Флэш-Евробарометр 2014 Предварительные результаты Виктор Вахштайн Директор ЦСИ ИПЭИ РАНХиГС Павел Степанцов С.н.с. ЦСИ ИПЭИ РАНХиГС 05.03.20151ЦСИ РАНХиГС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Люди и работа в условиях финансового кризиса. © ВЦИОМ, РФ Москва, ул. Казакова, 16, стр. 2. Тел./факс: (495) , (495) Февраль.
Advertisements

Люди, деньги и работа: социально-экономические итоги 2008 года.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Диляра Ибрагимова, Директор по исследованиям.
Москва, 2012 Пенсионные настроения и пенсионная реформа в России.
1 Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы и перспективы Исследовательская группа ЦИРКОН По заказу Агентства социальной информации в.
Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность МОСКВА, 2011 год.
1 Вызовы системе здравоохранения С.В.Шишкин Международная конференция "Социально- экономическое развитие России: новые рубежи", Москва, 26 октября 2007.
ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В : НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДИЛЯРА ИБРАГИМОВА доцент НИУ-ВШЭ Диляра Ибрагимова доцент кафедры экономической социологии.
Социальная модернизация МОСКВА, 2011 год Абрамов Константин Валерьевич Первый заместитель генерального директора ВЦИОМ, кандидат психологических наук.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Доверие финансовым институтам, привлекательность.
«Вторая волна» мирового экономического кризиса: захлестнет ли она Россию? МОСКВА, 2011 год.
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) Нужно ли возвращать банковские кредиты?
Россия, , Москва, Садовая-Черногрязская, д. 8 Тел/факс: +7 (495) ИПОТЕКА ГЛАЗАМИ РОССИЯН: ,
Москва, 2012 Россия перед президентскими выборами-2012.
Экспертный совет при Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики 8 апреля 2009 г. Социальный контект модернизации.
Сберегательное поведение населения и влияние на него системы страхования вкладов : 2010 А.Г. Мельников, Заместитель Генерального директора государственной.
Д.Х.Ибрагимова Конференция НИСП, г.Саратов, 5-6 октября 2004г.1 Рынок труда и бедность, (или продолжение истории о двух грантах)
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ОФОРМИЛА: Рынок труда. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА Труд Земля Капитал Предпринимательские способности Труд- люди с их физическими и умственными.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Академия социального управления» Разработка.
Аналитический доклад ДИНАМИКА ФИНАНСОВОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
Транксрипт:

Флэш-Евробарометр 2014 Предварительные результаты Виктор Вахштайн Директор ЦСИ ИПЭИ РАНХиГС Павел Степанцов С.н.с. ЦСИ ИПЭИ РАНХиГС ЦСИ РАНХиГС

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Блоки анкеты Экономический блок Политический блок и международные отношения Блок «Наука и технологии» Блок «Право и правоприменение» Евробарометр 1 волна Экономический блок Блок «Личная безопасность» Блок «Доверие и социальный капитал» Блок «Городская среда и миграция» Флэш- Евробарометр 2013 Блок «Здравоохранение и пенсии» Евробарометр 2 волна Экономический блок Политический блок Блок «Международные отношения» Блок «Приоритеты государственной политики» 125 вопросов 65 вопросов 86 вопросов Флэш- Евробарометр 2014 Экономический блок и удовлетворенность жизнью + + Блок «Трудовые отношения» Блок «Налоги и налогообложение» Блок «Дополнительное образование» Блок «Миграция» 85 вопросов

Содержание блоков анкеты: Флэш-Евробарометр 2014 Экономический блок удовлетворенность жизнью, индекс счастья, экономические ценности, склонность к риску, экономические ожидания Налоги и налогообложение поведение россиян в сфере налогообложения, готовность платить налоги при их повышении, предпочтения в отношении бюджетных расходов Трудовые отношения практики найма и смены работы, удовлетворенность условиями труда и заработной платой, оценка вероятности потерять работу и найти новую Миграция миграционные практики, мотивация и причины миграции, миграционные траектории Дополнительное образование готовность получать дополнительное образование, барьеры и стимулы получения дополнительного образования, оценка полезности полученного образования

