СНОВИДЕНИЯ / ВИДЕНИЯ КАК ЭПИФЕНОМЕН ДЕТЕРМИНАНТА КУЛЬТУРНЫХ ЯВЛЕНИЙ Дипломная работа Лбова Антона.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
Advertisements

Личность – это человек, обладающий совокупностью устойчивых психологических свойств, определяющих его социально значимые поступки. Личность – это целостный.
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
В течение длительного времени психологи пытались решить вопрос о природе эмоций. В ХVIII-ХIХ вв. не было единой точки зрения на данную проблему. Самой.
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
Бессознательное и сознательное в человеке. Выполнила: Крывчун Софья, 322 группа.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПОЗНАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДГОТОВИЛА ЗАМ.ЗАВ ПО УВР МДОУ Д/С 31 НИКУЛЬШИНА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА.
Социально-психологическая адаптация студентов вузов, проживающих в общежитии Соискатель: магистрант гуманитарного факультета Шигорина Е.В. Диссертация.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Особенности представления о любви у современных подростков Кордаполова Алена МБОУ «СОШ 3», 9 класс.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Карл Густав Юнг Выполнила Щербина К.А Группа 122.
900igr.net Сон - периодически наступающее физиологическое состояние у человека и животных, характеризующееся обездвиженностью и почти полным отсутствием.
В ООБРАЖЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ Выполнили: Оразбаева А. Нурматова А. Достарбаев Р. Копбаев Е. Проверила: к.п.н. Рысбекова Ж.К.
Карл Густав Юнг Мокроусова Ольга Юрьевна Группа МТ-310.
Домашнее задание: §5 до с. 51 © Ковалькова Н.Н 1. Характеристика деятельности 2. Структура деятельности 3. Многообразие деятельности.
Психика Психика 1. Системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. 2. Субъективное.
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ.. Человек Понятие «человек» используется для обозначения всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного.
Транксрипт:

СНОВИДЕНИЯ / ВИДЕНИЯ КАК ЭПИФЕНОМЕН ДЕТЕРМИНАНТА КУЛЬТУРНЫХ ЯВЛЕНИЙ Дипломная работа Лбова Антона

Бог создал сны, чтобы показать путь спящему, глаза которого во тьме Древнеегипетская пословица

Цель работы проследить роль сновидений и их интерпретации во взаимообусловленном процессе влияния культуры на эволюцию и творческое самораскрытие личности. Новизна работы заключается в попытке создания целостного представления о роли сновидений во взаимообусловленном процессе влияния культуры на творческое самораскрытие личности.

Задачи работы рассмотреть значение физиологических процессов в функционировании сновидений; выявить воздействие различных процессов в жизнедеятельности личности на содержание сновидений; отследить влияние принадлежности индивида или социума к определенному типу культуры на содержание сновидений, их образы (культурные коды); рассмотреть проблемность интерпретации сновидений; проследить роль сновидений в саморазвитии и творческом самораскрытии личности.

Объект исследования функционирование сновидений в контексте культуры Предмет исследования содержание образов сновидений как детерминанта культуры с точки зрения их воздействия на самораскрытие личности

Разработанность проблемы Фома Аквинский верил, что некоторые сновидения посланы Богом, и что внутренние соматические предрасположенности могут быть узнаны путем толкования сновидений Аристотель полагал, что в сновидениях человек способен к более совершенным наблюдениям тонких проявлений своего тела и занят планами и принципами действий, представляя их более ясно, чем в дневное время

Разработанность проблемы Книга Пауло Коэльо «Алхимик» стала почти буквальной художественной иллюстрацией теоретических положений книги Юнга "Алхимия снов"

интегрированный подход; семиотический подход; эволюционный подход; интерпретативный метод; метод типологического сравнения; методы классификации, анализа и синтеза материала; методы дедукции и индукции, которые служили основными доказательными средствами. Методологическая основа работы Используются материалы Байкальской психоаналитической ассоциации: работы со сновидениями А. В. Безруких и О. М. Пилявиной, работа по созданию мандалы на занятиях арт-терапии на базе средней школы 72 г. Иркутска О. В. Тарасенко.

