«Женщина - родник красоты»: ко дню Матери Мать - единственное на земле божество, не знающее атеистов. Э. Легуве Любовность и материнство почти исключают.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Великий праздник – материнства день, Праздник тепла, заботы и признанья. Хочу я матерей поздравить всех И пожелать им от детей вниманья!
Advertisements

Материнская любовь Классный час в 9 классе Классный руководитель Тетерина Л. Н.
Презентация к классному часу "Мамин день"
Встаньте все и выслушайте стоя Сохранённое во всей красе Слово это древнее, святое ! Слово это сроду не обманет, В нём сокрыто жизни существо, В нём исток.
Поздравляем Вас с Днём Матери!. Самая прекрасная из женщин - Женщина с ребенком на руках!
День Матери Разработала Троценко О.Н. МБОУ СОШ 18 ст. Темижбекская.
Сергеев Николай Михайлович, МБОУ «СОШ 8», 1 А класс Руководитель: Сергеева Венера Викторовна.
Имя моего Ангела – Мама.. За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога: Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать? Бог ответил: Я подарю.
Мама! Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно. Хоть праздник.
Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 30 января 1998 года учрежден российский праздник – День Матери. Этот праздник отмечается в последнее воскресенье.
«Имя твое несу через всю жизнь как святыню». При солнышке тепло, при матушке добро. Всякой матери своё дитя мило. Детки –радость, детки же и горе. Какова.
«Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя» (М. Горький) Рахматулин Д., Лютиков А., Козуля.
1 Вы все будете жить! Методическая разработка урока русской литературы в 10 классе Методическая разработка урока русской литературы в 10 классе.
Лучше всех на земле – мама! День матери России – 29 ноября.
САМАЯ ПРЕКРАСНАЯ ИЗ ЖЕНЩИН - ЖЕНЩИНА С РЕБЁНКОМ НА РУКАХ!
ГРУППА «ПЧЁЛКИ». Мамин день - праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям,
Самый близкий и родной человек.. Со мною с детства рядом ты всегда, в минуты радости в минуты огорченья, за все обиды ты прости меня, я искренни прошу.
Слайд шоу предоставил ученик 4 класса средней школы 16 Нагиев Аслан.
Работа ученицы 6 класса «Б» Распаевой Карины. Учитель: Малахова Елена Васильевна МОУ Красноярская школа 1.
Воспеваю то, что вечно ново, И хотя совсем не гимн пою, Но в душе родившееся слово Обретает музыку свою… Слово это – зов и заклинанье, В этом слове сущего.
Транксрипт:

«Женщина - родник красоты»: ко дню Матери Мать - единственное на земле божество, не знающее атеистов. Э. Легуве Любовность и материнство почти исключают друг друга. Настоящее материнство мужественно. Марина Цветаева Сердце матери - неиссякаемый источник чудес. П. Беранже Материнские руки - воплощение нежности... Виктор Мари Гюго Первый подарок, который дает нам мать,- это жизнь, второй- любовь, и третий- понимание. Донна Брауэр

Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. Из этого великого моря можно черпать беспрестанно – и не обмелеет оно вовеки. Не случайно, поэтому выходят у нас книги о товариществе и дружбе, любви и природе, солдатском мужестве и Родине… И любая из этих тем получила своё полное и достойное воплощение в глубоких и своеобразных произведениях отечественных мастеров. Но есть ещё одна святая страница в нашей литературе, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу, - это произведения о матери. С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего её старость; и презрением казним того, кто в горькую старческую её пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти, куске или крове. По отношению человека к матери народ меряет своё отношение к человеку…

Пером писателей Самой природой в матери заложено стремление брать на себя заботы своих детей, ограждать их от жизненных невзгод, бед. Впрочем, это имеет и свою оборотную сторону. Вспомним хотя бы Обломова, который благодаря чрезмерной заботе своей матери стал безвольным, безынициативным, ленивым человеком. Каждая мать желает счастья и добра своему ребенку, и, кажется, нет ничего страшнее на свете, когда матери переживают своих детей. А сколько молодых жизней унесли и продолжают уносить войны! И нет таких слов, которыми можно было бы объяснить матери, почему погиб именно ее ребенок. В рассказе В. Богомолова Сердца моего боль вернувшиеся с войны ребята избегают смотреть в глаза матери своего одноклассника, погибшего на фронте, читая в них немой упрек и пронзительную скорбь.