Выборка исследования Объем выборки: 6028 человек. Выборка репрезентативна на трех уровнях. Она: -отражает общую структуру населения региона; -отражает тип региона по социально- экономическому развитию; -репрезентативна по РФ в целом Центр социологических исследований РАНХиГС 5

Валидность результатов исследования Внутренняя валидность: Внешняя валидность: соответствие распределений ответов на вопросы между волнами 2012, 2013 и 2014 гг. соответствие распределений ответов на вопросы «Евробарометра» и других всероссийских социологических исследований.

Внешняя валидность результатов Флэш-Евробарометр Госкомстат Средний (медианный) уровень месячного дохода (на чел.) Средний размер домохозяйства 2,432,55

Внешняя валидность результатов Флэш-ЕвробарометрВЦИОМ Очень счастливы 221 Скорее счастливы Скорее несчастливы Совсем несчастливы 22 Затрудняюсь ответить Н/д 5 *ВЦИОМ, Индекс счастья Вопрос о счастье

Внешняя валидность результатов Флэш-Евробарометр Левада-Центр Есть сбережения 3938 Нет сбережений 6162 *Левада-Центр, Общественное мнение – Вопрос о сбережениях

Уровень дохода и экономические ожидания Счастье, социальный капитал и рынок труда Социальные связи и кредитное поведение «Парадокс Грановеттера» и мобильность населения Стратегии финансового поведения Политические ожидания Стратегии образования Доверие институтам Содержание презентации

УРОВЕНЬ ДОХОДА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОЖИДАНИЯ «Our Sun Shines Bright» House Ashford

При падении дохода на 10% экономический оптимизм вырос на 10%

Индекс экономического оптимизма жителей регионов

Экономический оптимизм и доход населения Рейтинг «счастливых регионов» Медианный доход домохозяйств за месяц

Связь оптимизма и уровня счастья Оптимизм населения не зависит от оценки дохода. Главный предиктор оптимизма – уровень счастья. В среднем, с ростом оценки субъективного благополучия на 10% оптимизм увеличивается на 7%.

Связь оптимизма и уровня счастья (результаты исследования 2012 г.)

СЧАСТЬЕ, СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ И РЫНОК ТРУДА «Never Resting» House Ambrose

Счастье и социальный капитал Счастье не зависит от уровня реального экономического благополучия. Главный предиктор субъективного благополучия – число социальных связей. Увеличение медианного числа социальных связей на 10% приводит к росту индекса счастья на 14%.

Динамика социального капитала С 2012 года происходил поступательный рост социального капитала населения. Основной источник роста – «слабые связи». Число сильных связей растет значительно медленнее, но также заметно.

Зависимость счастья от числа сильных и слабых связей Слабые связи Сильные связи

Защищенность vs. Уверенность Социальный капитал – основной источник экономической уверенности и экономического оптимизма населения. Слабые связи обеспечивают чувство защищенности (security). Механизм снижения экономических рисков за счет разнообразия контактов. Сильные связи обеспечивают чувство уверенности (assurance). Действует механизм снижения экономических рисков за счет силы контактов.

Слабые связи и защищенность (security) Разнообразие контактов дает людям чувство защищенности на рынке труда. Посредством разнородных связей люди «страхуют» свое трудовое будущее. Это связано со стратегиями поиска работы. Слабые связи и трудовые ожидания

Каналы поиска работы Большинство россиян находят работу через неформальные каналы: через знакомых или через знакомство с работодателем. Поэтому при поиске работы так важны «слабые связи».

