Система домашних заданий как инструмент обеспечения вариативности современного образовательного процесса Рогозина Т.В., доцент кафедры управления и экономики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Построение образовательного процесса на второй ступени школьного образования при реализации ФГОС.
Advertisements

Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Сколько? - Зачем? - Что? - Как? - ! ! объем цель содержание методика Домашняя работа учащихся Цель: выработка позиции учителей по поводу домашнего задания.
Для родителей обучающихся 5 классов школы МОУ СОШ 9 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: от идеи до внедрения.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Для родителей обучающихся 5 классов 5 классов Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: от идеи до внедрения.
Домашнее задание – составная часть урока, направленная на повышение качества и эффективности полученных знаний. Лишь при единстве урочной и самостоятельной.
Домашние задания современного школьника: от домашнего обременения к индивидуальному образовательному маршруту Рогозина Т.В., старший преподаватель кафедры.
Уважаемые родители ! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Домашнее задание, оценка его объема и времени его выполнения.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Общее образование не есть изучение предметов, а есть развитие личности предметами. На первом месте стоит личность, его интересы, а предметы – на втором.
Проектно – дифференцированное обучение – направление реализации ФГОС основного и среднего образования.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России начали работу по новым Федеральным государственным образовательным стандартам.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года наша школа перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Транксрипт:

Система домашних заданий как инструмент обеспечения вариативности современного образовательного процесса Рогозина Т.В., доцент кафедры управления и экономики в образовании ЛОИРО, к.п.н. 2013

Из эссе учителей «Данная тема является для меня актуальной и наиболее сложной в организации процесса обучения. Несмотря на попытки разнообразить формы домашней работы, дифференцировать её по уровням, поощрение творческих работ учеников, не вижу интереса и результата выполнения домашней работы» (учитель физики, стаж 23 года). «Наиболее сложный вопрос - проверка домашней работы. Если проверять только наличие, то это приводит к механическому списыванию работ с решебников и у наиболее сильных учеников. Следовательно, в журнал такую отметку ставить нецелесообразно. Если отметка не выставляется в журнал, то ученики не считают работу обязательной для выполнения. Если проверять работы выборочно, то ученики тоже легко подстраиваются и понимают, что их «очередь» для проверки очередной работы ещё не подошла» (учитель английского языка, стаж 6 лет) «В старших классах домашнее задание носит часто формальный характер. Оно превращается в простое списывание друг у друга. Если оно проверяется регулярно, то его делают, но это очень большая нагрузка на учителя. К тому же, в последнее время наши печатные издания выпустили практически все готовые домашние задания, и думать просто не надо» (учитель истории, стаж 17 лет).

Домашняя работа и домашние задания как педагогические явления домашняя учебная работа домашнее прилежание домашнее приготовление домашние учебные занятия домашнее обременение задавание уроков задание на дом самостоятельная домашняя работа

Образовательный процесс как совокупность аудиторной и внеаудиторной деятельности Домашние задания это учебные задания для организации домашней учебной работы. Домашняя работа это внеаудиторная работа, выполняемая школьниками во внеурочное время самостоятельно, без непосредственной помощи педагога… Определим причину и следствие.

Проблемы в области домашней учебной работы «Как известно, мнения педагогов относительно значения домашней работы школьников необыкновенно противоречивы. Одни совершенно отрицательно относятся к домашним работам, другие приписывают им важнейшую роль, есть, наконец, и множество промежуточных мнений. В большинстве случаев, однако, всё это чисто догматические утверждения, не имеющие за собой каких-либо бесспорных оснований».

Проблемы в области домашней учебной работы «Домашние задания при всей своей очевидной необходимости зачастую становятся в педагогике предметом дискуссий. Многие авторы, в основном придерживающиеся западных педоцентристских концепций обучения и воспитания, выступают за отмену домашних заданий, считая, что полное усвоение учебного материала должно происходить в школе при координирующем участии педагога, а домашние задания приводят к перегрузкам. Другие учёные – сторонники традиционной дидактики – считают домашнее задание необходимым условием закрепления изученного, определённой формой самостоятельной работы школьников».

Проблемы в области домашней учебной работы 1.Проблемы, связанные с теоретическим обоснованием домашнего задания школьника. 2.Проблемы, связанные с отбором содержания для домашней учебной работы. 3.Проблемы, связанные с подходами к организации и реализации домашнего задания в школе и дома. 4. Проблема управления системой домашних заданий в школе. 5. Проблемы в сфере межличностных отношений участников образовательного процесса. 6. Проблемы сохранения здоровья учащихся и учителей.