Распутин В. «Последний срок» В повести рассказывается о последних днях старухи Анны и о поведении её взрослых детей, «преждевременно» съехавшихся в родительский дом. Поражает огромное жизнелюбие старой крестьянки. Жизнь её была тяжёлой: разруха, голод, война. Женщина вырастила пятеро детей. Люся и Варвара, а также старший сын Илья жили в городе. С младшим сыном Михаилом она «доживала свой век». Почувствовав приближение смерти, старуха Анна решила попрощаться со своими детьми. « Вот уже приехали четверо из них, теперь все ждали самую младшую из них – Татьяну». Старуха любила её больше всех, она была её «поздним и последним ребёнком». Анна считала, что именно младшая дочь будет её утешением в старости. С горечью пишет автор о том, что забывают дети о своих матерях, забывают приехать, поздравить, послать письмо. А ведь матери нужно очень немногое: любовь и внимание детей. Хорошо, когда между матерью и детьми есть взаимопонимание, когда не только мать несёт ответственность за судьбу детей, но и дети являются её защитой и опорой.

Солженицын А. И. «Матрёнин двор» Тяжёлой была судьба русской женщины, русской крестьянки. Это произведение написано целиком о женщине. Несмотря на множество не связанных с нею событий, Матрёна является главным действующим лицом. Вокруг неё развивается сюжет рассказа. Эта женщина видела в жизни немало горя: смерть детей, предательство мужа. Тяжёлая работа изнуряла её физически, но душа у Матрёны была добрая, отзывчивая к чужой беде. Она не боялась никакой работы, трудилась в колхозе, за что получала копейки. Никогда не была ей работа в тягость, «ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна». Жила она бедно, убого, одиноко. Её считали «потерянной старухой», измотанной трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в её доме, опасаясь, что Матрёна будет просить у них помощи. А когда погибла Матрёна Васильевна, опять же помогая своим родственникам, вспомнили её не только добрым словом. Говорили, что «не бережливая, помогала бесплатно». Даже о сердечности и простоте Матрёны говорили с презрительным сожалением.. «Не понятая и брошенная даже мужем своим, сохранившая шесть детей, смешная, по – глупому работающая на других бесплатно, она не скопила имущества к смерти. Грязно – белая коза, колченогая кошка, фикусы…» Вот характеристика Матрены с точки зрения людей, живших рядом с ней. Всеми забытая, никому не нужная…А ведь не смогли – то разглядеть в этой женщине главного – доброты её, не поняли, что «есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село, ни город, ни вся наша земля ».

Паустовский К. «Телеграмма» Материнское сердце способно бесконечно ждать и прощать. В рассказе Телеграмма К. Паустовский очень трогательно пишет о судьбе старой женщины Катерины Петровны. Живет она одиноко, ее старческую жизнь скрашивают только воспоминания о дочери, которую она не видела уже три года. Нет, дочь помнит о матери, шлет ей денежные переводы, которые всегда сопровождаются одними и теми же словами: Все хорошо, писать много некогда. Старушка пытается не докучать дочери своими письмами, понимая, что у той своя жизнь, свои проблемы. А у Насти редкие материнские письма вызывают, с одной стороны, облегчение, а с другой беспокойство. Занята Настя в городе важным, по ее мнению, делом. Все силы отдает устройству выставки одинокого пожилого скульптора, нуждающегося в ее заботе. Окружающие хвалят ее за душевную заботу, доброту, беспокойство о человеке. И только Гоголь, последняя работа скульптора, смотрит на Настю с укором, словно только ему известна ее тайна. А в деревне, чтобы успокоить умирающую Катерину Петровну, смягчить как-то ее страдания, односельчане от имени дочери составляют телеграмму, не понимая, что материнское сердце не обманешь. В день похорон Катерины Петровны у могилы собрались только соседи-односельчане. И молоденькая учительница, чья мать тоже живет далеко, в городе, целует руку Катерины Петровны, незнакомой ей женщины, от имени всех детей, как бы прося у нее прощения. Настя опоздала на похороны и покидала деревню тайком, крадучись, боясь встретить кого- нибудь из односельчан. Она понимала, что никто не сможет снять камень с ее души.

