ценность 2. Образование как результат 3. Образование как система 4. Образование как процесс: 4.1. Процесс обучения 4.2. Процесс воспитания

Литература:

1. Образование как ценность основные социокультурные функции и развивающийся потенциал современного образования: 1. Образование это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. 2. Образование как практика социализации человека и преемственности поколений. 3. Образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства. 4. Образование как процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности. 5. Образование как функция развития региональных систем и национальных традиций. 6. Образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества. 7. Образование выступает в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.

Образовательные парадигмы Знаниевая Технократическая Поведенческая Гуманистическая Теологическая

Гуманистическая парадигма образования: Цель – способствовать развитию способностей человека, развитию его личности, его духовному росту, его нравственности и самосовершенствованию, самореализации.

Закон об образовании: Статья гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования:

2. Образование как результат Результат - достигнутый гражданином определенный ценз, который удостоверяется соответствующим документом. Законодательная база образования статья 26 «Всеобщей декларации прав человека» (ООН г.) статья 43 Конституции РФ (1993 г.) Федеральный закон от N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно- нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов

Нормативная база образования Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) Учебный план Учебная программа Типовое положение Устав образовательного учреждения

Современные тенденции развития образования в России Гуманизация Гуманитаризация Непрерывность Фундаментализация Широкая диверсификация Стандартизация Информатизация Многоуровневость Многовариантность

Болонское совещание 1999 г. Болонский университет – 1088 г. Министры образования 29 стран Европы Регламент Болонская декларация Болонский клуб Болонский процесс

Болонская декларация Первые 6 направлений Болонского процесса: 1. Принятие системы легкочитаемых и сравнимых степеней с выдачей приложений к диплому 2. Введение двухуровневой системы высшего образования (бакалавр-магистр) 3. Применение кредитной системы ECTS 4. Расширение мобильности (студентов, преподавателей, исследователей и управленцев) 5. Развитие сотрудничества в области качества образования 6. Интеграция образовательных программ

3. Образование как система - открытая, гибкая, целостная социальная, представляет собой совокупность взаимодействующих: 1) федеральных государственных образовательных стандартов … различных видов, уровней и (или) направленности; 2) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей несовершеннолетних обучающихся; 3) федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации… 4) организаций, осуществляющих обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; 5) объединений юридических лиц, работодателей и их объединений, общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.

Уровни образования 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование. Уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

4. Образование как процесс Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагога и обучающегося в условиях педагогической системы, направленное на решение задач образования

Основные элементы педагогического процесса: Цели образования; Содержание образования; Средства образования Формы организации образовательного процесса; Субъекты и объекты образовательного процесса Образовательная среда Результаты образования

Схема педагогического процесса Содержание образования Методы образовательного процесса Средства образ. процесса Организационные формы Деятельность педагога Цель образования Деятельность ученика, воспитанника Результат образования

Педагогические принципы - основные положения и нормативные требования, определяющие способы достижения целей обучения и воспитания ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ ПРИНЦИП НАУЧНОСТИ ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ И ПОСИЛЬНОСТИ ПРИНЦИП ПРОЧНОСТИ ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И ПОСИЛЬНОСТИ ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЧНОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ……

Содержание образования Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования

Ст.12 «Образовательные программы»: Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Метод организации образования – (методы обучения и методы воспитания) Методы обучения: объяснительно- иллюстративные, репродуктивные, методы проблемного изложения, частично-поисковые и исследовательские.

Форма организации педагогического процесса - организационная сторона пед. процесса, определяющая содержание занятий, их структуру, продолжительность и место, а также состав и группировку обучаемых и воспитанников. В зависимости от вида доминирующей деятельности:теоретические, практические и контролирующие

Средства обучения и воспитания Средства обучения и воспитания – объекты материальной и духовной культуры, которые выступают в качестве предметной поддержки педагогического процесса. Идеальные – усвоенные знания, умения, речь, письмо Материальные – книги, учебники, пособия, модели, макеты, плакаты, др. средства наглядности, учебно-лабораторное оборудование, технические: компьютеры, проигрыватели, Интернет

Д.И. Писарев: «Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий»

Воспитание ЛИЧНОСТИ

Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы. К. Гельвеций Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы. К. Гельвеций

1. Воспитание в широком и узком смысле 2. Характеристические черты воспитания 3. Принципы воспитания 4. Основы воспитания в семье 5. Методы воспитания

Литература:

Воспитание - целенаправленный и систематичный процесс взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанника в условиях специально организованной среды, обеспечивающей их взаимодействие в процессе формирования личностных качеств воспитанника Содержание воспитания – основные ценностные отношения, которые формируются в процессе воспитания.

