Состояние здоровья и качества жизни детей дошкольного возраста Докладчик Главный врач ГКП на ПХВ Городская детская поликлиника 1 г. Алматы Шегебаева М.Т.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Диспансеризация населения. Выполнил: Кубеев Зелимхан Ризванович год.
Advertisements

LOGO Add your company slogan Профилактическая медицина.
Результаты изучения качества жизни в педиатрии: российский опыт д.м.н. Винярская И.В. зав. лабораторией проблем медицинского обеспечения и качества жизни.
Проф. Бездетко Н.В Национальный фармацевтический университет.
Тема урока: «Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки к жизни и трудовой деятельности»
Состояние здоровья и функциональной напряженности учащихся Показатели распределения учащихся по группам здоровья в 2012 – 2013 учебном году.
Заместитель начальника управления здравоохранения мэрии, к.м.н. А.В.Лиханов Состояние здоровья детей.
Программа школьного воспитания «ЗДОРОВЬЕ». Наименование программы Программа профилактики ассоциа- тивного поведения и пропаганды здорового образа жизни.
Выступление заведующего Журавлевой Светланы Викторовны.
Семейная медицина: общие положения. Понятие о первичной медико-санитарной помощи. Основные функции семейного врача. Кандидат медицинских наук, врач высшей.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
План: 1. Концепция здоровьесберегающего воспитания и обучения. 2. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных.
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
Л.А.Грибкова заведующая детской поликлиникой, врач высшей категории МЛПУ «Чайковская центральная городская больница »
ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ. Профилактика Первичная - предупреждение заболеваний путём устранения или нейтрализации причинных и предрасполагающих факторов.
Перспективы внедрения современных инновационных технологий в практику медико-социальной экспертизы с использованием положений МКФ и конвенции о правах.
Мы хотим всесторонне развить человека, чтобы он умел хорошо бегать, плавать, быстро и красиво ходить, чтобы у него были все органы в порядке, словом,
Здоровье – это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены,
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. Урок с позиции технологии здоровьесбережения. Выполнила: Л.И. Семенова, учитель начальных классов МОУ СОШ 4 г.Полярные.
Взаимодействие Центра здоровья для детей с другими подразделениями и учреждениями здравоохранения по формированию ЗОЖ.
Транксрипт:

Состояние здоровья и качества жизни детей дошкольного возраста Докладчик Главный врач ГКП на ПХВ Городская детская поликлиника 1 г. Алматы Шегебаева М.Т год

ВОЗ здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека оценка здоровья ребенка оценка его развития 2

Состояние здоровья детей определяет здоровье нации. Снижение рождаемости, рост социальнобытовых проблем, ухудшение экологической среды обитания и ослабление здоровья населения ставит проблему сохранения и укрепления здоровья в ряд приоритетных. Организм ребенка чутко реагирует на различные неблагоприятные факторы среды, ухудшающие здоровье. 3

В нашей стране отмечаются неблагоприятные демографические процессы, которые сопровождаются резким ухудшением здоровья детского населения. Так, общая заболеваемость детей всех возрастов ежегодно увеличивается на %. Отмечается преимущественный рост хронической патологии, доля которой в структуре всех нарушений здоровья достигает %. Установлено, что за последние годы у детей всех возрастных групп частота болезней костно-мышечной системы увеличилась на 40%, мочеполовой - на 70%, нервной системы и органов чувств - на 55%, системы кровообращения - на 56%, болезней крови и кроветворных органов -на 123%, болезней эндокринной системы - на 70%. 4

Показатели здоровья или болезни Для детей младшего возраста МАССА ТЕЛА рост (длина тела) окружность головы нервно- психическое развитие Для детей старшего возраста характеристики социальной адаптации в обществе характеристики полового развития 5

РАБОТА ПЕДИАТРА работа со здоровым ребенком создание благоприятных условий для его развития учитель помощник советник лекарь 6

Критериями комплексной оценки состояния здоровья по Громбаху являются 1)сбор биологического и генеалогического анамнеза; 2)оценка физического развития; 3)оценка нервно-психического развития; 4)резистентность и реактивность; 5)функциональное состояние органов и систем; 6)наличие врожденных пороков развития и хронических заболеваний 7

8 Профилактический медицинский осмотр позволяет получить сведения о физическом и психическом развитии, функции органов и систем, соответствии их возрасту ребенка, выявить наличие острых и хронических заболеваний, определить тяжесть и особенности их течения. Существуют различные шкалы наблюдения за ростом и развитием ребенка как отечественные, так и зарубежные: -методика диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста, - количественная оценка возрастного развития детей раннего возраста, - методика оценки психического развития детей первого года жизни; - центильные графики психомоторного развития детей первого года жизни, - график нервно-психического развития младенцев, - Кентская шкала развития младенцев (KID-шкала), -шкала психомоторного развития младенцев Гриффитс (США), -тест развития младенцев Бейли и другие.

9 Диспансеризация это динамический контроль за уровнем развития и состоянием здоровья детей с проведением установленного объёма лабораторных исследований. Цель диспансеризации – раннее выявление отклонений в состоянии здоровья и назначение своевременных оздоровительных и корригирующих мероприятий, а также обеспечение условий, необходимых для оптимального развития ребенка. Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми в детской поликлинике проводится начиная от 0 до 18 лет, т.е. еще в антенатальный период развития ребенка в виде дородовых патронажей к беременной женщине, затем после рождения в виде патронажей к новорожденному и далее в декретированные сроки.

