Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: «Нейропсихологические синдромы поражения различных отделов мозга. Нейропсихологические.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РЕАВИЗ» Презентация «Агнозия. Виды агнозий. Локализация поражения.
Advertisements

Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: «Методы диагностики когнитивных функций» лекция 5 по дисциплине Клиническая нейропсихология.
Нейрофизиологические симптомы поражения теменной доли Ефимова Екатерина Анатольевна 202 ФКП Красноярский государственный Медицинский университет имени.
Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: «Нейропсихологические синдромы при поражении лобных отделов мозга. Значение в клинике.
Нарушение речи и методы ее восстановления при амнестической афазии.
Левая лобная доля отвечает за качества, определяющие личность человека : внимание, абстрактное мышление, стремление к инициативе, способность к решению.
Классификация афазии. Афазии – это: нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при локальных поражениях коры (и «ближайшей подкорки» по выражению.
Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: лекция 2 для студентов, обучающихся по специальности – КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: Клинико-нейропсихологическая характеристика афазий с преимущественным поражением экспрессивной.
Патология восприятия. Агнозия Нарушение процессов узнавания и понимания значения предметов, явлений и раздражений, поступающих как извне, так и из собственного.
Муниципальное образовательное учреждение Шарьинский Центр диагностики и консультирования Обобщение опыта работы учителя – логопеда Соловьевой Людмилы Владимировны.
Консультация логопеда Профилактика дисграфии у детей Составитель: Полянина Т.В. ОШ 29.
Тема : НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПРИ ПОРАЖЕНИИ ВИСОЧНЫХ ОТДЕЛОВ МОЗГА Выполнили : Анисимова Юлия 201 гр. ФКП. Кафедра медицинской генетики и клинической.
Большие полушария головного мозга «… Перед задачей полного выяснения работы человеческого мозга даже воображение останавливается в нерешительности». «…
Медиобазальные отделы коры. Правое полушарие мозга, нарушения ВПФ при его поражениях. Медиобазальные отделы коры. Правое полушарие мозга, нарушения ВПФ.
ОРГАН ЗРЕНИЯ Урок по анатомии человека учитель биологии Двойникова Е.С. ВСОШ 24 г. Н. Тагил.
Большой мозг. Левое полушарие Мозолистое тело Правое полушарие Серое веществоБелое вещество КораЯдра.
Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: Смешанные и комплексные афазии. Атипичные афазии. Нейродинамические нарушения речи.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ освоение телесного пространства освоение внешнего пространства пространственные схемы и диктанты конструктирование.
МОУ Шушенская средняя школа 2 Развитие пространственного восприятия, анализа и синтеза на уроках естественно-научного цикла у учащихся 6 класса.
Транксрипт:

Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: «Нейропсихологические синдромы поражения различных отделов мозга. Нейропсихологические синдромы при поражении затылочных долей, теменных долей мозга» лекция 2 по дисциплине Клиническая нейропсихология для студентов 3 курса, обучающихся по специальности – Клиническая психология (очно-заочная форма обучения) Ассистент Безденежных А.Ф. Красноярск, 2013

План лекции Актуальность темы Понятие об агнозиях Нейропсихологические синдромы при поражении затылочных долей Нейропсихологические синдромы при поражении теменных долей мозга Выводы.

Зрительный анализатор

Агнозии – нарушения различных видов восприятия, возникающие при поражении коры больших полушарий и ближайшей подкорки при сохранности элементарных функций анализаторов.

Когда зрительная информация, получаемая ганглиозными клетками сетчатки, передается первичной зрительной коре, она распределяется там в соответствии с локализацией ее источников в сетчатке. Образы, воспринимаемые в районе центральной ямки - в зоне максимальной плотности палочек и наивысшей остроты зрения, - проецируются на значительно большую область зрительной коры, чем образы, воспринимаемые периферией сетчатки (по Ф. Блуму, А. Лейзерсону, Л. Хофстедтеру, 1988)

Виды зрительных агнозий: Предметная агнозия. Оптико-пространственная агнозия. Буквенная агнозия (символическая). Цветовая агнозия Симультанная агнозия. Лицевая агнозия.

Предметная агнозия Возникает при поражении 18, 19 полей (нижняя часть затылочной области). В грубых случаях при двусторонних поражениях. Больной видит как будто все (поля, цветоощущение и т.д.), но он не узнает предметы. На ощупь может назвать. Ведут себя как слепые: ощупывают предметы, ориентируются по звукам. Менее грубые случаи:по картинкам не может узнать изображенные предметы или не может выполнить сенсибилизированные пробы (перечеркнутые контурные изображения), фигуры Поппельрейтора (фигуры наложены друг на друга – Больные не могут вычленить предметы), проба, когда Больной должен узнать в недорисованных рисунках предметы.Легкие нарушения: увеличиваются пороги узнавания. Фрагментарность и вычленение отдельных признаков предмета, которых недостаточно для идентификации объекта (ключ – нож). Левое полушарие поражено: ошибки по типу перечисления деталей. Правое полушарие: отсутствие самого акта идентификации (нет целостной картины).