Быков В. «Свояки» Сколько бескорыстия, самоотверженности в поступках матери! Зачастую слепая любовь материнская, к сожалению, оказывается губительной для её детей. Об этом повествует рассказ Василя Быкова. Оба сына крестьянки, совсем мальчишки, собрались в партизаны. «Отец их погиб на фронте, и так страшно матери отпускать детей, так жалко, так хочется остановить». И вот она растерянная, бежит в соседнюю деревню к свояку за помощью и советом. « Свояк – это же свой, родня, хоть и полицай, придёт не откажет, ведь всего – то и надо припугнуть немного»,- так думала женщина. А обернулось всё ужасной трагедией. Прибегает она домой вслед за полицаями, но поздно. Видит, как легко и просто убивают её мальчиков. И жить дальше она не смогла». Мать добрела до колодца и торопливо ринулась в мрачную, зыбкую пройму. Материнский инстинкт обманул женщину. Дело – то и не в ней, а в жестоких обстоятельствах, делающих людей бесчеловечными.

Гроссман В. «Жизнь и судьба» В романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» насилие предстаёт в разных видах, и писатель создаёт яркие, пронзительные картины той угрозы, которую оно несёт для жизни. Письмо матери физика Штрума Анны Семёновны, написанное ею накануне гибели обитателей еврейского гетто. Его нельзя читать без содрогания и слёз. Охватывают ужас, чувство страха. Как могли люди вынести эти нечеловеческие испытания, выпавшие на их долю. И особенно страшно, становится не по себе, когда плохо матери, самому святому существу на земле. А мать – мученица, страдалица, она всегда думает о детях, даже в последние минуты жизни: «Как закончить мне письмо? Где взять силы, сынок? Есть ли человеческие слова, способные выразить мою любовь к тебе? Целую тебя, твои глаза, твой лоб, твои волосы. Помни, что всегда в дни счастья и в день горя материнская любовь с тобой, её никто не в силах убить. Живи, живи, живи вечно!» Мать способна на любую жертву ради детей! Велика сила материнской любви! Мать Василия Гроссмана погибла в 1942 году от рук фашистских палачей. В 1961 году, через 19 лет после смерти матери, сын написал ей письмо. Оно сохранилось в архиве вдовы писателя. «Когда я умру, ты будешь жить в книге, которую я посвятил тебе и судьба которой схожа с твоей судьбой» (В. Гроссман) И та горячая слеза, пролитая писателем по его старой матери и по еврейскому народу обжигает наши сердца и оставляет на них рубец памяти.

Закруткин В. «Матерь человеческая» Героическая поэма о беспримерном мужестве, стойкости и человечности русской женщины – Матери. Рассказ о повседневной жизни, нечеловеческих тяготах и невзгодах молодой женщины в глубоком тылу у немцев вырастает в повествование о матери и материнстве как воплощении самого святого в роде человеческом, о выносливости, стойкости, долготерпении, вере в неизбежную победу добра над злом. В. Закруткиным описана исключительная ситуация, но в ней автор увидел и сумел передать проявление типичных черт характера женщины-матери. Рассказывая о злоключениях и переживаниях героини, писатель постоянно стремится выявить в частном общенародное. Мария понимала, что «её горе только невидимая миру капля в той страшной, широкой реке горя людского, чёрной, озарённой пожарами в реке, которая, затапливая, руша берега, разливалась всё шире и шире и всё быстрее стремилась туда, на восток, отдаляя от Марии то, чем она жила на этом свете все свои недолгие двадцать девять лет… Последняя сцена повести – когда командир полка наступающей Советской Армии, узнав историю героини, при всём эскадроне «опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к её безвольно опущенной маленькой жёсткой руке…» - придаёт почти символический смысл судьбе и подвигу героини. Обобщение достигается введением в произведение символического образа материнства – образа Мадонны с младенцем на руках, воплощённого в мраморе безвестным художником. «Я всматривался в её лицо, - пишет В. Закруткин, - вспоминая историю простой русской женщины Марии и думал: «Таких, как Мария, у нас на земле великое множество, и придёт время – люди воздадут им должное…

Сердцем поэтов Много замечательных произведений литературы посвящено матерям. Например, стихотворение Сергея Есенина Письмо к матери. Этот образ в его творчестве неразрывно связан с образом деревенского дома с голубыми ставнями, березами у околицы, дорогой, уходящей вдаль. Поэт говорит: Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом.