Они (сторонники критической педагогики – Р.Т.) пытаются пойти дальше шаблонного вопроса, что такое школьное обучение, и вместо этого задают более важный вопрос: как школа стала такой, какой мы знаем ее сегодня. Питер Мак-Ларен. Жизнь в школах: введение в критическую педагогику.

9 Истоки формирования образовательного процесса российской системы образования как явления уходит корнями в период «церковной педагогики». В этот период были заложены основы системы обучения: методы преподавания, виды учебного труда учителя и учащегося, характер взаимоотношений взрослого и ребенка. Каковы были особенности образовательного процесса в обозначенный период? Период «церковной педагогики»

10 «В основу всего русского просвещения легла церковно- богослужебная потребность… Она определила предметы обучения, учебный курс»: изучение церковно-богослужебных книг и Священного Писания. Зубрежка стала основой обучения. «Выучиться читать, не выучив буквально назубок азбуки, было невозможно. Псалтирь также часто выучивалась наизусть…». «Таким образом, картина древнего русского обучения получается такая: чрезвычайно трудные и невразумительные способы обучения; совершенно неинтересный детям и превышающий их умственные силы материал учения; педагогически совершенно неподготовленные и крайне мало знающие учителя. А отсюда еще одна дополнительная черта: учение неразрывно сопрягалось с битьем учащихся…». В Древней Руси существовало убеждение, что за каждую вину должно следовать телесное наказание. «А школьник, не выучивший урок или нашаливший, был также грешник». Каптерев П.Ф. История русской педагогии. Особенности учебного процесса в период «церковной педагогики»

11 Главной причиной «порождения» домашней работы и, как следствие, включения ее в образовательный процесс стал характер аудиторной учебной деятельности, которая не могла быть завершена в школе. Разучить объемный «учебный» материал на уроке не удавалось, и часть материала переносилась для заучивания на дом. Ведущим видом деятельности учащихся на уроке и основным видом домашнего задания было заучивание – «зубрежка», часто бессмысленная, без понимания содержания. Возможные причины появления домашней работы в структуре образовательного процесса

12 В дальнейшем свидетельства наличия домашних заданий встречаются в Братских школах: утром после молитвы каждый учащийся должен был говорить учителю вчерашний урок и показать ему свое писание, сделанное дома. После обеда мальчики, каждый для себя, должны были списывать на таблицу свои уроки, заданные учителем, исключая малолетних, которым учитель сам был обязан писать. Выучив в школе трудные слова, должны друг друга спрашивать, отходя домой или, собираясь в школу. А вечером, пришедши домой из школы, дети - перед родственниками, а посторонние всякого сословия ученики, живущие на квартирах, - перед своим хозяином, должны прочитать тот урок, который в школе учили, с объяснениями его, как то бывает в школе. А что учили в тот день, должны списать вечером на дому и принести в школу поутру и показать учителю. Домашняя работа. Продолжение

13 В работах М. В. Ломоносова: «Проект регламента Академической гимназии» и «Проект регламента московских гимназий» определено место домашних заданий в построении процесса обучения в середине XVIII века. По мнению М. В. Ломоносова, обучение должно быть организовано по определенной схеме, с учетом особенностей восприятия: проверка выполнения «домашних экзерциций» (домашних упражнений); сообщение новых знаний, выполнение «дневных заданий» на уроке. А.Н. Шевелев Отечественная школа: история и современные проблемы :лекции из истории российской педагогики / А. Н. Шевелев. СПб. : КАРО, с. (Материалы для специалиста образовательного учреждения). Домашняя работа. Продолжение

14 «Уроки делились на домашние и школьные. Кроме того, можно говорить о существовании ранних (приготовительных) уроков, когда старший по возрасту ученик из другого класса (аудитор) должен был проверять подготовку учащимися заданий (домашних или повторительных), фиксируя индивидуальные результаты в соответствующей таблице. Таким образом, педагог, приходивший на следующий, приватный урок мог сразу получить информацию о само подготовленности учеников к занятию. Сам процесс подготовки учащимися к ранним урокам, видимо, строился на основе использования запоминаний, порой зазубривания пройденного на предыдущих приватных уроках материала». А.Н. Шевелев Отечественная школа: история и современные проблемы :лекции из истории российской педагогики / А. Н. Шевелев. СПб. : КАРО, с. (Материалы для специалиста образовательного учреждения). Домашняя работа. Продолжение

15 «…необходимо учить учащихся совокупно, т.е. одновременно и одному и тому же; для осуществления полноценного обучения детей надо разделять их на классы и учить не каждого порознь, а весь класс; при ответе одного ученика весь класс внимательно должен слушать его; учебники должны быть одинаковыми, дети периодически должны читать вместе вслух». Реформа образования времен Екатерины II «Руководство учителям 1 и 2 класса народных училищ Российской империи», 1783 г.