Характеристические черты воспитания: 1. целенаправленность 2. многофакторность 3. отдаленность результатов воспитания 4. непрерывность и длительность процесса воспитания 5. скачкообразность процесса воспитания 6. комплексность 7. систематичность и последовательность 8. вариативность процесса воспитания 9. двусторонность процесса воспитания 10. воспитание – диалектически противоречивый процесс 11. связь индивидуализации и социализации в воспитании

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ: (исходные положения о способах достижения воспитательных целей с учетом законов педагогического процесса) 1. Принцип целенаправленности воспитания 2. Принцип непрерывности воспитания 3. Принцип опоры на положительное в личности 4. Принцип дифференцированного и личностного подхода к воспитаннику 5. Принцип эффективного стимулирования деятельности 6. Принцип гуманизации воспитания …… ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ: (исходные положения о способах достижения воспитательных целей с учетом законов педагогического процесса) 1. Принцип целенаправленности воспитания 2. Принцип непрерывности воспитания 3. Принцип опоры на положительное в личности 4. Принцип дифференцированного и личностного подхода к воспитаннику 5. Принцип эффективного стимулирования деятельности 6. Принцип гуманизации воспитания …… Реализуются через правила, например: Правила реализации принципов воспитания: принцип гуманизации: - уважай человека, откажись от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; -предъявляй воспитаннику посильные и разумно сформулированные требования; - признай право личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат её убеждениям. принцип эффективного стимулирования деятельности: - опирайся на интересы и склонности; - используй намерения воспитанника; - сделай работу привлекательной; - показывай достижения воспитанника и хвали за них…

ИТОГ ВОСПИТАНИЯ – ВОСПИТАННОСТЬ ВОСПИТАННОСТЬ - интегративная особенность личности, характеризующаяся объемом и характером усвоенных привычек, качеств, взглядов и убеждений, реализуемых в деятельности Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь… - всё это имеет для ребёнка большое значение. А.С. Макаренко Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь… - всё это имеет для ребёнка большое значение. А.С. Макаренко По Е.В. Бондаревской: УРОВНИ ВОСПИТАННОСТИ Высокий Достаточный Средний Низкий КРИТЕРИИ ВОСПИТАННОСТИ Поступки, поведение Взгляды, убеждения Знания человека Мотивы действий Самое большое наследство – воспитанность. Ибн Аби Талиб

Принципы и содержание воспитания в семье Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена. Семейное воспитание – это система воспитания и обучения, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. В. Жуковский: «Семейная жизнь, понимаемая в её полном смысле, есть та школа, в которой настоящим образом научишься жизни».

Л.Д. Столяренко и С.И. Самыгин выделяют следующие задачи семьи: - создать максимальные условия для роста и развития ребёнка; - быть социально-экономической и психологической защитой ребёнка; - передавать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; - обучать детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; - воспитывать чувство собственного достоинства, ценность собственного «Я».

Принципы семейного воспитания: 1. Гуманность и милосердие к растущему человеку; 2. Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников; 3. Открытость и доверительность отношений с детьми; 4. Оптимистичность взаимоотношений в семье; 5. Последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного); 6. Оказание посильной помощи своему ребёнку, готовность отвечать на вопросы.

Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребёнка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слушать и слышать друга друга, стремления к поиску совместных решений, доводов, наблюдений. Ф. Гизо: «Какими бы великими предприятиями человек не занимался, семейные привязанности составляют основу его жизни, и самая блистательная карьера приносит только поверхностные и неполные радости, если человеку чужды счастливые узы семьи и дружбы».