Марина Цветаева МАМЕ В старом вальсе штраусовском впервые Мы услышали твой тихий зов, С той поры нам чужды все живые И отраден беглый бой часов. Мы, как ты, приветствуем закаты, Упиваясь близостью конца. Все, чем в лучший вечер мы богаты, Нам тобою вложено в сердца. К детским снам клонясь неутомимо, (Без тебя лишь месяц в них глядел!) Ты вела своих малюток мимо Горькой жизни помыслов и дел. С ранних лет нам близок, кто печален, Скучен смех и чужд домашний кров... Наш корабль не в добрый миг отчален И плывет по воле всех ветров! Все бледней лазурный остров детство, Мы одни на палубе стоим. Видно грусть оставила в наследство Ты, о мама, девочкам своим! Сергей Есенин МОЛИТВА МАТЕРИ На краю деревни старая избушка, Там перед иконой молится старушка. Молитва старушки сына поминает, Сын в краю далеком родину спасает. Молится старушка, утирает слезы, А в глазах усталых расцветают грезы. Видит она поле, поле перед боем, Где лежит убитым сын ее героем. На груди широкой брызжет кровь, что пламя, А в руках застывших вражеское знамя. И от счастья с горем вся она застыла, Голову седую на руки склонила. И закрыли брови редкие сединки, А из глаз, как бисер, сыплются слезинки.

Ольга Берггольц ПЕСНЯ О ЛЕНИНГРАДСКОЙ МАТЕРИ Вставал рассвет балтийский ясный когда воззвали рупора: Над нами грозная опасность. Бери оружье, Ленинград! - А у ворот была в дозоре седая мать двоих бойцов, и дрогнуло ее лицо, и пробежал огонь во взоре. Она сказала: Слышу, маршал. Ты обращаешься ко мне. Уже на фронте сын мой старший, и средний тоже на войне. А младший сын со мною рядом, ему семнадцать лет всего, но на защиту Ленинграда я отдаю теперь его. Иди мой младший, мой любимый, зови с собой своих друзей....На бранный труд, на бой, на муки, во имя права своего, уходит сын, целуя руки, благословившие его. И, хищникам пророча горе, гранаты трогая кольцо, - у городских ворот в дозоре седая мать троих бойцов. Расул Гамзатов БЕРЕГИТЕ МАТЕРЕЙ Воспеваю то, что вечно ново, И хотя совсем не гимн пою, Но в душе родившееся слово, Обретает музыку свою. И, своей не подчиняясь воле, Рвется к звездам, ширится окрест… Музыкою радости и боли Он гремит - души моей оркестр. Но когда скажу сейчас впервые Это Слово - Чудо, Слово - Свет, - Встаньте, люди! Павшие, живые! Встаньте, дети наших бурных лет! Встаньте, сосны векового бора! Встаньте, распрямитесь стебли трав! Встаньте, все цветы! И встаньте горы! Небо на плечах своих подняв. Встаньте все и выслушайте стоя, Сохраненные во всей красе Слово это - древнее, святое! Распрямитесь! Встаньте!.. Встаньте все! Как леса встают с зарею новой, Как травинки рвутся к солнцу в высь, Встаньте все, заслышав это слово, Потому что в слове этом - жизнь. Слово это зов и заклинанье, В этом слове - сущего душа. Это искра первого сознанья, Первая улыбка малыша Слово это пусть всегда пребудет И, пробившись сквозь любой затор Даже в каменных сердцах пробудит Заглушенный совести укор. Слово это сроду не обманет В нем сокрыто жизни существо. В нем исток всего. Ему конца нет. Встаньте! Я произношу его: "Мама"!