16 «Коль скоро прекращалось обособленное изучение каждым учеником своего урока, а урок назначался один и тот же всем и по одинаковому учебнику, нужно было всему классу выучивать урок.». Дома учащиеся еще не умели заниматься, вся учебная работа протекала в школе «В руководстве отмечается лишь один вид работ на дому – решение задач (примеров) по арифметике». «Теперь учитель превращался в деятеля: он разучивал урок с классом, читал его сам и учеников заставлял читать, писал на доске и учеников заставлял писать. Просил отдельных учеников повторить урок наизусть, заставлял прочих внимательно прислушиваться к ответам спрашиваемых товарищей. Поэтому «Руководство» рекомендует учителям прочитывать один и тот же текст по 10, 12 даже по 18 раз, пока дети не будут хорошо его читать и отвечать на вопросы по прочитанному». Каптерев П.Ф. История русской педагогии. СПб: Алетейя, Реформа образования времен Екатерины II «Руководство учителям 1 и 2 класса народных училищ Российской империи», 1783 г.

17 «Метода Янковича не исполнялась, ее руководству перестали следовать, стараясь всеми способами уменьшить учительский труд. Началось задавание уроков и безучастное их выспрашивание без объяснений, обучение превратилось в механическое выучивание наизусть учебника». Каптерев П.Ф. История русской педагогии. СПб: Алетейя, Реформа образования времен Екатерины II

18 «… ни один день юношество не должно заниматься больше 6 часов и притом только в классе; на дом ничего не следует задавать, кроме того, что имеет отношение к развлечениям и домашним услугам». Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, Домашние задания закрепились в российской школе с внедрением классно-урочной системы, но…

19 Одним из доказательств того, что домашняя работа «выросла» из урока, является ее название, зафиксированное во многих источниках: «задавание и выспрашивание уроков», «прочитать урок», «приготовить урок», «не выучивший урок», «призадать урок» Причинно-следственная связь между особенностями образовательного процесса и появлением домашней работы

Домашние задания – предмет спора на протяжении столетия Хорошо организованная школа должна быть устроена так, чтобы дети средних способностей могли легко пройти её курс, не нуждаясь в домашней помощи, учась и выучиваясь не дома, а в стенах самой школы, на уроках. В. Куницкий. Одно из печальных педагогических недоразумений наших дней.(1902) Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, - уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдание неприготовленным урокам нет и не может быть – это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий. Л. Чувашова. Не хочу делать уроки. (2008)

Домашние задания – предмет спора на протяжении столетия «Домашние учебные занятия являются существенно необходимым условием этой деятельности; на долю преподавания в классе падает собственно приобретение учебного материала, сведений, но способность прочно усвоять и верно применять сообщённый материал не может быть достигнута одной деятельностью в классе; заучивание наизусть данных науки, приготовление к репетициям всегда будут составлять предмет домашних занятий учащихся…». Запольский Н. Домашние задания учащихся. // Педагогический сборник. – СПб, 1884, 12.-С Гимназии начала XX века «представляет собой не школу, в которую дети ходят учиться, то есть приобретать известные знания и навыки, а местом, в котором их подвергают периодическим экзаменам из тех или других учебных предметов. Самое же усвоение курса и упражнение в усвоенном целиком относились на внеклассное время, происходили дома, под руководством родителей или репетиторов…». «Мы так привыкли к этому, что стали даже считать репетиторство чем-то вполне нормальным». «Эта широкая потребность … указывает на неправильную постановку школьного дела». Куницкий В. Одно из печальных педагогических недоразумений наших дней. // Образование. 1902, 9. С. 101.