Сильные связи и уверенность (assurance) Сколько денег могут собрать за 3 дня в случае экстренной необходимости Сила связей гарантирует соблюдение «социальных обязательств» и поддержку в экстренной ситуации. Поэтому люди, у которых большое число сильных связей, уверены, что смогут получить финансовую поддержку от родных и близких в случае необходимости

Как соотносятся сильные и слабые связи? Существует общая тенденция: при росте слабых связей происходит рост сильных. Среднее соотношение слабых связей к сильным: 5/1. Однако существуют значимые исключения: -Жители сельских населенных пунктов. -Мобильное население. -Пожилые люди.

СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ И КРЕДИТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ «A Lannister always pays his debts» House Lannister

Зависимость финансового поведения от соотношения сильных и слабых связей Люди, имеющие большее число сильных и слабых связей чаще берут деньги в долг. Однако большой объем любых активных контактов влечет за собой и финансовые обязательства – необходимость давать деньги в долг. Большое число сильных связей сопряжено с большими финансовыми обязательствами, чем возможностями: с их ростом люди значительно чаще дают деньги в долг, чем занимают их.

Брали ли Вы за последний год деньги в долг? Слабые связи Сильные связи

Где взять деньги в долг: в банке или у знакомых/друзей? Независимо от преобладания сильных или слабых связей, люди с большим социальным капиталом чаще других склонны занимать деньги. Именно сильные связи влекут за собой повышение склонности брать в долг у друзей и родственников. С ростом слабых связей увеличивается готовность людей брать кредиты в банке.

Значимость сильных связей для долгосрочных финансовых стратегий Чувство уверенности влечет за собой изменение долгосрочных финансовых стратегий. Люди с большим числом сильных связей чаще рассчитывают в старости на помощь близких и родственников. Слабые связи не влияют на долгосрочные финансовые стратегии. Рассчитывают в старости на помощь друзей, родственников, детей

«ПАРАДОКС ГРАНОВЕТТЕРА» И МОБИЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ «Here we stand» House Mormont

Парадокс Грановеттера Грановеттер в статье «Сила слабых связей» демонстрирует определяющую значимость социальных контактов при поиске работы. В США число слабых связей резко падает после 2-3 лет работы на одном месте. В России «допустимый» срок работы на одном месте без ущерба для социального капитала – 5 лет. Зависимость числа связей от времени работы на одном месте

Стаж работы на одном месте и оценка трудовых перспектив Чем дольше человек работает на одном месте, тем ниже он оценивает свои трудовые перспективы в будущем. Наиболее уверены в своем положении на рынке труда люди, которые проработали на одном месте не более 5-6 лет. Стаж работы и тревожность работников

Развитие парадокса Грановеттера На количество слабых связей влияет частота переездов людей. Больше всего «слабых связей» у людей, которые живут в одном месте не более 10 лет. После этого среднее число активных социальных контактов начинает сокращаться. Зависимость «слабых связей» от времени, которое человек живет на одном месте

Мобильность и трудовая защищенность Люди, которые живут в одном месте более 25 лет, чувствуют себя менее защищенными на рынке труда. Те, кто переехал в населенный пункт менее 10 лет назад, обычно уверены, что смогут в случае необходимости найти работу не хуже той, которая у них есть сейчас.

СТРАТЕГИИ ФИНАНСОВОГО ПОВЕДЕНИЯ «The Choice Is Yours» House Lonmouth

Динамика Рост экономического оптимизма связан с изменением стратегий финансового поведения. Возросла склонность к риску у более бедных слоев населения. Изменилась структура сберегательной активности: люди, которые стали меньше зарабатывать начали больше тратить.

Сберегательная активность Потратили меньше, чем заработали Потратили больше, чем заработали

Связь оптимизма и финансового поведения Кто делает сбережения Кто тратит сбережения

Слабые связи и склонность к риску Число слабых связей Люди, имеющие больший объем социального капитала, более склонны к риску. Чувство защищенности – необходимое условие участия в рискованных сделках. Люди, имеющие мало «слабых связей» практически не готовы к рискованным сделкам.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОЖИДАНИЯ «Winter is Coming» House Stark