1) как эмоционально окрашенных образных представлений, периодически возникающих в процессе естественного сна и субъективно воспринимаемых как реальность; 2)как системы символических образов, дающих понимание природы человека и некоторых процессов его жизнедеятельности и самореализации; 3)как структурного элемента коллективного бессознательного, а также личного культурного опыта индивида. Операционное определение Основываясь на различных взглядах о понимании феномена сновидений, которые приведены в работе, мы пришли к следующему операционному определению сновидений:

Медленный (глубокий) сон Быстрый (парадоксальный) сон Нейроны, расположенные в передней части гипоталамуса, начинают активно выделять гамма-аминомасляную кислота (ГАМК), которая вместе с пептидом галанином тормозят работу коры головного мозга. Кора мозга работает как бы автономно, не общаясь со многими отделами мозга, в отличие от работы в состоянии бодрствования. Нейроны из средней части гипоталамуса выделяют пептиды и выбрасывают ацетилхолины, которые активируют участки коры мозга отвечающие за сновидения. В то же время нейроны спинного мозга выделяют глицин, который отключает мышечную систему. Если бы этого не происходило, человек делал бы движения из своего сновидения Особенности функционирования сновидений

Электроэнцефалограмм а при быстром сне часто похожа на ту, которая характерна для состояния бодрствования. ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ СОН: 1) высокая активность мозга; 2), 3) активное движение глаз; 4) подавлением тонуса скелетных мышц Особенности функционирования сновидений

П А М Я Т Ь краткосрочнаядолгосрочная архив Особенности функционирования сновидений Виды памяти Для сновидений в большей степени задействуются образы из долгосрочной памяти Цель сновидений заключается в сортировке полученной информации по местам. Визуальное построение сновидения есть проверка мозга, которая выражена в способности за короткий срок из бессвязных деталей сделать последовательно построенный фильм, по сюжету которого можно проверить правильность работы мозга

I ступень бессознательных сновидений (низшая): детские сновидения (присутствуют в течении всего процесса филогенеза индивидуума) детские сновидения (присутствуют в течении всего процесса филогенеза индивидуума) кошмарные сновидения кошмарные сновидения инстинктивные сновидения, а также сексуальные сновидения по Фрейду инстинктивные сновидения, а также сексуальные сновидения по Фрейду сновидения, связанные с тенью по Юнгу (показывают теневые стороны поведения личности) сновидения, связанные с тенью по Юнгу (показывают теневые стороны поведения личности) символдрамы или сновидение наяву символдрамы или сновидение наяву II ступень межличностных сновидений: поучающие сновидения, сновидения по Адлеру (ставят сновидящее "эго" в затруднительные ситуации) поучающие сновидения, сновидения по Адлеру (ставят сновидящее "эго" в затруднительные ситуации) "эго"-сновидения. (раскрывают динамику взаимоотношений и дают ключ к решению проблем в отношениях) "эго"-сновидения. (раскрывают динамику взаимоотношений и дают ключ к решению проблем в отношениях) компенсаторные сновидения. компенсаторные сновидения. осознаваемые сновидения, осознаваемые сновидения, повседневные подтверждающие сновидения повседневные подтверждающие сновидения III ступень духовных сновидений: архетипические сновидения по Юнгу. архетипические сновидения по Юнгу. духовные сновидения. духовные сновидения. интуитивные сновидения, интуитивные сновидения, предсказывающие сновидение. предсказывающие сновидение. IV ступень творческих сновидений: творческие сновидения ребенка творческие сновидения ребенка подтверждающие или дополняющие сновидения подтверждающие или дополняющие сновидения экспрессивные сновидения. экспрессивные сновидения. Классификация сновидений

физиологические потребности (сон, еда, и т.п.) потребность в безопасности (физиологической и психологической) Потребность причастности к социуму самоутверждение, признание дух., мыслит., когнитивные потр-ти само- реали- зация Пирамида потреб- ностей А. Маслоу совокупность свойств и качеств, сформированных в личности под воздействием внешней среды сов-ть лич-ных свойств и качеств, упр-мых и развиваемых собственным сознанием и волей сов-ть личностных свойств и качеств, выходящих за пределы управления сознанием; бессознательная сфера психики I III II Общая структура личности Классификация сновидений

Мандала (Алиса М., 8 лет). В целом, позитивная мандала, с характерным для данного возраста здоровым нарциссизмом. Отражение динамики развития личности через процесс творческой работы со сновидениями Мандала (Саша Т., 10 л.) Прослеживается проявление агрессии, а также воздействие современной массовой видео- продукции.

Мандала (Коля К., 12 л.) Отражает психологические проблемы личности Отражение динамики развития личности через процесс творческой работы со сновидениями Мандала (Артем Л., 13 лет) Отражает влияние продуктов техногенного развития общества в целом и воспитания ребенка в частности.

Мандала (Нина М., 12 л.) Наблюдается синкретизм (проявление сексуальности) Отражение динамики развития личности через процесс творческой работы со сновидениями Мандала двойная (Т., 18 л.) Данная работа создана студентом-культурологом. изображается символическая карта Двуречья. При этом на воображаемый «живой» мир накладывается «мертвая» схема мира – витраж.