Домашние задания – предмет спора на протяжении столетия «Изменить существовавшую в дореволюционной России практику домашних заданий можно только с изменением общественного строя». «В царской школе царское правительство старалось нагружать учащихся домашними заданиями, чтобы отвлечь их от политической борьбы». «В практике работы учащихся царской школы домашнее задание – неоспоримое зло». Поспелов Н.Н. Работа учителя по подготовке учащихся 8-10 классов средней школы к выполнению домашних заданий. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Л «Незадавание на дом – скользкий путь, закрывающий двери для развития творческих индивидуальных особенностей детей». Без домашних заданий не будет осуществляться подготовка к «самостоятельному инициативному труду». Иванов С.В. Домашние задания и организация самостоятельной работы учащихся по подготовке к урокам. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Воронеж

Домашние задания – предмет спора на протяжении столетия Заставлять ребёнка учиться не надо, он сам хочет учиться и познавать. Принуждая ученика постоянно делать домашние задания, «в выполнении которых он не видит жизненного смысла, над ним довлеет опять-таки чувство принуждения». Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., С «Активность и эффективность познавательных процессов учащихся на уроке неодинаковы при двукратном изучении материала (сначала на уроке, потом дома) и однократном (только на уроке)». Дайри Н. Г. Главное усвоить на уроке. // Педагогика и психология., 1984, 5. – С. 4-5.

8 признаков традиционного домашнего задания: Прошел урок – получи задание на следующий. ( 97% учителей задают домашнее задание на каждом или почти на каждом уроке. Это вдвое выше среднего значения в мире (43%)) Учеников в классе много – задание одно для всех. Содержание домашних заданий – те же задания из учебника. Задаем на дом то, что легче проверить и оценить. Домашние задания учеников 3, 6, 10 классов не имеют существенной разницы. Домашние задания в сентябре и мае не имеют существенной разницы. Задания по разным предметам не согласовываются. В школе нет механизма разделения времени на выполнение домашних заданий, каждый учитель задает столько заданий, сколько считает необходимым для своего предмета.

Их ответ на наши домашние задания: Класс Смогли правильно записать задание на текущий день Выполнили все задания на текущий день 6 класс 54%35 % 8 класс 24%16% 10 класс 36%14 %

Их ответ на наши домашние задания: Ученики 10 класса определили домашнее задание по литературе (8 вариантов ответа): - принести книгу; - принести стихи Ф. Тютчева; - ничего, просто принести стихи Тютчева; - письмо наизусть; - стихотворение учить; - стихи принести, учить стихи; - принести книгу стихов Фета и Тютчева;

Их ответ на наши домашние задания: Учащиеся 8 класса в качестве задания по истории к уроку определяют следующие (11 вариантов ответа): - параграф 5, 6; - параграф 4; - читать; - прочитать параграф, подготовиться к вопросам; - параграф 3, вопрос 2; - рассказать параграф; - параграф 4, 5; - дописать вопросы к параграфу 5; - доделать вопросы к параграфу 5; - 1 учащийся написал, что не помнит задание; - 5 учащихся отметили, что никакого задания к этому уроку нет.

Их ответ на наши домашние задания: Ученикам было предложено рассказать, как они готовятся к пересказу параграфа по одному из предметов, например, истории, и в чем заключается цель этого задания. Варианты ответов: - «параграф заучиваю почти дословно, у меня с этим проблема (Алена С., 5 класс, отличница), - «прочитываю 2 раза, повторяю, снова читаю, - и так 7-10 раз» (Даня П., 5 класс, «средний» ученик), - «читаю несколько раз, пересказываю 5 раз, потом подучиваю» (Сергей И., 5 класс, «слабый» ученик), - «сначала читаю сам, потом мама читает, а я запоминаю» (Андрей П., 5 класс, «слабый» ученик), - «прочитываю 5 раз днем, пересказываю родителям, читаю на ночь и утром, еще раз - перед уроком» (Миша Т., 5 класс, «средний» ученик), - «читаю, пересказываю 3 раза, снова перечитываю, но не заучиваю» (Даня Ю., 5 класс, («средний» ученик), - «3-4 раза читаю и пересказываю маме» (Саша Г., 7 класс, «сильный» ученик), - «читаю полностью, читаю по частям, пересказываю, читаю на ночь и перед уроком» (Света И., 7 класс, «хорошая» ученица); - читаю полностью, читаю по частям, повторяю до изнеможения, иногда готовлю пересказ целый час» (Тоня В., 7 класс, «хорошая ученица») - пару раз прочитываю, пересказываю, опять прочитываю – и так 5 раз» (Женя С., 8 класс, «хороший ученик»); - читаю 2 раза, пересказываю папе суть 2 раза, папа оценивает, если плохо, читаю еще и снова пересказываю (Михаил К., 8 класс, «сильный ученик»); - «читаю вечером перед сном и утром, а потом на перемене перед уроком» (Иван П., 9 класс, «средний» ученик); - параграф читаю 3-4 раза, пересказываю, прочитываю еще раз перед уроком (Валентина Л., 10 класс, «средняя» ученица); - 1 раз читаю, составляю план, перечитываю параграф, пересказываю его по плану» (Вероника Г., 10 класс, «»средняя» ученица); - «составляю план и пересказываю, хотя часто и не готовлю пересказ, а просто почитаю учебник перед уроком (Юля Г., 11 класс, «средняя» ученица).