Детям рады в семье не потому, что дети хорошие и с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ основныевспомогательные Методы формирования сознания Методы формирования поведения Методы педагогического стимулирования Методы педагогической коррекции - убеждение; - внушение; - метод проблемных ситуаций - инструктаж; - упражнение; - метод примера - перспектива; - поощрение; - требование - замены интереса (доминанты); - критика; - наказание

Методы воспитания необходимо использовать в системе, поскольку результативность каждого метода зависит от того, насколько тесно он взаимодействует с другими методами. Каждый отдельный метод приобретает педагогическую силу, только действуя в единстве с другими методами, т.е. важным условием эффективности любого из методов является его сочетание с другими.

Сорок заповедей Любви и Свободы в семейном воспитании: 1. Любовь долготерпима и мягка. 2. Любовь милосердствует, ласкова и мила во всём. 3. Любовь не завидует. 4. Любовь самоукоряет, не претендует на свои заслуги и достоинства. 5. Любовь защищает свободу безнасильственными средствами. 6. Любовь не гордится: всё, что возносится – должно упасть. 7. Любовь – это подвиг, ставит перед человеком сверхзадачи, учит преодолевать сильные препятствия. 8. Любовь ответственна, помнит о человеческих обязанностях. 9. Любовь не раздражается: раздражение – признак поражения. 10. Любовь не мыслит зла, учит прощать и забывать. 11. Любовь не радуется неправде, не радуется тому, что дурно. 12. Любовь сорадуется истине. 13. Любовь не выставляет на показ недостатки, проступки и ошибки. 14. Любовь всему верит: детям изначально надо верить без оговорок. 15. Любовь смиренномудра, готова на каждое слово сказать «прости». 16. Любовь всё переносит. 17. Любовь щедра: не приемлют щедрости индивиды с озлобленным подсознанием. 18. Любовь делает человека сильным. 19. Любовь эстетически выражает себя: любовь является не иначе, как в образе Красоты. 20. Истинная педагогика и истинное воспитание и есть Любовь.

1. Жизнь без Свободы – духовная каторга: свобода – всегда гарантия защищённости. 2. Свободный выбор – всегда нравственный выбор, исключающий произвол и вседозволенность. 3. Свобода – самое высокое свойство человеческого разума. 4. Свобода всегда враждебна диктату, тоталитарности, авторитаризму. 5. Свобода лишена стремления достичь власти любой ценой. 6. Свобода деликатна: она не вторгается, не вламывается в мир другого человека, считая бестактность одним из сквернейших проявлений души человеческой. 7. Свобода определяет смысл и образ жизни. 8. Свобода определяет пути и методы саморазвития. 9. Свобода нравственна и целомудренна. 10. Свободе противостоит ложь. 11. Свобода защищает социальную справедливость. 12. Свобода бережёт достоинства каждого. 13. Свобода объединяет народы, социальные общности, отдельных людей, гарантируя развитие дарований каждого. 14. Свобода творит человеческое «Я»: творцом своей свободы является личность. 15. Свобода воли есть способ управления самим собой, способ одерживать победы над собой. 16. Свобода немыслима без самоотречения. 17. Раскрепощение внутренних сил, полная разбуженность души – всё это достигается любовью к выявлению своих возможностей, безнасильственным отношением к себе. 18. Самореализация личности – главный результат свободы. 19. Свобода и самосознание (отношение к себе самому) неразлучны. 20.Свобода, помноженная на Любовь – есть цель жизни для себя и для других (прежде всего не в ущерб другим), полное самоосуществление и реализация физических, духовных, интеллектуальных и эстетических данных, потребностей, способностей.

Практическое задание 1. Составьте «профессиограмму» для РОДИТЕЛЯ. Каковы основные качества, способности «родительской профессии» можно выделить? Охарактеризуйте основные знания, умения и навыки, которыми должен владеть родитель. 2. Предложите варианты содержания и форм оказания помощи родителям по семейному воспитанию в процессе их педагогического просвещения. 3. Проанализируйте систему личностных взаимоотношений и систему методов воспитания, которые использовались и используются в семье Ваших родителей. Что из них Вы бы взяли в свою семью? 4. Имеют ли методы воспитания (каждый) различия или особенности в применении для различных возрастных групп? Если – да, то охарактеризуйте их, если – нет, то почему? 5. Существует ли, на Ваш взгляд, проблема взаимоотношений между поколениями или это надуманный и не вневременной конфликт? Ответ поясните.

Спасибо за внимание!