Динамика политического оптимизма и сильных связей

Сильные связи увеличивают политический оптимизм Наиболее оптимистично настроены в отношении политических перспектив люди с большим числом сильных связей. В 2014 году произошло значимое увеличение числа сильных связей людей. Рост сильных связей на 20% увеличивает политический оптимизм на 7%. Связь политического оптимизма и сильных связей

Наиболее оптимистичны жители сельских населенных пунктов

Сильные связи и политическая активность С ростом сильных связей возрастает политическая активность населения. Люди с большим числом сильных связей активнее других участвовали в политических митингах в 2012 году. Они же были готовы выйти на митинг, если бы он состоялся в их населенном пункте. При этом неважно, был бы это митинг в поддержку действующей власти или против нее.

Связь политической активности и числа сильных связей (2012) Участвовали ли Вы в политических митингах в 2012 году? Пошли бы Вы на митинг, если бы он состоялся в Вашем городе?

Перформативная Константная Активная Пассивная Кластеры «игроков» в пространстве политических стратегий: % 26% 10% 41% Homo Institutius 23% Homo Economicus 26% Homo Frustrated 10% Homo Alienated

Изменение соотношения кластеров игроков По сравнению с 2012 годом на 7% увеличилась доля Homo Institucius. Базой для роста стали два кластера: Homo Economicus и Homo Frustrated. Увеличение экономического оптимизма бывших представителей Homo Frustrated привело к тому, что порядка 5% людей из этого кластера стали Homo Institucius.

Перформативная Константная Активная Пассивная 18% 48% 13% 22% Homo Economicus Homo Institutius Homo Frustrated Homo Alienated Кластеры «игроков» в пространстве политических стратегий: 2014

СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ «None so Wise» House Follard

Получение дополнительного образования за последние пять лет (работающие; имеющие уровень образования не ниже среднего проф.) Центр экономики непрерывного образования

Причины неполучения дополнительного образования (среди работающих с уровнем образования не ниже среднего проф., не получавшие дополнительного образования за последние пять лет) Центр экономики непрерывного образования

Оплата дополнительного образования (работающие; имеющие уровень образования не ниже среднего проф.; получившие дополнительное образование за последние пять лет) Центр экономики непрерывного образования

Доля получивших дополнительное образование среди представителей разных образовательных групп, имеющих постоянную работу Центр экономики непрерывного образования

Динамика заработной платы среди получивших и не получивших дополнительное образование за последние пять лет Центр экономики непрерывного образования

Динамика должностного статуса среди получивших и не получивших дополнительное образование за последние пять лет Центр экономики непрерывного образования

20% тех, у кого повысился доход, объяснили это получением дополнительного образования (как одну из причин). 34,6% тех, у кого повысилась должность, объяснили это получением дополнительного образования (как одну из причин).

ДОВЕРИЕ ИНСТИТУТАМ: НАЛОГИ, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, БЮДЖЕТ «What is Dead May Never Die» The prayer exchanged by followers of the Drowned God

Отношение к изменению шкалы налогообложения 30% населения устраивает плоская шкала налогообложения. При этом 2/3 респондентов выступают за введение прогрессивной шкалы. В основном, это люди со средним уровнем дохода – от 35 до 55 тыс. руб. на домохозяйство. С каким утверждением Вы согласны:

Отношение населения к повышению налогов Что Вы будете делать при увеличении подоходного налога в 1,5 раза? При этом более трети населения (37%) готовы искать способы не платить подоходный налог при его повышении в 1,5 раза. Это наиболее обеспеченные группы граждан (с уровнем дохода выше 80 тыс. руб.) и наименее обеспеченные респонденты (уровень дохода до 20 тыс. руб. в месяц).

Готовность платить налоги при их увеличении Homo Economicus и Homo Alienated скорее других групп населения не будут платить налоги при увеличении ставки налогообложения. Homo Economicus готовы выводить свои доходы «в тень» для сохранения их уровня. При увеличении налога будут искать способы не платить его

На что должны тратиться доходы государства, получаемые из налогообложения граждан?