Эмма Мошковская ТРУДНЫЙ ПУТЬ Я решил и отправляюсь, Я иду в этот трудный путь. Я иду в соседнюю комнату, Где молча сидит моя мама. И придётся открыть дверь И сделать шаг... и ещё И еще, может десять, десять шагов! И тихо к ней подойти, И тихо сказать: "прости..." Есть мужество стоять под выстрелом, Под прорезью прицела тонкого, Есть мужество решенья быстрого, И мужество терпенья долгого. А есть ещё такое мужество, Что может быть других важнее. Когда не в силах больше мучаться Приходишь к нему иль ней. Я был не прав, не прав до ужаса, Прости меня и мне доверься И отогреет это мужество Тобой обиженное сердце. Евгений Евтушенко УХОДЯТ МАТЕРИ ОТ НАС Уходят наши матери от нас, Уходят потихонечку, на цыпочках, А мы спокойно спим, едой насытившись, Не замечая этот страшный час. Уходят наши матери от нас не сразу, нет, Нам это только кажется, что сразу. Они уходят медленно и странно, Шагами маленькими по ступеням лет Все удаляются они, все удаляются. К ним тянется очнувшись ото сна, Но руки вдруг о воздух ударяются - В нем выросла стеклянная стена! Мы опоздали. Пробил страшный час. Глядим мы со слезами постоянными, Как тихими суровыми колоннами Уходят наши матери от нас...

Эмма Мошковская Я МАМУ МОЮ ОБИДЕЛ Я мамy мою обидел, Тепеpь никогда-никогда Из домy вместе не выйдем, Hе сходим с ней никyда. Она в окно не помашет, И я ей не помашy, Она ничего не pасскажет, И я ей не pасскажy... Возьмy я мешок за плечи, Я хлеба кyсок найдy, Hайдy я палкy покpепче, Уйдy я, yйдy в тайгy! Я бyдy ходить по следy, Я бyдy искать pyдy И чеpез бypнyю pекy Стpоить мосты пойдy! И бyдy я главный начальник, И бyдy я с боpодой, И бyдy всегда печальный И молчаливый такой... И вот бyдет вечеp зимний, И вот пpойдёт много лет, И вот в самолёт pеактивный Мама возьмёт билет. И в день моего pожденья Тот самолёт пpилетит, И выйдет оттyда мама, И мама меня пpостит. Иван Бунин МАТЕРИ Я помню спальню и лампадку, Игрушки, теплую кроватку И милый, кроткий голос твой: «Ангел-хранитель над тобой!» Ты перекрестишь, поцелуешь, Напомнишь мне, что он со мной, И верой в счастье очаруешь... Я помню, помню голос твой! Я помню ночь, тепло кроватки, Лампадку в сумраке угла И тени от цепей лампадки... Не ты ли ангелом была?

Долго сидит она над тетрадкой, отодвигая седую прядку (дельная - рано ей на покой), глаз утомленных не закрывая, ближних и дальних обогревая своею лучистою добротой. Всех бы приветила, всех сдружила, всех бы знакомых переженила. Всех бы людей за столом собрать, а самой оказаться - как будто!- лишней, сесть в уголок и оттуда неслышно за шумным праздником наблюдать. Мне бы с тобою все время ладить, все бы морщины твои разгладить. Может, затем и стихи пишу, что, сознавая мужскую силу, так, как у сердца меня носила, в сердце своем я тебя ношу. Ярослав Смеляков Mама Добра моя мать. Добра, сердечна. Приди к ней - увенчанный и увечный - делиться удачей, печаль скрывать - чайник согреет, обед поставит, выслушает, ночевать оставит: сама - на сундук, а гостям - кровать. Старенькая. Ведь видала виды, знала обманы, хулу, обиды. Но не пошло ей ученье впрок. Окна погасли. Фонарь погашен. Только до позднего в комнате нашей теплится радостный огонек. Это она над письмом склонилась. Не позабыла, не поленилась - пишет ответы во все края: кого - пожалеет, кого - поздравит, кого - подбодрит, а кого - поправит. Совесть людская. Мама моя.