Интегральная оценка здоровья детей I группа – здоровые дети или дети с незначительными единичными морфологическими отклонениями, не влияющие на состояние здоровья и не требующими коррекции (аномалии ногтей, мало выраженная деформация ушной раковины, отдельные родимые пятна и др.) II группа (А и Б подгруппы) – дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения: часто болеющие дети III группа – больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации IV группа – больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации; V группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и инвалиды с рождения. V группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и инвалиды с рождения 10

Наблюдение за ребенком Убеждение членов семьи в их ответственности за здоровье малыша Привлечение семьи в качестве партнеров Родители – союзники педиатра Здоровье ребенка можно сохранить только при полном взаимопонимании семьи ребенка и врача, нацеленности семьи на безопасность своего ребенка 11

12 Изучение качества жизни детей является новым актуальным направлением междисциплинарных исследований в отечественном здравоохранении. Разработка методологии исследования качества жизни в педиатрии открывает возможности комплексного анализа физического, психологического и социального функционирования детей. Исследование качества жизни в педиатрии позволяет описать не только статус здоровья, но и оценить возможность выполнения соответствующих возрасту и полу биологических и социальных функций. В этом плане совершенствование критериев оценки состояния здоровья детей дошкольного возраста имеет особое значение, так как создает правовые, экономические, социальные и организационные предпосылки для ранней профилактики, диагностики заболеваний (Баранов А.А., Щеплягина Л.А., 2005; Лапин Ю.Е., 2008; Кучма В.Р., Рапопорт И.К., 2008, 2009).

Качество жизни степень комфортности человека как внутри себя, так и в рамках своего общества Исследование качества жизни позволяет получить информацию о влиянии здоровья или нездоровья на физическое, эмоциональное и социальное благополучие дает представление об индивидуальной реакции ребенка на болезнь и лечение 13

14 Универсального определения «качества жизни» (КЖ) не существует. По мере развития человеческого общества отношение к этому понятию будет меняться. Каждое следующее поколение, выдвинув свои требования к жизни, само определит критерии ее «нормальности» и «качественности». Тем не менее, Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) была проделана большая исследовательская работа по выработке основополагающих критериев КЖ человека конца ХХ века. Критерии и составляющие представляются следующими: физический – сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт, сон, отдых; психологические – положительные эмоции, мышление, изучение, запоминание, концентрация внимания, самооценка, внешний вид, негативные переживания; уровень самостоятельности – повседневная активность, работоспособность, зависимость от лекарств и лечения; общественная жизнь – актуальна для подростков – личные взаимоотношения, общественная ценность субъекта, сексуальная активность (для детей не рассматривается); окружающая среда – благополучие, безопасность, быт, обеспеченность, доступность и качество медицинского и социального обеспечения, доступность информации, возможность обучения и повышения квалификации, досуг, экология; духовность – религия, личные убеждения

15 Особенности исследования КАЧЕСТВА ЖИЗНИ в педиатрии: до пятилетнего возраста КЖ ребенка оценивают родители; после достижения ребенком 5 лет в оценке КЖ участвуют как родители, так и дети. В международной практике этим двум подходам соответствуют термины: proxyHreport - это оценка КЖ детей родителями, родственниками, врачами, медсестрами и другими лицами из окружения ребенка; selfHreport – это оценка собственного КЖ самими детьми после достижения 5- летнего возраста. Таким образом, при оценке КЖ детей необходим комплексный подход, учитывающий в совокупности мнение детей (selfreport) и родителей (proxyreport).

Детский опросник качества жизни - Pediatrics Quality of Life Inventory - PedsQL4.0 разработан профессором Дж. Варни (Центр Результатов Детского Здоровья, Детская Больница и Центр Здоровья Детей, Сан-Диего, Калифорния, США) Надежность опросника (reliability) - это способность опросника давать постоянные и точные измерения Валидность опросника (validity) - способность опросника достоверно измерять ту основную характеристику, которая в нем заложена Чувствительность опросника (sensitivity to changes) - это способность опросника выявлять достоверные изменения, различия показателей качества жизни в соответствии с изменениями в состоянии респондентов 16

Перед началом проведения исследований КЖ детей целесообразно обратить внимание на ряд этических, юридических и психологических моментов получить согласие родителей и детей на участие в исследовании, заверенное личной подписью, как родителей, так и детей старше 7 лет в информированном согласии, разработанном отдельно для родителей и для детей; объяснить родителям и детям в доступной форме, для чего изучают КЖ детей, каким образом будет проходить исследование, как будет использована полученная в ходе исследования информация; обеспечить соблюдение общепринятых деонтологических правил при работе с детьми и родителями предоставить помощь детям и родителям в разъяснении непонятных вопросов обеспечить право ребенка и/или его родителей не отвечать на те или иные вопросы 17

РЕКОМЕНДАЦИИ Рекомендуется использовать для оценки качества жизни дошкольников международные педиатрические инструменты, отражающие возрастную специфику компонентов качества жизни и обладающие удовлетворительными психометрическими свойствами Необходимо учитывать показатель «качество жизни» для оценки состояния здоровья и проводить дальнейшее исследование качества жизни для включения его в комплексную оценку состояния здоровья детей Следует использовать оценку качества жизни при проведении мониторинга в качестве скрининговой методики Целесообразно обучать врачей и студентов средних специальных и высших учебных заведений методологии оценки и практического использования показателя «качество жизни» в педиатрии 18

Здоровье ребенка можно сохранить только при полном взаимопонимании семьи ребенка и врача, нацеленности семьи на безопасность своего ребенка 19