Значимость проблем здравоохранения

Что предпочтут делать россияне в случае болезни? Только треть россиян в случае болезни обратятся к врачу. 10% попросят совета у фармацевта. Большинство предпочтет лечиться самостоятельно или следовать советам родственников и друзей.

Доверие системе здравоохранения Низкое доверие системе здравоохранения связано с низким доверием государственным институтам. Недоверие государственным институтам снижает вероятность обращения за помощью к врачу в 1,4 раза.

Индекс относительных приоритетов трат из государственного бюджета Индекс относительных приоритетов трат из государственного бюджета измеряется как отклонение от среднего показателя предпочтительных трат для каждой из групп населения.

Предпочтения в отношении трат из госбюджета Homo Institucius предпочитает, чтобы деньги, получаемые из налогообложения граждан тратились на обеспечение внутренней и внешней безопасности страны: на оборону и обеспечение правопорядка. Для Homo Economicus наиболее значимы инвестиции из госбюджета в долгосрочное развитие: инфраструктуру и в научные исследования.

Значимые различия по кластерам игроков Приоритеты Homo Institucius Приоритеты Homo Economicus

КЛАСТЕРЫ ИГРОКОВ

Индекс экономической удовлетворенности Объединяет в себе информацию о дисперсии двух переменных: «Уровень удовлетворенности экономической ситуацией в стране» (q4) и «Уровень удовлетворенности личной финансовой ситуацией» (q5) Шкала: 1 – наименьшая удовлетворенность, 9 – наибольшая Формула расчета

Индекс политической удовлетворенности Объединяет в себе информацию о дисперсии трех переменных: оценка текущей политической ситуации (q55), оценка изменения политической ситуации за прошедший год (q54), прогноз изменения политической ситуации на ближайший год (q56) Шкала: 1 – наименьшая удовлетворенность, 8 – наибольшая Методика расчета

Индекс счастья Содержит в себе информацию о дисперсии двух переменных: субъективной оценке персонального счастья (q2), и субъективной оценке удовлетворенности жизнью (q2) Шкала: 1 – наименьший уровень счастья, 7 – наибольший уровень Методика расчета

Кластеризация «игроков» Кластеризация по трем показателям: Индекс экономической удовлетворенности Индекс политической удовлетворенности Индекс счастья 30% 16% 29% 25%

Различия в удовлетворенности жизнью по кластерам игроков Экономическая удовлетворенность Политическая удовлетворенность Счастье Homo Economicus+-+ Homo Institucius+++ Homo Frustrated--+ Homo Alienated++-

Распределение кластеров игроков по регионам

ВОСПРИЯТИЕ ПОЛЕЗНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Запрос на дополнительное образование

Почему люди хотят получать дополнительное образование

Востребованность дополнительного образования Услуги дополнительного образования наиболее востребованы неработающими людьми (в т.ч. теми, кто находится в декрете), а также учащимися. Люди, которые работают в настоящий момент, значительно реже ощущают потребность в услугах дополнительного образования. Кто хочет получать дополнительное образование?

Утилитарность vs расширение кругозора Незаинтересованность работающих людей в дополнительном образовании объясняется тем, что они уверены, что дополнительное образование не повысит их профессиональную квалификацию. Они чаще других групп людей оценивают уже полученное дополнительное образование как бесполезное. Расширение кругозора наиболее востребовано пенсионерами – группой людей, не видящих утилитарную пользу от дополнительного образования. Основные мотивы получать дополнительное образование

Отсутствие заинтересованности работодателей в дополнительном образовании Работающие люди в два раза чаще других групп отказываются от получения дополнительного образования потому, что оно не интересно текущему или потенциальному работодателю. Именно поэтому ¾ работающих людей говорят, что у них нет потребности в дополнительном образовании. Не получают дополнительное образование потому, что оно не интересно работодателям

Значимость издержек получения дополнительного образования Другие группы чаще отказываются от получения дополнительного образования из-за издержек его получения: как финансовых, так и временных. Особенно они значимы для людей, который находятся в декрете. Издержки получения дополнительного образования