Их ответ на наши домашние задания: Класс Общее количество выполненных заданий Количество заданий, которые были оценены учащимися на 5 баллов Процент заданий, которые были оценены учащимися на 5 баллов 6 класс % 8 класс % 10 класс %

Некоторые результаты исследования Целенаправленность домашних заданий связана со следующими особенностями: неопределенность целей домашних заданий и домашней учебной работы по их выполнению; декларируемыми являются предметные цели, метапредметные результаты как цель домашних заданий не рассматривается; цели домашних заданий, планируемые учителями и реализуемые учениками, не согласовываются и могут вступать в противоречие; содержание, способы деятельности, степень индивидуализации и дифференциации, степень обязательности домашних заданий повторяют урок, а не выявляют специфику домашней учебной работы, отличную от урока; домашние задания, получаемые учащимися в современной школе, не соответствуют запросам, возможностям и ресурсам учащихся.

Некоторые результаты исследования Получение обязательных домашних заданий по всем предметам учебного плана образовательного учреждения рассматривается участниками образовательного процесса как необходимый, но скорее ритуальный, чем традиционный, элемент образовательной системы. Выявлено, что нормы времени на домашнюю учебную работу не входят в нормативы максимально допустимой недельной нагрузки школьников разных классов и на практике не подлежат учету, учителя и ученики не знают норм времени и не придерживаются их, в школе не существует механизма разделения норм времени на выполнение заданий по разным предметам.

Некоторые результаты исследования Зафиксированы факты нарушения правил и норм задавания домашних заданий на разных ступенях школьного образования. Обнаружены факты получения школьниками избыточных домашних заданий, которые создают перегрузку учащихся, в том числе полученных от учителя по электронной почте. Выявлено, что домашние задания не являются образовательными событиями для школьников. Выявлены многочисленные случаи незнания учащимися содержания заданных и выполненных домашних заданий, трудности при формулировании целей выполненных заданий, факты невыполнения заданий и их списывания. Пятая часть всех домашних заданий предусматривает доделывание учебных заданий, начатых на уроке. В практике школы большинство домашних заданий является реактивными (дается по результату проведенного урока), планируемые и свободные задания единичны.

Некоторые результаты исследования Анализ практики домашних заданий позволил выявить противоречие между естественным взрослением детей, развитием их познавательных потребностей, необходимостью формирования опыта самостоятельного и ответственного выбора и одинаковым характером домашних заданий, которые являются единственным инструментом управления домашней работой на разных этапах образовательного процесса. Подходы к оцениванию выполнения домашних заданий снижают мотивацию школьников, так как результаты работы дома оказываются в «зоне недоверия» учителей и не оказывают значимого влияния на результаты оценивания по предмету.

Некоторые результаты исследования «Систематическое невыполнение домашних заданий школьниками, которое можно объяснять разными причинами, но которое имеет место и проявляется как печальная тенденция, приводит (может и на подсознательном уровне) к выводу о возможности уклонения или некачественного выполнения профессиональной работы, а в итоге к низкому качеству жизни в стране». ТЕХНОЛОГИЯ ВАРИАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ: учебно-методическое пособие под ред. В.В. Пикан. М., 2007.

ФГОС и домашняя учебная работа: конфликт или новые возможности? Между новыми требованиями ФГОС к планируемым результатам и традиционной практикой домашних заданий, ориентированной на достижение предметных результатов; Между новым подходом к построению учебного дня школьников и традиционными инструментами управления домашней учебной работой; Между ожидаемыми изменениями в образовательном процессе школы в целом и отсутствием новых требований к домашней учебной работе.

Как связаны между собой аудиторная работа и домашняя работа?

Между аудиторной и домашней учебной работой существуют следующие виды связей, проявляющиеся в системе домашних заданий: локальные связи между целями урока и целями домашней учебной работы, ориентированные на достижение предметных образовательных результатов; горизонтальные связи между домашними заданиями по разным предметам, которые ориентированы на достижение метапредметных образовательных результатов; вертикальные связи между домашними заданиями на разных этапах образовательного процесса от учебной темы до ступени школьного обучения, которые ориентированы на достижение личностных результатов, заключающихся в развитии образовательных потребностей учащихся. Анализ качества системы домашних заданий выявил существование локальных связей, отсутствие устойчивых горизонтальных и вертикальных связей.

Векторы изменения параметров домашних заданий Информационные источники От адаптированных текстов к расширению круга информационных источников

Векторы изменения параметров домашних заданий Цели домашних заданий От реализации предметных дидактических целей, направленных на повторение и закрепление, к проектированию и реализации целей, направленных на достижение метапредметных и предметных результатов в соответствии со ступенью образования.

Векторы изменения параметров домашних заданий Способы выполнения домашних заданий От свернутой структуры учебной деятельности к полноценной структуре познавательной (образовательной) деятельности.

Векторы изменения параметров домашних заданий Содержание учебных заданий От реализации содержания домашних заданий, дублирующего урок, к определению содержания, реализующего потенциал домашней учебной работы; от работы школьников с чужими текстами культуры к созданию собственных текстов культуры; домашние задания «идут за уроком», «идут рядом с уроком», «идут перед уроком».

Векторы изменения параметров домашних заданий Связь с разными видами деятельности в структуре образовательного процесса От связи домашней работы с уроком и учебной деятельностью к связям с другими видами деятельности в структуре образовательного процесса.

Векторы изменения параметров домашних заданий Степень реализации индивидуального подхода От одинаковых домашних заданий для всего класса к дифференцированным и индивидуальным заданиям, к индивидуальному образовательному маршруту в домашней учебной работе.

Векторы изменения параметров домашних заданий Степень обязательности домашних заданий От обязательных домашних заданий к сочетанию обязательных и инициативных заданий. Поддержка целенаправленной учебы (установление собственных учебных целей и желание их достигнуть)

Векторы изменения параметров домашних заданий Сроки выполнения домашних заданий От ежеурочных домашних заданий к сочетанию заданий к следующему уроку, перспективных и отсроченных заданий.

Векторы изменения параметров домашних заданий Формы учебной деятельности От индивидуально-обособленной формы выполнения заданий к сочетанию индивидуально-обособленной и парной, групповой коллективной формам.

Векторы изменения параметров домашних заданий Степень самостоятельности учащихся при определении домашних заданий От учителя-предметника как единственного субъекта определения заданий для домашней работы к расширению числа субъектов (ученик, группа педагогов, преподающих в классе, руководитель исследовательской, проектной деятельности). Вопрос: как разделить время, определенное на домашнюю работу?

Нормирование времени на выполнение домашних заданий «Домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1–м классе (со второго полугодия) до 1 ч., во 2-м до 1,5 ч., в 3–4-м до 2 ч., в 5–6-м до 2,5 ч., в 7–8- м до 3 ч., в 9–11-м до 4 ч.». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов Сан ПиН " (с изменениями и дополнениями). Итого: 5312 часов (4, 5 уч. г.) «Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во классах - 1,5 ч., в классах - 2 ч., в классах - 2,5 ч., в классах - до 3,5 ч.». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении Сан ПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Домашнее задание участникам семинара Если Вас задела ситуация, сложившаяся в области домашней учебной работы школьников, то Вашим заданием будет изучение взаимного влияния урока и домашней работы в классах, где Вы преподаете, и обсуждение полученных результатов на методическом объединении или педагогическом совете. Если Вас заинтересовала эта тема и вы хотите самостоятельно поработать, то вам предлагается материалы из книг Т.В. Рогозиной по проблемам формирования системы домашних заданий. Если после нашего занятия вы задумались о целенаправленности домашних заданий, которые получают непосредственно ваши ученики, то вам предлагается проанализировать их по тем параметрам, которые были представлены на слайдах. Если Вы обладаете опытом решения проблем домашней работы, то поделитесь им, напишите небольшое эссе на эту тему и пришлите его на электронную почту Рогозиной Т.В. Если вы считаете, что знаний по обсуждаемой теме, полученных сегодня, для Вас достаточно, Вас эта проблема не задевает, то у вас нет домашнего задания.

Спасибо за внимание!