Оптико-пространственная агнозия. Поражение верхней части 18, 19 полей (верхний затылок). Грубые случаи: нарушение ориентации пространственных признаков изображенных объектов, зрительно воспринимаемых. Нарушена ориентировка в пространстве (нарушается система координат). Нарушается ориентировка в сторонах света, не понимают, где верх – низ. В менее грубых случаях Больного путает лево – право. Если нарушено правое полушарие, то нарушается одностороннее левостороннее игнорирование; человек не может рисовать, не может передать признаки предмета. Возникают сложности в быту. Нарушается чтение и письмо. Пробы: в беседе, рисунок обуви (где правый, где левый), определение времени по часам, копирование (дается участок карты – какой правильный). Если примешиваются практические нарушения, то здесь идут нарушения праксис позы. Апрактоагнозия – сочетание двигательных пространственных расстройств со зрительными пространственными расстройствами. Агнозия глубины. Нарушения картографии. Трудности считывания информации.

Буквенная агнозия (символическая). При поражении левого полушария на границе височной и затылочной областей Больного не узнает буквы и цифры (символы). Пространственный фактор может быть сохранен. Могут копировать буквы, но назвать их не смогут. Больные правильно воспринимают предметы, распадается навык чтения.

Цветовая агнозия. Возникает при поражении затылочной области, более точно сказать трудно. Цветоощущение сохраняется. Больные не могут соотнести цвет с предметом. При предъявлении карточек Люшера, он называет цвета, но если спросить какого цвета апельсин, он не сможет назвать. Они не могут представить себе цвет. У Больного нарушено воображение цветов. У них нарушена категоризация цветов. Корковая слепота на цвета при нарушении цветового поля. Больные не различают цвета вообще. Амнезия на названия цветов.

Симультанная агнозия. Правостороннее поражение или обе стороны поражены. Затылок ближе к темени. Нарушена симультанность восприятия – нарушено восприятие нескольких предметов одновременно. Возникает атаксия взора – глаза на одном месте (неподвижны). Больные не могут перейти улицу. Страдает восприятие в целом. В жизни Больные почти недееспособны.

Лицевая агнозия. Поражение правого полушария (затылок). Потеря способности распознавать реальные лица или их изображения. Грубые случаи: не узнает своего лица, лица родственников, знакомых. Проба: лица известных людей. Легкие случаи: не узнают лица родственников на фотографиях. Может описать отдельные части лица. Нарушено восприятие эмоций, которые считываются по мимике (гнев, радость, страх, испуг, удивление). Редко встречается как отдельное заболевание, входит в другие агнозии.

Тактильные агнозии Предметная агнозия (астереогноз). Тактильная агнозия текстуры объекта Пальцевая агнозия. Тактильная алексия. Тактильная асимболия. Соматоагнозия

Предметная агнозия (астереогноз). Поражается нижняя теменная кора. Грубая – при поражении левой коры. Не узнает предметы на ощупь. Проба: мешочек с предметами.Грубые случаи: не может описать признаки предметов (твердый, мягкий и т.д.). Легкие случаи: может описать признаки, но не назовет предмет, пока его не увидит. Ошибочное восприятие.

Тактильная агнозия текстуры объекта. Нижняя теменная кора. При поражении правого полушария – более грубое. Встречается как самостоятельное расстройство. Больной не может на ощупь определить текстуры объекта (гладкий, шершавый и т.д.). Проба: альбом с квадратиками текстуры.

Пальцевая агнозия. Возникает при поражении нижней теменной коры правого полушария. Больной не может ориентироваться в своих пальцах (средний, большой, указательный). В грубых случаях даже если видит, не может их назвать. Не может что-либо делать с закрытыми глазами или в темноте.

Тактильная алексия. Нарушено кожное чтение. Проявляется в виде некоторого нарушения письма. Левосторонне поражение более грубое.: на тыльной стороне руки пишут буквы.

Тактильная асимболия. Поражение на уровне нижних отделов теменной коры. Человек не ощупь может описать функции предметов, но не может его назвать. Зрительно более сохранны.

Соматоагнозия Верхняя теменная кора правого полушария. Нарушение схемы тела. Пространство узнавания частей тела и их соотношение. Грубые нарушения: не может понять в какой позе он находится. Не может показать части лица. Нарушение ориентации. Левостороннее игнорирование. Ложные соматические образы (чужая рука, большая голова). Не используют левую руку в действиях. Если сказать про левую руку, он будет ее использовать.

Тактильные пробы: локализация прикосновения (мы дотрагиваемся, а затем Больной должен показать где до него дотронулись), пробы Тойбера (два прикосновения справа и слева), дерматолексия (кожное чтение), на различение острого и тупого.

Литература Основная п/п Наименование, вид издания Автор (-ы), составитель (-и), редактор (-ы) Место издания, издательство, год Гусев, Е. И. Неврология и нейрохирургия: учебник в 2 т.: 1 т. Е. И. Гусев, А. Н. Коновалов, В. И. Скворцова М.:ГЭОТАР-Медиа, Гусев, Е. И. Неврология и нейрохирургия: учебник в 2 т.: 2 т. Е. И. Гусев, А. Н. Коновалов, В. И. Скворцова М.:ГЭОТАР-Медиа, Клиническая психология Карвасарский Б.Д.СПб.: Питер, Введение в клиническую психологию Сидоров П.И., Парняков А.В.М.: ГЭОТАР-Медиа, Клиническая психология под ред. М.Перре, У.Бауманна СПб.: Питер, ИБС КрасГМУ 2. БМ Мед Арт 3. БД Ebsco Дополнительная Электронные ресурсы

Спасибо за внимание!