Поэма «Реквием» А.А. Ахматова. Эти строки из далёкого 19 века напоминают нам о горьком плаче матери, который мы слышим в поэме Анны Андреевны Ахматовой «Реквием». Вот оно, бессмертие истинной поэзии, вот она, завидная протяжённость её существования во времени! 17 месяцев (1938 – 1939 годы) Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Льва Гумилёва: он арестовывался трижды: в 1935, 1938 и 1949 годах. Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой… Всё перепуталось навек, И мне не разобрать Теперь, кто зверь, кто человек, И долго ль казни ждать. Но это судьба не только одной матери. А судьба многих матерей России, изо дня в день простаивавших перед тюрьмами в многочисленных очередях с передачами для детей, арестованных носителями режима, Сталинского режима, режима жестоких репрессий. Перед этим горем гнутся горы, Не течёт великая река, Но крепки тюремные затворы, А за ними «каторжные норы» И смертельная тоска. Мать проходит круги ада. X глава поэмы – это кульминация – прямое обращение к евангельской проблематике. Появление религиозной образности подготовлено не только упоминанием спасительных обращений к молитве, но и всей атмосферой страдающей матери, отдающей сына на неизбежную, неотвратимую смерть. Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы Девы Марии; страдания сына с муками Христа, распятого на кресте. Появляется образ «Небеса расплавились в огне». Это знак величайшей катастрофы, всемирно-исторической трагедии. Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел. Горе матери, оно беспредельно и невыразимо, её утрата – невосполнима, потому что это её единственный сын и потому, что этот сын – Бог, единственный на все времена спаситель. Распятие в «Реквиеме» - вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешные страдания, а единственного ей возлюбленного, сына – на небытие.

Мать в творчестве великого русского поэта Н.А. Некрасова Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель. Именно поэтому образ матери становится одним из главных в русской литературе уже в XIX веке. По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан: И если я легко стряхнул с годами С души моей тлетворные следы Поправшей всё разумное ногами, Гордившейся невежеством среды, И если я наполнил жизнь борьбою За идеал добра и красоты, И носит песнь, слагаемая мною, Живой любви глубокие черты – О, мать моя, подвигнут я тобою! Во мне спасла живую душу ты! (Из стихотворения «Мать»)

Светлый образ матери - крестьянки в лирике С.А. Есенина Великий русский поэт С. А. Есенин, создал удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке. Сквозь его творчество проходит светлый образ матери. Наделённый индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, возникает ещё в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. Этот образ принимает и конкретный земной облик крестьянки, занятой повседневными делами: «Мать с ухватами не сладится, нагибается низко…» Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына. В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать. «Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту «за родительским ужином». Мать волнуется – сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом». В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет». Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания –«поджиданье седых матерей». Сыновья стали солдатами, царская служба увела их на кровавые поля мировой войны. Редко-редко приходят от них «каракули, выводимые с таким трудом», но всё ждут их «хижины хилые», согретые материнским сердцем. Есенина можно поставить рядом с Некрасовым, воспевшим «слёзы бедных матерей». Им не забыть своих детей, Погибших на кровавой ниве, Как не поднять плакучей иве Своих поникнувших ветвей.

Глазами художников Пабло Пикассо. Портрет матери художника, 1896 Нестеров М. В. Портрет М.М. Нестеровой, матери художника

Василий Суриков. Портрет П.Ф. Суриковой (матери художника), 1887 Харменс ван Рейн Рембрандт. Портрет матери художника, 1639 Репин И.Е. Портрет матери,1867

Мэри Кассат «Мама Жанна кормит ребенка» К. Брюллов "Итальянка, ожидающая ребенка"

канадская художница Кэти м. Бергрен ( Katie m. Berggren)

С. Соколов Мать солдата С.В. Герасимов МАТЬ ПАРТИЗАНА

Ф. С. Богородский «Слава павшим героям». Образ женщины-матери поднимается до символического звучания матери-Родины.

«Мама, мама! Я помню руки с того момента, как я стал осознавать себя на свете. И с того самого мгновения я всегда помню твои руки в работе. Я помню, как они сновали в мыльной пене, стирая мои простынки, когда эти простынки были так малы, что походили на пеленки. Я вижу твои пальцы на букваре, и я повторяю за тобой: «бе-а-ба, ба-ба». Я помню твои руки, не сгибающиеся, красные от студеной воды – и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына, и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела. Нет ничего на свете, что бы сумели руки твои, чего бы они погнушались! Но больше всего, на веки вечные, запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, а ты глядела на меня из тьмы, сама тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые, святые руки твои! Ты проводила на войну сыновей – если не ты, так другая, такая же, как ты, - иных ты уже не дождешься вовеки… Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать свою – не от меня ли, не от тебя ли, не от него ли, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери? А ведь придет час, когда мучительным упреком сердцу вернется все это у материнской могилы. Мама, мама! Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…» (А. Фадеев)

Берегите своих матерей!

Библиографический список: